Дослідження сприйняття сімейних конфліктів чоловіками та жінками

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследовать влияние пола на восприятие семейных конфликтов.
Объект исследования – ceмейный конфликт
Предмет — гендерные различия, как факторы, влияющий на восприятие семейных конфликтов.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
провести теоретический анализ основных понятий исследования:
показать основные подходы к изучению конфликтов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I Исследование семейных конфликтов в психологической литературе.. 6
Феноменология конфликта………………………………………………….. 6
Специфика и причины семейных конфликтов …………………………….12
Краткий обзор основных гендерных различий в когнитивной и поведенческой сфере человека……………………………………………………… 19
Выводы по Главе I……………………………………………………………... 25
Глава II Исследование причин семейных конфликтов……………………….. 26
2.1 Организация и методы исследования……………………………………... 26
2.2 Результаты исследования и их заключения……………………………….. 28
Выводы по Главе II………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
Приложения………………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

ДНІПРОПЕТРОВСЬКИЙ УНІВЕРСИТЕТ

 ІМ.АЛЬФРЕДА  НОБЕЛЯ

 

КАФЕДРА ПРАКТИЧНОЇ ПСИХОЛОГІЇ

 

 

 

Представлено на кафедру _____________

Рецензування _______________________

___________________________________

___________________________________

Захист:_____________________________

Підсумкова оцінка___________________

___________________________________


 

 

 

КУРСОВА РОБОТА

 

Дослідження сприйняття сімейних конфліктів чоловіками та жінками

 

 

 

Студентка Бобошко Ольга  Олексіївна

Групи ПС 2011МВА

Керівник курсової роботи

_______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дніпропетровськ 2012

 

 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава I Исследование семейных конфликтов в психологической литературе.. 6

    1. Феноменология конфликта………………………………………………….. 6
    2. Специфика и причины семейных конфликтов …………………………….12
    3. Краткий обзор основных гендерных различий в когнитивной и поведенческой сфере человека……………………………………………………… 19

Выводы по Главе I……………………………………………………………...  25 

Глава II Исследование причин семейных конфликтов……………………….. 26

2.1 Организация и методы  исследования……………………………………... 26

2.2 Результаты исследования  и их заключения……………………………….. 28

Выводы по Главе II………………………………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………………37

Приложения………………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

Для эффективного решения  возникающих проблем каждому  человеку необходимо усвоить необходимый  уровень теоретических знаний и  практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов.

Одной из важных сфер нашей  жизни, где достаточно сложно избежать конфликтов, является семейная жизнь. Семейные конфликты могут не только доставлять массу негативных впечатлений их участникам, но и ставить под угрозу существование самой семьи, а так же негативно сказываться на психологическом самочувствии детей. Известно так же, что мужчины и женщины обладают различными способами восприятия тех или иных явлений окружающей действительности. Поскольку семейные конфликты в большинстве — это конфликты между мужчинами  и женщинами, изучение гендерных особенностей восприятия таких конфликтов представляется актуальной темой исследования.

Специалисты единодушны в том, что  на психологическое состояние  и здоровье семьи влияет способность супругов позитивно и конструктивно решать конфликтные ситуации, понимать и принимать психофизиологические и социально-психологические различия между мужчиной и женщиной, создавать эмоциональное единство в семье.

Актуальность вопросов психологического здоровья семьи обусловлена тем, что принятое сегодня определение здоровья не сводит его к физическим, нервным или психическим недугам, а рассматривает его в широком контексте целостной личности человека, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия»

 Психологически здоровые супружеские  отношения, в связи с этим, представляют  собой гармоничные отношения,  позитивно обогащающие личность, повышающие   коммуникабельность  человека и его способность к любви, свободу от страха, чувства вины и стыда, ложных представлений и других психологических факторов, нарушающих гармонию взаимоотношений в браке.

Цель -  исследовать влияние пола на восприятие семейных конфликтов.

Объект исследования – ceмейный конфликт

Предмет — гендерные различия, как факторы, влияющий на восприятие семейных конфликтов.

