Дослідження сприйняття сімейних конфліктів чоловіками та жінками

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследовать влияние пола на восприятие семейных конфликтов.
Объект исследования – ceмейный конфликт
Предмет — гендерные различия, как факторы, влияющий на восприятие семейных конфликтов.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
провести теоретический анализ основных понятий исследования:
показать основные подходы к изучению конфликтов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I Исследование семейных конфликтов в психологической литературе.. 6
Феноменология конфликта………………………………………………….. 6
Специфика и причины семейных конфликтов …………………………….12
Краткий обзор основных гендерных различий в когнитивной и поведенческой сфере человека……………………………………………………… 19
Выводы по Главе I……………………………………………………………... 25
Глава II Исследование причин семейных конфликтов……………………….. 26
2.1 Организация и методы исследования……………………………………... 26
2.2 Результаты исследования и их заключения……………………………….. 28
Выводы по Главе II………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
Приложения………………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

Роберт Брэмсон не применяет выражение «конфликтные потенциалы», но зато использует термин «трудные люди» и выделяет следующие их типы:

  • агрессист — говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;
  • жалобщик — человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы;
  • разгневанный ребенок — человек не злой по своей природе, взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль;
  • максималист — человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости;
  • молчун — держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-либо;
  • тайный мститель — человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;
  • ложный альтруист — якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.д.;
  • хронический обвинитель — всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, а обвиняя, можно решить проблему [25, с. 5].

Исследователи также  предлагают их классифицировать следующим образом: выделяют ««стойкие» личностные особенности, вызывающие негативное отношение окружающих», к ним относят:

  1. определенный набор эмоциональных качеств личности: жестокость, необоснованные страхи, агрессивность, упрямство, раздражительность и т. п.;
  2. консерватизм мышления, либо, наоборот, необоснованная тяга к инновациям во взглядах, убеждениях, позициях, нежелание преодолевать устаревшие традиции, либо неуважение к ним;
  3. личное безответственное отношение к реализации функций и обязанностей своей социальной роли, качества, несовместимые с эффективным трудом: лень, недобросовестность, отсутствие стремления совершенствовать свои умения и навыки и т.д.;
  4. частое проявление характеристик как завышенной (зазнайство, высокомерие, непомерные амбиции, кичливость, надменность, чванство и т.д.), так и заниженной (униженность, подавленность, самопораженчество, соглашательство, забитость) самооценок;
  5. желание доминировать во что бы то ни стало даже там, где в этом нет необходимости, критический настрой к окружающим, особенно необоснованный и неаргументированный.

1.2. Специфика и причины семейных конфликтов

Следует отметить, что  семья это добровольный союз двух людей, обладающих неповторимым жизненным опытом, своеобразным комплексом личностных характеристик, особенной жизненной позицией и мировоззрением. Следовательно, семью необходимо рассматривать как систему, функционирование которой будет зависеть от людей ее составляющих.

Часть исследователей выделяют в качестве фактора, удерживающего  семью в системе, ее поло-ролевую структуру (ролевую структуру). Ролевая структура семьи, отражает «ролевые ожидания и притязания партнеров по отношению друг к другу» [21, с. 17]. Под социальной ролью в литературе понимают реальное поведение человека, и поведение, ожидаемое от него другими в ходе выполнения им определенных социальных функций . Е.Ю. Алешина, И.Ю. Борисов в качестве комплексного показателя, «учитывающего как реальное распределение ролей в семье, так и отношение к нему супругов» выделяют поло-ролевую дифференциацию. [7, с. 110]

Н.Н. Обозов, Н.А. Обозова  выделяют в рамках семейно-ролевой  совместимости два аспекта: согласованность семейных ценностей и согласованность ролевых представлений о функциях мужа и жены в семье.

Е.С. Калмыкова, изучая стадию становления семейных отношений, видит задачу молодых супругов в становлении ролевой структуры семьи и выработке семейных ценностей. Именно структура семьи, по мнению исследователя, понимается как способ обеспечения единства ее членов. При этом автор характеризует стадию становления семьи, как стадию  «формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции» [8, с. 85]. Как мы видим, Е.С. Калмыкова связывает становление ролевой структуры с согласованием ценностей и выработки общей позиции.

