Дивергетное мышление подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность дивергентного мышления у подростков, занимающихся творческой деятельностью.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность и признаки дивергентного мышления;
Проанализировать дивергентное мышление с точки зрения различных подходов современных исследователей;
Проанализировать признаки дивергентного мышления у подростков, занимающихся творческой деятельностью.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Дивергентное мышление у подростков 4
1.1 Понятие подросткового возраста: основные характеристики 4
1.2 Проблемы периодизации подросткового возраста 7
1.3 Дивергентное мышление в подростковом возрасте 16
Глава 2 Особенности дивергентного мышления подростка, занимающегося творческой деятельностью 32
Заключение 37
Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

Дивергетное мышление подростка.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     Существует  конфликт между теми, кто считает, что творчество есть тайна, а может  быть, и дар, которым отмечены только гении, и теми, кто полагает, что с творчества можно сорвать мистический покров, направлять его и даже «демократизировать».

     В понимании Билла Мойерса (американского  тележурналиста, который в 1980-х годах  задумал, поставил и провел телевизионную программу из 17 серий о природе творчества), в слове «творчество» заложены две идеи: новизны и значимости. Все создаваемое ново, а новое открывает пути, расширяющие возможности человека.

     В течение долгого времени было принято считать, что Бог создал все, что только можно создать, и мы, смертные, могли лишь открывать то, что уже существует во Вселенной. Но в разное время у разных народов такое понимание изменялось. Так, швейцарский историк 19 века Якоб Буркхардт связывал этот феномен с итальянским Ренессансом, а Альберт Рейбил (почетный профессор Нью-Йоркского штатного университета, выступавший в роли консультанта в программе Мойерса), считал важнейшим поворотным пунктом Великую французскую революцию. По его словам, «человеческая деятельность буквально преобразила целую страну». В результате революции среди поэтов-романтиков и философов широко распространилось представление о том, что человеческие существа являются творцами вселенской драмы, а не просто актерами на сцене.

     Представление о наличии у человека творческого начала вовсе не противоречит признанию за человеком способности к упорядочению. В 50-е и 60-е годы психолог Гилфорд и его сотрудники выделили в своих исследованиях два вида мышления человека - конвергентное, которое аккуратно и систематически стремится к получению ответа; и дивергентное, центробежное, устремляющееся одновременно в нескольких направлениях, и стремящееся не к какой-либо заданной теме, а к поискам новых путей.

     Ученым  свойственно конвергентное мышление. Они стремятся к разрешению проблем на основе принятой ими модели или теории, устанавливающей правила и закономерности в предмете их изучения.

     Бывают  случаи, когда конвергентное мышление оказывается несостоятельным. Существующая модель не может охватить проблему, которую необходимо разрешить. Создание новой модели требует дивергентного мышления. Но до поисков новой модели ученый оперирует понятиями конвергентного мышления и должен вернуться к ним после создания новой модели, чтобы опробовать ее и очертить круг проблем, в разрешении которых она применима.

     Итак, конвергентное мышление продолжает связь с прошлым и приводит к предсказуемым выводам на уже  известной основе. Дивергентное же мышление приводит в ряде случаев  к разрыву с прошлым и к  непредсказуемым выводам на уже  известной основе. Они взаимосвязаны, но в корне противоположны одно другому.

     Творческие  личности часто обращают свое внимание на какой-либо предмет или событие  из прошлого, что является результатом  конвергентного мышления, но благодаря  дивергентному мышлению находят  новое употребление для знакомого предмета. В обычном они пытаются отыскать необычное. Они избегают старых решений, совершая скачок от невероятного к вдохновенному.

     Почему  конвергентное мышление оказывается  недостаточным? Почему вообще возникает  необходимость в творческом мышлении и в творческой деятельности? Это происходит потому, что в любом виде деятельности существует слишком много отклонений от нормы, слишком много необъясненных и необъяснимых загадок. Жажда нового и есть та движущая сила, которая помогает нам выбраться из тупиков и закоулков на прямую дорогу.

     Одним из побудительных мотивов творчества в наш век является то обстоятельство, что в условиях бурно развивающейся  технической цивилизации отклонения от нормы стали столь частыми  явлениями, что постоянное обновление является необходимым условием для поддержания равновесия, считают коллеги Мойерса.

