Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:29, реферат
Цель исследования - рассмотреть особенности Я - концепции как системы отношения человека к себе. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-познакомиться с самим Карлом Роджерсом через его биографию, труды, статьи, книги.
-изучить материал о феноменологическом направлении. Понять сущность «Я-концепции».
Введение……………………………………………………………………с.3-4
Основная часть.
Биографический очерк……………………………………………… с.5-6
Суть феноменологического направления……………………………..с.7
Точка зрения Карла Роджерса на природу человека……………….с.8-9
Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации…………с.10-11
Феноменологическая позиция К. Роджерса………………………….с.12
Я-концепция: «все-таки кто я»?.................................................... …с.13-21
Самость.
Идеальная самость.
Препятствия росту.
Брак.
Методы психоанализа К. Роджерса и его основные работы…....с.21-23
Заключение……………………………………………………………….с.24-25
Список литературы…………………………………………………………с.26
Я-концепция: «все-таки кто я»?
Определяющей концепцией в теории К. Роджерса является Я-концепция.
Самость, или Я-концепция (взаимозаменяемые термины), определяется как дифференцированная часть поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия действительности и ценностей внутреннего «Я».
Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет, и отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть самого себя.
Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими мы хотели бы быть (так называемое Я-идеальное). Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание.
Люди ведут себя в соответствии с их Я-концепцией, однако может возникнуть несоответствие между Я-концепцией и действительным переживанием, что приводит к личностным расстройствам и психопатологии.
Самость
В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы «замораживаем» фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. К. Роджерс говорит, что «мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, научением...результат очевидно является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспекта может полностью изменить всю фигуру». Самость – это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.
Как фотограф «останавливает» что-то, что изменяется, так и самость не является ни одним из «стоп-кадров», которые мы снимаем, а лежащий за ними текучий процесс. Другие теоретики используют термин «самость» для обозначения того аспекта тождества личности, который неизменен, устойчив, даже вечен. К. Роджерс же использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Это отличие, это подчеркивание изменения, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.
Идеальная самость
Идеальная самость – это «представление себя, каким индивидуум более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя». Как самость, это сдвигающаяся, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая анализу. Степень, в какой самость отличается от идеальной самости, – один из показателей дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть – признак душевного здоровья. Такое принятие не есть покорность, сдача позиций, это способ быть ближе к реальности, к своему актуальному состоянию. Образ идеальной самости, в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценностей человека – одно из препятствий личному росту. Это может прояснить следующий пример. Студент собирается оставить колледж. Он был лучшим учеником в начальной и средней школе, и очень хорошо учился в колледже. Он уходит, как он объясняет, потому, что он получил плохую оценку на определенном курсе. Его образ себя, как «всегда лучшего», оказался под угрозой. Единственным выходом, как он считает, является уход из академического мира, отрицание разницы между его актуальным состоянием и идеальным представлением себя. Он говорит, что он будет работать, чтобы быть «лучшим» где-то еще.
Ради защиты своего идеального образа себя он захотел закрыть для себя академическую карьеру. Он оставил колледж, обошел мир, за несколько лет перепробовал массу различных, нередко эксцентричных, занятий. Когда он снова вернулся, он уже мог обсуждать возможность, что может быть не так уж обязательно быть лучшим с самого начала, но все еще ему трудно заняться какой-либо деятельностью, в которой он может предположить неудачу.
Препятствия росту
К. Роджерс полагает, что препятствия возникают в детстве и являются нормальным аспектом развития. То, чему ребенок научился на одной стадии, должно быть переоценено на следующей. Идеи и мотивы, преобладающие в раннем детстве, могут препятствовать развитию позже.
Как только
ребенок начинает сознавать себя,
в нем развивается потребность
в любви и позитивном внимании.
«Эта потребность универсальна для
людей, она всепроникающа и постоянна
в человеке. Является ли она врожденной
или приобретаемой –
Любовь настолько важна для ребенка, что «он начинает руководствоваться в своем поведении не столько тем, насколько опыт поддерживает и усиливает организм, сколько вероятностью получения материнской любви». Ребенок начинает действовать так, чтобы получить любовь или одобрение, независимо от того, является ли это для него самого здоровым. Дети могут действовать против собственных интересов, приходят к представлению о себе, как созданных для того, чтобы помогать и поддерживать других. Теоретически эта ситуация может не развиться, если ребенок всегда чувствует себя принимаемым, если чувства принимаются, даже если какие-то фрагменты поведения запрещаются. В такой идеальной обстановке ребенок не испытывает побуждения отторгнуть от себя непривлекательные, но подлинные части своей личности.
Поведение, или отношение, которое отрицает некоторый аспект самости, называет «условием ценности»: «Когда опыт себя избегается (или, наоборот, намеренно ищется) только потому, что он менее (или более) заслужит награждения себя, индивидуум оказывается в состоянии условия ценности». Условие или состояние ценности – основное препятствие для точного восприятия и реалистического сознавания. Это избирательные бленды и фильтры, создаваемые, чтобы обеспечить непрекращающийся приток любви от родителей и от других. Мы набираем определенные состояния, отношения и действия, которые, как мы полагаем, должны делать нас ценными. В той мере, в какой выдумываются эти отношения и действия, они являются областью личного согласия. В крайнем проявлении условие ценности характеризуется предпосылкой, что «я должен быть любим или уважаем каждым, с кем я вхожу в соприкосновение». Условие ценности создает разрыв между самостью и представлением о самости. Чтобы поддерживать условие ценности, человек должен отрицать какие-то стороны себя.
