Дифференциальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:53, курс лекций

Описание работы

Понятие дифференциальная психология ввел профессор Гамбургского университета Уильям Штерн. Он же ввел коэффициент интеллекта. 1911 - книга «ДП и ее методические основы».

ДП изучает индивидуальные, присущие индивидуальности, и типичные, присущие группе людей какие-то характерные признаки, определяющие различия между ними другими людьми.

Индивидуальность на личностном уровне определяют условия жизни, образование, воспитание. Личный пример воспитателя очень важен. Условия жизни сами по себе непосредственно не определяют формирование личности (а очень важны отношения ребенка и условий).

Работа содержит 1 файл

Дифференциальная психологи шпора.docx

— 39.92 Кб (Скачать)

Н.Грин и Н. Уикс проводили наблюдение в  гомосексуальных семьях. У детей  тем не менее формировались гетеросексуальные  влечения. Из этого следует, что половые  признаки - это врожденное, а не приобретенное.

2 этап - социальный  - требования сверстников проявляются в том, что мальчики могут гордиться синяками. Маскулинные девочки провоцируют на драку, чтобы доказать мужество.

Полоролевая идентичность начинает формироваться  в семье, когда дети хотят быть похожими на родителей. В 6-7 лет дети часто рисуют в одинаковой одежде - мама с дочкой, папа с сыном (это  хороший признак). Плохо, когда разделяют - мама с дочкой в одном углу, а  папа с сыном в другом. Проблемами половой идентификации обсуждалось  в психоанализе. Фрейд считал, что  женщины испытывают зависть к  пенису, поэтому стараются принизить  мужчину. А у мужчин в страхе перед  женщиной возникает комплекс кастрации (страх, что он не будет полноценен как мужчина).

К.Хорни  считала, что женщины не хотят  отдавать, а только брать. По этой причине  они фригидны. Женщина привязывает  к себе тем, что мужчина более  сексуален.

Сандра  Бем мужчин и женщин делит на 4 группы:

маскулинные мужчины и маскулинные женщины.

- маскулинные  мужчины малочувствительны, грубоватые, физически сильные. 

- женщины  выбирают муж. профессии, виды  спорта 

фемининные  мужчины и ф.женщины 

- чувствительны,  эмоциональны, доброжелательны 

- очень  женственные, на первое место  проблемы близких, а потом свои 

андрогинные мужчины и а.женщины 

- (самый  гибкий тип) предпочитают гуманитарные  профессии, умеют приспосабливаться  и адаптироваться, любят пофилософствовать 

- используют  свои женские качества и внешность  для адаптации, поэтому легко  приспосабливаются 

недифференцированные  мужчины и н.женщины 

- задумываются  о том кто они, равнодушные,  слабое либидо, мужское поведение  не выражено 

- слабое  либидо, женское поведение слабо  проявляется 

Исследование  половых различий начало проводиться  в 1940-х годах. Биологическое различие - sex (пол). Gender - социальное различие (соц. стереотипы, нормы). Были установлены  различия между мальчиками и девочками  следущие (Маккини): младшие школьники (подростки) девочки более эстетичны, лучше учатся, старательные, ответственные, чем мальчики. Были найдены различия темы рисунков. Девочки обычно рисуют округлые, закрытые формы, которые чем-то заполняют. Мальчики рисуют остроконечные (башня, штык, меч), таким образом  проявляется подчинение внешнего мира к себе. Интерес к полу начинает проявляться одновременно как сексуальный, так и влюбленность (10-11 лет). В 13-14 лет различие в сексуальном и  плане любви. У девочек интерес  направлен на одного человека. Интерес  к телу 14-15 лет.

