Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:15, дипломная работа
Предмет: формы и способы разрешения конфликтной ситуации
Цель: Выявить наиболее эффективные способы разрешения конфликтной ситуации
Задачи:
1. Выявить наиболее эффективные методы преодоления конфликтной ситуации;
2. Рассмотреть стратегии поведения в конфликте;
3. Описать факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликта.
Наиболее эффективные формы и способы разрешения конфликтной ситуации…………………………………………….……...……………………..6
2.1 Методы преодоления конфликтной ситуации…………………….7
2.2 Стратегии поведения в конфликте…………………………......…11
2.3 Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликта………………………………………………………………………...15
2.4 Заключение…………………………………………………………17
Литература…………………………………………………………………….....18
3. «Противоборство» ("соперничество", "конкуренция") - при высокой напористости и низком партнёрстве - стремление настоять на своём путём открытой борьбы за свои интересы, занятие жёсткой позиции непримирения в случае сопротивления. Применение власти, принуждения, давления, использование зависимости партнёра. Тенденция воспринимать ситуацию как вопрос победы или поражения. Этот стиль может быть признан эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. Руководитель отстаивает интересы дела, интересы своей организации, и, порой, он просто обязан быть настойчивым. Существенным недостатком данной стратегии является подавление инициативы подчинённых и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.
4. «Компромисс» - при средних значениях напористости и партнёрства - стремление урегулировать разногласия, уступая в чём-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Но через какое-то время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность "половинчатыми решениями". Кроме того, конфликт в несколько изменённой форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.
5. «Сотрудничество» (кооперация) - при высоких значениях напористости и партнёрства - поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон, в ходе открытого обсуждения, стремление к разрешению возникших между сторонами противоречий. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Этот стиль основывается на убеждённости участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счёт других, а ищет решение проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: "Не ты против меня, а мы вместе против проблемы".
Рис. 3 Типология поведения оппонентов в конфликте [ Анцупов А.Я., Шипилов А.И.]
В зависимости от ситуации, учитывая индивидуально-психологические особенности участников конфликта, менеджер должен применять различные межличностные стили разрешения конфликтов, однако стратегия сотрудничества должна быть основной, так как именно она чаще всего делает конфликт функциональным. Тактика «Сотрудничество» приводит к самым эффективным решениям, при сохранении дружеских отношений.
1.3 Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликта
Умение разрешать
конфликты - важный навык успешного
менеджера. Безусловно, приведение ситуации
в должное состояние
· В первую очередь
следует назвать выверенную кадровую
политику. Правильный подбор и расстановка
кадров, с учётом не только профессиональных,
но и психологических качеств, существенно
уменьшают вероятность
При приёме на работу
психологическое тестирование просто
необходимо, тогда менеджер будет
точно знать, как строить взаимоотношения
при общении с персоналом. Не будет
ложных образов, психологической
· Важным фактором
предотвращения конфликтов является также
авторитет менеджера. Быть всегда компетентным,
организованным, принципиальным, честным,
справедливым, требовательным, чутким,
жить общим делом, а не личными
соображениями о своём престиже
- вот что создаёт авторитет
менеджера и предупреждает
· Хорошим стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов, служат положительные традиции, сложившиеся в коллективе. Положительные традиции выступают как дополнительные нормы социальной регуляции поведения. Их надо всячески поощрять, но при этом помнить, что возможно возникновение известного психологического феномена «смещение мотива на цель», когда традиции становятся самоцелью и выступают как консервативный фактор.
Предупреждение
конфликтных ситуаций является наиболее
выгодным организационным решением
менеджера. Формирование не конфликтной
обстановки и здорового микроклимата
в организации позволяет
Грамотно построенная
организационно-кадровая политика способствует
доверительным отношениям в организации,
увеличению производительности труда,
повышает уровень доверия к руководству.
Это облегчает процесс
1.4 Заключение
Эффективное управление
конфликтами - умение менеджера устранять
породившие конфликт причины и корректировать
поведение участников конфликта, а
также умение предотвращать и
предупреждать возникновение
Для успешного управления конфликтной ситуацией основным является установление причин и способов разрешения конфликта. Важным аспектом быстрого устранения разногласий является также авторитет менеджера.
По сути, конфликтная ситуация может возникнуть на любом предприятии, несмотря на грамотное управление. Когда причиной конфликта могут стать индивидуальные психологические особенности или личные связи людей. Именно поэтому важно вести грамотную кадровую политику, уделять внимание личным взаимоотношениям сотрудников, выявлять на этапе формирования команды совместимость кандидатов.
Разногласия существуют всегда, это, в какой-то мере, выражение собственного мнения. Устанавливая в коллективе обстановку «обмена мнениями» менеджер даёт импульс к функциональному исходу возникающих разногласий. Конфликт не столько проблема, сколько сигнал о том, что мнения кардинально не совпадают. Наиболее конструктивным решением в данном случае является установление обстановки сотрудничества, когда, не вступая в откровенный спор, стороны находят совместно решение возникшей проблемы.
Но наиболее верно всё же не создавать конфликтной ситуации, т.е. предотвращать, предупреждать возникновение нестабильной обстановки, причём ещё на этапе формирования команды.
Литература:
1. Андреев В.И. Конфликтология. М., 1995.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с.
3. Гришина Н.В. Если возникает конфликт/ Психология в управлении. Л., 1983.
4. Морозов А. Деловая психология.
Информация о работе Факторы препятствующие возникновению конфликта