Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:29, реферат
Цель исследования - рассмотреть особенности Я - концепции как системы отношения человека к себе. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-познакомиться с самим Карлом Роджерсом через его биографию, труды, статьи, книги.
-изучить материал о феноменологическом направлении. Понять сущность «Я-концепции».
Введение……………………………………………………………………с.3-4
Основная часть.
Биографический очерк……………………………………………… с.5-6
Суть феноменологического направления……………………………..с.7
Точка зрения Карла Роджерса на природу человека……………….с.8-9
Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации…………с.10-11
Феноменологическая позиция К. Роджерса………………………….с.12
Я-концепция: «все-таки кто я»?.................................................... …с.13-21
Самость.
Идеальная самость.
Препятствия росту.
Брак.
Методы психоанализа К. Роджерса и его основные работы…....с.21-23
Заключение……………………………………………………………….с.24-25
Список литературы…………………………………………………………с.26
Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Психологическая культура личности»
на тему
«Феноменологическое
направление Карла Роджерса.
Я-концепция».
Выполнил
студент гр. 1412
___________ |
Проверил
____________ ____________________________ (зачтено/незачтено) |
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть.
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
"Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные."
Карл Роджерс – уникальный американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «Я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией». Изучая труды Карла Роджерса, я поняла, что цель написания его работ – разделить с нами часть его жизненного опыта, часть его самого. Там изложено то, что Роджерс испытал в джунглях современной жизни, на неизведанной территории межличностных отношений. Там описано то, что он видел, во что он поверил. Там говорится о некоторых вопросах, затруднениях, заботах и сомнениях, с которыми он встретился. Не смотря на то, что труды Карла Роджерса написаны не простым, научным языком, меня заинтересовала его точка зрения, его теория, касающаяся феноменологического направления. Автор искренне и убеждающее утверждает, что люди способны сами определять свою судьбу. Люди ответственны за то, что они собой представляют. Люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству. Сущность человеческой природы ориентирована на движение вперед, к определенным целям, она конструктивна и реалистична. Мне близки и понятны его мысли, и я захотела продолжить познание данного направления, продолжая изучать книги Карла Роджерса.
Объектом моего реферата является – Я - концепция личности. Предмет исследования - Я - концепция как система психологических особенностей отношения человека к себе.
Цель исследования - рассмотреть особенности Я - концепции как системы отношения человека к себе. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-познакомиться
с самим Карлом Роджерсом
-изучить
материал о феноменологическом
направлении. Понять сущность
«Я-концепции».
Биографический очерк.
Карл Роджерс родился 8 января 1902 г. и был четвертым ребенком в семье.
К. Роджерс рос весьма робким и застенчивым мальчиком. Так как отец часто бывал в разъездах, большое влияние на него оказала именно мать. Любимым занятием К. Роджерса было чтение. Хотя его родители – глубоко религиозные люди – относились неодобрительно к чтению художественной литературы, как к пустой трате времени, Карл продолжал часами проводить время за книгами. В семь лет он пошел в школу. Его способности к чтению оказались столь впечатляющими, что мальчика сразу отправили учиться во второй класс. Здесь он познакомился со своей будущей женой – Хелен Эллиот.
Детство К. Роджерса прошло на ферме. Огромное влияние на становление его мировоззрения оказали труды по сельскому хозяйству. Даже в колледж Роджерс поступил для того, чтобы изучать сельское хозяйство. Но через два года его намерения изменились: он решил избрать стезю духовного образования.
В дальнейшем К. Роджерс продолжил свое образование в теологической семинарии. После поездки на Восток его взгляды на религию значительно изменились: он стал считать, что цель его жизни – помогать людям, нуждающимся в духовной поддержке, и что эту цель можно достичь и вне церкви. Его все больше стала привлекать психология. К. Роджерс убедился, что работа психолога – достойное занятие, которым он сможет обеспечить себе благополучное существование и одновременно помочь людям.
К. Роджерс прошел в Висконсинском университете заочно курс психологии, а затем продолжил образование в Педагогическом колледже Колумбийского университета. По окончании университета Карл стал работать клиническим психологом в Центре помощи детям в г. Рочестере (штат Нью-Йорк). Там он проработал 12 лет. Роджерс отличался тем, что не примыкал ни к одной из психологических школ. Со временем он выработал свою собственную теорию и метод работы с пациентами.
Умер Карл Роджерс в 1987 г. За год до своей
смерти он посетил Москву, где его лекции
по психологии пользовались огромным
успехом у аудитории. Всего К. Роджерс
написал 16 книг и более 200 статей. Его работы
переведены на 60 иностранных языков и
по сей день, оставаясь актуальными, продолжают
волновать научную общественность.