«Это
является, как мы себе представляем,
фундаментальным отчуждением в
человеке. Он не истинен по отношению
к себе, к своим естественным органическим
оценкам и потребностям; ради сохранения
позитивного отношения
Например, если ребенку говорят, что он должен любить новорожденного малыша, иначе мама не будет любить его самого, то это значит, что он должен подавить в себе подлинные негативные чувства по отношению к новорожденному. Если ребенок ухитрится спрятать свою «злую волю», свое желание повредить ему и нормальную ревность, мама будет продолжать его любить. Если он примет свои чувства, он рискует потерей этой любви. Решение, создающее «условие ценности», состоит в том, чтобы отрицать эти чувства, когда они появляются, блокировать их от сознавания (формы отказа от борьбы). Теперь можно спокойно говорить «Я действительно люблю маленького братика, хотя временами я его крепко обнимаю, так, что он начинает кричать», или «Моя нога просто скользнула под его ногу, поэтому он упал».
«Я до сих пор помню огромную радость, которую проявил мой старший брат, когда ему была дана возможность наказать меня за что-то, что я сделал. Мать, другой брат и я сам были ошеломлены его жестокостью. Вспоминая это инцидент, брат рассказывал, что он не был так уж особенно сердит на меня, но понимал, что это – редкая возможность, и хотел выразить, раз уж было разрешено, сколь можно больше своей „злой воли“. К. Роджерс утверждает, что принятие таких чувств и нахождение им какого-то выражения, когда они появляются, более способствует здоровью чем отрицание или отчуждение их.
Ребенок взрослеет, но проблемы остаются. Рост задерживается в той мере, в какой человек отрицает импульсы, отличающиеся от искусственно созданного представления о себе. Чтобы поддерживать ложный образ себя, человек продолжает искажать опыт, а чем больше искажение, тем больше возможности ошибок и создания дополнительных проблем. Возникающее в итоге поведение ошибки и замешательство, – это проявление более фундаментального первоначального искажения.
Ситуация оказывается замкнутым кругом. Каждый опыт неконгруентности между самостью и реальностью ведет к возрастающей уязвимости, которая, в свою очередь, ведет к усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруентности.
Иногда
защиты не срабатывают, и человек
оказывается сознающим
Брак
Брак – необычное отношение. Оно потенциально длительно, оно интенсивно и несет в себе возможность длительного роста и развития. К. Роджерс полагает, что браку свойственны те же основные законы, которые действуют для энкаунтер-групп (группа, где можно поделиться своими переживаниями), терапии и других отношений. Наилучшие браки осуществляются между людьми, которые находят согласие, наименее отягощены «условиями ценности», и способны на подлинное принятие других. Когда брак используется для подкрепления существующих защитных тенденций, он менее удовлетворяет и менее устойчив.
Роджерсовские представления о любых длительных интимных отношениях, таких как брак, фокусируются в четырех основных элементах: постоянно поддерживаемое обязательство, выражение чувств, непринятие специфических ролей и способность разделить внутреннюю жизнь партнера. Каждый из этих элементов он описывает как обязательство, соглашение относительно идеала для продолжающегося благотворного и значимого отношения.
1. Посвящение соглашения. Каждый из партнеров по браку должен рассматривать «партнерство как продолжающийся процесс, а не как контракт. Осуществляемая работа осуществляется ради своего удовлетворения, так же как и ради удовлетворения другого». Отношения – это работа; это работа ради отдельных, равно как и ради общих целей. К. Роджерс предлагает выразить это посвящение так: «Каждый из нас посвящает это совместной работе над изменяющимся процессом наших отношений, потому что эти отношения постоянно обогащают нашу любовь, нашу жизнь, и мы хотим, чтобы они росли».
2. Общение – выражение чувств. К. Роджерс настаивает на полном открытом общении. «Я буду рисковать, пытаясь передать любое длительное чувство, позитивное или негативное, моему партнеру – той полноты и глубины, до какой я сам его понимаю – как живой части меня. Затем я рискну далее попытаться понять, со всей эмпатией (способность к сопереживанию. «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь»1.), на какую я способен, ее или его реакцию, будь она обвиняющей и критической или разделяющей, и открывающей себя». Общение содержит две одинаково важные фазы: выражение эмоции и открытость к переживанию ответа реакции партнера.
Роджерс не просто пропагандирует выражение чувств. Он утверждает, что следует также подвергнуться воздействию, которое ваши чувства производят на партнера, как и первоначальному выражению самих чувств. Это гораздо труднее, чем просто «выпустить пар» или быть «открытым и честным». Это готовность принять реальный содержащийся в выражении риск: отвержение, непонимание, враждебные чувства, возмездие. Роджерс настаивает на необходимости установить и поддерживать этот уровень взаимодействия, что противоречит позиции, полагающей, что нужно быть вежливыми, тактичными, обходить острые углы и не касаться текущих эмоциональных проблем.
Информация о работе Феноменологическое направление Карла Роджерса. Я-концепция