В соответствии с целью  работы были определены следующие задачи исследования:

  • провести теоретический анализ основных понятий исследования:
    1. показать основные подходы к изучению конфликтов;
    2. раскрыть специфику семейных конфликтов;
    3. дать обзор основных существующих на настоящее время исследований по проблеме гендерных различий в когнитивной и поведенческой сферах человека.

- провести эмпирическое  исследование, направленное на выявление гендерных особенностей восприятия семейных конфликтов.

Гипотеза исследования – психологическая существенность различия в восприятии конфликтов у  мужчин и женщин.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

  • анкета на определение социально-демографических особенностей испытуемых, а так же особенностей их семейного положения;
  • тестирование: тест-опросник «Удовлетворённости браком» (В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко);

В течение 2 недель, в исследовании принимало участие 15 семейных пар, семейный стаж которых от1 до 25 лет. Возраст испытуемых от 18 до 54 лет.

Структура курсовой работы включает в себя содержание с указанием  страниц, с которых начинаются главы, параграфы и другие самостоятельные  части текста. Введение, служит для ориентации читателя в дальнейшем изложении. Две главы: первая раскрывает проблему исследования семейных конфликтов в психологической литературе; вторая – является экспериментальной частью исследования причин семейных конфликтов. По каждой главе выводы. Параграфы к главам, заключение, список литературы, приложение с анкетой и вопросами к тестированию.

Глава 1. Исследование семейных конфликтов в психологической литературе

1.1. Феноменология конфликта

Как известно, слово «конфликт» происходит от латинского корня и в буквальном переводе означает столкновение. Проследим, какое толкование предлагают нам современные социологи, конфликтологи, социальные психологи.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов  предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [10, с. 8].

У многих авторов при  анализе конфликта можно отметить наличие таких моментов, как эмоциональное неприятие и противодействие.

Доктор психологических  наук Н.В. Гришина, анализируя различные  подходы, определения выделяет ряд  признаков конфликта:

  1. «наличие противоречия (часто указывается на несовместимость) в целях, интересах, мотивах и т.д.»;
  2. «репрезентация данного противоречия в сознании (осознание наличия противоречия, несовместимости целей, интересов, и т.д.)»;
  3. «активность (в виде соответствующих действий, «борьбы», направленная на преодоление этого противоречия» [10, с. 72-73].

Социальный психолог М. Дойч выделяет следующие типы конфликтов:

  1. «истинный конфликт» — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяемого фактора.
  2. «случайный»   — зависит от случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается его участниками, он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив.
  3. «подменный конфликт» — воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе; он может быть выражением истинного, но в какой-либо символической форме.
  4. «безатрибутивный конфликт» — приписывается не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо непреднамеренно, либо сознательно, с целью столкновение в группе противника, тем самым ослабляя ее и затушевывая конфликт между его истинными сторонами.
  5. «латентный конфликт» — который в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется; он может быть «подменен», «подавлен», «безатрибутивен», либо никак не представлен в сознании людей.
  6. «фальшивый конфликт» — не имеющий объективных оснований, возникший в результате ложных представлений или недоразумений [7, с. 112-114].

Данная классификация  представлена автором « по соотношению между объективным состоянием дел и оценкам состояния дел конфликтующими сторонами».

Отечественные авторы, представители  различных наук, как и зарубежные, классифицируют конфликты по горизонтальным и вертикальным уровням. Наиболее распространенное основание для классификации конфликтов по вертикальным уровням — это различение видов конфликта с точки зрения «сторон» конфликтной ситуации, субъектов конфликта, которыми могут быть группы, отдельные люди или личностные образования.

Например, Л.И. Найденова, кандидат философских наук, обобщая различные классификации выделяет по вертикали четыре уровня:

  1. Конфликты между отдельными личностями.
  2. Конфликты между личностью и обществом.
  3. Конфликты между социальными общностями, группами и слоями.

4.Конфликты на межнациональном и межгосударственном уровне[13, с. 82-84].

Аналогично четыре уровня выделяет и В.И. Сперанский: межличностные конфликты; конфликты между личностью и группой; конфликты между средними и большими социальными группами; межгосударственные конфликты [5, с. 168].

