Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:27, курсовая работа
Психодиагностика – это совокупность методов и средств диагностики психических особенностей человека. В начале её развития методы заимствовались из экспериментальной психологии и приспосабливались для решения широкого круга задач, связанных с выявлением функциональных изменений в высшей нервной деятельности испытуемых. Основная идея всех психодиагностических методик заключается в том, что испытуемому предъявляется ряд стимулов, на которые тот выдает определенные реакции. При этом считается, что детерминанта реакции на стимулы психодиагностического метода – изучаемое качество.
Введение
1.Теоретические основы методики Ассингера на дискриминативность
Понятие об агрессивности. Её основные формы
Понятие о дискриминативности
2.Исследовательская часть методики Ассингера на определение дискриминативности
2.1 Организация исследования
2.2 Проверка дискриминативности теста
Заключение
Список литературы
Приложение
Коэффициент Л.Фергюсона – это отношение между
показателем дискриминативности, реально
полученным для некоторого теста, и максимальным
значением дискриминативности, которое
может обеспечить такой тест и которое
зависит от числа его заданий (пунктов).
[1]
В случае, когда все испытуемые получили одинаковые показатели, т.е. один и тот же итоговый балл, δ = 0. При δ = 1 получено равномерное, т.е. прямоугольное распределение, когда каждый из возможных итоговых баллов по шкале имеет одну и ту же частоту встречаемости в данной выборке (что чаще всего бывает в тестах интеллекта).
Шаг 1: строим вариационный ряд, где мы можем увидеть частоту встречаемости показателей для данного теста.
Вариационный ряд значений показателя теста по методике Ассингера
балл |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
f |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Шаг 2: определение дискриминативности ( Фергюсона) теста. Рассчитаем ее по формуле:
δ = k/(k-1)(1 - Σfi 2/N2)
где N – количество испытуемых,
к – кол-во градаций значений показателя,
fi - частота i-той градации (кол-во испытуемых)
Σfi =15
Σfi 2 =27
k = Σfi 2 - Σfi/2 =27-15/2=19,5
δ = k/(k-1)(1 - Σfi 2/N2) =19,5/(19,5-1)(1-27/225)=0,92
Вывод: Коэффициенты корреляции всегда должен находиться между +1 и -1. δ = 0,92 данный показатель указывает на высокую дискриминативность, так как наибольшая дискриминативность при δ = 1. Показатель δ = 0,92 приближается к единице. Значит мы с уверенностью можем сказать, что методика Ассингера является дискриминативной.
Таким образом, проведение тестирования по методике Ассингера на определенной выборке приводит к тому, что итоговые баллы, полученные испытуемыми, имеют то или иное частотное распределение, т.е. определенное значение итогового балла встречается в каком-то проценте всех случаев.
Заключение
В этой работе были рассмотрены психодиагностические методы исследования –тесты (Методика Ассингера на оценку агрессивности личности), с помощью которых проводится сбор и обработка полученной первичной информации. Была дана общая характеристика тестов, были даны определения об агрессии и её формах и видах, определения о дискриминативности и её вычисления, были самостоятельно разработаны таблицы, помогающие работе исследования, рассмотрены разновидности психодиагностических методик, определены и охарактеризованы основные требования к ним на основании приведённой литературы. Дискриминативность методики Ассингера по показателям проверки оказались достоверной. Это показывает качество теста методики и вполне удовлетворяет, поставленную нами в начале исследования, цели.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о дискриминативности методики оказалось верной.
Список литературы
6. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев : Наук. думка, 1989. С. 114-116.
7. О. В. Белова. Психологическая диагностика как наука.
8. Словарь-справочник по психодиагностике под редакцией Бурлачук Л. 3-е изд, Питер, С.-Петербург, 2008
9. Барлас Т.В. Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы // Журнал практической психологии и психоанализа, №1, 2003.
10. Батаршев, А.В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога учебное пособие / А.В. Батаршев. М.: Дело, 1999. 240 с.
11. . Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. С.463
12. www.preobrazhenie.ru/agression
Приложение
Методика оценки агрессивности личности
Инструкция. Тест А. Ассингера Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами и легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка. Отвечая на вопросы, вы можете выбрать один из трёх предложенных вариантов ответов.
1. Склонны
ли вы искать пути к
а) всегда;
б) иногда;
в) никогда.
2. Как вы ведёте себя в критической ситуации?
а) внутренне кипите;
б) сохраняете полное спокойствие;
в) теряете самообладание.
3. Каким считают вас коллеги?
а) самоуверенным и завистливым;
б) дружелюбным;
в) спокойным и независтливым.
