Дифференциальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:53, курс лекций

Описание работы

Понятие дифференциальная психология ввел профессор Гамбургского университета Уильям Штерн. Он же ввел коэффициент интеллекта. 1911 - книга «ДП и ее методические основы».

ДП изучает индивидуальные, присущие индивидуальности, и типичные, присущие группе людей какие-то характерные признаки, определяющие различия между ними другими людьми.

Индивидуальность на личностном уровне определяют условия жизни, образование, воспитание. Личный пример воспитателя очень важен. Условия жизни сами по себе непосредственно не определяют формирование личности (а очень важны отношения ребенка и условий).

Работа содержит 1 файл

Дифференциальная психологи шпора.docx

— 39.92 Кб (Скачать)

Учение  о 2 сигнальных системах было разработано  академиком Павловым. Первая сигнальная система - это раздражители непосредственные (звук, образ, запах). Вторая сигнальная система - раздражителем явл.слово  или другой символ. Любой непосредственный раздражитель может быть выражен  словом. Павлов слово назвал сигналом сигналов. Воспоминания у людей с  развитой первосигнальной системой больше выражено в образах, со 2 сигнал.системой - в понятиях.

Соответственно, Павлов разделил людей на 3 типа:

1 тип - художественный, преобладает первая сигнальная система, хорошо развита образная память, мышление, воображение. Эти люди более экспрессивны, чувствительны, имеют худ.задатки, предрасположены к профессиям художника, дизайнера, поэта, актера.

2 тип - рациональный, это люди с преобладанием аналитическое мышление, математические способности, конструктности, в целом технические способности. Имеются задатки к физике, математике, химии, механике.

3 тип - средний (смешанный) наиболее распространенный, уравновешена 1 и 2 сигнальность. Выбирают профессии по выбору.

Теория  Павлова о 2 сигнальных системах положена в основу теории о способностях.

Право-леворукость  как фактор определения индивидуальных различий

Ассиметрия  мозга означает преобладание функциорирования одного полушария над другим. Начало исследования ассиметрии мозга было положено в 1861 году (Хемфри), 1864 (Джон Конте), 1891 (Дж. Бирфлид). Хемфри первый установил  случай совпадения ведущей руки с  ведущей ногой и ведущим глазом. Бирфлид изучал степень ассиметрии для других функций (сила рук, чувствительность, острота зрения) - у правшей острота  зрения и слуха лучше развита  у правшей.

Теорию  доминантности одного из полушарий  разрабатывал Б.Г.Ананьев. После его  исследований стали применять термин "домнантное полушарие". Следует  отметить, что ввиду недостаточной  изученности проблемы существовало и существует много спекуляций.

К. Пирсон и Т.Ву провели много исследований и на большом статистическом материале  показали, что нет полного совпадения между ассиметрией рук и зрения. Появились также теории, что нет  связи между доминантным полушарием и ассиметрией рук и ног.

Г. Пеквин в 1950 году написал о том, что праворукость - это результат тренировки и подражания.

А.И. Масюк (1939), А.А.Поцелуев (1960) - исследования, в  которых доказали, что леворукость  и левоногость - врожденная. Пробы: какая  толчковая, какой дверь открый, какой  пнуть мяч, ногу на лопату, какую  первую ногу в колготки (носки, брюки), шаг назад.

Теории  рассогласованности также появлялись в разные годы: 1934 (Фукуока), 1963 (Абрамов).

Ильин - детям: потопать на стульчике.

Считают, что ассиметрия рук врожденная, а  ног - приобретенная.

В чем проявляется  ассиметрия на психологическом  уровне

К идее об ассиметрии полушарий привели  клинические исследования. Еще за 30 лет до того, как Поль Брока открыл центр речи (1831) и утвердились  мысли о том, что у правшей  центр речи находится в левом  полушарии, а у левшей - в правом, малоизвестный француский врач Марк Данс открыл, что при параличе правой руки терялась и речь, а левой - нет.

Но были другие данные о том, что правое полушарие  также принимает участие в  функционировании речи. Пенфильд и  Робертс (1965) определили, что в понимании  речи принимает участие оба полушария, и чем-то доказали. Слуховые импульсы поступают в оба полушария. После  обучения человек снова начинает понимать и произносить речь после  травмы.

При поражении  правого полушария речь становится монотонной, т.к. правополушарные более  экспрессивны, выразительны в вербальном общении. Но все эти различия уже  у взрослых, у детей представительство  речи примерно одинаково распределено в обоих полушариях, но у них  афазии возникают как правило  при поражении полушария (речь образная), а при поражении левого быстро восстанавливается речь.

Если  правша становится левшой (при травме руки или мозга), тогда афазии возникают  при поражении правого полушария. «Центр речи не связан категорически  и неподвижно с центром Брока, он может формироваться в другом месте в том случае, если полушарие, где раньше был центр речи, поранено.» 

У 70% левшей центры речи, как и у правшей, в  левом полушарии. У 15% центр речи в правом, и в 5% - в обоих. Индивидуальные различия определяются большей включенностью. У подростков раньше созревает правое полушарие (М.К. Кабардова, М.А. Матова). Функция правого полушария обусловленна генетически, а левая - прижизненно.

Зрительно-пространственная дезориентация  возникает при левосторонних параличах: анозогнозия (неразличение правого и левого), аутопагнозия (ощущение чуждости своего тела, отстутствие всего тела или части), псевдополимелия (появление лишней руки на больной стороне).

При правополушарных  нарушениях возникают конфабуляции - (confabulare болтать вымыслы) - приобретают  форму воспоминаний, иллюзии памяти.

Эмоции  и межполярная  ассиметрия. Исследовал Цекотто, Терцеан, Лебединский, Бабенкова. При нарушении правого полушария поведение характеризуется эйфорией, дурашливостью, безтактностью, неадекватность. Левое связано с депрессией.

Объяснений  причин появления ведущего полушария  нет. На данный момент существует эмбриональная  теория функциональной ассиметрии - объясняется  расположением плода.

Понятие нормы в психологии

Норму необходимо учитывать при проведении психодиагностических исследований. Норма - статистическое понятие. Обычно нормой признают срединные показатели результатов  обследования. Хвостовые результаты делятся на субнормальные и супернормальные. Но, смотря какой признак исследуется, мы может считать его позитивным или негативным.

Норма определяется также социальными  стереотипами. Если какая-то одна функция  не развита, ниже нормы, нельзя делать заключение о ненормальности личности в целом.

Информация о работе Дифференциальная психология