Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель - исследовать влияние пола на восприятие семейных конфликтов.
Объект исследования – ceмейный конфликт
Предмет — гендерные различия, как факторы, влияющий на восприятие семейных конфликтов.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
провести теоретический анализ основных понятий исследования:
показать основные подходы к изучению конфликтов;
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I Исследование семейных конфликтов в психологической литературе.. 6
Феноменология конфликта………………………………………………….. 6
Специфика и причины семейных конфликтов …………………………….12
Краткий обзор основных гендерных различий в когнитивной и поведенческой сфере человека……………………………………………………… 19
Выводы по Главе I……………………………………………………………... 25
Глава II Исследование причин семейных конфликтов……………………….. 26
2.1 Организация и методы исследования……………………………………... 26
2.2 Результаты исследования и их заключения……………………………….. 28
Выводы по Главе II………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
Приложения………………………………………………………………………39
Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, является несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьёй, меру ответственности за состояние дел в семье.
Основными путями и способами практического устранения отрицательного влияние перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов.
Существует много очевидных параметров, отличающих одного человека от другого, например, рост, вес, цвет волос. «Но имеется наиболее значимый параметр, отличающих одного человека от другого на который люди в первую очередь обращают внимание, который наиболее всего важен для Я-концепций и социальных взаимоотношений — это пол». Оба пола сходны по многим физиологическим характеристикам: в одном и том же возрасте мальчики и девочки начинают сидеть, ходить. Они также сходны по психологическим характеристикам, таким как общий словарный запас, интеллект, самооценка. Но привлекают внимание и вызывают интерес как раз различия. [20, с. 28]
Вопрос о различиях полов привлекал и привлекает внимание специалистов по общественным наукам. Несмотря на тот факт, что мужчины и женщины в биологическом плане имеют больше сходства, чем различий, предполагается наличие качественных особенностей в зависимости от его половой принадлежности. [25, с. 34]
В современном обществоведении принято выделять физический пол (по англ. sex) и социальный пол (по англ. — gender), который вслед за англо-американской терминологией часто именуют как «гендер». Если sex обозначает биологическое разделение на мужчин и женщин, то gender отражает разделение женственности и мужественности. То есть, гендер — это «определение отличительных особенностей мужчин и женщин, однако с акцентом, в первую очередь, на социальных, а не на биологических факторах» [23, с. 156].
Понятие социального пола концентрирует внимание на социально сконструированных различиях между мужчинами и женщинами. В современной западной социологии этот термин отражает не индивидуальную идентификацию и личностные характеристики, но культурные стереотипы и идеалы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), половое разделение труда в социальных институтах и организациях. Первая структура сформирована природой. Вторая сконструирована обществом с помощью законов, морали, традиций, ритуалов, религии, искусства, и т.д.
Восприятие человеком себя как мужчины или женщины носит название половой идентичности.
Вопрос о различия полов десятилетиями привлекал внимание специалистов по общественным наукам. Так, например, в 1942 году К. Макнемар установил и подтвердил статистически, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как мальчики обладают лучшими математическими и механическими способностями. У девочек выше беглость речи; женщины более адаптивны, воспитуемы, у них выше уровень социальной желательности, а мужчины более сообразительны, находчивы, изобретательны. Все новые виды профессий вначале осваиваются мужчинами, и лишь потом — женщинами. Женщины предпочитают стереотипные виды профессий, а мужчины чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах деятельности, которые стереотипны.
«Восприятие и внимание к изменению деталей обычно лучше развито у женской части, но при этом, они чаще ошибаются в оценке пространственных отношений и отзываются на ложные пространственные стимулы. Технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков. Вербальные способности с достоверностью выше у женской части, девочки также быстрее осваивают чтение. Что же касается способностей к искусствам, то девочки, как правило, раньше начинают рисовать и охотнее это делают, чем мальчики, умеют выносить более тонкие суждения об искусстве» [22, с. 159].
Результаты некоторых научных изысканий подтвердили стереотипные представления о полах, выявив тот факт, что «женщины менее агрессивны, более склонны к опеке и более чувствительны».
Согласно опросам, женщины в большей степени склонны описывать себя как эмпатичных, способных понять чувства других. «Различие в эмпатии прослеживается и в лабораторных экспериментах, хотя и не так явно» [20, с. 29]. Во время просмотра слайдов или слушания рассказов реакция женщин отличалась большей эмпатией. Женщины более склонны плакать и говорить о своём огорчении в ответ на огорчения других». Одним из объяснений таких различий служит тот факт, что женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих.
Проанализировав результаты 125 экспериментов, Дж. Холл обнаружила следующее: в общем, женщины превосходят мужчин в декодировании эмоциональных сообщений, поступающих от окружающих. Например, после демонстрирования двухсекундного отрезка героини, женщины более точно определяли, что происходило — критиковала она кого-то, либо обсуждала свой развод. Чувствительность женщин к сигналам невербального общения помогает объяснить их большую эмоциональную отзывчивость в печальных и радостных ситуациях. [20, с. 29]
Согласно теории В.А. Геодакяна , мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышления, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. А женщины отличаются легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством. [9, с. 171-175]
Считается, что половые различия в самовосприятии также обнаруживаются достаточно часто. Женщины больше, чем мужчины, беспокоятся о своём теле, выражают недовольство своим телом физическим обликом в целом, склонны к нарушениям в питании и депрессиям. «С возрастом женщины теряют привлекательность и становятся менее женственными, в то время как никто не скажет, что мужчины с возрастом становятся менее мужественными» [23, 168].
