Дифференциальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:53, курс лекций

Описание работы

Понятие дифференциальная психология ввел профессор Гамбургского университета Уильям Штерн. Он же ввел коэффициент интеллекта. 1911 - книга «ДП и ее методические основы».

ДП изучает индивидуальные, присущие индивидуальности, и типичные, присущие группе людей какие-то характерные признаки, определяющие различия между ними другими людьми.

Индивидуальность на личностном уровне определяют условия жизни, образование, воспитание. Личный пример воспитателя очень важен. Условия жизни сами по себе непосредственно не определяют формирование личности (а очень важны отношения ребенка и условий).

Работа содержит 1 файл

Дифференциальная психологи шпора.docx

— 39.92 Кб (Скачать)

Дифференциальная  психология

Понятие дифференциальная психология ввел профессор Гамбургского университета Уильям Штерн. Он же ввел коэффициент интеллекта. 1911 - книга «ДП и ее методические основы».

ДП изучает  индивидуальные, присущие индивидуальности, и типичные, присущие группе людей  какие-то характерные признаки, определяющие различия между ними другими людьми.

Индивидуальность  на личностном уровне определяют условия  жизни, образование, воспитание. Личный пример воспитателя очень важен. Условия жизни сами по себе непосредственно  не определяют формирование личности (а очень важны отношения ребенка  и условий).

Л.С. Выготский писал о том, что любой элемент среды по-разному воздействует на ребенка в зависимости от того, на какой стадии развития находится ребенок. Например, восприятие речи - в 6 месяцев, год, два. Воздействие среды может быть одинаковым, что результат - разный. Различное восприятие этих воздействий определяется изменениями, происходящими в человеке.

Выготский считал, что искомое звено заключается  в том, какие переживания испытывает ребенок на воздействие внешней  среды. «Переживание определяется достигнутым  ребенком уровнем психического развития, как это переживание влияет на дальнейшее развитие ребенка». «Переживание есть та призма, преломляясь через  которую среда оказывает влияние  на психическое развитие». «Лекции  для студентов мединститута», 1934.

Поэтому так важно формировать у ребенка  учебную мотивацию. Характер «аффективного  отношения» определяется уровнем понимания  ребенком воздействующих на него обстоятельств. Понимание может быть одно, но тем  не менее отношение ребенка может  определятся его потребностями. Разъяснения в таких случаях  не приводят к изменению аффективной стороны отношения ребенка к действительности.

Формирование  любых психических свойств, в  том числе и способности к  развитию обобщений, может быть объяснено  появлением у ребенка потребностей.

Совершенно  разные дети могут быть воспитаны  в одной и той же семье. Формирование дифференциальных различий очень зависит  от педагога, особенно в начальной  школе. Дифференциальной характеристикой  человека является возраст.

В процессе жизни в человеке происходят количественные и качественные изменения. «Возраст - это почва, дорога, на которой происходят эти изменения». Ананьев выделял 2 характеристики возраста - метрическую (количество прожитых лет) и топологическую (показатель того, каким образом  прожиты годы, в том числе - замедленно или ускоренно).

Топологический  возраст проявляется в двух стадиях - становление психических функций; и становление психической организации  в целом. Возраст - это взаимодействие биологического и исторического  времени. Возраст - это не только биологическая, но онтогенетическая и биографическая характеристика. Возраст является наиболее интегральной характеристикой личности, объединяет индивидуальные и личностные характеристики. Возраст определяет также гетерохронность развития.

Индивидуальные  особенности имеют тенденцию увеличиваться или уменьшаться с возрастом. С 45 лет внимание уменьшается. Самое плохое внимание с 21 до 23х.

В ДП существует несколько  подходов:

  1. Онтологический - изучает закономерности соотношения биологического и социального в человеке, при ведущем социальном
  2. Структурно-динамический - изучает закономерности качественных преобразований
  3. Хронологический - изучает эволюцию психики на протяжении жизни человека: неравномерность, гетерохронность развития психических функций
  4. Каузальный - предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов, определяющих движущие силы и условия индивидуальной эволюции человека.

