Дослідження сприйняття сімейних конфліктів чоловіками та жінками

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследовать влияние пола на восприятие семейных конфликтов.
Объект исследования – ceмейный конфликт
Предмет — гендерные различия, как факторы, влияющий на восприятие семейных конфликтов.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
провести теоретический анализ основных понятий исследования:
показать основные подходы к изучению конфликтов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I Исследование семейных конфликтов в психологической литературе.. 6
Феноменология конфликта………………………………………………….. 6
Специфика и причины семейных конфликтов …………………………….12
Краткий обзор основных гендерных различий в когнитивной и поведенческой сфере человека……………………………………………………… 19
Выводы по Главе I……………………………………………………………... 25
Глава II Исследование причин семейных конфликтов……………………….. 26
2.1 Организация и методы исследования……………………………………... 26
2.2 Результаты исследования и их заключения……………………………….. 28
Выводы по Главе II………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
Приложения………………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, является несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьёй, меру ответственности за состояние дел в семье.

Основными путями и способами практического устранения отрицательного влияние перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов.

1.3. Краткий обзор основных гендерных различий в когнитивной и поведенческой сфере человека

Существует много очевидных  параметров, отличающих одного человека от другого, например, рост, вес, цвет волос. «Но имеется наиболее значимый параметр, отличающих одного человека от другого на который люди в первую очередь обращают внимание, который наиболее всего важен для Я-концепций и социальных взаимоотношений — это пол». Оба пола сходны по многим физиологическим характеристикам: в одном и том же возрасте мальчики и девочки начинают сидеть, ходить. Они также сходны по психологическим характеристикам, таким как общий словарный запас, интеллект, самооценка. Но привлекают внимание и вызывают интерес как раз различия. [20, с. 28]

Вопрос о различиях полов  привлекал и привлекает внимание специалистов по общественным наукам. Несмотря на тот факт, что мужчины и женщины в биологическом плане имеют больше сходства, чем различий, предполагается  наличие качественных особенностей в зависимости от его половой принадлежности. [25, с. 34]

В современном обществоведении  принято выделять физический пол (по англ. sex) и социальный пол (по англ. — gender), который вслед за англо-американской терминологией часто именуют как «гендер». Если sex обозначает биологическое разделение на мужчин и женщин, то gender отражает разделение женственности и мужественности. То есть, гендер — это «определение отличительных особенностей мужчин и женщин, однако с акцентом, в первую очередь, на социальных, а не на биологических факторах» [23, с. 156].

Понятие социального пола концентрирует  внимание на социально сконструированных различиях между мужчинами и женщинами. В современной западной социологии этот термин отражает не индивидуальную идентификацию и личностные характеристики, но культурные стереотипы и идеалы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), половое разделение труда в социальных институтах и организациях. Первая структура сформирована природой. Вторая сконструирована обществом с помощью законов, морали, традиций, ритуалов, религии, искусства, и т.д.

Восприятие человеком себя как  мужчины или женщины носит название половой идентичности.

Вопрос о различия полов десятилетиями  привлекал внимание специалистов по общественным наукам. Так, например, в 1942 году К. Макнемар установил и подтвердил статистически, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как мальчики обладают лучшими математическими и механическими способностями. У девочек выше беглость речи; женщины более адаптивны, воспитуемы, у них выше уровень социальной желательности, а мужчины более сообразительны, находчивы, изобретательны. Все новые виды профессий вначале осваиваются мужчинами, и лишь потом — женщинами. Женщины предпочитают стереотипные виды профессий, а мужчины чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах деятельности, которые стереотипны.

«Восприятие и внимание к изменению  деталей обычно лучше развито  у женской части, но при этом, они  чаще ошибаются в оценке пространственных отношений и отзываются на ложные пространственные стимулы. Технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков. Вербальные способности с достоверностью выше у женской части, девочки также быстрее осваивают чтение. Что же касается способностей к искусствам, то девочки, как правило, раньше начинают рисовать и охотнее это делают, чем мальчики, умеют выносить более тонкие суждения об искусстве» [22, с. 159].