Возрастные  и половые различия. Сердечно-сосудистая система мужчин более подвержена негативным изменением, у мужчин раньше случаются инфаркты (в среднем 50 лет), у женщин (70 лет). Артриты, тромбофлебиты  у мужчин на 10 лет раньше, чем у  женщин. Мужчины в 2 раза чаще должны умирают от сердечно-сосудистых заболеваний. Андроген (муж.половой гормон) способствует увеличению содержния холестерина  в сыворотке крови. Эстроген (жен.половой  гормон) понижает до климакса. При наступлении  климакса количества эстрогена гормон падает. Гемофилия (плохая свертываемость крови), грыжа, подагра (боль в руках, ногах). Поведенческие изменения  также больше выражены у мужчин, повышается раздражительность, нарушения сна, многих появляется замкнутость, повышенный аппетит, чрезмерная трата денег (или скупость). «Виткин Д. Мужчина и стресс»

У женщин значительно изменение вызывает климакс. Не функционирует репродуктивная деятельность (не могут рожать), меняется кожа, седеют волосы, геронтогенез наступает  в разные годы у мужчин (55) и женщин (60). К старости слабеют за счет обезвоживания, суставы затвердевают, кожа более  чувствительна к раздражениям и  солнечным ожогам.

Кожа  начинает хуже регулиировать температуру  тела, поэтому мерзнут. Понижается чувствительность некоторых анализаторов (слух, зрение). Не любят темноту. Медленно заживают раны (20 лет - 31 день, 40 лет - 55 дней, 60 лет - 100 дней).

Сдвиги  носят гетерохронных характер - быстрее  стареет ствол мозга, мозжечок поззже. Двигательные рефлексы - у одних  сохраняются очень хорошо, а у  других - плохо.

Учебная деятельнось и  типологические свойства нервной системы

Свойства  нервной системы постоянно проявляются  в процессе обучения:

  • в усвоении материала
  • в быстроте его воспроизведения
  • в способности интегрировать знания

Инертные  молее медленно усваивают информацию, им необходимо повторение инструкции, повторение цели задания, но работают они точнее, тщательнее. Ассоциативность связана с подвижностью и лабильностью нервной системы. Обработка информации также лучше у лабильных. Запечатлевание информации обычно эффективнее у лиц с преобладанием первой сигнальной системы, они же лучше решают невербальные задачи.

  • Первая сигнальная система - непостредственная чувственная информация.
  • Вторая сигнальная система - сигналы сигналов, также речь.

Сильная нервная система и более высокий  уровень чаще бывает у математиков. При слабой нервной системе повышенный нейротизм, что в жестких условиях (авторитарном стиле) значительно мешает обучению.

При ограничении  времени менее успешны инертные. При слабом типе нервной системы  труднее удерживать внимание. Высоко лабильные тратят меньше времени  на выполнение задания, но по точности не отличаются от инертных. Слабые более  успешны при выполнении монотонной работы. Это изучал В.М.Полей, Суздалева  В.А, Изюмова, Акимова (автор ШТУРа). Важно учитывать эмоциональное  напряжение (Захарин).

Ласко - дифференциальные различия определяются 2 путями: определение умственных способностей (скорости, эффективности), и определения  влияние эмоционального состояния. Трудности возникают у слабых - стресс, запредельное торможение.

Такими  трудностями у  слабых может быть:

  • напряженная работа в школе и дома
  • если работа ответственная и самостоятельная
  • быстрый темп и немедленный ответ
  • неожиданный вопрос и требование устного ответа (для слабых письменный будет более эффективен)
  • у слабых будет неэффективный результат, если работа продолжается после ответа оцененного отрицательно
  • работа в ситуации, требующей отвлечения
  • работа, требующая распредления внимания
  • шум, беспокойная обстановка
  • слабый тип снижает успешность (восприятие, запомнинание) после резкого замечания или ссоры с одноклассниками

слабый  тип снижает успешность у несдержанного, вспыльчевого педагога

большой по объему материал и разнообразный  по содержанию

Инертный (регидный) тип плохо  усваивает материал (это  снижает результативность):

когда разнообразное задание по содержанию и по способам решения 

когда темп высокий и неясно поставлен  вопрос

ограничено  время выполения и угроза, что  в случае невыполения будет плохая отметка 

если  отвлекать 

быстрое переключение с одного вида работы на другой

неожиданный вопрос и требуется быстрый ответ 

оценка  успешности усвоения материала на первых этапах

требуется выполнить задание на сообразительность  при высоком темпе работы

Программа больше расчитана на учеников сильной  и лобильной нервной системой, поэтому необходимо в школе применять  индивидуальный подход.

КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ В ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Это понятие  было введено Г.Уиткином в 1960 г. Из русских  авторов занималась Е.Т.Соколова, В.А.Колга.

