Динамичность гендера и его роли в индивидуализации развития людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Люди играют много ролей в своей жизни, но мало, какие из ролей предлагаются им так рано и оказывают такое значение, как гендерные.
Формирующая сила культурных ожиданий проявляется в представлениях о том, как должны себя вести мужчины и женщины. Во всех странах девочки проводят сравнительно много времени за такими занятиями, как помощь родителям по дому и присмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзора взрослых.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………….3

1. Классический гендер как единство противоположностей………...4

2. Историческая динамика гендерных ролей ………………………..10

3. Трансформация гендера в современном социуме…………………12

4.Перспективы развития взаимоотношений полов…………………..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….20

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДИФФЕРЕНЦ. ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

 «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

МАКСИМА ТАНКА » 

факультет психологии

дисциплина: дифференциальная психология 
 
 
 
 

Контрольная работа

на тему:

«Динамичность гендера и его роли

в индивидуализации развития людей» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 3 курса

заочного отделения

Мажейко Светлана Сергеевна

Проверил:  _____________________ 
 

Минск 2011 г. 

Содержание 

    ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………….3                                                                             

1. Классический  гендер как единство противоположностей………...4 

2. Историческая  динамика гендерных ролей ………………………..10                                  

3. Трансформация  гендера в современном социуме…………………12 

4.Перспективы развития взаимоотношений полов…………………..14 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….20 

    Введение

     
      Люди играют много ролей в своей жизни, но мало, какие из ролей предлагаются им так рано и оказывают такое значение, как гендерные.  
Формирующая сила культурных ожиданий проявляется в представлениях о том, как должны себя вести мужчины и женщины. Во всех странах девочки проводят сравнительно много времени за такими занятиями, как помощь родителям по дому и присмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзора взрослых. Даже в современном браке, где оба супруга работают, мужчины выполняют большую часть ремонтных работ по дому, а женщины преимущественно заботятся о детях.

    Можно сказать, что гендерная социализация дает девочкам «корни», а мальчикам – «крылья». За последние полстолетия в детских книгах, девочки в четыре раза чаще мальчиков изображались как использующие предметы домашней утвари (швабры, швейные иголки, кастрюли и сковородки), а мальчики в пять раз чаще девочек пользовались инструментами (такими, как вилы, плуг, оружие). В результате, когда дети вырастают и становятся взрослыми, имеет место следующее: «повсеместно», женщины выполняют большую часть домашней работы. И «повсеместно» такие домашние обязанности, как приготовление еды или мытье посуды, являются менее всего разделяемыми. Из подобных поведенческих ожиданий формируются «гендерные роли» для мужчин и женщин. В последнее десятилетие гендерные исследования занимают все более заметное место в кругу психологических наук, внося весомый вклад в решение многих проблем, возникающих на стыке психологии личности, педагогической, социальной, медицинской психологии.  
 

1. Классический гендер как борьба противоположностей

    Начиная с рождения дети «получают ярлык» мальчика или девочки и побуждаются к тому, чтобы учиться вести себя соответственно своему полу. Согласно теории социального научения, идентификация и подражание вносят большой вклад в развитие личности и половое воспитание. Термин идентификация обозначает эмоциональную привязанность ребенка к кому-то из взрослых, кто вызывает у ребенка чувство восхищения, особенно к тем, кто дарит ему свою любовь и заботу. Идентификация обычно обусловливает подражание — желание вести себя так же, как ведет себя взрослый, вызывающий у ребенка чувство восхищения. Многие «мужские» и «женские» черты личности проистекают из стремления ребенка имитировать поведение родителя того же пола, с которым он идентифицировался [3, с.459].

    Гендерная идентичность в основном формируется  к возрасту 3-4 лет. У детей, рожденных с амбивалентной половой принадлежностью, не возникает проблем, пока к возрасту 18 месяцев не принимается решение, к какому полу они принадлежат — мужскому или женскому. Если родители последовательно обращаются с ребенком только как с девочкой или только как с мальчиком, у ребенка возникнет стабильная гендерная идентичность. Если решение откладывается, то у ребенка может возникнуть спутанность гендерной идентичности или идентичность, которая расходится с его или ее генетическим полом [3, с.609].