Результаты некоторых  научных изысканий  подтвердили  стереотипные представления о полах, выявив тот факт, что «женщины менее  агрессивны, более склонны к опеке и более чувствительны».

Согласно опросам, женщины  в большей степени склонны  описывать себя как эмпатичных, способных  понять чувства других. «Различие в эмпатии прослеживается и в лабораторных экспериментах, хотя и не так явно» [20, с. 29]. Во время просмотра слайдов или слушания рассказов реакция женщин отличалась большей эмпатией. Женщины более склонны плакать и говорить о своём огорчении в ответ на огорчения других». Одним из объяснений таких различий служит тот факт, что женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих.

Проанализировав результаты 125 экспериментов, Дж. Холл обнаружила следующее: в общем, женщины превосходят  мужчин в декодировании эмоциональных сообщений, поступающих от окружающих. Например, после демонстрирования двухсекундного отрезка героини, женщины более точно определяли, что происходило — критиковала она кого-то, либо обсуждала свой развод. Чувствительность женщин к сигналам невербального общения помогает объяснить их большую эмоциональную отзывчивость в печальных и радостных ситуациях. [20, с. 29]

Согласно теории В.А. Геодакяна , мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышления, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. А женщины отличаются легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством. [9, с. 171-175]

Считается, что половые  различия в самовосприятии также  обнаруживаются достаточно часто. Женщины больше, чем мужчины, беспокоятся о своём теле, выражают недовольство своим телом физическим обликом в целом, склонны к нарушениям в питании и депрессиям. «С возрастом женщины теряют привлекательность и становятся менее женственными, в то время как никто не скажет, что мужчины с возрастом становятся менее мужественными» [23, 168].

Во время эксперимента, когда испытуемым предлагалось охарактеризовать самих себя с помощью подходящих фотографий, женщины выбирали больше карточек, на которых были запечатлены их родители или они сами в окружении других людей. [20, с. 95]

Были проведены исследования по выявлению стереотипов у взрослых людей. Студентов обоего пола попросили сформировать список наиболее характерных мужских и женских черт, а затем дали этот список другой группе студентов для оценки личности типичных мужчин и женщин. Результаты показали наличие согласия между оценивающими юношами и девушками относительно выбора характеристик для описания маскулинности и феминности. Выделенные показатели действительно являются типичными. [18, с. 61]

Результаты этого исследования представлены в таблице 1.2.

Исследования половой  идентичности показали, что характеристики мужественности и женственности определяются социальными факторами. Межкультурные исследования  также свидетельствуют о том, что характеристики каждого пола различаются, при различии культурного влияния.

Традиционные идеологи предполагают , что мужчины более  «значимы», чем женщины, и что им надлежит управлять женщинами и властвовать над ними. Современные идеологи представляют эгалитарный подход, в соответствии с которым значимость мужчин и женщин одинакова и доминирование одного пола над другим отвергается.

По результатам исследования, проведённого в 14 странах мира нацеленного на изучение социально-ролевой идеологии, было выявлено, что наиболее современная идеология обнаруживается в европейских странах (Нидерланды, Германия, Италия). США оказались «в середине списка», а идеологии наиболее традиционной ориентации были выявлены в странах Азии и Африки (Нигерии, Японии, Индии, Пакистане, Малайзии). В целом, взгляды женщин оказались более современными, чем взгляды мужчин. [20, с. 13]

Согласно другим исследованиям , различия по силе и активности между стереотипами мужчины и женщины больше в странах, менее развитых в социально-экономическом отношении; с низким уровнем грамотности; где % женщин в университетах невысок (Пакистан, Нигерия).

Также, благодаря исследованиям  гендерных различий в образовании, было выявлено, что среди руководителей в Южной Корее женщины составляют только 2%, в США — 17%, в Швейцарии — 48%. В Северной Америке большинство врачей — мужчины, в России — женщины. [20, с. 61]

Говоря о гендерных  различиях в культурном аспекте, учёные пришли к выводу,что это различие возникает из противопоставления таких ценностей, как самостоятельность (превалирующая в западных культурах) и коллективная солидарность в сочетании с групповой самоидентификацией (ценимой во многих культурах стран Азии).

