Дискриминативность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Психодиагностика – это совокупность методов и средств диагностики психических особенностей человека. В начале её развития методы заимствовались из экспериментальной психологии и приспосабливались для решения широкого круга задач, связанных с выявлением функциональных изменений в высшей нервной деятельности испытуемых. Основная идея всех психодиагностических методик заключается в том, что испытуемому предъявляется ряд стимулов, на которые тот выдает определенные реакции. При этом считается, что детерминанта реакции на стимулы психодиагностического метода – изучаемое качество.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы методики Ассингера на дискриминативность
Понятие об агрессивности. Её основные формы
Понятие о дискриминативности
2.Исследовательская часть методики Ассингера на определение дискриминативности
2.1 Организация исследования
2.2 Проверка дискриминативности теста
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

дискриминативность.doc

— 300.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

Введение

1.Теоретические основы  методики Ассингера на дискриминативность

    1. Понятие об агрессивности. Её основные формы
    2. Понятие о дискриминативности

2.Исследовательская часть методики Ассингера на определение дискриминативности

2.1 Организация исследования

2.2 Проверка дискриминативности теста

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Психодиагностика –  это совокупность методов и средств  диагностики психических особенностей человека. В начале её развития методы заимствовались из экспериментальной психологии и приспосабливались для решения широкого круга задач, связанных с выявлением функциональных изменений в высшей нервной деятельности испытуемых. Основная идея всех психодиагностических методик заключается в том, что испытуемому предъявляется ряд стимулов, на которые тот выдает определенные реакции. При этом считается, что детерминанта реакции на стимулы психодиагностического метода – изучаемое качество. [2]

Психодиагностика-это  область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей  личности. Важнейшая задача психодиагностики  обеспечение помощи в полноценном психическом и личностном развитии человека. Основная цель психодиагностики — создание условий для проведения коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, организация психотерапевтических мероприятий. Выделяют несколько подходов к созданию психодиагностических методик, основные – психометрический и психосемантический. [5]Психометрический подход появился благодаря экспериментальным исследованиям Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла в конце XIX века. Но широкое распространение психометрический (тестовый) подход получил в первой половине XX века, главным образом благодаря работам А. Бине и Г.И. Россолимо. [11] Бурное развитие тестов было обусловлено возрастающими требованиями практики. Тестовый подход превалирует в психодиагностике, т.к. он позволяет в кратчайший срок получить объективные данные об особенностях личности испытуемого или группы испытуемых и принять количественно обоснованное решение. Конструирование тестов и психодиагностических шкал осуществляется в соответствии с эмпирико-статистической теорией теста. В основе тестового подхода (или психометрии) лежит понятие психологического измерения. Развитие психодиагностики  приводит  к появлению особого  исследовательского метода-теста. Основной особенностью  психодиагностического метода  является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная  и качественная квалификация изучаемого явления. Это становится возможным путем следования определенным требованиям, характерным для психодиагностического теста. Тест является основным инструментом психодиагностики.

 

Тест-это инструмент, с которым непосредственно работает  психолог, решающий диагностическую задачу. Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных психодиагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности. [10]

Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. [10]

 

Объект: дискриминативность методики.

Предмет: проверка методики оценки агрессивности личности на дискриминативность.

Цель: исследование данной методики на дискриминативность.

Гипотеза: предполагаем, что методика Ассингера дискриминативна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие об агрессивности. Её основные формы.

 

 

 

 Агрессия (агрессивность) - тема, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. Агрессивное поведение - одна из центральных проблем изучения человеческой психики.

Слово "агрессия" произошло от слова aggredi, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad - "на" , т.е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать". Aggredi - это непереходный глагол, и поэтому он не соединяется напрямую с дополнением; нельзя сказать to aggress somebody "нападать кого-либо". В первоначальном значении слова "быть агрессивным" означали нечто типа "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения".      

