Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность дивергентного мышления у подростков, занимающихся творческой деятельностью.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность и признаки дивергентного мышления;
Проанализировать дивергентное мышление с точки зрения различных подходов современных исследователей;
Проанализировать признаки дивергентного мышления у подростков, занимающихся творческой деятельностью.
Введение 2
Глава 1 Дивергентное мышление у подростков 4
1.1 Понятие подросткового возраста: основные характеристики 4
1.2 Проблемы периодизации подросткового возраста 7
1.3 Дивергентное мышление в подростковом возрасте 16
Глава 2 Особенности дивергентного мышления подростка, занимающегося творческой деятельностью 32
Заключение 37
Список использованных источников 38
3. Быстро почуяв сами за своей спиной Крылья, эти дети рвутся все выше, сквозь облака реального в «безвоздушное» (абстрактное) пространство творчества и фантазии, и в этом случае задача - осторожно удерживать их за Крылья, «опускать на землю», чтобы не отрывались от реального и умели оценивать практическую применимость своих изобретений или фантазий. (Здесь крайне важно, удерживая, не оторвать им Крылья).
Обычные школьники или со слов родителей, или из СМИ в подавляющем большинстве считают изобретателя и человеком не от мира сего, неудачником и т.п., т.е. возможным объектом насмешек. Поэтому первой задачей является разрушение этого стереотипа, а в дальнейшем при работе с "обычными" учащимися необходимо дать им Крылья для творческого полета в конкретном профессиональном пространстве для единого подъема всех эмоциональных и интеллектуальных сил на базе новых для них знаний (ТРИЗ). И когда они уже возьмут в руки эти «инструменты мышления», работа творческой мысли просто не сможет не начаться, считают пропагандисты ТРИЗа18.
Таким
образом, самое главное в обучении - заинтересовать
предметом, изменить мотивацию, когда
человек учится не из стремления быть
выше в чьих-то глазах и не из стремления
получить какую-то награду (материальную
или статусную, «звание»), а из любви к
самой науке и познанию, из желания принести
что-то на благо мира.
Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, воспитателей, учителей - поддержать эти стремления ребенка.
Творческих детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания через этапы»).
Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка – важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.
Еще одна точка отсчета – память, характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Талантливых отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением – коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких «вундеркиндов». Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливого ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты.
Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.
Для творческих детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.
В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей – темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.
Для творческих детей характерно опережающее познавательное развитие.
Психосоциальная чувствительность.
Физические характеристики.
Талант
и одаренность могут
Можно выделить два критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом. Первый критический период наблюдается в возрасте от 6 до 8 лет: если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей (20-25%) становятся пассивными; вместе с тем у 20-25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства –50-60% - активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество – поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного.
В
подростковом периоде (11-14 лет) вопросы
приобретают структуру гипотез,
носят исследовательский
В этот критический период происходит дальнейшая дифференциация детей по их активности в постановке исследовательских вопросов, вопросов-гипотез. Высокий уровень активности в постановке таких вопросов наблюдается у небольшой части школьников (10-15%), значительная же часть (40%) характеризуется пассивностью.
К концу подросткового возраста четко выделяются два крайних полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок – проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий). Подростки с проблемным типом активности обнаруживают в ситуации неопределенности большие способности к самостоятельному порождению задач, вопросов, проблем и поиск их решения. Они отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования.
В дальнейшем, в период от15 до 20 лет, эти различия между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать.
В заключении считаю необходимым отметить:
В рамках данной работы, наверное, невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию творческого мышления подростков. Однако, на основании анализа имеющихся в распоряжении материалов по проблеме, можно сделать следующие выводы:
Большинство авторов согласны, что в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному. Предложены различные схемы решения творческих задач, однако большинство авторов согласны, что в процессе такого решения задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к другой;
Несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными.
Например,
большинство исследований строятся
с использованием творческих задач,
в то же время до сих пор не
существует единого мнения о том, какие
же задачи считать творческими. Исследователи
также до сих пор так и не пришли к единому
мнению, какие же личностные особенности
считать основными для креативной личности.
Наиболее часто современными исследователями
упоминаются такие индивидуальные особенности
творческой личности, как независимость
в суждениях, самоуважение, предпочтение
сложных задач, развитое чувство прекрасного,
склонность к риску, специфическое восприятие
действительности, высокая внутренняя
мотивация и эмоциональная лабильность.