Когнитивный стиль - это относительно устойчивые проссецуальные особенности познавательной деятельности, которые характеризуют  использумые субъектом познавательные стратегии, а также способы воспроизведения  информации и способы контроля.

Например, для некоторых характерно детальное  восприятие, для других - обощенное (контурное). Для рационального человека часто свойтсвенно схематичное (общее  восприятие), для художественного - детальное.

Память  у человека худ.типа будет образная, у рационального будет преобладать  словесно-логическая через понятие.

Стили:

Когнитивная простота - когнитивная сложность (Джордж Кели автор опросника «Репертуарные  решетки», книга «Теория личностных конструктов»).

Стиль определяется простотой или сложностью системы личностного конструкта при интерпритации прогнозирования  и оценки действительности.

Конструкт - это двухполюсная субъективная измерительная  шкала, выполняющая функцию обобщения. Проявляется в процессе мыслительной деятельности (обобщения, сравнения, установления способа и различий). Для диагностики  этого стиля как раз и применяется  метод «репертуарных решеток».

Когнитивная сложность сравнивается с тревожностью личности , регидностью и меньшей  соц.адаптированностью.

Вербально-логический, абстрактный стиль имеет место  у людей с ведущим левым  полушарием. Ему противосстоит образно-действенный, конкретный при ведущем правом полушарии.

Толерантный стиль. Толерантность от лат. «tolerantia» - означает терпение. Этот стиль означает терпимость к нереалистическому  опыту, исследовался М.А.Холодной в 1998 г. Проводили эксперименты «Быстрая смена картинок» (всадник на лошади). Этот стиль предполагает возможность  принятия впечатлений, несоответствующих  или даже противоположных имеющимся  у человека представлениям. Т.е. его  легко убедить. Толерантность - это  умение принимать несоответсвующую имеющимся установкам информацию и  воспринимать внешнее воздействие  таким, каким оно видится.

Нетолерантные сопротивляются возникновениям таких  представлений.

Латентное время - через которое испытуемый дает ответ 

Полезависимость - поленезависимость - это соотношение зрительных образов перцептивной деятельности и пропреоцептивных ориентиров (это рецепторы в мышцах и сухожилиях, дают инфо о положении тела в пространстве). Этот стиль, определяет способность человека преодолевать, организованный контекст - активный подход к полю или пассивный. Поленезависимый более ориентирован на внутр.источники инфо (человеку дали задание, он знает, что если будет действовать по инструкции, то не получится, он ориентируется на свои знания), такой человек в меньшей степени подвержен влиянию контекста. Ввел понятие Г.Уиткин.

Рефлексивность  - импульсивность. Этот стиль ввел Н.Коган. Этот стиль проявляется в ситуации принятия решения в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из нескольких альтернатив. Импульсивные обычно выбирают быстро, без особого продумывания. Рефлексивные взвешивают все «за» и «против». (С.Мессер) При этом быстрота ответа не зависит от уровня интеллекта.

Ригидность - гибкость познавательных процессов - заключается в легкости или трудности переключения с одной инфо на другую (узость - много не может охватить, инертность (негибкость) познавательного контроля). Термин «ригидность» был введен Раймондом Кеттелом в 1935 г., для обозначения явлений персеверации (от лат. «perseveratio» - упорство, застревание, не может переключиться).

Узкий - широкий диапазон эквивалентности - как человек производит оценку предметов при классификации (очень на мелкие группы делит, или наоборот на крупныее группы). Чувствителен к различиям или нет. Еще их называют - узкий (аналитический), широкий (синтетический). По данным А.И.Полея, аналитичность связана с повышенной тревожностью и с высоким фактором Q3. У аналитиков преобладает эмоция страха, у синтетиков - эмоция гнева.

Конкретность  - абстактность. О.Харви, Д.Хант, Х.Шродер - их исследования относились к изучению индивидуальных особенностей понятийной сферы, деление произошло на основе признака конкретности - абстактности мыслительной деятельности. Для конкретных больше свойственна ригидность мышления (знают это конкретно, и на другое не переносят, для них характерно черно-белое суждение). Для абстактных обощенное выделение признаков, схватывает глобальные основные признаки.

Информация о работе Дифференциальная психология