Суть феноменологического направления.
Феноменологическая теория Карла Роджерса акцентирует внимание на том, что поведение человека можно понимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности.
Объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и понимаемая человеком в данный момент времени. Суть феноменологического направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу. Свобода самоопределения заложена в природе человека как феномена. Это рассуждение приводит в конечном итоге к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют.
Другой
отличительной чертой феноменологического
подхода к теории личности является тезис
о том, что люди изначально добры и обладают
стремлением к совершенству, а значит,
естественно и неизбежно движутся в направлении
большей дифференциации (отличия друг
от друга), автономности и зрелости.
Точка зрения К. Роджерса на природу.
Точка зрения Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям, которым требовалась профессиональная помощь: "Из отношений с этими людьми, из часов, проведенных с ними, я почерпнул большинство моих догадок о значении терапии, о динамике межличностных отношений, о структуре и функционировании личности". В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, – убежденностью в том, что человек, если позволить ему раскрывать свои врожденные возможности, будет развиваться оптимально и эффективно.
Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, движимого Оно и бессознательным, которые могут проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, половом насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Изучая природу человека, К. Роджерс пришел к выводу, что сущность человеческой природы ориентирована на движение вперед, к определенным целям, конструктивна и реалистична.
Он считал,
что люди иногда имеют злые и разрушительные
чувства, однако, когда ничто не мешает
им проявлять свою настоящую внутреннюю
природу, они становятся разумными созданиями,
которые искренне хотят жить в гармонии
с собой и с другими.
Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации.
Наряду с точкой зрения о позитивной природе человека, К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все человеческое поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Иначе говоря, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать (сохранить и развить себя), максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.
Роджерс полагал, что при отсутствии внешних ограничений тенденция (желание к) актуализации естественно выразится в разнообразных формах поведения. Эта тенденция – единственный выдвинутый Роджерсом мотивационный конструкт.
Тенденция актуализации человека берет свое начало в физиологических процессах организма – это не психологическая тенденция, а биологический факт. Она, с одной стороны, нацелена на снижение напряжения, на сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя, а с другой – на повышение напряженности, так как поведение индивидуума мотивировано его потребностью развиваться и улучшаться. Роджерс не считал нужным давать конкретные примеры проявления тенденции к актуализации в поведении, но ее можно охарактеризовать в терминах желания достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной (например, стремление получить хорошую оценку, добиться повышения по службе, быть независимым, помогать людям, больным СПИДом). Другие многочисленные примеры также иллюстрируют действие принципа актуализации Роджерса. Например, маленький ребенок, который учится ходить, поражает своим упорством – он действительно "зациклился" на этом и актуализируется. Он падает назад или вперед, ударяется головой и «расквашивает» нос. Но в конце концов он идет. Также и игрок в теннис стремится улучшить свой удар справа и слева, игрок в гольф – прицел и удары по мячу, профессор колледжа – свои статьи, а подросток – свои представления о себе. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые, вероятно, испытывает. Короче, Роджерс предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию.
Наиболее важным в этой тенденции, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь). Роджерс так определял тенденцию самоактуализации: «Это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью».
К. Роджерс
не считал, что самоактуализация может
стать конечным состоянием совершенства,
так как ни один человек не становится
самоактуализированным
Как мы
видели, теория Роджерса иллюстрирует
феноменологический подход к личности.
Феноменологическая
позиция К. Роджерса.
Феноменологическое направление считает реальным для индивида (то есть реальным для его мыслей, понятий, чувств) то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или субъективного мира, включающего все сознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий. Говоря феноменологически, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Например, человек, изнывающий от жажды в пустыне, бросится к луже воды, являющейся миражом, так, как если бы это была настоящая вода. Еще пример: два человека, оказавшиеся в одних и тех же обстоятельствах, могут впоследствии описывать две совершенно разные ситуации, это часто бывает с рассказами "очевидцев" появления неопознанных летающих объектов, дорожно-транспортных происшествий и других неожиданных событий.
Феноменологическая психология отстаивает в качестве своей основной доктрины положение, что психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности; действительная реальность – это реальность, которую наблюдает и интерпретирует реагирующий организм. Следовательно, по Роджерсу, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому (Rogers, 1959). В заключение можно добавить, что Роджерс, в отличие от Келли, избегал делать какие-либо заявления о природе "объективной" реальности. Его интересовала только психологическая реальность (то есть то, как человек воспринимает и интерпретирует любую информацию, получаемую посредством чувств), а объективную реальность он оставлял философам (Rogers, 1961).
Информация о работе Феноменологическое направление Карла Роджерса. Я-концепция