Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:57, курсовая работа
Разрешение коммуникативных проблем представляет особый интерес для представителей так называемых «коммуникативных» профессий: политических деятелей, руководителей разного ранга, менеджеров, педагогов, врачей, социальных работников, юристов, журналистов и многих других. Источниками коммуникативной компетентности являются: врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения.
Введение.
1. Функции, специфика общения и его цели
2. Структура общения:
А) коммуникативная сторона;
Б) интерактивная сторона;
В) перцептивная сторона;
3. Средства общения.
А) вербальные (речь и речевые звуковые явления);
Б) невербальные (кинессика, проксемика, «контакт глазами», тексика).
4. Этапы общения.
5. Барьеры общения.
6. Стратегии общения.
7. Виды общения.
8. Трансактный анализ.
9. Факторы, способствующие установлению контакта
А. Свойства характера.
Б. Психологические установки.
В. Эмпатия
Г. Конгруэнтность.
Заключение.
Введение.
1. Функции, специфика общения и его цели
2. Структура общения:
А) коммуникативная сторона;
Б) интерактивная сторона;
В) перцептивная сторона;
3. Средства общения.
А) вербальные (речь и речевые звуковые явления);
Б) невербальные (кинессика, проксемика, «контакт глазами», тексика).
4. Этапы общения.
5. Барьеры общения.
6. Стратегии общения.
7. Виды общения.
8. Трансактный анализ.
9. Факторы, способствующие установлению контакта
А. Свойства характера.
Б. Психологические установки.
В. Эмпатия
Г. Конгруэнтность.
Заключение.
Введение
Общение – одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким человеком. Общаемся мы всегда. Даже когда грустим в одиночестве, мы ведем диалог с воображаемым собеседником; даже когда отворачиваемся от случайного попутчика мы «говорим» ему: «Ты мне не интересен».
Наш век характеризуется скоплением огромного числа людей в больших городах, избыточностью и принудительностью ежедневных контактов. В таких случаях анонимность выступает в роли щита, предохраняющего психику человека от эмоциональных перегрузок. В то же время роль безымянного винтика перестает удовлетворять человека, все сильнее и настойчивее заявляет о себе потребность в неформальных, «сердечных» контактах. И тогда вдруг оказывается, что стремясь к контакту, мы не в состоянии его установить и поддержать, то есть обнаруживается то, что А. Б. Добрович обозначил как «коммуникативная беспомощность».В большой степени эта беспомощность характерна и для выпускников-сирот из школ-интернатов, где крайне важно создание структурных подразделений, которые должны максимально эффективно помочь и поддержать выпускников-сирот в их постинтернатной жизни. Или проблема коммуникаций и адаптации военнослужащих, выполняющих служебно-боевые задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики или Афганистана.
Своего рода беспомощность может проявляться и в сфере делового общения. Если во время переговоров вам не удается убедить своих партнеров, если рвутся деловые связи, если осложнились отношения с начальством или возникли конфликты с подчиненными – это говорит о наличии коммуникативных проблем.
Общение между супругами в семье, между родителями и детьми также требует в немалой степени определенных коммуникативных навыков.
Разрешение коммуникативных проблем представляет особый интерес для представителей так называемых «коммуникативных» профессий: политических деятелей, руководителей разного ранга, менеджеров, педагогов, врачей, социальных работников, юристов, журналистов и многих других. Источниками коммуникативной компетентности являются: врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения.
Умение эффективно
общаться - это уникальная способность,
которая делает человека успешной и интересной
личностью и позволяет добиваться в жизни
своих целей и мечты.
Давным-давно в старинном городе
жил Мастер, окружённый учениками. Самый
способный из них однажды задумался: "А
есть ли вопрос, на который наш Мастер
не смог дать ответа?". Он пошёл на цветущий
луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал
её между ладонями. Бабочка цеплялась
лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках:
живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых
ладонях и был готов в любое мгновение
сжать их ради своей истины. Не глядя на
руки ученика, Мастер ответил:
- ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ.
