Дивергетное мышление подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность дивергентного мышления у подростков, занимающихся творческой деятельностью.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность и признаки дивергентного мышления;
Проанализировать дивергентное мышление с точки зрения различных подходов современных исследователей;
Проанализировать признаки дивергентного мышления у подростков, занимающихся творческой деятельностью.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Дивергентное мышление у подростков 4
1.1 Понятие подросткового возраста: основные характеристики 4
1.2 Проблемы периодизации подросткового возраста 7
1.3 Дивергентное мышление в подростковом возрасте 16
Глава 2 Особенности дивергентного мышления подростка, занимающегося творческой деятельностью 32
Заключение 37
Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

Дивергетное мышление подростка.doc

— 197.50 Кб (Скачать)
="justify">     2. Необходимо следить за тем,  чтобы активность быстрых на  решение Пети и Маши не «задавила» активность других ребят, но, в то же время, нельзя сковывать и их творчество (например, при «мозговом штурме»). Им можно давать отдельные задания, более сложные, или найти какой-то другой выход из положения.

     3. Быстро почуяв сами за своей  спиной Крылья, эти дети рвутся  все выше, сквозь облака реального  в «безвоздушное» (абстрактное) пространство творчества и фантазии, и в этом случае задача - осторожно удерживать их за Крылья, «опускать на землю», чтобы не отрывались от реального и умели оценивать практическую применимость своих изобретений или фантазий. (Здесь крайне важно, удерживая, не оторвать им Крылья).

     Обычные школьники или со слов родителей, или из СМИ в подавляющем большинстве считают изобретателя и человеком не от мира сего, неудачником и т.п., т.е. возможным объектом насмешек. Поэтому первой задачей является разрушение этого стереотипа, а в дальнейшем при работе с "обычными" учащимися необходимо дать им Крылья для творческого полета в конкретном профессиональном пространстве для единого подъема всех эмоциональных и интеллектуальных сил на базе новых для них знаний (ТРИЗ). И когда они уже возьмут в руки эти «инструменты мышления», работа творческой мысли просто не сможет не начаться, считают пропагандисты ТРИЗа18.

     Таким образом, самое главное в обучении - заинтересовать предметом, изменить мотивацию, когда человек учится не из стремления быть выше в чьих-то глазах и не из стремления получить какую-то награду (материальную или статусную, «звание»), а из любви к самой науке и познанию, из желания принести что-то на благо мира.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Особенности дивергентного мышления подростка, занимающегося творческой деятельностью

 

     Творческие  возможности человека проявляются  очень рано. Самый интенсивный  период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент  личности и она уже проявляет  себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, воспитателей, учителей - поддержать эти стремления ребенка.

     Творческих детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания через этапы»).

     Любознательность  и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка – важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.

     Еще одна точка отсчета – память, характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Талантливых отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением – коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких «вундеркиндов». Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

     Талантливого ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

     В сфере психосоциального развития талантливым  детям свойственны следующие  черты.

     Сильно  развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

     Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.

     Для творческих детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.

     В школьном возрасте есть такой индикатор  творческих способностей – темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.

     Для творческих детей характерно опережающее познавательное развитие.

  1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
  2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
  3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
  4. Талантливые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
  5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
  6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

      Психосоциальная чувствительность.

  1. Талантливые дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
  2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
  3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
  4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
  5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
  6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
  7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
  8. Нередко у творческих детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

      Физические  характеристики.

  1. Творческих детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
  2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

      Талант  и одаренность могут проявляться  в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях.

      Можно выделить два критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом. Первый критический период наблюдается в возрасте от 6 до 8 лет: если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей (20-25%) становятся пассивными; вместе с тем у 20-25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства –50-60% - активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество – поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного.

      В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы  приобретают структуру гипотез, носят исследовательский характер. К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни.

      В этот критический период происходит дальнейшая дифференциация детей по их активности в постановке исследовательских  вопросов, вопросов-гипотез. Высокий  уровень активности в постановке таких вопросов наблюдается у  небольшой части школьников (10-15%), значительная же часть (40%) характеризуется пассивностью.

      К концу подросткового возраста четко  выделяются два крайних полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок – проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий). Подростки  с проблемным типом активности обнаруживают в ситуации неопределенности большие способности к самостоятельному порождению задач, вопросов, проблем и поиск их решения. Они отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования.

      В дальнейшем, в период от15 до 20 лет, эти  различия между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать.

Заключение

 

     В заключении считаю необходимым отметить:

     В рамках данной работы, наверное,  невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию творческого мышления подростков. Однако, на основании анализа имеющихся в распоряжении материалов по проблеме, можно сделать следующие выводы:

     Большинство авторов согласны, что в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному. Предложены различные схемы решения творческих задач, однако большинство авторов согласны, что в процессе такого решения задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к другой;

     Несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными.

     Например, большинство исследований строятся с использованием творческих задач, в то же время до сих пор не существует единого мнения о том, какие же задачи считать творческими. Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать основными для креативной личности. Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность. 
 
 
 

Список использованных источников

 
     
  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 2006.
  2. Будрина Е.Г. Особенности дивергентных способностей в подростковом возрасте в условиях разных моделей обучения. Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. http://www.ipras.ru
  3. Билл Мойерс. В поисках эликсира творчества // Америка, 2003, январь
  4. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 2004. т. 3.
  5. Викентьев И.Л. Психофизиологические особенности обучения ТРИЗ.// ТРИЗ, 2001, № 2.
  6. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 2008.
  7. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 2002.
  8. Злотин Б.Л., Зусман А.В. К творческой педагогике // ТРИЗ, 2001, № 2.
  9. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М., 2002.
  10. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа. Таллин, 2000.
  11. Зосимовский А.В., Рахманов Э. Формирование нравственной убежденности у старшеклассников // Проблема управления учебно-воспитательным процессом. М., 2007.
  12. Кухарчук А.М. Анализ особенностей самооценок учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения // Вопросы теории и практики профориентации в средней школе. М., 2002.
  13. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностног параметра умственной деятельности // Проблема диагностики умственного развития учащихся. М., 2005.
  14. Лозовцева В.Н. Развитие ребенка при переходе от младшего школьного возраста к подростковому возрасту // Психология современного подростка. М., 2002.
  15. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. М., 2007.
  16. Психология современного подростка / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001.
  17. Ремшмидт Р. Подростковый и юношеский возраст. М., 2004.
  18. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопр. психологии. 2003. № 1
  19. http://psychoteen.ru

Информация о работе Дивергетное мышление подростка