А.Н. Волкова, рассматривая в своем диссертационном исследовании объективные внутренние факторы  устойчивости семьи, к которым относится совместимость, соответствие супругов, сделала следующие выводы:

  1. супружеская совместимость в данном аспекте отношений выступает как согласованность семейных ценностей и ролевых ожиданий-притязаний при реализации семейных функций .
  2. более важным является согласование семейных ценностей, тогда как в отношении семейных ролей имеется возможность взаимной адаптации и коррекции установок [4, с.13].

Исходя из этого, можно  утверждать, что именно согласованность  ценностей будет фактором, удерживающим семейную систему в единстве. Схожую точку зрения можно увидеть в работе отечественного социолога С.И. Голода, который пишет: «ведущей адаптационной осью брака является поиск общих супружеских ценностей и потребностей, т.е. духовное единение» [23, с. 71]. Подобный взгляд можно увидеть и в работах А.Н. Елизарова, где он отмечает: «семейный союз сам по себе порождает духовные ценностные ориентации у супругов» [6, с. 66].

Н.Н. Обозов, Н.А. Обозова, рассматривая супружескую пару как  основу семьи, а супружеское взаимодействие как «совокупность отношений  между брачными партнерами» , выделяют четыре уровня относительно независимых отношений: психофизиологический, психологический, социально-психологический, социокультурный. На психофизиологическом уровне показателем гармоничных отношений будет являться удовлетворенность сексуально-эротической жизнью супругов. Психологический уровень отношений отражает психологический климат семьи, психологическую атмосферу между партнерами, которая способствует самовыражению личности, дает терапевтический эффект понимания, принятия, одобрения и т.д. Семейно-ролевая совместимость относится к социально-психологическому уровню. Согласованность общей направленности личности и мотивации поведения определяет социокультурный уровень супружеских отношений. К этому уровню относится духовная совместимость, которая проявляется как совпадение оценок, ценностей. [16, с. 47]

М. Земская выделяет три  типа связей в семье:

  • традиции;
  • взаимная симпатия;
  • общность духовных ценностей.

Обращая при этом внимание на то, что общность духовных ценностей  в последнее время становится определяющим видом связи.

С. Кратохвил отмечает следующую группу факторов, необходимых  для сохранения семейного взаимодействия: моральные принципы, интересы, кругозор супругов, стиль жизни, социальную зрелость партнеров, а также шкалы ценностей супругов.

Один из заслуживающих внимание подходов к изучению семьи как системы представлен в работах В. Сатир . В «Психотерапевтической энциклопедии» под редакцией Б.Д. Карвасарского В. Сатир выделена как представитель интерперсонально-ориентированного подхода системной семейной психотерапии .

С позиций своего психотерапевтического  подхода она выделяет составные части системы функционирования семьи, такие как:


  • цели, определяющие, для чего предназначена данная система;
  • основные элементы (в семьях это взрослые и дети, супруги);

 

  • порядок функционирования элементов системы (в семьях он проявляется в тех правилах, по которым живет семья, в особенностях типа семейного общения);
  • энергетика системы необходима для нормального функционирования всех ее частей (в семьях эту энергию дают не только пища, воздух, вода, а также жизненные позиции членов семьи и их взаимодействие);
  • взаимодействия с внешним миром (отношение к изменениям, происходящим в жизни) [18, с. 16].

По мнению автора, система  не может существовать и функционировать, лишившись одного из компонентов, а также все элементы находятся во взаимовлиянии, что позволяет семье как системе определять свои функции, реакции, взаимоотношения.

Рассмотрев концептуальные подходы к определению семьи  как системы, и ее системообразующих факторов можно сделать следующие выводы:

Согласно выбранному методологическому основанию нашего исследования семью будем рассматривать как открытую, самоорганизующуюся систему.

Становление семейной системы  связано с взаимодействием супругов, в процессе которого происходит становление общего совмещенного слоя бытия, а также дальнейшее усложнение его системной организации.

Системообразующим фактором семейной системы, характеристиками совмещенного слоя бытия, является некоторая тождественность ценностных компонентов жизненных миров супругов и становление системы общих семейных ценностей.

Определить семейный конфликт можно как противоречивое поведение супругов и других членов семьи в сфере семейных отношений (личных и имущественных), как столкновение супружеских и родственных амбиций с целью установления собственного приоритета в решении жизненно важных вопросов семьи.