4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
а) примете её с некоторыми опасениями;
б) согласитесь без колебаний;
в) откажетесь от неё ради собственного спокойствия.
5. Как вы
будете себя вести, если кто-
а) выдадите ему «по первое число»;
б) заставите вернуть;
в) спросите, не нужно ли ему ещё что-нибудь.
6. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?
а) «Что это тебя так задержало?»;
б) «Где ты торчишь допоздна?»;
в) «Я уже начал (а) волноваться».
7. Как вы
ведёте себя за рулём
а) стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост»?
б) вам всё равно сколько машин вас обогнало;
в) помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.
8. Какими вы
считаете свои взгляды на
а) сбалансированными;
б) легкомысленными;
в) крайне жётскими.
9. Что вы предпринимаете, если не всё удаётся?
а) пытаетесь свалить вину на другого человека;
б) смиряетесь;
в) становитесь впредь осторожнее.
10. Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодёжи?
а) «Пора бы уже запретить им такие развлечения»;
б) «Надо создавать им возможность организованно и культурно отдыхать»;
в) «И чего мы столько с ними возимся?»
11. Что вы ощущаете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому человеку?
а) «И зачем я только на это нервы тратил?»;
б) «Видно, его физиономия шефу приятнее»;
в) «Может быть, мне это удастся в другой раз?»
12. Как вы смотрите страшный фильм?
а) боитесь;
б) скучаете;
в) получаете искреннее удовольствие.
13. Если из-за
дорожной «пробки» вы
а) будете нервничать во время заседания;
б) попытаетесь вызвать снисходительность партнёров;
в) огорчитесь.
14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?
а) обязательно стараетесь выиграть;
б) цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым;
в) очень стараетесь если не везёт.
15. Как вы поступаете, если вас плохо обслужили в ресторане?
а) стерпите, избегая скандала;
б) вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание;
в) отправитесь с жалобой к директору ресторана.
16. Как вы себя поведёте, если вашего ребёнка обидели в школе?
а) поговорите с учителем;
б) устроите скандал родителям;
в) посоветуете ребёнку дать сдачи.
17. Какой, по-вашему, вы человек?
а) средний;
б) самоуверенный;
в) пробивной.
18. Что вы ответите подчинённому, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
а) «Простите, это моя вина»;
б) «Ничего, пустяки»;
в) «А повнимательней вы быть не можете?!»
19. Как вы
отреагируете на статью в
а) «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»;
б) «Надо бы ввести телесные наказания»;
в) «Нельзя всё валить на молодёжь, виноваты и воспитатели!»
20. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочтёте?
а) тигра или леопарда;
б) домашнюю кошку;
в) медведя.
Обработка результатов
Выбранные ответы переводятся в баллы в соответствии с приведённой ниже таблицей. Полученные числовые значения суммируются.
1. |
а-1 |
б-2 |
в-3 |
2. |
а-2 |
б-1 |
в-3 |
3. |
а-3 |
б-1 |
в-2 |
4. |
а-2 |
б-3 |
в-1 |
5. |
а-3 |
б-2 |
в-1 |
6. |
а-2 |
б-3 |
в-1 |
7. |
а-2 |
б-1 |
в-3 |
8. |
а-2 |
б-1 |
в-3 |
9. |
а-3 |
б-1 |
в-2 |
10. |
а-3 |
б-1 |
в-2 |
11. |
а-1 |
б-3 |
в-2 |
12. |
а-1 |
б-2 |
в-3 |
13. |
а-3 |
б-1 |
в-2 |
14. |
а-2 |
б-1 |
в-3 |
15. |
а-1 |
б-2 |
в-3 |
16. |
а-1 |
б-3 |
в-2 |
17. |
а-1 |
б-2 |
в-3 |
18. |
а-1 |
б-2 |
в-3 |
19. |
а-2 |
б-3 |
в-1 |
20. |
а-3 |
б-1 |
в-2 |
Интерпретация
36-44 балла. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идёте по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
45 и более баллов. Вы излишне агрессивны и при этом нередко оказываетесь чрезмерно жёстким к другим людям и неуравновешенным. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, и добиться успеха, жертвуя интересами домашних, окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать.
35 и менее баллов. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы, как травинка, гнётесь под любым ветерком. И всё же побольше решительности вам не помешает!
Если по семи и более вопросам вы набрали по три балла и менее чем по семи вопросам - по одному баллу, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточённым дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Если же по семи и более вопросам вы получите по одному баллу и менее чем по семи вопросам- по три балла, то вы чрезмерно замкнуты. Это значит, что вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уж слишком тщательно.