Н.В. Гришина, по данному  основанию, предлагает следующую классификацию:

  • внутриличностные (личностные, внутренние, интрасубъективные), как противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое им как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения;
  • межличностные, как ситуации противоречий, столкновений между людьми;
  • межгрупповые, как столкновение между собственно группами людей, так и между отдельными представителями этих групп, которые воспринимают друг друга и себя как членов разных групп;
  • внутригрупповые, как конфликты между отдельными группировками внутри группы, либо членом группы и остальной ее частью [6, с. 77].

Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и  определяют динамику протекания. Причины — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. [6, с. 125]

Понятие конфликтогенного потенциала более широкое, под ним понимаются как те причины, которые могут привести к конфликтам, так и те претензии, недовольства, установки, особенности характера и поведения и т.д., которые к конкретным причинам конфликтов отношения не имеют, но могут способствовать созданию напряженности, служить «маслом» для уже разгорающегося огня конфликта, порождать новые причины конфликтов. Представить соотношение понятий можно в виде следующей схемы (рис. 1).

 

Причины

конфликта

 

Конфликтная ситуация

 

Конфликт

       

Потенциалы конфликтности


Рисунок 1. Соотношение основных понятий конфликта

Таким образом, потенциалы конфликтности — это возможные, существующие в потенции источники претензий и недовольств. Достаточно долго они могут находиться в скрытом состоянии, не осознаваться или подавляться. Такая особенность потенциалов конфликтности может вызываться разными причинами: это может быть связано с осознанием некомпетентности, незнанием сути претензий, либо с осознанием бесполезности их проявления, уверенностью, что все равно ничего не изменится, а, возможно, и боязнью за последствия.

Потенциалы конфликтности  могут носить как объективный  так и субъективный характер. В основе первых лежат какие-либо реальные обстоятельства, например, нестабильное экономическое положение, недостатки в правовом регулировании и т.д. В основе вторых — особенности поведения отдельных людей, их настроение, характер, особенности воспитания, религиозные взгляды, коммуникативные навыки, установки и т.д.

Современные исследователи  также исследуют различные конфликтогены. Так, Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, утверждают, что «все люди в своем реальном поведении конфликтны в той или иной степени. И самое важное найти какие-либо способы прогнозирования конфликтных ситуаций и конфликтов, определяемых чертами характера отдельных личностей». Они выделяют ситуативно и перманентно конфликтные личности, и если первые вступают в конфликт в результате сложившейся конкретной ситуации, то для вторых, конфликтность является «постоянным свойством их поведения, вытекающим из особенностей характера» [25, с. 101-102].

Авторы выделяют следующие  типы перманентно конфликтных личностей:

  1. «Демонстративный тип личности» — представители данного типа характеризуются стремлением быть в центре внимания, их отношение к людям определяется тем, насколько удалось завоевать их расположение. Им удаются те виды деятельности, для выполнения которых требуются разнообразные, но кратковременные контакты. Самооценка недостаточно критичная, не умеют оценить реальное отношение окружающих.
  2. «Ригидный тип личности» — непластичный, не умеющий перестраиваться, принимать во внимание точку зрения окружающих. Характерна прямолинейность, грубость, честолюбие, завышенная самооценка. В ситуации конфликта проявляется чрезмерная обидчивость, подозрительность.
  3. «Бесконфликтный тип личности» — отсутствуют собственные убеждения и принципы, а отсюда повышенная зависимость от мнений и оценок окружающих, а значит непоследовательность поведения.
  4. «Неуправляемый тип личности» — характерна импульсивность, непродуманность поведения, отсутствие самоконтроля, неумение планировать свое поведение, высокая самооценка, честолюбие, легкость возникновения агрессивных реакций.
  5. «Сверхточный тип личности» — отличается особой скурпулезностью и добросовестностью, предъявляет завышенные требования и к себе и к окружающим, что воспринимается как придирчивость. Повышенно тревожен.
  6. «Целенаправленно конфликтная личность» — для данной категории людей конфликт является средством достижения цели. Порождают не эмоциональные, а только рациональные конфликты.

Информация о работе Дослідження сприйняття сімейних конфліктів чоловіками та жінками