Семейные и межличностные  конфликты можно классифицировать по следующим признакам:

  1. по субъектам конфликтных ситуаций: конфликты между супругами; супругами и их детьми; супругами и родителями каждого из супругов; бабушками и дедушками и внуками; членами семьи и воспитателем детского сада, учителем школы, врачом поликлиники и т.п.;
  2. по содержанию самого конфликта: несовпадение чувств и реальных отношений супругов; несовпадающие подходы к воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства; вмешательство родителей каждого из супругов в семейную жизнь; неадекватная реакция родителей на отношение к детям в детских учреждениях (детский сад, школа, поликлинника и т.д.);
  3. по сфере проявления конфликтов: конфликт в семейных отношениях (личных или имущественных); в отношениях между родственниками; в отношениях членов семьи с членами коллективов различных государственных и общественных организаций.

Предложенная классификация  не является исчерпывающей, ибо другой исследователь может предложить свои критерии. Но в любом случае она будет полезной для уяснения сути семейного конфликта.

По утверждению Ю. Рюрикова, в  быту распространены «три невежества»: психологическая неграмотность супругов; половое невежество; педагогическая малограмотность [25, с. 51]. Они лежат в основе семейных конфликтов. Каждое из них рождает множество оснований для разлада. Одни причины связаны непосредственно с супругами, другие возникают во внутрисемейных отношениях, третьи обусловлены внешними факторами [12, с. 18].

Причиной конфликта между супругами  может быть дисгармония их интимных отношений, возникающая при утрате чувства любви, влечения друг к другу, утрате здоровья как следствии курения, злоупотребления алкоголем, незнании психогигиены брака, как, впрочем, и других сторон семейной жизни.

Таким образом, первая группа причин конфликтов связана с самими супругами, с их характером, неподготовленностью к браку, не налаженной половой жизнью.

Ко второй группе можно отнести  причины внутрисемейных конфликтов, в которые вовлечены дети, представители старшего поколения и т. д.

Процесс воспитания детей может  также являться причиной разногласий, а нередко и конфликтов в семье. Каждый из родителей старается привнести в воспитание ребенка то, что он сам получил от своих родителей, или то, что он считает целесообразным. Поэтому подчас разрешенное одним из родителей запрещается другим. Если же к воспитанию детей в той или иной степени привлекается старшее поколение (бабушки и дедушки, тети и дяди и т.д.), которое придерживается взглядов и принципов, не совпадающих со взглядами и принципами родителей ребенка, то в сферу возникшего конфликта втягивается большое число участников. В тех случаях, когда побеждает здравый смысл, конфликт разрешается «мирными» средствами и негативных последствий не имеет [4, с. 10].

Причиной внутрисемейных конфликтов могут быть несложившиеся взаимоотношения супругов с родителями. В современных условиях, когда жилищная проблема еще далека от разрешения, новобрачные вынуждены проживать с родителями одного из них. У старшего поколения имеются уже сложившийся образ жизни, устоявшиеся привычки, молодые же начинают свою жизнь с «чистого листа». Помимо трудностей «притирки» друг к другу они должны еще войти в мир родителей. Не всегда это проходит гладко, начинаются осложнения, ссоры. Стороны конфликта не стремятся к взаимопониманию, к устранению конфликтной ситуации.

Такой же конец ожидает и те семьи, которые живут отдельно от родителей, но не могут противостоять влиянию старших, связаны с ними в силу материальной или иной зависимости.

Говоря о специфических чертах семейных конфликтов, прежде всего, необходимо отметить, что они затрагивают область человеческих чувств и интимных отношений. В таких случаях обращение за моральной помощью к друзьям и подругам не всегда дает положительный результат. Благоразумный, конструктивный совет полезен, ибо он направлен на нормализацию отношений, но позиция приятеля (подруги), выраженная в совете: не уступай, не соглашайся, — может только усилить конфронтацию супругов.

С появлением ребёнка возникает необходимость многое знать и уметь, развивать свои силы и способности, чтобы соответствовать идеалу отца и матери. Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворённости супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятия взаимных обязательств по отношению друг к другу, соответствующих их семейным роля: супруга, супруги, отца, матери и т. п.

Информация о работе Дослідження сприйняття сімейних конфліктів чоловіками та жінками