     Но  творчество не объясняется отклонениями от нормы. Они, возможно, являются необходимым, но не достаточным условием. Достаточным  же условием является взаимодействие творческой личности с окружающей средой, таящей определенные возможности.

     Творчество  неразрывно связано с воображением, а воображение является одной  из важнейших психических функций  человека. Оно пронизывает всю  познавательную деятельность и общение людей, их взаимопонимание и сопереживание. Лев Семенович Выготский считал, что фантазия создает образы невоспринятых предметов, и разрушение этой функции приводит к патологии психики14.

     В связи с этим хочется сказать  несколько слов об одной из методик, подтверждающих необходимость творчества для человеческой жизни - даже в медицинском  смысле.

     Михаил  Лазарев - врач, в 1990 году открывший  в Москве Центр восстановительного лечения для детей с бронхиальной патологией. Он считает, что человек в состоянии творческого подъема чувствует себя совершенно здоровым, и доказывает это примерами из истории.

     «Как медик, - говорит он, - я ставлю знак равенства между творчеством и здоровьем. Я убежден, что природа задает организму каждого человека определенный индивидуальный режим, которому соответствует конкретная творческая деятельность. Если человек попадает в этот режим, то он ощущает себя творцом и максимально реализуется как личность. Это, в свою очередь, помогает ему сохранить здоровье. При этом совершенно неважно, кто ты - художник или токарь. Если ты делаешь то, что тебе нравится, с ощущением «мне легко и радостно это делать», то такая деятельность называется творческим процессом»15.

     Далее Лазарев считает, что творчество - это состояние организма, связанное с положительными эмоциями. Оно характеризуется комфортностью сначала на чисто эмоциональном уровне, а затем и на физиологическом, клеточном. Эмоции, как положительные, так и отрицательные - это своеобразные энергетические волны, которые генерируются гормональной системой и как бы пронизывают наш организм. Энергия этих волн по нервным путям передается клеткам и заставляет их работать в том или ином режиме.

     Ученые-физиологи  доказали, что, например, улыбка создает  условия для наилучшего питания  клеток головного мозга. Если же мы улыбаемся неестественно, напрягаясь, то блокируем поступление крови к мозгу и соответственно нарушаем его питание.

     Человек, увлеченный процессом творчества, здоров. Если же он болеет, то это говорит  о том, что он занимается не своим  делом, вступает в противоречие с  предназначенным ему природой образом  жизни, а потому лишен возможности быть творцом.

     Если  в процессе творчества человек чувствует  себя полностью свободным и раскованным, то, заставляя себя делать что-то вопреки  желанию, он ограничивает себя, пренебрегая  естественными потребностями. Поэтому  болезнь есть следствие ограничений.

     В своем центре Лазарев помогает детям  изменить установки, в результате которых  развилась болезнь, совершенствовать свой духовный мир через творчество. Ребенок как бы открывается восприятию окружающего мира, и - как первый шаг - перестает бояться дышать. Малыш-астматик играет на трубе, дует в нее изо всех сил и не чувствует опасности, увлекшись творчеством. У него не возникает стресса, напротив, он создает мелодичные звуки и наслаждается ими. Связанные до этого с дыханием отрицательные эмоции незаметно заменяются на положительные.

     Используются, конечно, и медицинские секреты (например, накладываются для большей нагрузки при дыхании резиновые жгуты  на нижние ребра), но ребенок не обращает на это внимания, увлеченный творчеством.

     Эмоции и дыхание работают как бы в паре, в абсолютно другом, нормальном режиме. В процессе творчества ребенок становится здоровым. И чем дольше становятся занятия музыкой, тем продолжительнее бывает период здорового состояния. Лазарев считает, что процесс творчества может избавить человека практически от любой болезни. Поэтому, если ребенок или взрослый болеют, это следует воспринять как свидетельство того, что у них нет дела по душе. И тогда нужно поискать ту дверь, которая свяжет его с творчеством, а значит, и со здоровьем.