Существуют разные определения  агрессивности, согласно одному из которых, предложенному Бассом, агрессивность - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессивности попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. [12]     

Таким образом, в настоящее  время большинством принимается  следующее определение:     

Агрессивность - это любая  форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Согласно словарю психологических  терминов, агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.     

Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действует  множество факторов. Агрессивное  поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склоны к агрессивному поведению. Из реакции родителей на агрессивные взаимоотношения между сиблингами также извлекается урок о том, что ребенку может "сойти с рук". Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться.     

Подросток получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Игра со сверстниками дает детям  возможность научиться агрессивным  реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления). Шумные игры - в которых подростки толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются, и стараются причинить друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно "безопасным" способом обучения агрессивному поведению. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные подростки, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов. [12]     

У детей один из главных  путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов наука все еще не выяснила степень влияния СМИ на агрессивное поведение.      

Очевидно, что перед  исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий  выбор разнообразных методов  и подходов. Существует два подхода:

  • Экспериментальный - позволяет обрести больше уверенности при определении причинно-следственных связей.
  • Неэкспериментальный - позволяет избегать любого прямого вмешательства или поощрения поведения, причиняющего вред.

 

 

      

 

 

     Также следует осознать, что ни одно исследование и ни один вид исследований не может дать ответа на все наши вопросы об агрессивном поведении у подростков. Габеляйн (Gaebelein, 1981) полагает, что исследователь должен обдумать "применение нескольких различных стратегий исследования для подтверждения (своих) предположений". Во многих случаях мощными детерминантами агрессивности могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессаторов - те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными в независимости от ситуации.

   Согласно словарю психологических терминов, агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.  
 
Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия" и применения грубой физической силы ("физическая агрессия" . Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту.  
 
Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Такие формы поведения, если они не наносят вред окружающим людям, могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью - наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия. [12] 
 
Все многообразие форм агрессивности можно также объединить в гетероагрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя). В свою очередь и гетеро- и аутоагрессия подразделяются на прямую и косвенную формы. Прямая гетероагрессия - это убийства, изнасилования, нанесение побоев и т.д.; косвенная гетероагрессия - угрозы, имитация убийства, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. Крайнее проявление прямой аутоагрессии - самоубийство. В рамки косвенной аутоагрессии следует отнести все психосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболевания внутренних органов, имеющих гладкую мускулатуру и вегетативную иннервацию.  
 
В связи с этим разные варианты отклонения поведения, алкоголизацию, наркоманию, невротизацию, а также многие хронические болезни внутренних органов можно расценивать как разные варианты (или разные этапы) одного и того же процесса - процесса дезадаптации в социальном (отклонения в поведении) и медицинском (болезни) понимании. В настоящее время предполагается, что 80% пациентов с самой различной патологией (ИБС, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, обструктивный бронхит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, запоры, нарушения менструального цикла, импотенция, нейродермит и проч.) в основе своей болезни имеют ту или иную остро или длительно действующую фрустрирующую ситуацию. Среди социальных дезадаптантов (алкоголиков, наркоманов, лиц, совершающих противоправные действия) этот процент еще выше и достигает своей верхней границы (100%).  
 
При попытках оказать воспитательное воздействие на агрессивное поведение как взрослых людей, так и детей нередко возникает своеобразный порочный педагогический круг: высокоагрессивный ребенок вызывает враждебное к себе отношение со стороны окружающих людей. В результате его собственные агрессивные действия не тормозятся, а укрепляются, так как они получают поддержку со стороны агрессивных действий со стороны других людей. [12] 
 
В рамках данной работы необходимо более детально рассмотреть именно агрессивность как свойство личности, которое поддается измерению, изучению и при необходимости - коррекции.  
 
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.  
 
В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой ее делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми деятельность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но их мотивационные компоненты - прямо противоположны.  
 
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевается при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его , и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Определив степень агрессивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.  
 
