Дизонтогенез как особый способ развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:08, реферат

Описание работы

Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития -- дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития.

Содержание

1.Введение........................................................................................................................3
2. Понятие и причины дизонтогенеза..............................................................4
3.Классификация психического дизонтогенеза.........................................7
4.Психологические параметры дизонтогенеза.........................................12
5. Сущность феномена нарушенного развития.........................................16
6.Заключение..................................................................................................................

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 43.36 Кб (Скачать)

             Дисгармоническое развитие по своей структуре в определенной мере напоминает искаженное развитие. Это сходство состоит в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций. Отличие дисгармонического развития от искаженного развитая состоит в том, что основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Эта диспропорциональность, обуславливая формирование ряда аномальных вариантов личности, для которых, по Г. Е. Сухаревой, характерна «неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде» [7, с. 38].

Моделью дисгармонического  развития является ряд психопатий, в первую очередь конституциональных, большей частью наследственно обусловленных, а также так называемые патологические формирования личности (О. В. Кербиков, 1960, 1965; В. В. Ковалев, 1969, 1979) в результате неправильных условий воспитания.Степень выраженности психопатии и даже само ее формирование в значительной мере зависят от условий воспитания и окружения ребенка. Трудности социального приспособления способствуют формированию ряда компенсаторных   и псевдокомпенсаторных   образований (Г. Е. Сухарева, 1959; А. Е. Личко, 1977; В. В. Ковалев, 1979 и др.).[1,стр 26]

Таковы, на наш взгляд, основные варианты психического дизонтогенеза у детей.

Как показывают клинические данные,при одном  и том же заболевании могут  сосуществовать различные варианты дизонтогенеза.[6,стр 21] 
 
 
 

      4.Психологические параметры дизонтогенеза.

          Л.С.Выготский(2001)выделил две взаимосвязанные линии развития-биологическую и социально-психическую.Болезнь,вызывая прежде всего нарушение биологической линии развития,создает препятствия для социально-психического развития-усвоения знаний и умений,формирования личности ребенка.Эти идеи сохранили свою актуальность до настоящего времени и послужили основой для выделения В.В.Лебединским ряда психологических параметров,определяющих характер психического дизонтогенеза.[3,стр38]

            Первый параметр связан с функциональной локализацией поражения. Выделяется два вида дефекта: частный,обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса,праксиса,речи; общий,связанный с нарушением корковых и подкорковых регуляторных систем,обеспечивающих психическую активность,эмоциональное состояние и интеллектуальную деятельность.Дисфункция регуляторных систем влияет на все стороны психическог развития.Нарушения частных функцийпри прочих равных условиях более парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.[3,стр39]

      Второй параметр дизонтогенеза связан с в р е м е н е м п о р а ж е н и я.

Характер  аномалии развития будет различным  в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем  раньше произошло поражение, тем  вероятнее явления недоразвития (Л. С. Выготский, 1956). Чем позднее  возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления  повреждения с распадом структуры  психической функции.

        Временной фактор определяется не только хронологическим моментом возникновения нарушения, но и длительностью периода развития данной функции в онтогенезе. Повреждению чаще подвергаются функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития. Так, чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые же функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности чаще либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.[1,стр 11]

            С параметром времени связана и другая вероятность поражения той или иной функции.В сензитивные периоды развития функции не только интенсивно развиваются,но и обладают наибольшей уязвимостью и неустойчивостью к патогенным факторам.Неустойчивость психических функций,характерная для сензитивных периодов,может обусловить явление регресса-возврата функции на более ранний возрастной уровень.Однако регрессу подвержены не только функции,находящиеся в сензитивном периоде,но и уже достаточно прочно закрепленные.Это может наблюдаться при более грубом вредоносном воздействии:шоковой психической травме,остром начале шизофренического процесса и т.д.[3,стр39-40]

            Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами.Исходя из идеи о системном строении дефекта,Л.С.Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов:первичные-нарушения,непосредственно вытекающие из биологического характера болезни,и вторичные,возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.

     Первичный дефект может иметь  характер недоразвития,повреждения  или их сочетания.Вторичное недоразвитие  характерно для функций,непосредственно  связанных с поврежденной (недоразвитие  понимания речи у детей с  нарушением слуха),а также для  функций,находящихся в сензитивном  периоде.[3,стр 40]

               Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных взаимоотношений:явления временной независимости функции,ассоциативные,иерархические связи.

Явления временной  независимости функции характерны для ранних этапов онтогенеза.На ранних этапах становления речи наблюдается  независимость в развитии ее смысловой  и фонетической сторон.Ассоциативные  связи также являются ведущими в  этот период.При таком типе взаимодействия разрозненные,разномодальные чувственные  впечатления объединяются в в  одно целое на основе временно-пространственной близости.Сам тип такой организации указывает на малую дифференцированность психических процессов.[3,стр41]

           Психические функции по иерархическому типу формируются в процессе усложняющейся предметной деятельности и общения.Согласно Н.А.Бернштейну,иерархический,многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью.Это достигается за счет выделения ведущих и фоновых уровней,а также определенной автономности фоновых уровней.Ведущий уровень,разгружаясь от контроля за технической стороной процесса имеет возможности для дальнейшего усложнения в развитии.В условиях такой автономности нарушения в одном из звеньев при сохранности других ведут к компенсаторной пластичной перестройке психического процесса,а не к нарушению его целостности,как это имеет место при ассоциативном типе организации межфункциональных связей.