Мы живем в общении с родными и
близкими людьми, друзьями и коллегами
по учебе и работе, сотрудниками и партнерами
в бизнесе, и естественно, при каждом знакомстве
с новым человеком или людьми.
От того, насколько умело и эффективно
мы умеем общаться с людьми, зависит то,
как нас воспринимают окружающие и насколько
успешны мы будем в жизни. Умение общаться
- это искусство слушать и слышать, искусство
видеть и чувствовать, умение понять собеседника
и донести до него свои мысли.
Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Оба ряда отношений человека: и общественные и межличностные реализуются именно в общении. Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме взаимодействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека по специфике организации речевого сообщения об общей культуре и грамотности.
Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам:
- адресат – субъект общения;
- адресат – кому направлено сообщение;
- сообщение – передаваемое содержание;
- код – средства передачи сообщения, канал связи;
- результат – то, что достигнуто в итоге сообщения.
По критерию цели общения выделяются восемь функций общения:
- контактная, цель которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
- информационная, цель которой – обмен информациями, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и прочее;
- побудительная, цель коей – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
- координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;
- функция понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний и прочее;
- амотивная, цель коей – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
- функция установления отношений, цель коей – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;
- функция оказания
влияния, цель которой – изменение состояния,
поведения, личностно-смысловых образований
партнера, в том числе его намерений, установок,
мнений, решений, представлений, потребностей,
действий, активности и прочее.
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого его элемента. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны. Это наиболее обобщенная классификация:
А) Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми; но это не просто передача информации, но и ее формирование, уточнение, развитие. Каждый участник предполагает активность также и в своем партнере, он не может его рассматривать как некий объект. Другой участник тоже как субъект соответственно направляет ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его цели, мотивы, установки. Схематично это можно выразить так:
S S
То есть как интерсубъективный процесс. Но в этом случае нужно полагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера, при том значимая информация.
Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования, то есть говорят «на одном языке». Это особо важно, потому что коммуникатор и реципиент постоянно в ходе процесса меняются местами. У них должно быть одинаковое понимание ситуации общения.
Б) Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.
Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников важно не только обмениваться информацией, но и спланировать совместную деятельность. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт.
В) Перцептивная
сторона выражается в восприятии одним
партнером по общению другого партнера.
В отечественно литературе (например,
в исследованиях А. А. Бодалиева) в качестве
синонима «восприятие другого человека»
употребляется выражение «познание другого
человека». Это более широкое понимание
термина обусловлено исследованиями специальных
черт восприятия социальных объектов
к которым относится восприятие не только
физических характеристик объекта, но
и «поведенческих» характеристик, то есть
формирование представлений о его намерениях,
мыслях, способностях, эмоциях, установках.
Средствами общения являются различные знаковые системы. Прежде всего:
А) Речь, язык, относящиеся к вербальным средствам общения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказывания), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доходчивость, правильность произношения звуков, слов.
Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке. Если мы говорим» книга», то подразумеваем, что наш собеседник соединяет с этим словом тоже понятие, что и мы. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный «субъективный» смысл, поэтому мы не всегда верно понимаем друг друга.
Б) Речевые звуковые явления: интонация, эмоциональная выразительность, темп речи (быстрый, средний, замедленный), тембр, ритм (равномерный, прерывистый). Сюда входят и неречевые выражения: паузы, смех, покашливания, а также звуковые назализации – «хм-хм», «э – э – э» и другие.
В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия. Совокупность определенных мер, направленных на это, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи.
В) К невербальной стороне общения относится:
- внешние проявления человеческих чувств и эмоций, что является предметом изучения кинессики. Это мимика – движение мышц лица; жестикуляция – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторика всего тела: позы, осанка, поклоны, походка.
- Тексика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания.
- Проксемика – специальная область, занимающаяся нормами пространственно-временной организации общения; расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
1. интимная зона (15-45 см.), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактичный контакт, прикосновении.
Информация о работе Факторы, способствующие установлению контакта