В основе многих научных представлений об агрессии и агрессивности лежит теория Джона Долларда, которая утверждает следующее: "Возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот - наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности". Фрустрацию могут вызывать множество различных реакций и агрессивность лишь одна из них. Агрессивность наряду с тревогой, страхами, чувством вины, неполноценности и неудовлетворенности является проявлением психоэмоционального стресса. Эту точку зрения поддерживает и Розенцвейг, который считает, что фрустрация неизбежно вызывает агрессию.  
 
Фрустрация возникает тогда, когда организм или личность встречает на пути к удовлетворению какой-либо жизненно важной потребности непреодолимые препятствия или ограничения. Препятствия на пути к достижению цели встречаются довольно часто, причем они имеют и положительное значение, так как принуждают человека мобилизовать все свои способности и силы на их преодоление. Однако, фрустрация более чем препятствие, это срыв деятельности, вызывающий у субъекта особое интенсивное переживание или состояние.  
 
Фрустрация выполняет для организма защитную функцию, создавая новую мотивацию, направленную на преодоление препятствия на пути реализации исходных мотивов. Ситуация, в которой такое препятствие возникает, называется стресс, ситуация стресса. Например, ученик, который боится, что пострадает его престиж, постоянно фрустрирован. Фрустрация вообще является характерным состоянием детского возраста. [12] 
 
Принято считать, что организм обладает способностью сопротивляться фрустрации без того, чтобы произошел срыв приспособления. Такая способность организма обозначается как толерантность по отношению к фрустрации. Эта толерантность сохраняется до тех пор, пока индивид не прибегнет к какой-либо неадекватной реакции с целью преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Если возникают подобные неадекватные реакции на условия фрустрации, то необходимо сказать о реакциях на фрустрацию.

Типы  и виды агрессии

В научной литературе выделяют следующие виды агрессии:

  1. физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица или объекта;
  2. вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза , проклятие, ругань);
  3. прямая агрессия – непосредственно направленная на кого –либо;
  4. косвенная агрессия – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.д.), действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д.).
  5. инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;
  6. враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
  7. аутоагрессия – проявляется в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

 
 
Основные реакции:  
 
1. Агрессия является самой естественной и чаще всего встречающейся реакцией на фрустрацию. Целью агрессии в этом случае является устранение препятствия. У детей это чаще всего прямая форма агрессии. С возрастом проявления прямой агрессии уменьшаются.  
 
2. Регрессия является еще одной типичной формой реагирования на фрустрацию. Она предполагает по сути механизм, обеспечивающий удовлетворение потребности индивида более легким, доступным и простым путем - путем более простых уровней активности, характерных для предшествующих стадий. Некоторые авторы обращают внимание на то, что регрессия может представлять начало более важных нарушений личности.  
 
3. Подавление - это такая реакция на фрустрацию, в которой индивид пытается сохранить равновесие путем подавления тех чувств, переживаний и впечатлений, которые могли бы его ранить, так, как будто бы он хочет забыть про них.  
 
4. Компенсация является следующей очень важной формой реагирования на фрустрацию. Это естественный путь замены какого-то дефицита или дефекта другими возможностями, причем формы компенсации могут быть различными.  
 
5. Уход как форма реагирования на фрустрацию проявляется также довольно часто. Если человек не может справиться с какой-либо ситуацией, он треснет дверью, выругается, уйдет и т.д.  
 
Чем ребенок моложе, тем скорее можно ожидать, что в фрустрационной ситуации он будет реагировать непосредственным аффектом злости, сопровождаемым тенденцией устранить предмет, вызывающий фрустрацию, или плачем, причем в обоих случаях неупорядоченной активностью. У подростков агрессивные тенденции могут находить свое удовлетворение в фантазийной продукции. Противоположностью агрессии по Мейеру является фиксация, т.е. привлечение к фрустратору, что проявляется в виде стереотипности апперцепции и мышления. Следующими возможными способами ответов на фрустационные ситуации является страх, депрессия, регрессия поведения.

Информация о работе Дискриминативность