Во время эксперимента, когда испытуемым предлагалось охарактеризовать самих себя с помощью подходящих фотографий, женщины выбирали больше карточек, на которых были запечатлены их родители или они сами в окружении других людей. [20, с. 95]
Были проведены исследования
по выявлению стереотипов у
Результаты этого исследования представлены в таблице 1.2.
Исследования половой идентичности показали, что характеристики мужественности и женственности определяются социальными факторами. Межкультурные исследования также свидетельствуют о том, что характеристики каждого пола различаются, при различии культурного влияния.
Традиционные идеологи предполагают , что мужчины более «значимы», чем женщины, и что им надлежит управлять женщинами и властвовать над ними. Современные идеологи представляют эгалитарный подход, в соответствии с которым значимость мужчин и женщин одинакова и доминирование одного пола над другим отвергается.
По результатам исследования, проведённого в 14 странах мира нацеленного на изучение социально-ролевой идеологии, было выявлено, что наиболее современная идеология обнаруживается в европейских странах (Нидерланды, Германия, Италия). США оказались «в середине списка», а идеологии наиболее традиционной ориентации были выявлены в странах Азии и Африки (Нигерии, Японии, Индии, Пакистане, Малайзии). В целом, взгляды женщин оказались более современными, чем взгляды мужчин. [20, с. 13]
Согласно другим исследованиям , различия по силе и активности между стереотипами мужчины и женщины больше в странах, менее развитых в социально-экономическом отношении; с низким уровнем грамотности; где % женщин в университетах невысок (Пакистан, Нигерия).
Также, благодаря исследованиям гендерных различий в образовании, было выявлено, что среди руководителей в Южной Корее женщины составляют только 2%, в США — 17%, в Швейцарии — 48%. В Северной Америке большинство врачей — мужчины, в России — женщины. [20, с. 61]
Говоря о гендерных различиях в культурном аспекте, учёные пришли к выводу,что это различие возникает из противопоставления таких ценностей, как самостоятельность (превалирующая в западных культурах) и коллективная солидарность в сочетании с групповой самоидентификацией (ценимой во многих культурах стран Азии).
На различное содержание стереотипов мужественности и женственности впервые обратила внимание С. Бем , которая отметила, что до 70-х годов психологи и обычные люди в большинстве считали, что мужественность и женственность являются противоположными характеристиками. Бем предположила, что мужественность и женственность являются отдельными измерениями. С этой точки зрения, человек на самом деле может обладать характеристиками, связанными с обоими полами. Например, «быть одновременно азартным и чувствительным к нуждам других людей» ,что является психологической андрогинией. [10, с. 158]
Андрогинная личность — это человек, соединяющий в себе традиционно мужские и традиционно женские отличительные качества. Многие исследователи согласны с тем, что «андрогинность — это хорошо», так как обнаружено (там же), что, по сравнению с представителями типичных половых систем, андрогинные люди больше нравятся окружающим. Они более уравновешены, легче справляются со стрессом, спокойнее воспринимают свою сексуальность, больше удовлетворены своими отношениями с другими людьми. «Андрогинные мужчины сочетают в себе продуктивность и чувствительность, андрогинные женщины способны осуществлять вполне мужские задачи, используя женские средства — гибкость, коммуникабельность». Эта возможность гибко реагировать образует значительный личностный потенциал для эффективного восприятия и решения проблем, психологической адаптации и общей удовлетворённостью жизнью.
Таким образом, гендерные различия обозначают анатомические и физиологические различия, включающие в себя характеристики, связанные с понятиями «быть женщиной» и «быть мужчиной», определяемые как биологией, так и культурой. В процессе развития, соотнося себя с мужчинами или женщинами, человек приобретает половую идентичность. Полове характеристики могут предполагать стереотипные мужские или женские качества и некоторую комбинацию тех и других, что называется андрогинностью. Половая роль, которую человек усваивает, влияет на его восприятие окружающего мира, на его действия и на то, как окружающие реагируют на него. [23, с. 161]
В первой главе рассмотрены основные теоретические положения работы, а именно: прежде всего, была дана общая характеристика конфликта как специфического вида социального взаимодействия. Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Далее рассмотрена специфику семейных конфликтов.
Определить семейный конфликт можно как противоречивое поведение супругов и других членов семьи в сфере семейных отношений (личных и имущественных), как столкновение супружеских и родственных амбиций с целью установления собственного приоритета в решении жизненно важных вопросов семьи. Семейные конфликты могут не только доставлять массу негативных впечатлений их участникам, но и ставить под угрозу существование самой семьи, а так же негативно сказываться на психологическом самочувствии детей.
Далее был дан обзор основных существующих на настоящее время исследований по проблеме гендерных различий в когнитивной и поведенческой сферах человека.
После анализа психологической литературы по тематике работы, было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение гендерных особенностей восприятия семейных конфликтов.
Исследование проводилось в течение 2 недель, в исследовании принимало участие 15 семейных пар, семейный стаж которых от 1 до 25 лет. Возраст испытуемых от 18 до 54 лет. Всего, таким образом, 30 испытуемых.
Цель эмпирического исследования исходит из цели нашего исследования в целом: изучение гендерных особенностей восприятия семейных конфликтов испытуемыми.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи экспериментального исследования:
Для диагностики различных параметров удовлетворенности браком, а так же прочих психологических особенностей супругов и их взаимоотношений были использовали следующие методики.
Тест предназначен для
экспресс-диагностики степени
Информация о работе Дослідження сприйняття сімейних конфліктів чоловіками та жінками