     
    Все эти аспекты и определяют возрастную изменчивость психики.

Методы  дифференциальной психологии (по Б.Г.Ананьеву)

  1. Организационные - лонгитюдальный и метод поперечных срезов.
  2. Эмпирические - обсервационные (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные (лабораторный и прочие виды эксперимента), праксиметрический (связь с деятельностью), биографический, беседа и интервью, психодиагностика
  3. Обрабатывающие - количественные или статистические. Коэффициент корреляции, коэффициент ковариации.
  4. Качественные - психологическая каузистика (психологическая интерпретация полученных данных).
  5. Интерпретационные - генетические (описание генетических связей между фазами и уровнями развития).
  6. Структурные - описание и интерпретация взаимосвязей между отдельными параметрами.
  7. Лонгитюдальный начал использоваться с середины 19 века. Использовали Чарльз Дарвин, Прейер, Тэн, Анри Бине, Бехтерев, Щелованов, Ладыгина-Коц. Наблюдали мышление, речь, эмоции, сенсомоторные функции.

Методы  делятся на интроспективные - метод интроспекции (самонаблюдение, самоанализ), экстроцептивные (прежде всего наблюдения).

Также различают номотетический метод - основан  на обобщении частных признаков  и определения общего для них. И идеографический - от общего к частному (ориентирован на единичное).

Многие  методы дифференциальной психологии были позаимствованы в первую очередь  из общей психологии. В дифференциальной психологии допускается наблюдение единичных случаев и их описание без использования методов исследования и без математической обработки.

Этапы дифференциальной психологии:

донаучный, когда в быту замечают странности поведения и формируют их объяснение

естественная  научная парадигма (метод кнута  и пряника способствует)

гуманитарная  парадигма не требует массового  обследования, достаточно единичного случая.

Области применения дифференциальной психологии:

проф  подбор и отбор - необходимо определить индивидуальные особенности в наличии  способностей и задатков и возможностей их развития. А также возможности  адаптации к профессиональной деятельности.

диагностика заболевания и лечение 

педагогика - индивидуальный подход должен применяться  к каждому ребенку 

Знания  об индивидуальных особенностях накапливались еще с древности. Платон писал о том, что люди различаются тем - какая часть души у них развита.

разумная  часть - голова

мужественная - в груди 

вожделение - живот 

Отмечали  также особенности поведения  у животных. Помимо Аристотеля этим занимался Конрад Лоренс - о гусях (отличаются преданностью), Анна Анастази писала о том, что есть цыплята  едоки, которые хорошо и много  едят, поэтому доминируют более сильные  и крепкие.

Начиная с древних времен начали писать о  способностях человека - Аврелий Августин и Фома Аквинский. Также в асторономии. В 1794 г. астроном Гринвичской лаборатории  Мисхелин уволил своего подчиненного Кинсбрука за то, что тот заметил  прохождение звезды на полминуты  позже. В психиатрической практике врача не может удовлетворить  только психологическая характеристика, но важны также соматические и  генетические источники.

Дифференциальная  психология также требуется при  выраженной асимметрии мозга.

Гендерные различия

К дифференциальным отличиям относятся половые (на генетическом) и гендерные (на социальном). Исследования показывают, что половые различия менее существенны, чем гендерные. Исходя из этого, существовало представление, что пол не важен, а важно воспитание ребенка. Дж. Ганьон начал делать операции мальчикам, у которых была травма половых органов, меняя им пол.

Встала  проблема, как быть с самосознанием? Тот факт, что половое созревание и половое самосознание определяется средой - не доказан. Подтверждалось предположение, что пол - биологическая характеристика, а поведение на психологическом  уровне определяется развитием в  процессе онтогенеза.

Этапы развития

Генетический (хромосомный) пол

В ядре каждой клетки содержится 23 пары хромосом. В 22-х парах они одинаковы, а 23-тья - половая пара. У женщин - ХХ, у  мужчин XY. Хромосомный пол определяется тем, какую хромосому несет в  себе сперматозоид. Дальнейшее развитие идет по женскому или мужскому типу.

