Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:00, реферат

Описание работы

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра ,позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности ,нравственных и эстетических переживаний .Дидактическая игра приобретает всё большее значение .Игра в целом ,и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.

Содержание

1.Введение.
2.Основные функции дидактической игры.
2.1 Дидактическая игра как игровой метод обучения.
2.2 Дидактическая игра как форма обучения детей.
2.3 Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность.
2.4 Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
3.Виды дидактических игр.
3.1 Игры с предметами.
3.2 Настольно-печатные игры.
3.3 Словесные игры.
4. Дидактическая задача.
5. Заключение.
6. Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста..docx

— 31.59 Кб (Скачать)

 В работе  с детьми младшего возраста  основным содержанием дидактических  игр является усвоение детьми  культурно-гигиенических навыков,  культуры поведения. Это хорошо  известные игры: «Уложим куклу  спать», «Завтрак куклы», День рождения  Машеньки», «Оденем куклу на  прогулку».Само название игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения. 

Использование дидактических игр в работе с  детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога- воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю. Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки. Например, играя в какую-либо настольную игру,один из играющих(назовём его Дима) всё время выигрывает. Затем ему становится неинтересно играть, и он хочет бросить игру. «Давай ещё раз сыграем,- просит его товарищ. -Пожалуйста, Дима, поиграй ещё немного». И Дима снова включается в игру, помогает товарищу советом, как надо играть, чтобы стать победителем. Наконец, тот тоже стал победителем в игре. Оба довольны. Воспитатель рассказывает детям, как хорошо играли вдвоём два мальчика.

 Трудовое воспитание :

Многие дидактические  игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание  самим трудиться. Например, в игре «кто построил этот дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы- проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры, и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстрации, природный материал, изготавливают карточки, фишки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так наряду с готовыми играми можно выполнять вместе с детьми полезные для работы материалы.

Кроме того, это  является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного  отношения к продуктам труда.

 Эстетическое воспитание :

 Дидактический  материал должен соответствовать  гигиеническим и эстетическим  требованиям: игрушки должны быть  разрисованы яркими красками, художественно  оформлены, помещены в удобные  для хранения коробки и папки.  Яркие, красивые дидактические  игрушки привлекают внимание  детей, вызывают желание играть сними. Весь материал для дидактических игр храниться в группе в определённом месте, доступном детям для его использования.

  Физическое воспитание :

 Игра создаёт  положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие  и вместе с тем требует определённого  напряжения нервной системы. Двигательная  активность детей во время  игры развивает мозг ребёнка.  Особенно важны игры с дидактическими  игрушками, в процессе которых  развивается и укрепляется мелкая  мускулатура рук, что также  благоприятно сказывается на  умственном развитии детей, на  подготовке руки ребёнка к  письму, к изобразительной деятельности. Многие дидактические игры формируют  культурно- гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают  социальные чувства, стремятся  делать всё сообща. Игра укрепляет  коллективные эмоции, коллективные  переживания. В играх проявляются  и такие черты характера ребёнка,  которые могут служить примером  для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность. Воспитатель  обращает внимание играющих на эти качества, делая это очень осторожно. Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. 

3. Виды дидактических  игр. 

Все дидактические  игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами(игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. 

3.1 Игры с предметами. 

 В играх  с предметами используются игрушки  и реальные предметы. Играя с  ними, дети учатся сравнивать, устанавливать  сходство и различие предметов.  Ценность этих игр в том,  что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому- либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку(цвету, форме, качеству, назначению),что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.

 Детям младшей  группы дают предметы, резко отличающиеся  друг от друга по свойствам,  так как малыши ещё не могут  находить едва заметные различия  между предметами.

 В средней  группе в игре используют такие  предметы, в которых разница между  ними становится менее заметной. В играх с предметами дети  выполняют задания, требующие  сознательного запоминания количества  и расположения предметов, нахождения  отсутствующего предмета. Играя,  дети приобретают умения складывать  целое из частей, нанизывать предметы(шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

 В играх  с куклами у детей формируются  культурно-гигиенические навыки  и нравственные качества, заботливое  отношение к партёру по игре- кукле, которое переносится затем  и на своих сверстников, старших  ребят. 

В дидактических  играх широко используются разнообразные  игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева(металла, пластмассы, керамики),или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отображают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

 Игры с  природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки,  ракушки)воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Собери букет из листьев».Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы(анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. 

3.2 Настольно-печатные  игры. 

 Настольно-печатные  игры - интересное занятие для  детей. Они разнообразны по  видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

 Подбор картинок  по парам .Самое простое задание  в такой игре- нахождение среди  разных картинок двух совершенно  одинаковых: две шапочки, одинаковые  по цвету, фасону, или две куклы,  внешне ничем не отличающиеся.Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолёта, два яблока. И самолёты, и яблоки, изображённые на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к к одному виду предметов.

 Подбор картинок  по общему признаку.(классификация).Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например в игре «Что растёт в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Запоминания состава, количества и расположения картинок.

 Игры проводят  так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую  картинку спрятали» дети должны  запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из  них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие  памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами  этого вида игр является также  закрепление у детей знаний  о количественном и порядковом  счёте, о пространственном расположении  картинок на столе(справа, слева, вверху, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

Составление разрезных  картинок и кубиков. Задача этого  вида игр- учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, то в средней и старших группах разрезают на 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет, то для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений.

 Описание, рассказ  о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель  ставит обучающую задачу: развивать  не только речь, но и воображение,  творчество. Часто ребёнок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, по его голосу. В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие- отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди, например маршируют пионеры, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю.

 В этих  играх формируются такие ценные  качества личности ребёнка, как  способность к перевоплощению, к  творческому поиску в создании  необходимого образа. 

3.3 Словесные игры. 

 Словесные  игры построены на словах и  действиях играющих.В таких играх дети учатся на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.

 В младших  и средних группах игры со  словом направлены в основном  на развитие речи, воспитание  правильного звукового произношения, уточнение, закрепление и активизацию  словаря, развитие правильной  ориентировки в пространстве.

 В старшем  дошкольном возрасте, когда у  детей начинает активно формироваться  логическое мышление, словесные  игры чаще используют для формирования  мыслительной деятельности, самостоятельности  в решении задач.

 С помощью  словесных игр у детей воспитывают  желание заниматься умственным  трудом. В игре сам процесс  мышления протекает активнее, трудности  умственной работы ребёнок преодолевает  легко, не замечая, что его  учат.

4. Дидактическая задача. 

 Один из  основных элементов игры –  дидактическая задача, которая определяется  целью обучающего и воспитательного  воздействия. Наличие дидактической  задачи или нескольких задач  подчёркивает обучающий характер  игры, направленность обучающего  содержания на процессы познавательной  деятельности детей. 

 Для выбора  дидактической игры необходимо  знать уровень подготовленности  воспитанников, так как в играх  они должны оперировать уже  имеющимися знаниями и представлениями.  Иначе говоря, определяя дидактическую  задачу, надо прежде всего иметь  в ввиду, какие знания, представления  детей ( о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность).

Информация о работе Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста