Дизонтогенез как особый способ развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:08, реферат

Описание работы

Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития -- дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития.

Содержание

1.Введение........................................................................................................................3
2. Понятие и причины дизонтогенеза..............................................................4
3.Классификация психического дизонтогенеза.........................................7
4.Психологические параметры дизонтогенеза.........................................12
5. Сущность феномена нарушенного развития.........................................16
6.Заключение..................................................................................................................

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 43.36 Кб (Скачать)

                     Тверской государственный университет. 
 
 

                       Реферат по специальной психологии. 

         «Дизонтогенез как особый способ  развития» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 34 группы

Специальность «Логопедия»

Васильева Алла Викторовна

Преподаватель:Косякова О.О. 
 

                                                                    2011

                     Содержание. 

1.Введение........................................................................................................................3

2. Понятие и причины дизонтогенеза..............................................................4

3.Классификация психического дизонтогенеза.........................................7

4.Психологические параметры дизонтогенеза.........................................12

5. Сущность феномена нарушенного развития.........................................16

6.Заключение..................................................................................................................21

7.Список литературы..................................................................................................22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          1.  Введение.

           Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития -- дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития. Помимо общего недоразвития в условиях болезни процесс онтогенеза характеризуется явлениями неустойчивости, асинхронии, при которых своевременно не возникают необходимые взаимодействия между отдельными системами. В этой связи вероятно появление признаков изоляции, патологической акселерации, регресса ряда психических функций. Эти изменения задерживают формирование новых психических процессов, затрудняют прогрессивные перестройки, необходимые для нормального развития. 
 
 
 
 
 
 
 

              2. Понятие и причины дизонтогенеза.

                    Дизонтогенез (термин принадлежит Е. Schwalbe) — нарушение онтогенеза — индивидуального развития. Отсюда — дизонтогении(от греч.dis-приставка,означающая расстройство,и ontogenesis-индивидуальное развитие) — болезненные состояния, обусловленные нарушением развития организма и личности,отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.[14,стр 225]

Термином«дизонтогенез»обозначают различные формы нарушений онтогенеза(развития индивидав отличие от развития вида),включая и ранний,постнатальный,ограниченный теми сроками,когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.[5,стр 162]

          В настоящее время под дизонтогенезом понимается нарушение развития с момента зачатия до самой смерти, поскольку развитие организма, особенно человеческой личности, продолжается на протяжении всей его жизни. Дизонтогенез может касаться любых органов и систем, организма и личности в целом. Нарушения развития нервной системы, в частности, психики, личности относятся к так называемому психическому дизонтогенезу.

          Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т. е: от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.[15,стр 1-2] 

              Причины дизонтогенеза весьма разнообразны и связаны со многими факторами как биологическими, так и социально-психологическими, и их сочетанием. Обычно все многообразие патогенных факторов делят на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые). В период внутриутробного развития на плод могут действовать заболевания матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз и др.). При этом отмечается, что относительно легко протекающие заболевания у женщины могут приводить к тяжелым поражениям плода. К числу этиологических факторов относят также сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, эмоциональные стрессы, перегревания, переохлаждения, действие вибрации, облучение, некоторые лекарственные препараты, употребление в период беременности алкоголя, табака, наркотиков и т. п. Тяжелыми по своим последствиям родовые травмы и асфиксии. Инфекционные и вирусные заболевания в раннем детстве также способны стать причиной отклонения в развитии. Наряду с биологическими факторами не менее значима социально-психологическая детерминация. Отрыв ребенка от матери, недостаток эмоциональной теплоты, бедная в сенсорном отношении среда, бездушное и жестокое обращение могут выступать в виде причин различных нарушений психогенеза.[4,стр62]

