Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:08, реферат
Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития -- дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития.
1.Введение........................................................................................................................3
2. Понятие и причины дизонтогенеза..............................................................4
3.Классификация психического дизонтогенеза.........................................7
4.Психологические параметры дизонтогенеза.........................................12
5. Сущность феномена нарушенного развития.........................................16
6.Заключение..................................................................................................................
В целом
же с приведенным выше определением
можно согласиться. Однако если речь
идет о приеме и переработке информации,
то необходимо учитывать, что это
многоканальный, а главное, многоуровневый
процесс. В таком случае требуется
указание, на каком именно уровне происходят
эти нарушения, только ли они одни
свойственны детям с
Более точное и развернутое определение принадлежит Л. Пожару. «В нашем определении аномальные дети — это дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицита роста или недостатка органа, его функции и процесса, со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности»[9,стр 13]
Таким образом, здесь описаны причины и сферы проявления отклонений в развитии, а сами отклонения раскрываются через понятия «характерные трудности» и «специфические особенности». Сущность последних не анализируется. Автор также не учитывает и того простого факта, что любой индивид без каких бы то ни было отклонений в развитии и функционировании психики с неизбежностью должен испытывать характерные для себя трудности в процессе познания и общения, а также обладать специфическими особенностями формирования собственной личности.[4,стр 86]
Авторы учебного пособия «Основы специальной психологии», раскрывая одновременно предмет данной науки и сущность отклоняющегося развития, отмечают, что последние представляют собой класс «особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение»[10,стр 10]
Совершенно справедливо относя нарушения в развитии к особым состояниям, авторы недвусмысленно дают понять, что речь идет об их особом качестве. Но это качество характеризуется через замедление или выраженное своеобразие психосоциального развития. Подобное утверждение не вполне точно и несколько абстрактно. Последнее касается указания на выраженное своеобразие, содержание которого остается неразвернутым, не говоря уже о том, что индивидуальное развитие любого ребенка неповторимо и своеобразно. Именно поэтому данные признаки не могут выступать в качестве характеристик нарушенного развития, без ссылки на его содержательные особенности. Кроме того, замедление темпов развития, являясь весьма распространенным симптомом дизонтогенеза, не всегда обязательно. В ряде случаев ускоренные темпы также могут говорить о нестандартном характере формирования психики. Более того, следует особо подчеркнуть, что скорость развития — понятие историческое и культуральное. То, что признается в одно время и в одной культуре за нормальный темп, в другое время и в другой культуре может быть расценено как отставание от нормы. То же в равной степени можно сказать и о других признаках, приводимых в анализируемой нами дефиниции — трудности в социально-психологической адаптации, включение в образовательное пространство и в профессиональное самоопределение. Все они в разной степени присущи различным вариантам нарушенного развития. Но не являются исключением и для случаев нормы; характер их многообразен, поэтому если они выступают в качестве признаков аномалии, то должны быть содержательно охарактеризованы.[4,стр 87]
Наиболее точную и емкую дефиницию сущности нарушенного развития в современной специальной психологии дают Н. Я. Семаго и М. М. Семаго. С точки зрения этих авторов, «любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от программы развития вне зависимости от знака этого изменения «+» или «—» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклонениями в развитии»[11,стр 19]
С нашей
точки зрения, отклоняющееся развитие
следует понимать как обычное
развитие, протекающее в необычных
(неблагоприятных) условиях, патогенная
сила которых превосходит
6.Заключение.
Таким образом, дизонтогенез как особый
способ развития сохраняет в себе все
основные его свойства и признаки. Именно
поэтому неправомерно отождествлять нарушенное
развитие с заболеванием, хотя такой взгляд
еще часто встречается.Любой вариант отклонений
в развитии обладает некоторыми общими
параметрами. Поскольку процесс развития
протекает по определенным законам, то
и отклонения от этого процесса носят
не случайный характер, а также имеют свои
закономерности. Говоря о дизонтогенезе
как о развитии, протекающем в неблагоприятных,
стесненных условиях, мы тем самым пытались
указать на его природу. Неблагоприятные
условия приводят к тому, что процесс развития
реализуется иным способом, чем в норме.
Именно это определяет не столько количественное,
сколько качественное его своеобразие.
Количественные особенности часто трактуются
весьма упрощенно и механистически. Психику
ребенка с отклонениями в развитии представляют
по аналогии с психикой здорового ребенка
минус нарушенные или отсутствующие функции.
Но выпадение элементов с неизбежностью
приводит к перестройке всей системы организации
психики. Подобная перестройка обусловлена
необходимостью восстановления целостности
психической деятельности и выполнения
основных ее задач — отражения и регуляции.
Способность к целостному и адекватному
функционированию является главным свидетельством
единства основных закономерностей, как
в случаях нормального, так и нарушенного
развития.
7.Список литературы.
1.Лебединский В.В.Нарушения психического развития у детей.Учебное
пособие. – М.: Издательство Московского университета, 1985.
2. Мамайчук И. И. « Психология дизонтогенеза.» М., 2000.
3. Детская логопсихология:учеб.пособие/ Под ред.проф.Селиверстова В.И.-М.:ВЛАДОС,2008.-175с.
4.Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003. — 216 с.
5.Усанова О.Н. «Специальная
психология»-СПб.:Питер,2008.-
6.СаенкоЮ.В. «Специальная психология»:Учебное пособие.-М.:Академический проект,2006.-182с.
7.Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. I. М., 1955; т. II, 1959; т. III. 1963.
8. Петрова В. Г., Белякова И. В. « Кто они — дети с отклонениями в развитии?»М., 1998.
9. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М., 1996,
10. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. М., 2002.
11. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000.
12. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения. –М.: Институт практической психологии, 1996. – 224 с.
13. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб., 2003.
14.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:учеб.пособие/под ред.Б.П.Пузанова-М.: «Академия»,2006.-272с.
15. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М..: Просвещение, 1992. – 95 с.