Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность дивергентного мышления у подростков, занимающихся творческой деятельностью.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность и признаки дивергентного мышления;
Проанализировать дивергентное мышление с точки зрения различных подходов современных исследователей;
Проанализировать признаки дивергентного мышления у подростков, занимающихся творческой деятельностью.
Введение 2
Глава 1 Дивергентное мышление у подростков 4
1.1 Понятие подросткового возраста: основные характеристики 4
1.2 Проблемы периодизации подросткового возраста 7
1.3 Дивергентное мышление в подростковом возрасте 16
Глава 2 Особенности дивергентного мышления подростка, занимающегося творческой деятельностью 32
Заключение 37
Список использованных источников 38
Альтшуллер показал, что во многих случаях увлечение человека большой целью происходит через «чудо» - сильное и неожиданное переживание, впечатление (как правило, «случайное»). Исходя из этого, он сформулировал необходимость в рамках ТРТЛ разработки технологии организации «чуда» для каждого ребенка. Но возможен и иной подход.
Как правило, в самом начале творческого пути приверженность человека к своему новому Делу не очень велика (если только он не зажжен ведущей его идеей). Но в дальнейшем срабатывает механизм вовлечения, втягивания, основанный на чередовании положительных и отрицательных стимулов:
- начало занятия
- первые успехи
- рост задачи
- трудности, неудачи
- преодоление их, успехи
- новые задачи
Возникает
положительная обратная связь на
рост творчества, ограничиваемый только
физическими возможностями
Другая важная сторона - уровень притязаний. Каждый ребенок с детства хочет быть «самым-самым». Педагогика «винтиков» тратит массу сил на борьбу с этим врожденным стремлением вверх. Педагогика творчества, напротив, должна стимулировать направленность на Большие Цели. «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» - этими словами слуга будил Сен-Симона. Каждый педагог должен так будить души своих учеников! Направленность на поиск Большой Цели, знание радости творчества и умение решать творческие задачи могут гарантировать, что рано или поздно человек вступит на творческий путь жизни. Но, обучая человека методам творчества, мы должны понимать, что вооружаем его сильным инструментом, который может быть использован и во вред обществу, если это не совмещается с нравственной подготовкой. На этот момент необходимо обратить особое внимание.
Сопоставление признаков взрослого, детского и тризовского мышления позволило Злотину и Зусману в целом поддержать гипотезу происхождения и развития творческих способностей человека, предложенную Б.П.Никитиным, главным содержанием которой является признание каждого здорового ребенка обладающим возможностями творческого развития во всех видах человеческой деятельности.
Таблица 1 - Сопоставление признаков взрослого, детского и тризовского мышления
Взрослое мышление | Детское мышление | Тризовское мышление |
1 | 2 | 3 |
Страх перед противоречиями, стремление их избегать | Нечувствительность к противоречиям, отсутствие стремления их избегать в рассуждениях | «Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, понимание, что выявление и формулирование противоречия в явном виде - шаг к его разрешению |
Рассмотрение процессов и явлений в отрыве друг от друга, несистемно | Синкретизм, стремление связывать «все со всем» | Системный подход, стремление выявить связи между отдаленными и зачастую внешне никак не связанными объектами, процессами, явлениями |
Окончание табл. 1
Неорганизованное сочетание разных типов умозаключений, с частым ошибочным их применением | Традукция, неверный с точки зрения классической логики тип умозаключения, заключающийся в выводах «от частного к частному» | Умозаключения
по аналогии, перенос выводов, идей,
решений между разными |
Опора на сочетание логического мышления и природной интуиции | Опора на природную, прирожденную способность к интуитивному выводу | Опора на сочетание логического мышления и целенаправленно сформированной интуиции |
«Законопослушность»
- использование известных |
«Законотворчество» - стихийный поиск и выработка интуитивных и вербализованных закономерностей | Целенаправленный
поиск и выработка |
Попытки штурма неразрешимой задачи «в лоб», отступление и отказ от решения при неудачах | Замена задачи. Ребенок, поставленный перед задачей, которую решить не может, произвольно меняет условия и правила, решает задачу, которую может решить. | Замена неразрешимой задачи другой, поддающейся решению по определенным правилам |
Острейшая проблема педагогики творчества - овладение «взрослым» мышлением, логикой при сохранении элементов детского творческого подхода.
Ни один из двух сотен опрошенных Злотиным и Зусманом взрослых не смог вспомнить, что в глазу у лягушки есть третье веко, объяснить, что такое амфибрахий и доказать теорему Пифагора. И никто не мог вспомнить обстоятельства, при которых эти знания были бы нужны. На основе этого исследователи утверждают, что необходим принципиально иной подход к составлению учебных программ, основанный на понятиях специфичности и неспецифичности. Тогда многое из содержимого школьных программ окажется ненужным, а в программу войдут совершенно новые разделы и предметы. Здесь, конечно, необходимы серьезные исследования, но Злотин и Зусман пытаются дать примерный список таких предметов.