Таким образом, конечный эффект действия патогенного  фактора, то есть конкретная форма нарушенного  развития будет зависеть не только от него самого, но и от многообразных  комбинаций опосредующих переменных. К числу таких переменных следует  отнести преимущественную локализацию  вредоносного воздействия, влияние  которого чаще всего избирательно, в результате чего пораженными могут  оказаться самые различные структуры, органы и системы. Другой не менее  важной характеристикой деструктивных  условий является их интенсивность. Безусловно, сила воздействия патогенного  фактора напрямую определяет его  конечный эффект, выраженность того или  иного нарушения. Помимо названных  весьма значимой переменной выступает  экспозиция, длительность воздействия.  Но не меньшее значение имеют и  собственные свойства индивида, испытывающего  на себе подобное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести возраст. Общая закономерность в данном случае такова: связь возраста и тяжести  последствий действия патогенного  фактора обратно пропорциональна. Иначе говоря, чем меньше ребенок, тем хуже для него возможные последствия различных вредностей. [4,стр63] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 3.Классификация психического дизонтогенеза.

          Классификация нарушений психического развития у детей,созданная в русле патопсихологической науки В.В.Лебединским(1985),является одной из наиболее распространенных.Она построена на базе теоретических идей Л.С.Выготского,исследованияхГ.Е.Сухаревой(1959),Л.Н.Каннера(1955),

В.В.Ковалева(1995).В  ее основу были положены представления  отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека:ретардации-как запаздывании или приостановкивсех сторонпсихического развития;дисфункции созревания,что  связано с морфофункциональной  возрастной незрелостью ЦНС;повреждении  развития-изолированное повреждение  начавшей развиваться структуры  или системы;асинхронии-диспропорциональности  развития.[5,стр 162]

Разработанная В.В.Лебединским классификация психического дизонтогенеза включает 6 вариантов:

-недоразвитие;

-задержанное  развитие;

-поврежденное  развитие;

-дефицитарное  развитие;

-искаженное  развитие;

-дисгармоническое  развитие.

Данная классификация  дифференцирует отдельные варианты дизонтогений исходя из основного качества нарушения развития.[3,стр 42-43]

            Предлагаемая классификация дифференцирует  отдельные варианты аномалий  исходя из основного качества  нарушения развития. Выделяется  группа аномалий, вызванных отставанием  развития: недоразвитие, задержанное  развитие; группа аномалий, в которых  ведущим признаком является диспропорциональность  (асинхрония) развития: искаженное и  дисгармоническое развитие; и, наконец,  группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением отдельных функций:  поврежденное и дефицитарное  развитие.[12,стр 74]

          Для дизонтогенеза по типу  общего стойкого недоразвития  наиболее типично раннее время  поражения, когда имеет место  выраженная незрелость мозговых  систем, в первую очередь наиболее  сложных обладающих длительным  периодом развития.Типичным примером  стойкого недоразвития является  олигофрения. Экстенсивность поражения,  связанная с генетическими пороками  развития, диффузным повреждением  незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных  воздействий, обусловливает первичность  и тотальность недоразвития мозговых  систем. Вторичный же дефект имеет  сложный «кольцевой» характер. Он  формируется, как указывалось  выше, за счет недостаточности  воздействия со стороны наиболее  страдающих высших психических  функций (ведущая координата (Недоразвития  — «сверху вниз»), а также в  определенной мере и недостаточности  воздействия дефектных базальных  функций на высшие (координата  «снизу вверх»).Характерна выраженная  инертность психических процессов  с фиксацией на примитивных  ассоциативных связях, с трудностью  их перестройки. Формирование   иерархических   связей грубо  затруднено. В асинхронии развития  преобладают явления ретардации. Различные функции недоразвиты  неравномерно. Наиболее выражена  недостаточность высших психических  функций и меньше — базальных:  развитие интеллекта, как правило,  страдает в большей степени,  чем речи, а последняя нарушена  больше, чем восприятие, память, моторика, элементарные эмоции.[1,стр 21]