    Впоследствии гендерная идентичность формируется посредством социализации гендерной роли (в процессе усвоения гендерного поведения, считающегося подходящим для данного пола в данной культуре). Социализация половой роли отражает скрытое давление родителей, сверстников и культурных сил, которые побуждают мальчиков «вести себя как мальчики», а девочек «вести себя как девочки». К тому времени, как детям исполняется 2 года, они осознают различия гендерных ролей [3, с.609].

         Усвоение гендерных ролей начинается с детства. С маленькими девочками обращаются мягче и ласковее, чем с мальчиками. Оба родителя играют в более грубые игры с сыновьями, чем с дочерьми (которые, как предполагается, более «хрупки»). Позднее мальчикам разрешается гулять по большей территории без специального разрешения. От мальчиков ждут, что они раньше девочек начнут выполнять различные поручения. Дочерям говорят, что они милые, и что «хорошие девочки не дерутся».

      Мальчикам говорят, что они сильные и что «настоящие мальчики не плачут». Сыновей чаще поощряют контролировать свои эмоции, кроме злобы и агрессии, которую родители больше терпят у мальчиков, чем у девочек.

    Игрушки также определяются полом: родители покупают кукол для девочек; грузовики, инструменты и спортивные принадлежности — для мальчиков. Отцы, в частности, поощряют своих детей играть с «подходящими», характерными для каждого пола игрушками. К тому времени как дети начинают ходить в детский сад, они усваивают, что все врачи, пожарные и пилоты — мужчины, а медсестры, секретари и парикмахеры — женщины. А почему бы и нет? Рабочая специальность все еще в значительной степени определяется полом, а дети воспринимают то, что видят. Стереотипы гендерных ролей стали нормой в телесериалах, детских книгах с картинками и видеоиграх [3, с.610-611].

  Обычно  считается, что развитие гендерных схем- обусловленных полом социокультурных норм и/или стереотипов- является отчасти следствием уровня когнитивного развития ребенка, отчасти- результатом влияния отдельных сторон культуры, которые ребенок может наблюдать. Частью гендерных схем является представление о половой идентичности, которая в определенной последовательности развивается у ребенка на протяжении первых 7-8 лет его жизни. Дети начинают называть себя «мальчиком» или «девочкой» в очень раннем возрасте. Однако они еще не понимают, что будут оставаться мужчинами и женщинами всю свою жизнь и что пол нельзя изменить, как одежду, прическу или род занятий. Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был- мальчиком или девочкой, когда был маленьким. Или, например, многи 3-летние дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, сто только мальчики способны стать папами, а девочки- мамами. К 6-7 годам большинство детей уже не делают подобных ошибок. Они достигают ступени, которую можно охарактеризовать как константность пола [4, c. 146- 147].

  Гендерные понятия формируются у детей на основании того, чему их учат, а также за счет подражания тем моделям, которые их окружают. Кроме того, в развитие этих понятий вносят определенный вклад литературные произведения, кино и телевиденияНе приходится удивляться, что представления детей о половых особенностях часто бывают стереотипными и характеризуются противопоставлением одного пола другому [4, с. 147].

  Существует  такое понятие, как андрогинная личность- сосуществование в одном и том же человеке позитивных мужских и женских качеств. Три десятилетия назад родителям и учителям советовали прилагать усилия к тому, чтобы дети усвоили характерное для своего пола поведение к моменту поступления в школу. Как их убеждали, не справившихся с этой задачей детей могли ожидать в дальнейшем серьёзные проблемы, связанные с психологической дезадаптацией. Однако в настоящее время в психологической литературе берет верх иная точка зрения, сводящаяся к тому, что однозначный упор на мускулинность или феминность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мужчин, так и женщин.

  Психологи понимают, что мужчины и женщины в равной мере способны быть и честолюбивыми, и преданными, и самостоятельными, и нежными, и решительными, и чуткими. Эта смесь человеческих качеств и образует то, что называют андрогинной личностью. При этом указанные качества вовсе не ограничивают андрогинную личность в ее проявлениях. В зависимости от обстоятельств, мужчины с андрогинными чертами личности могут быть независимыми и решительными, но вместе с тем способными приласкать младенца или внимательно выслушать другого человека. Женщины с такими чертами личности могут быть деятельными, разбираться в материальных вопросах и тем не менее свободно выражать свои чувства и одаривать окружающих своей заботой [4, с.147- 148].

