Дизонтогенез как особый способ развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:08, реферат

Описание работы

Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития -- дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития.

Содержание

1.Введение........................................................................................................................3
2. Понятие и причины дизонтогенеза..............................................................4
3.Классификация психического дизонтогенеза.........................................7
4.Психологические параметры дизонтогенеза.........................................12
5. Сущность феномена нарушенного развития.........................................16
6.Заключение..................................................................................................................

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 43.36 Кб (Скачать)

В целом  же с приведенным выше определением можно согласиться. Однако если речь идет о приеме и переработке информации, то необходимо учитывать, что это  многоканальный, а главное, многоуровневый процесс. В таком случае требуется  указание, на каком именно уровне происходят эти нарушения, только ли они одни свойственны детям с отклонениями в развитии и только ли им.[4,стр 86]

         Более точное и развернутое определение принадлежит Л. Пожару. «В нашем определении аномальные дети — это дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицита роста или недостатка органа, его функции и процесса, со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности»[9,стр 13]

        Таким образом, здесь описаны причины и сферы проявления отклонений в развитии, а сами отклонения раскрываются через понятия «характерные трудности» и «специфические особенности». Сущность последних не анализируется. Автор также не учитывает и того простого факта, что любой индивид без каких бы то ни было отклонений в развитии и функционировании психики с неизбежностью должен испытывать характерные для себя трудности в процессе познания и общения, а также обладать специфическими особенностями формирования собственной личности.[4,стр 86]

         Авторы учебного пособия «Основы специальной психологии», раскрывая одновременно предмет данной науки и сущность отклоняющегося развития, отмечают, что последние представляют собой класс «особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение»[10,стр 10]

           Совершенно справедливо относя нарушения в развитии к особым состояниям, авторы недвусмысленно дают понять, что речь идет об их особом качестве. Но это качество характеризуется через замедление или выраженное своеобразие психосоциального развития. Подобное утверждение не вполне точно и несколько абстрактно. Последнее касается указания на выраженное своеобразие, содержание которого остается неразвернутым, не говоря уже о том, что индивидуальное развитие любого ребенка неповторимо и своеобразно. Именно поэтому данные признаки не могут выступать в качестве характеристик нарушенного развития, без ссылки на его содержательные особенности. Кроме того, замедление темпов развития, являясь весьма распространенным симптомом дизонтогенеза, не всегда обязательно. В ряде случаев ускоренные темпы также могут говорить о нестандартном характере формирования психики. Более того, следует особо подчеркнуть, что скорость развития — понятие историческое и культуральное. То, что признается в одно время и в одной культуре за нормальный темп, в другое время и в другой культуре может быть расценено как отставание от нормы. То же в равной степени можно сказать и о других признаках, приводимых в анализируемой нами дефиниции — трудности в социально-психологической адаптации, включение в образовательное пространство и в профессиональное самоопределение. Все они в разной степени присущи различным вариантам нарушенного развития. Но не являются исключением и для случаев нормы; характер их многообразен, поэтому если они выступают в качестве признаков аномалии, то должны быть содержательно охарактеризованы.[4,стр 87]

          Наиболее точную и емкую дефиницию сущности нарушенного развития в современной специальной психологии дают Н. Я. Семаго и М. М. Семаго. С точки зрения этих авторов, «любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от программы развития вне зависимости от знака этого изменения «+» или «—» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклонениями в развитии»[11,стр 19]

С нашей  точки зрения, отклоняющееся развитие следует понимать как обычное  развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превосходит компенсаторные возможности индивида, не нарушая  при этом целостности психики, модифицируя  лишь, уровень ее опосредованности. Вследствие этого относительно устойчиво  изменяются параметры и стороны  микрогенеза (когнитивные, эмоциональные, регуляторные), что приводит к трансформациям в процессе возрастного развития. Это прежде всего проявляется  а замедлении процесса социализации, то есть в усвоении культурно-исторического  опыта. Именно поэтому дети с признаками нарушенного развития нуждаются  в специальной медико-социальной и психолого-педагогической помощи.[4,стр 88] 
 
 
 
 

      
 
 

  6.Заключение.

             Таким образом, дизонтогенез как особый способ развития сохраняет в себе все основные его свойства и признаки. Именно поэтому неправомерно отождествлять нарушенное развитие с заболеванием, хотя такой взгляд еще часто встречается.Любой вариант отклонений в развитии обладает некоторыми общими параметрами. Поскольку процесс развития протекает по определенным законам, то и отклонения от этого процесса носят не случайный характер, а также имеют свои закономерности. Говоря о дизонтогенезе как о развитии, протекающем в неблагоприятных, стесненных условиях, мы тем самым пытались указать на его природу. Неблагоприятные условия приводят к тому, что процесс развития реализуется иным способом, чем в норме. Именно это определяет не столько количественное, сколько качественное его своеобразие. Количественные особенности часто трактуются весьма упрощенно и механистически. Психику ребенка с отклонениями в развитии представляют по аналогии с психикой здорового ребенка минус нарушенные или отсутствующие функции. Но выпадение элементов с неизбежностью приводит к перестройке всей системы организации психики. Подобная перестройка обусловлена необходимостью восстановления целостности психической деятельности и выполнения основных ее задач — отражения и регуляции. Способность к целостному и адекватному функционированию является главным свидетельством единства основных закономерностей, как в случаях нормального, так и нарушенного развития. 
 
 
 
 
 
 
 

    7.Список литературы.

1.Лебединский В.В.Нарушения психического развития у детей.Учебное

пособие. –  М.: Издательство Московского университета, 1985.

2. Мамайчук И. И. « Психология дизонтогенеза.» М., 2000.

3. Детская логопсихология:учеб.пособие/ Под ред.проф.Селиверстова В.И.-М.:ВЛАДОС,2008.-175с.

4.Сорокин В.М. Специальная  психология: Учеб. пособие / Под научн.  ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003. — 216 с.

5.Усанова О.Н. «Специальная психология»-СПб.:Питер,2008.-400с.

6.СаенкоЮ.В. «Специальная психология»:Учебное пособие.-М.:Академический проект,2006.-182с.

7.Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. I. М., 1955; т. II, 1959; т. III. 1963.

8. Петрова В. Г., Белякова И. В. « Кто они  — дети с отклонениями в  развитии?»М., 1998.

9. Пожар Л. Психология  аномальных детей и подростков  — патопсихология. М., 1996,

10. Основы специальной  психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. М., 2002.

11. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000.

12. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения. –М.: Институт практической психологии, 1996. – 224 с.

13. Выготский Л.  С. Основы дефектологии. СПб., 2003.

14.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:учеб.пособие/под ред.Б.П.Пузанова-М.: «Академия»,2006.-272с.

15. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М..: Просвещение, 1992. – 95 с.


Информация о работе Дизонтогенез как особый способ развития