Факторы, способствующие установлению контакта

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Разрешение коммуникативных проблем представляет особый интерес для представителей так называемых «коммуникативных» профессий: политических деятелей, руководителей разного ранга, менеджеров, педагогов, врачей, социальных работников, юристов, журналистов и многих других. Источниками коммуникативной компетентности являются: врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения.

Содержание

Введение.
1. Функции, специфика общения и его цели
2. Структура общения:
А) коммуникативная сторона;
Б) интерактивная сторона;
В) перцептивная сторона;
3. Средства общения.
А) вербальные (речь и речевые звуковые явления);
Б) невербальные (кинессика, проксемика, «контакт глазами», тексика).
4. Этапы общения.
5. Барьеры общения.
6. Стратегии общения.
7. Виды общения.
8. Трансактный анализ.
9. Факторы, способствующие установлению контакта
А. Свойства характера.
Б. Психологические установки.
В. Эмпатия
Г. Конгруэнтность.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

психология общения 1.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

2.  Личная или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

3.  Социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.

4.  Публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и прочее.

   Мимика – движение мышц лица, - отражающая внутреннее эмоциональное  состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 % информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговоров.

   Лоб, брови, рот, глаза, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

    Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

   В целом можно сказать, что оптико-кинетическая система более или менее отчетливо воспринимается человеком, придает общению нюансы. Но эти нюансы неоднозначны из-за различия национальных культур. Так, если кивок головой у нас означает согласие, то у болгар – отрицание.

-  И наконец, «контакт глазами». Этот вид общения идет где-то на интуитивном, подсознательном уровне.

 

  1. Этапы общения.
 

   В процедуре общения выделяют следующие этапы:

А) Потребность  в общении (необходимо сообщить или  узнать информацию, повлиять на собеседника  и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

Б) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

В) Ориентировка в личности собеседника.

Г) Планирование содержания своего общения: человек  представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

Д) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

Е) Восприятие и  оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения  на основе установления обратной связи.

Ж) Корректировка  направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения  – оно окажется неэффективным. Эти  умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». 

  1. Барьеры общения.
 

   Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, характеры, разное самочувствие.

   Чтобы успешно преодолеть такие психологические барьеры, следует вооружиться элементарными знаниями о сущности характеров, потребностей, установок.

   Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. 

   Потребность – это осознанное и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий.

   Установка – сформировавшаяся в человеке неосознанная готовность к определенному поведению, готовность к положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время.

   Это и есть причины плохой коммуникации, барьеры общения, которые, если говорить  коротко,  выглядят следующим образом:

А) Стереотипы –  упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций.

Б) «Предвзятые  представления» – отвержение всего, что не соответствует собственным  взглядам.

В) Враждебное отношение  к собеседнику (или собеседника  к вам) создает трудности в  процессе убеждения человека.

Г) Отсутствие внимания, интереса собеседника, пока тот не осознает значения информации для себя.

Д) Пренебрежение  фактами, то есть привычка делать выводы, заключения, следуя из поверхностной  информации.

Е) Неверный подбор слов, нелогичность.

Ж) Неверный выбор стратегии общения.

 

  1. Стратегии общения.
 

   Существуют следующие стратегии общения:

-  открытое – закрытое общение;

-  монологическое – диалогическое общение;

-  ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

   Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

-  если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;

-  в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одновременное выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния». 

  1. Виды общения.
 

   Выделяют следующие виды общения:

А) «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Б) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает -  оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют к нему дальнейший интерес и не скрывают этого.

В) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Г) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Д) Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение

Ж) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман) в зависимости от особенности личности собеседника.

З) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

 

  1. Трансактный анализ общения.
 

   Трансактный анализ общения – это рациональный метод понимания поведения на основе трех состояний «Я» – «Родитель», «Взрослый», и «Ребенок», предложенный американским психологом и психиатром Эриком Берном.

«Родитель» - это экспертно-контрольная инстанция нашего «Я», сосредоточение схем и правил, ранее усвоенных индивидуумом, которые подлежат неукоснительному исполнению. В повседневной жизни эти роли играют родители, старшие сестры, начальники, амплуа которых состоит в начальственно-покровительственной манере общения.

«Ребенок» – эффективно-импульсивная и интуитивно-творческая инстанция нашего «Я». Это роль молодого специалиста, наивной девочки и т. п., то есть в позиции «Ребенка» мы ведем себя недостаточно серьезно и ответственно.

«Взрослый» – когнитивно-активное начало, ведущей чертой которого является независимость, разумность. С этой позиции выступают соседи, разумные попутчики, сослуживцы.

   Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции «Взрослых», могут друг друга понять и два ребенка. Общение «Родитель» – «Взрослый» динамично: либо «Взрослый» своим спокойствием и независимостью собьет спесь с «Родителя», либо «Родитель» сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего «Ребенка».

   Общение «Взрослый» – «Ребенок» столь же динамично: либо «Взрослый» сумеет побудить «Ребенка» серьезно относиться к обсуждаемой теме, либо беспомощность «Ребенка» спровоцирует переход «Взрослого» к позиции опекающего «Родителя».

   Часто уровни общения маскируются. Например, общение покупателя и продавца внешне напоминает общение уровня «Взрослый» – «Взрослый», но фактически покупатель находится здесь в роли просящего, а соответственно это роль «Ребенка», в то время как продавец, соизволяющий объяснить покупателю качества товара, опекающий покупателя, выступает в роли «Родителя». 

  1. Факторы, способствующие контакту.
 

   Установление контакта – главная задача первой фазы общения. Установить контакт – значит создать благоприятную, располагающую к беседе атмосферу, привлечь внимание, побудить интерес собеседника к себе.

   Так какие же факторы способствуют контакту? Среди свойств характера специалисты обычно выделяют доброжелательность, открытость, искренность, инициативность, умение быть собой, вежливость, тактичность.    Про такого человека говорят, что у него легкий характер. А вот обладателя «тяжелого» характера мы характеризуем как человека грубого, бесцеремонного, прямолинейного, негибкого, демонстративного, вспыльчивого. Такие люди обычно выступают провокаторами конфликтов.

   Однако характер это лишь один из факторов, определяющих эффективность общения. Другой, не менее важный фактор – психологическая установка по отношению к партнеру. Имея положительную установку мы откровенны и внимательны. При наличии заранее заданных установок, оценок и убеждений, которые имеем задолго до того, как реально начался процесс восприятия и общения, мы скорее нанесем вред общению. К числу установок, способствующих контакту, относятся: одобрение, самоодобрение, эмпатия.

   Установка на одобрение означает признание права другого человека чувствовать, думать и поступать так, как он считает для себя возможным. Принять личность другого человека со всеми ее недостатками и достоинствами. Такая установка исключает осуждение и враждебность. В итоге устанавливается доверительная и непринужденная атмосфера. А установка на добро будет «написана» на нашем лице: выражение его будет приветливым и доброжелательным. Взгляд должен быть неоценочным, открытым.

   «Задайте себе вопрос, - рекомендует врач-психотерапевт А. Б. Добрович, - часто ли прохожие обращаются к вам с вопросом, как пройти или проехать куда-либо? Если это случается крайне редко, значит у вас угрюмое, злое, надменное или замкнутое выражение лица. Вы отгораживаетесь от людей, и они будут платить вам тем же».

Информация о работе Факторы, способствующие установлению контакта