                 Для психического дизонтогенеза  по типу задержанного развития, характерно замедление темпа  формирования познавательной и  эмоциональной сфер с их временной  фиксацией на более ранних  возрастных этапах. Задержанное  психическое развитие может быть  вызвано генетическими факторами,  соматогенными (хронические соматические  заболевания), психогенными (неблагоприятные  условия воспитания), а также церебрально-органической  недостаточностью, чаще резидуального  характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного,  натального и раннего постнатального  периода). При этом задержка развития  эмоциональной сферы проявляется  в различных клинических вариантах  инфантилизма (конституционального,  соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Замедление же темпа познавательной деятельности при соматических заболеваниях будет связано с хронической астенией (общей повышенной истощаемостью), при психогенных формах — в большей мере с явлениями микросоциальной и педагогической запущенности, при церебрально-органических наиболее часто приводящих к трудностям в обучение с одной стороны, с нейродинамическими (в первую очередь церебрастеническими) и энцефалопатическими (психопатоподобными, эпилептиформными и др.) расстройствами, а в ряде случаев — и с первичной недостаточностью отдельных  корково-подкорковых функций (праксиса, гнозиса, речи, памяти и т. д.).Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными функциями   имеются и сохранные. Наблюдается инертная фиксация более элементарных связей, преимущественно в базальных звеньях, что ведет к временной задержке инволюции более ранних форм. Явления асинхронии связаны с тем, что первичный дефект чаще нарушает развитие отдельных базальных звеньев психических процессов, высшие же уровни страдают вторично (ведущая координата нарушения развития—«снизу вверх»).[1,стр 22]

Поврежденное  развитие имеет то же происхождение,что и органическое недоразвитие психики либо задержанное.Отличие-более позднее(после 2-3 лет)патологическое воздействие на мозг,когда большая часть мозговых систем уже сформирована.Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция,при которой отмечаются расстройства эмоциональной сферы,тяжелые нарушения целенаправленной деятельности и личности в целом,распад сложных иерархических связей,грубый регресс интеллекта и поведения.[6,стр 19-20]

          Особый вид дизонтогенеза представляет  собой дефицитарное развитие( Термин, предложенный В. В. Ковалевым (1976, 1979) в отношении патологического формирования личности у детей с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обусловливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.), связанное с тяжелыми нарушениями (грубым недоразвитием либо повреждением) отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний. Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Таким образом, преимущественной координатой нарушений развития является координата «снизу вверх». Асинхрония проявляется в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Дефицитарность отдельных сенсорных и моторных систем способствует возникновению явлений изоляции. Так, нарушение зрения приводит к недоразвитию координации между речью и действием.[1,стр 23]

           При искаженном развитии наблюдаются  сложные сочетания общего недоразвития, задержанного поврежденного и  ускоренного  развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований.Искаженное развитие чаще свойственно ряду процессуальных наследственных заболеваний.Наиболее характерной моделью является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма. Его этиология и патогенез неясны. В значительной части случаев речь идет о ранней детской шизофрении. В последнее время все чаще высказывается мнение о связи этой аномалии развития и с органическим поражением мозга. Для искаженного развития характерно наиболее выраженная асинхрония. В процессе формирования психических функций наблюдается иная иерархия в последовательности развития отдельных систем, в значительной мере противоположная нормальному онтогенезу: так, преждевременное развитие  речи значительно обгоняет формирование локомоторных функций, а в более старшем возрасте развитие вербального интеллекта парадоксально   опережает становление предметных навыков. Большое значение в искаженном дизонтогенезе имеют явления изоляции: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Формируясь на собственной узкой основе, в более тяжелых случаях очи «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, игровых действиях и т. д. Даже при шизофренической природе раннего аутизма явления дизонтогенеза нередко выражены больше, чем симптомы болезни. Однако последним также принадлежит определенная роль в формировании дизонтогенеза. Так, возникновение аутизма, особенно на ранних этапах развития, в большой мере обусловлено диффузными страхами окружающего. Выраженный дефицит общения в свою очередь является важнейшим тормозом социального развития больного ребенка.[1,стр 24]

Информация о работе Дизонтогенез как особый способ развития