Гедокян В.А. и Дж. Мани предполагают, что  в хромосоме Y находится некий  ген, который служит дополнительным фактором для превращения не дифференцированных половых желез в семенники. Он был назван геном ТДФ (Testicles defining factor).

1976 г.  открыли H-Y антиген - специфический  белок, который есть только  в мужских клетках. Он несовместим  с иммунной системой женского  организма. Этот антиген и программирует  превращение в семенники. При  введении H-Y антигена в не дифференцированную  половую клетку XX, происходили необратимые  маскулинные изменения эмбриона - рождался ребенок с женским  хромосомным набором и мужским  гормональным полом. 

Дифференциация  половых желез у эмбриона происходит на шестой неделе внутриутробного развития. Рассогласование происходит примерно у одного из 20000 мальчиков (набор XX), и на 50000 одна девочка с набором XY.

У мужчин с набором ХХ нашли участок, который  также содержит ген ТДФ. У нормальных там же есть такой же участок, при  пересечении веток Y, поэтому хромосомы  могут этими участками обмениваться. Если при таком «обмене» захватывается  ген ТДФ и попадает на Х-хромосому, которая окажется в яйцеклетке, то и рождается мальчик с набором  ХХ.

Исследования  хромосом еще не закончены, так как  в одинарном наборе хромосом содержится 3 миллиарда пар нуклеотидов.

Формирующиеся семенники начинают продуцировать  мужские половые гормоны раньше, чем женские (железы?). С 30-х годов 20 века начались исследования о внутриутробной дифференциации половых желез и  их гормональной деятельности, приводимой к формированию половых органов.

С 50-60х  годов началось изучение половой  дифференциации мозга. На этот процесс  большое влияние оказывает гипотало-гипофизарная система. Итогом половой дифференциации мозга является разная чувствительность центральной нервной системы  к периферическим гормонам и разная реакция на них: феминизация или  маскулинизация, формирование нейро-эндокринной  предрасположенности к полоспецифическому поведению - 4-7 месяцев.

В 1966 году Эрхард и Мани наблюдали результат  внутриутробного нарушения полового развития. Они наблюдали 10 девочек  младшего школьного возраста, матери которых во время беременности получали мужские гормоны. Девочки маскулинны, хорошо интеллектуально развиты, предпочитали компании мальчиков, самоуверенны и  независимы.

Если  матери во время беременности получали женские горомны (Майер-Бальбург и  Эрхард), то мальчики и девочки были менее агрессивны и более фемининны.

Нарушения у девочек проявляется в том, что при наборе XY в больших  половых губах расположены семенники, вырабатывающие женские половые  гормоны. Но могут беременеть, во время  беременности семенники порой рассасываются. У новорожденных уровень гормонов в крови может превышать уровень  у взрослых, поэтому бывают кровяные выделения у девочек, молочные железы набухают.

В 6 лет  у мальчиков подъем уровня тестостеронов  близок у уровню взрослых мужчин. Эти  пики в 6-7 лет, и в 10-11. У девочек  катехоламиновые пики в 5-6 лет.

5-6 лет  - в половой диморфизм: половые  различия психики, особенности  восприятия средовых факторов. Одновременно  формируется представление морфологии  тела, формирование физического  я, интерес к полу, половая идентификация.  

Средовые  влияния на гендерные  особенности

Их изучали  М.Н. Хананошвилли, В.В. Антонов, Генри  Харлоу. Установили, что если в раннем периоде неправильное развитие, то животные потом неспособны ни к спариванию, ни к коммуникации, ни к родительскому  поведению. Адекватная половая идентификация  проявляется в адектватной одежде, играх, поведении. У девочек значительно  раньше формируется представление  о муже, чем у девочек - о жене. Для эффективного развития половой  идентификации необходимо соответствующее  воспитание.

Информация о работе Дифференциальная психология