1.
Информация и навыки, необходимые
для выживания, поддержания
2. Информация и навыки, необходимые для существования в обществе. Элементы психологии, техника общения, эмпатия. Элементы артистизма, умение слушать и говорить, читать «между строк» и понимать недосказанное, отличать ложь от правды, не поддаваться внушению, преодолевать собственный конформизм. Закономерности функционирования и развития общества и коллективов, основы законодательства, уголовного и имущественного права. Основы менеджмента, искусства коммерции, бизнеса.
3.
Навыки мышления. Логика, системный
подход, формирование интуиции и
техника вербализации
4.Умение
работать с информацией.
5. Информационный фонд. Хорошее знание своего окружения - природного, технического. Знание физических, химических и т.п. эффектов, с которыми может встретиться в жизни средний человек. Понимание ("на пальцах") основных идей науки (теории эволюции, термодинамики, математики и т.п.). Понимание основных идей и закономерностей развития техники, базовых технологий. Понимание основных идей и закономерностей развития, владение элементами разных видов искусства.
6.
Умение работать руками, владение
простыми инструментами.
Множество перечисленных здесь навыков, кроме того, должны быть тесно увязаны между собой в единую систему. А это требует соответствующего изменения и способов обучения.
Точка зрения Злотина и Зусмана может при первом прочтении вызвать даже возмущение. Да, теорему Пифагора мы в повседневной жизни не доказываем, но ведь должен быть общий уровень интеллекта! В конце концов, именно всесторонние знания позволяют возникнуть СИСТЕМЕ мировосприятия (а только ли они?). С другой стороны, жизнь настолько коротка, а человек настолько часто отвлекается от своего Пути, что успевают принести миру что-то действительно необходимое лишь единицы! И вышеперечисленные предметы ускоряют процесс познания во много раз. Как не хватает нам в жизни именно их! И чем больше размышляешь над этим, тем больше убеждаешься, что едва ли не единственно правильный путь на сегодня - это попытаться в корне переосмыслить вопрос о содержании образования. Иначе все значительные знания и достижения человечества оказываются в итоге мёртвым грузом - и человек механически запоминает признаки явлений, не постигая смысла и цели.
Есть закон повышения идеальности технических систем. Идеальная система - такая, которой нет, а функции ее выполняются. Тогда, получается, идеальная школа должна учить самообразованию.
Обычная школа учит знанию прошлого. Это большой набор фактов, которые не дают возможность увидеть развитие, не дают возможности сделать прогноз. Отсюда и нелюбовь школьников к школе - зачем мне эти знания, если они все равно не пригодятся?!
Школа творчества учит знанию будущего. Ее цель - научить человека жить в изменяющемся мире.
Для того, чтобы заниматься формированием творческой индивидуальности, необходимо учитывать возрастные особенности человека. Основоположник современной биоритмологии петербургский физиолог Н.Я. Пэрне в 20-х годах сформулировал теорию циклической активности человека, в том числе «волн творчества». Пики творческой активности, по его мнению, совпадают с моментами «задержки» физического роста. Пэрне выделяет особые «узловые точки», совпадающие обычно с годами жизни: 7-8, 12-13, 18-19, 25-26, 31-32, 37-38, 43-44, 50, 56-57 и т.д.
Эти узловые точки характеризуются тремя главными признаками:
1.
Прояснением и усилением
2.
Наличием качественных
3.
Особой чувствительностью
Характеристика узлов, приходящихся на школьный период (и на период учебы в вузе).
Первый узел - 6-7 лет. Созревает человек как узнавшее свое существование существо. Он весь обращен на себя, на свои ощущения и функции. Он себя узнал среди мира, но окружающего мира, по-настоящему, еще нет для него.
Второй узел - 12-13 лет. Созревает человек как часть окружающего. Пробуждается интерес к объектам внешнего мира, проявляется стремление захватить их в своем сознании, расчленить и подчинить их себе.
Третий узел - 18-19 лет. Созревает человек как член общества. Поворот от внешних объектов к внутреннему, душевному, но не только на себя, а и на других людей. Здесь расцветают побуждения и идеи социально-этические, закладываются душевные привязанности, проявляется понятие о долге. Но этот узел является по преимуществу узлом подражательного творчества, а настоящая творческая индивидуальность ярко проявляется только к следующему узлу (к 24-25 годам).
Соответственно творческой активности эти узлы являются наиболее важными для развития творческой личности, а значит, на них педагог должен обратить особое внимание. От того, с какой ответственностью отнесется педагог к этой обязанности, зависит дальнейшее развитие человека.
Дети с высоким творческим уровнем (одаренные дети), естественно, достигают особых успехов в деятельности, связанной с творчеством. Казалось бы, прекрасно. Но и здесь появляются проблемы.
1.
Опасность «перехвалить».