Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:08, реферат
Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития -- дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития.
1.Введение........................................................................................................................3
2. Понятие и причины дизонтогенеза..............................................................4
3.Классификация психического дизонтогенеза.........................................7
4.Психологические параметры дизонтогенеза.........................................12
5. Сущность феномена нарушенного развития.........................................16
6.Заключение..................................................................................................................
Тверской государственный университет.
Реферат по специальной
«Дизонтогенез как особый
Выполнила студентка 34 группы
Специальность «Логопедия»
Васильева Алла Викторовна
Преподаватель:Косякова
О.О.
Содержание.
1.Введение....................
2. Понятие и причины
дизонтогенеза.................
3.Классификация психического
дизонтогенеза.................
4.Психологические параметры
дизонтогенеза.................
5. Сущность феномена
нарушенного развития......................
6.Заключение..................
7.Список литературы...........
1. Введение.
Одной из важнейших задач современной
практической психологии является психологическая
диагностика и коррекция отклонений детского
поведения и вневрачебная помощь трудным
детям. При исследовании ребенка с отклонениями
в развитии в центре внимания психолога
обычно стоит вопрос о психологической
квалификации основных психических расстройств,
их структуры и степени выраженности.
Оценка нарушений развития у детей учитывает
также и отклонения от стадии возрастного
развития, на которой находится ребенок,
то есть особенности дизонтогенеза, вызванного
болезненным процессом, его последствиями.В
детском возрасте чувствительность отдельных
сторон психики к вредоносным воздействиям
определяется не столько их характером,
сколько особенностями той возрастной
стадии развития, на которой находится
ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше
на первый план выступают признаки нарушения
развития -- дизонтогенеза. Чем раньше
произошло поражение мозга, тем чаще в
картине дизонтогенеза появляется компонент
психического недоразвития. Помимо общего
недоразвития в условиях болезни процесс
онтогенеза характеризуется явлениями
неустойчивости, асинхронии, при которых
своевременно не возникают необходимые
взаимодействия между отдельными системами.
В этой связи вероятно появление признаков
изоляции, патологической акселерации,
регресса ряда психических функций. Эти
изменения задерживают формирование новых
психических процессов, затрудняют прогрессивные
перестройки, необходимые для нормального
развития.
2. Понятие и причины дизонтогенеза.
Дизонтогенез (термин принадлежит Е. Schwalbe) — нарушение онтогенеза — индивидуального развития. Отсюда — дизонтогении(от греч.dis-приставка,означающая расстройство,и ontogenesis-индивидуальное развитие) — болезненные состояния, обусловленные нарушением развития организма и личности,отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.[14,стр 225]
Термином«дизонтогенез»
В настоящее время под дизонтогенезом понимается нарушение развития с момента зачатия до самой смерти, поскольку развитие организма, особенно человеческой личности, продолжается на протяжении всей его жизни. Дизонтогенез может касаться любых органов и систем, организма и личности в целом. Нарушения развития нервной системы, в частности, психики, личности относятся к так называемому психическому дизонтогенезу.
Под причиной отклонения в развитии понимают
воздействие на организм внешнего или
внутреннего неблагоприятного фактора,
который определяет специфику поражения
или нарушения развития психомоторных
функций.Известно, что почти любое более
или менее длительное неблагоприятное
воздействие на развивающийся мозг ребенка
может привести к отклонениям в психомоторном
развитии. Их проявления будут различны
в зависимости от времени неблагоприятного
воздействия, т. е: от того, на каком этапе
развития мозга оно имело место, его длительности,
от наследственной структуры организма
и прежде всего центральной нервной системы,
а также от тех социальных условий, в которых
воспитывается ребенок. Все эти факторы
в комплексе определяют ведущий дефект,
который проявляется в виде недостаточности
интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики,
нарушений эмоционально-волевой сферы,
поведения. В ряде случаев может быть несколько
нарушений, тогда говорят об осложненном
или сложном дефекте.[15,стр 1-2]
Причины дизонтогенеза весьма разнообразны и связаны со многими факторами как биологическими, так и социально-психологическими, и их сочетанием. Обычно все многообразие патогенных факторов делят на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые). В период внутриутробного развития на плод могут действовать заболевания матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз и др.). При этом отмечается, что относительно легко протекающие заболевания у женщины могут приводить к тяжелым поражениям плода. К числу этиологических факторов относят также сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, эмоциональные стрессы, перегревания, переохлаждения, действие вибрации, облучение, некоторые лекарственные препараты, употребление в период беременности алкоголя, табака, наркотиков и т. п. Тяжелыми по своим последствиям родовые травмы и асфиксии. Инфекционные и вирусные заболевания в раннем детстве также способны стать причиной отклонения в развитии. Наряду с биологическими факторами не менее значима социально-психологическая детерминация. Отрыв ребенка от матери, недостаток эмоциональной теплоты, бедная в сенсорном отношении среда, бездушное и жестокое обращение могут выступать в виде причин различных нарушений психогенеза.[4,стр62]
Таким образом,
конечный эффект действия патогенного
фактора, то есть конкретная форма нарушенного
развития будет зависеть не только
от него самого, но и от многообразных
комбинаций опосредующих переменных.
К числу таких переменных следует
отнести преимущественную локализацию
вредоносного воздействия, влияние
которого чаще всего избирательно,
в результате чего пораженными могут
оказаться самые различные
3.Классификация психического дизонтогенеза.
Классификация нарушений психического
развития у детей,созданная в русле патопсихологической
науки В.В.Лебединским(1985),является одной
из наиболее распространенных.Она построена
на базе теоретических идей Л.С.Выготского,исследованияхГ.
В.В.Ковалева(1995).В
ее основу были положены представления
отечественных и зарубежных ученых
о направлениях нарушений психического
развития человека:ретардации-как
Разработанная
В.В.Лебединским классификация
-недоразвитие;
-задержанное развитие;
-поврежденное развитие;
-дефицитарное развитие;
-искаженное развитие;
-дисгармоническое развитие.
Данная классификация дифференцирует отдельные варианты дизонтогений исходя из основного качества нарушения развития.[3,стр 42-43]
Предлагаемая классификация
Для дизонтогенеза по типу
общего стойкого недоразвития
наиболее типично раннее время
поражения, когда имеет место
выраженная незрелость
Для психического
Поврежденное развитие имеет то же происхождение,что и органическое недоразвитие психики либо задержанное.Отличие-более позднее(после 2-3 лет)патологическое воздействие на мозг,когда большая часть мозговых систем уже сформирована.Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция,при которой отмечаются расстройства эмоциональной сферы,тяжелые нарушения целенаправленной деятельности и личности в целом,распад сложных иерархических связей,грубый регресс интеллекта и поведения.[6,стр 19-20]
Особый вид дизонтогенеза
При искаженном развитии