При патологии  имеет место нарушение межфункциональных  связей.Временная независимость  превращается в изоляцию.Изолированная  функция,лишенная взаимодействия со стороны  других психических функций,стереотипизируется,зацикливается  в своем развитии.При этом изолированной  может оказаться не только поврежденная,но и сохранная функция.Ассоциативные  связи в условиях органической недостаточности  нервной системы характеризуются  повышенной инертностью,в результате чего возникает их патологическая фиксация,трудности  переходак иерархическим связям.Инертные аффективные комплексы тормозят психическое развитие.[1,стр18]

Нарушении гетерохронии проявляются в диспропорциях  развития-асинхрониях,проявлениями которых  являются:

- ретардация-незавершенность  отдельных периодов развития,отсутствие  инволюции более ранних форм.Это  наиболее характерно для непрогредиентной  умственной отсталости и задержки  психического развития;

-акселерация  отдельных функций,например,чрезвычайно  раннее и изолированное развитие  речи при раннем детском аутизме;

-сочетание  патологической акселерации и ретардации психических функций.[3,стр 42] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5.Сущность феномена нарушенного развития.

             Дать сущностное определение феномена нарушенного развития весьма сложно, ибо между интуитивно-эмпирическим и категориальным уровнями познания всегда было определенное противоречие. Так, хорошо известно, что мы без специального обучения отличаем живые существа от неживых. На интуитивно-эмпирическом уровне в данном случае не возникает никаких затруднений. Но переходя на категориальную ступень, пытаясь сформулировать некоторые обобщения в отношении того, чем живое отличается от неживого, мы сталкиваемся с одним из сложнейших вопросов современной биологии. Аналогичная ситуация складывается практически в любой науке, специальная психология в этом смысле не составляет исключения.[4,стр 79]

          В специальной психологии и коррекционной педагогике используются такие понятия, как аномальное развитие, ненормальное развитие, ненормативное развитие, анормальное развитие, ограниченное развитие, отставание в развитии, стесненное развитие, недостаточное развитие, субнормальное развитие, а также некоторые иные словосочетания: дети с ограниченными возможностями в развитии, дети с проблемами в развитии, особый ребенок и многое другое. В приведенных примерах хотя и фиксируются различные характеристики дизонтогенеза, но чаще всего они не раскрываются в форме развернутого определения. Если все же отвлечься от смыслового многообразия перечисленных терминов, то нетрудно заметить, что все они в некотором роде относительны. Иначе говоря, они акцентируют разные стороны процесса становления психики в сравнении с его нормальным течением, которое интуитивно воспринимается как нечто самоочевидное.[4,стр 80]

         Понятие «нарушенное развитие» не является чем-то самоочевидным и нуждается в серьезном теоретическом анализе. Как уже указывалось, это понятие относительное. Всякая трактовка отклоняющегося развития подразумевает наличие некой точки отсчета, более или менее определенного представления о том, каков должен быть процесс нормального развития или развития вообще как такового. Но в современной психологии не существует единого понимания природы, механизмов, условий и сущности онтогенеза психики. Психология развития представлена многочисленными теориями, акцентирующими внимание на разных его сторонах. Достаточно сослаться на наиболее популярные концепции Ж. Пиаже, А. Баллона, Э. Эриксона, 3. Фрейда, А. Фрейд, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и др. Таким образом, что нарушенное развитие трактуется по-разному в зависимости от исходного понимания феномена развития вообще.[4,стр 84]

           Новая теория, родившаяся в недрах  немецкой структурной психологии, исходит из того понимания  природы интеллектуального акта, которое было развито Кодером  в известном исследовании интеллекта  человекоподобных обезьян. Сущность  этого акта, по Келеру, заключается  в изменении структур видимого  поля. Образы, воспринимавшиеся прежде  как изолированные целые, образуют  в результате этого акта единую  замкнутую структуру. Несамостоятельные  части каких-либо целых становятся  самостоятельными или связываются  с другими частями других целых  в новые структуры. Короче говоря, структуры поля скачкообразно  изменяются, происходит группировка  отдельных целых внутри них. Сведя, таким образом, интеллектуальный акт к изменению структур, новая теория заключает, что сам по себе интеллектуальный акт у слабоумного ребенка обнаруживает во всех основных свойствах ту же самую природу, что и у нормального. Нельзя сказать, чтобы слабоумный не воспринимал структур или чтобы они были у него менее ясно выражены. Нельзя даже утверждать, что его интеллектуальные процессы менее интенсивны. Иногда они даже производят впечатление более интенсивных, чем у нормального ребенка. Совершенно так же, как у нормального ребенка и у антропоида, интеллектуальный акт у слабоумного заключается в изменении структурных отношений в поле.[13,стр 245]

        Новая теория соглашается признать только две особенности, отличающие интеллект слабоумного от интеллекта нормального ребенка. Первое (чисто внешнее) различие состоит в следующем: типичные для интеллекта изменения структур возникают у слабоумных детей не при тех условиях, что у нормальных детей того же возраста, но при более легких и примитивных задачах. Второе качественное различие заключается в том, что слабоумный ребенок мыслит более конкретно и наглядно, чем нормальный.[13,стр 246]

Теперь выделим  существенные характеристики феномена нарушенного развития. В последнее  время подобные попытки явно демонстрируют  стремление авторов выйти за пределы интуитивно-эмпирического подхода. Так, Ю. А. Кулагин полагал, что нарушенное развитие имеет особый способ протекания, при котором необходима специальная коррекционная помощь. Нельзя с этим не согласиться, но также трудно решить вопрос, на основании каких критериев мы можем говорить о необходимости и форме коррекционной помощи. Данное определение по сути своей скорее педагогическое, нежели психологическое.[4,стр85]

         Большую точность обнаруживают В. Г. Петрова и И. В. Белякова, утверждая, что дети с отклонениями в развитии — это те, «у кого в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой от окружающего мира»[8,стр 4]

Информация о работе Дизонтогенез как особый способ развития