Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:00, реферат
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра ,позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности ,нравственных и эстетических переживаний .Дидактическая игра приобретает всё большее значение .Игра в целом ,и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.
1.Введение.
2.Основные функции дидактической игры.
2.1 Дидактическая игра как игровой метод обучения.
2.2 Дидактическая игра как форма обучения детей.
2.3 Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность.
2.4 Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
3.Виды дидактических игр.
3.1 Игры с предметами.
3.2 Настольно-печатные игры.
3.3 Словесные игры.
4. Дидактическая задача.
5. Заключение.
6. Используемая литература.
В работе
с детьми младшего возраста
основным содержанием
Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога- воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю. Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки. Например, играя в какую-либо настольную игру,один из играющих(назовём его Дима) всё время выигрывает. Затем ему становится неинтересно играть, и он хочет бросить игру. «Давай ещё раз сыграем,- просит его товарищ. -Пожалуйста, Дима, поиграй ещё немного». И Дима снова включается в игру, помогает товарищу советом, как надо играть, чтобы стать победителем. Наконец, тот тоже стал победителем в игре. Оба довольны. Воспитатель рассказывает детям, как хорошо играли вдвоём два мальчика.
Трудовое воспитание :
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «кто построил этот дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы- проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры, и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстрации, природный материал, изготавливают карточки, фишки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так наряду с готовыми играми можно выполнять вместе с детьми полезные для работы материалы.
Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
Эстетическое воспитание :
Дидактический
материал должен
Физическое воспитание :
Игра создаёт
положительный эмоциональный
3.
Виды дидактических
игр.
Все дидактические
игры можно разделить на три основных
вида: игры с предметами(игрушками,
природным материалом), настольно-печатные
и словесные игры.
3.1
Игры с предметами.
В играх
с предметами используются
Детям младшей
группы дают предметы, резко отличающиеся
друг от друга по свойствам,
так как малыши ещё не могут
находить едва заметные
В средней
группе в игре используют
В играх
с куклами у детей формируются
культурно-гигиенические
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева(металла, пластмассы, керамики),или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отображают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Игры с
природным материалом (семена растений,
листья, разнообразные цветы, камушки,
ракушки)воспитатель применяет при проведении
таких дидактических игр, как «Чьи это
детки?», «От какого дерева лист?», «Кто
скорее выложит узор из разных листочков?»,
«Собери букет из листьев».Воспитатель
организует их во время прогулки, непосредственно
соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками,
цветами, семенами, листьями. В таких играх
закрепляются знания детей об окружающей
их природной среде, формируются мыслительные
процессы(анализ, синтез, классификация)
и воспитывается любовь к природе, бережное
к ней отношение.
3.2
Настольно-печатные
игры.
Настольно-печатные
игры - интересное занятие для
детей. Они разнообразны по
видам: парные картинки, лото, домино.
Различны и развивающие задачи,
которые решаются при их
Подбор картинок
по парам .Самое простое
Подбор картинок
по общему признаку.(
Игры проводят
так же, как и с предметами.
Например, в игре «Отгадай, какую
картинку спрятали» дети
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр- учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, то в средней и старших группах разрезают на 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет, то для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь, но и воображение, творчество. Часто ребёнок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, по его голосу. В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие- отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди, например маршируют пионеры, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю.
В этих
играх формируются такие
3.3
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.В таких играх дети учатся на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.
В младших
и средних группах игры со
словом направлены в основном
на развитие речи, воспитание
правильного звукового
В старшем
дошкольном возрасте, когда у
детей начинает активно
С помощью
словесных игр у детей
4.
Дидактическая задача.
Один из
основных элементов игры –
дидактическая задача, которая определяется
целью обучающего и
Для выбора
дидактической игры необходимо
знать уровень