     По  мнению Билла Мойерса, основной чертой творческой деятельности является создание нового, способность выйти за рамки  установленных образцов и правил. Но, конечно, не все новое несет  в себе созидательное начало. Для  того, чтобы превратиться в созидательное начало, новое должно проникать в сущность явлений - оно должно помогать нам увидеть самих себя или окружающий мир в новом свете. Увидеть так, чтобы с наших глаз спала пелена, и мы неожиданно увидели нечто новое или хорошо нам знакомое совершенно по-иному. При таком проникновении в суть вещей высвобождается энергия, которая меняет отношение, а в конечном итоге и поведение людей. Это испытание на значимость отличает творчество от стремления к новизне ради новизны16

     А вот мнение исследователя Злотина о том, какие условия делают труд творческим17:

     1. Наличие неопределенности или  проблемы, для устранения которой  нет известных (хотя бы данному  человеку) средств. Например, не определены  условия, неясны конкретные задачи, неизвестны способы их решения.

     2. Свободный характер труда, без  постоянных указаний «под руку», с возможностью самому выбирать время, последовательность, приемы работы.

     3. Зависимость результатов во многом  от данного конкретного человека, от его опыта, интуиции, воли  и др.

     4. Возможность соревноваться с кем-то (хотя бы с самим собой), повышать свои успехи.

     Работая над своей программой, Билл Мойерс обнаружил свойства людей, которые, насколько можно судить по результатам  исследования, присущи самой природе  творческого поведения.

     Творческие личности терпимо относятся к двойственности. Они обладают способностью не пугаться тайн и сомнений, «не доискиваться с раздражением фактов и причин». Их отличает неукротимое желание создать удовлетворяющий их новый порядок из хаоса и мужество при попытке организовать такой порядок в своем собственном понимании. Поэтому они часто бывают раздражительными, иногда невыносимыми, но всегда оригинальными. Первостепенное значение для них имеет не чужое мнение, а собственная оценка. Они всегда готовы «выйти за рамки» - пойти на риск, следовать непроторенным путем.

     Все люди, представленные в программе  Мойерса, каким-то образом сумели сохранить  в себе на долгие годы детское изумление  миром, которое позволяет им смотреть на вещи и явления свежим взглядом. Во многих из нас с годами это изумление пропадает - мы боимся показаться смешными. Во время съемок программы «Олипиада смекалистых», в рамках которой дети из разных районов страны получали задания, требующие от них оригинальных решений, Мойерс был поражен тем, как дерзкая самостоятельность мысли самых молодых участников сменяется скованностью у подростков более старшего возраста, на которых уже влияет предвзятое мнение их сверстников. 

     И получается, что вопрос даже не в  том, чтобы установить причины одаренности  определенных людей, а скорее в том, чтобы выяснить, почему большинство из нас никогда не использует свой творческий потенциал. Творческие личности выходят за общие рамки и сохраняют с возрастом способность оставаться вне этих рамок, не теряя ориентиров.

     Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин в своей теории развития творческой личности (ТРТЛ) выявили 6 характерных «инструментальных» качеств, то есть таких, которые возможно целенаправленно формировать в человеке.

     1. Наличие Большой Достойной Цели (новой или недостигнутой).

     2. Наличие общих планов достижения  цели, текущего планирования и  контроля выполнения работы.

     3. Высокая работоспособность (точнее - работопотребность, «трудоголизм»).

     4. Умение решать творческие задачи.

     5. Умение «держать удары» (продолжать работу, несмотря на неудачи, отсутствие признания, трудности и препятствия).

     6. Промежуточная результативность (появление  определенных результатов на  определенных стадиях работы).

     Из  этих свойств 2, 3, 5 часто являются следствием 1, а 6 - результат наличия предыдущих пяти. Качество 4 развивает у человека ТРИЗ.

     Люди, исследуемые Мойерсом, имели ярко выраженную индивидуальность. Во-первых, в раннем возрасте кто-то внушил им представление о собственной  значимости. Неудивительно, что человек, получивший серьезное признание, в дальнейшем обнаруживает тенденцию к самоутверждению - и проявляет неимоверную творческую энергию. А энергия подразумевает дисциплину. Благодаря дисциплине творческая личность способна ориентироваться на свои собственные цели и следовать своим путем, преодолевая трудности и неудачи. Момент «бисоциативного» озарения, интуитивного потрясения – «Эврика!» - оставляет в тени долгие годы труда, приведшие к вдохновению.

Информация о работе Дивергетное мышление подростка