На различное содержание стереотипов мужественности и женственности впервые обратила внимание С. Бем , которая отметила, что до 70-х годов психологи и обычные люди в большинстве считали, что мужественность и женственность являются противоположными характеристиками. Бем предположила, что мужественность и женственность являются отдельными измерениями. С этой точки зрения, человек на самом деле может обладать характеристиками, связанными с обоими полами. Например, «быть одновременно азартным и чувствительным к нуждам других людей» ,что является психологической андрогинией. [10, с. 158]

Андрогинная личность —  это человек, соединяющий в себе традиционно мужские и традиционно женские отличительные качества. Многие исследователи  согласны с тем, что «андрогинность — это хорошо», так как обнаружено (там же), что, по сравнению с представителями типичных половых систем, андрогинные люди больше нравятся окружающим. Они более уравновешены, легче справляются со стрессом, спокойнее воспринимают свою сексуальность, больше удовлетворены своими отношениями с другими людьми. «Андрогинные мужчины сочетают в себе продуктивность и чувствительность, андрогинные женщины способны осуществлять вполне мужские задачи, используя женские средства — гибкость, коммуникабельность». Эта возможность гибко реагировать образует значительный личностный потенциал для эффективного восприятия и решения проблем, психологической адаптации и общей удовлетворённостью жизнью.

Таким образом, гендерные  различия обозначают анатомические и физиологические различия, включающие в себя характеристики, связанные с понятиями «быть женщиной» и «быть мужчиной», определяемые как биологией, так и культурой. В процессе развития, соотнося себя с мужчинами или женщинами, человек приобретает половую идентичность. Полове характеристики могут предполагать стереотипные мужские или женские качества и некоторую комбинацию тех и других, что называется андрогинностью. Половая роль, которую человек усваивает, влияет на его восприятие окружающего мира, на его действия и на то, как окружающие реагируют на него. [23, с. 161]

 

Выводы по Главе 1

В первой главе рассмотрены основные теоретические положения работы, а именно: прежде всего, была дана общая характеристика конфликта как специфического вида социального взаимодействия. Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

Далее рассмотрена специфику семейных конфликтов.

Определить семейный конфликт можно как противоречивое поведение супругов и других членов семьи в сфере семейных отношений (личных и имущественных), как столкновение супружеских и родственных амбиций с целью установления собственного приоритета в решении жизненно важных вопросов семьи. Семейные конфликты могут не только доставлять массу негативных впечатлений их участникам, но и ставить под угрозу существование самой семьи, а так же негативно сказываться на психологическом самочувствии детей.

Далее был дан обзор основных существующих на настоящее время исследований по проблеме гендерных различий в когнитивной и поведенческой сферах человека.

 

Глава 2. Исследование причин семейных конфликтов

2.1. Организация и методы исследования

После анализа психологической  литературы по тематике работы, было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение гендерных особенностей восприятия семейных конфликтов.

Исследование проводилось в течение 2 недель, в исследовании принимало участие 15 семейных пар, семейный стаж которых от 1 до 25 лет. Возраст испытуемых от 18 до 54 лет. Всего, таким образом, 30 испытуемых.

Цель эмпирического исследования исходит из цели нашего исследования в целом: изучение гендерных особенностей восприятия семейных конфликтов испытуемыми.

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи экспериментального исследования:

  • подобрать методики для изучения уровня удовлетворенности браком, а так же особенностей протекания семейных конфликтов и способов реагирования испытуемых в конфликтных ситуациях.
  • провести диагностическое обследование выбранных семейных пар по подобранным методикам.
  • провести анализ результатов, полученных в ходе экспериментального исследования, описать гендерный ракурс полученных данных.

Для диагностики различных  параметров удовлетворенности браком, а так же прочих психологических особенностей супругов и их взаимоотношений были использовали следующие методики.

 

  1. Тест-опросник «Удовлетворённости браком» (В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко);

Тест предназначен для  экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа:

Информация о работе Дослідження сприйняття сімейних конфліктів чоловіками та жінками