  Рассматривая  успеваемость в школе, следует отметить, что на успехи в школе определенное влияние оказывает и пол учащихся. Исходя из исследований о половых различиях, пришли к выводу, что девочки, в среднем превосходят мальчик в вербальных навыках, тогда как мальчики, в среднем, достигают лучших результатов в вычислениях и оперировании пространственными представлениями. Эти различия имеют множество причин. Например, несмотря на то что в уровне развития мозга у разных полов существенных различий не наблюдается, на поведение детей, бесспорно, влияют разные социальные ожидания в отношении мальчиков и девочек. Девочки, которые в период среднего детства отличаются уверенностью в себе и обладают сильным чувством личной идентичности, в отрочестве и юности иногда сталкиваются с серьёзными препятствиями в своем интеллектуальном развитии. С началом полового созревания у них возникает необходимость привести собственные представления о том, что значит быть женщиной, в соответствии с тем, что они видят вокруг себя. Внешняя привлекательность и соответствие общепринятым стандартам могут оказаться важнее, чем хорошие отметки в школе.

  Кроме того, в обществе порой существует убеждение, что математика и точные науки являются в большей степени  мужскими дисциплинами, чем литература и языки. Таким образом, многие взрослые – даже учителя- пребывают в уверенности, что мальчики более способны к математике, чем девочки, и поэтому уделяют им больше внимания при преподавании этого предмета.

  Негативый опыт, получаемый в школе и дома, в сочетании с широко распространившимися  половыми стереотипами, возможно, вносит большой вклад в появление половых различий в академических достижениях, чем физиология мозга. Это как несмотря на отсутствие значительных различий в физической силе мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста, и мальчики, и девочки традиционно считают, что мальчики сильнее. Как и в случае физического развития, важно, чтобы все дети получали хотя бы тот минимум стимуляции и обучения, который необходим для оптимального интеллектуального развития [4, с. 484- 485].

  Рассмотрим  различия периодизации жизни мужчины  и женщины по Левинсону. Согласно Левинсону, чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина и молодая женщина должны справиться с 4 задачами, возникающими в процессе развития: 1)определение мечты 2) обретение наставника, 3) формирования карьеры 4) наладить интимные отношения (установление отношений с особенным человеком).

  1) Мечты и реальность. Возможно, самым поразительным различием между полами оказывается различие в мужских и женских мечтах. Как для мужчин, так и для женщин мечта имеет центральное значение. Но если мужские мечты о будущем в целом носят однородный характер и связаны с работой, то женским мечтам часто присуща раздробленность. Например, женщины, преподающие в университете, и женщины, занимающиеся бизнесом, стремились сочетать карьеру и замужество, хотя и делали это  по- разному. Первые были менее честолюбивыми и более готовыми отказаться от карьеры, поскольку могли продолжать стимулирующую интеллект деятельность и после рождения ребенка, участвуя в делах общины. Деловые женщины стремились сохранить работу и после появления детей, хотя бы и в более низкой должности.

  У мужчин же мечтой может быть конкретная цель, например получить Пулитцеровскую премию, стать кинопродюсером, великим поэтом, либо стать искусным мастером, деревенским философом или создать счастливую семью. Самый важный аспект мечты- ее способность вдохновлять мужчину в его нынешней деятельности.

  2) Обретение наставника. Другая сфера, в которой опыт мужчин и женщин сильно различается,- это отношения с наставниками. В осуществлении мечты огромную помощь молодому человеку может оказать наставник. Он способен вселить в него уверенность, разделяя или одобряя мечту и передавая мастерство и жизненный опыт. В качестве покровителя, он может повлиять на продвижение по службе своего протеже. Женщины вступают в такие отношения реже, чем мужчины. Частично проблема заключается в том, что не так уж много женщин занимают положение, позволяющее им руководить, давать советы или оказывать покровительство молодым женщинам по месту работы.

  3) Формирование карьеры. Женщины , в отличии от мужчин свою карьеру устраивают значительно позже. Большинство мужчин «завершают профессиональное ученичество  и полностью достигали статуса зрелости в сфере труда» к концу перехода 30-летия. А женщины, не переставали числиться новичками в профессиональном мире вплоть до достижения ими среднего возраста.

Информация о работе Динамичность гендера и его роли в индивидуализации развития людей