Оглавление.
1.Введение.
2.Основные функции
дидактической игры.
2.1 Дидактическая
игра как игровой метод обучения.
2.2 Дидактическая
игра как форма обучения детей.
2.3 Дидактическая
игра как самостоятельная игровая
деятельность.
2.4 Дидактическая
игра как средство всестороннего
воспитания личности ребёнка.
3.Виды дидактических
игр.
3.1 Игры с
предметами.
3.2 Настольно-печатные
игры.
3.3 Словесные
игры.
4. Дидактическая
задача.
5. Заключение.
6. Используемая
литература.
1.
Введение.
Решающее
значение в развитии ребёнка
дошкольного возраста принадлежит
обучению на занятиях ,усвоению знаний
,умений и навыков ,предусмотренных «Программой
воспитания в детском саду».Но совершенно
особое место в жизни ребёнка занимает
игра .В процессе игры ребёнок живёт, действует,
как окружающие его взрослые, герои любимых
сказок .В игре он может быть врачом ,лётчиком,
воспитателем - кем захочет .И это доставляет
ему огромную радость .
Одним из
видов игровой деятельности является
дидактическая игра ,позволяющая шире
приобщить детей к текущей жизни в доступных
им формах интеллектуальной и активной
практической деятельности ,нравственных
и эстетических переживаний .Дидактическая
игра приобретает всё большее значение
.Игра в целом ,и познавательная дидактическая
игра в особенности, обеспечивает благоприятные
условия для решения педагогических задач
с учётом возможностей детей дошкольного
возраста.
Дидактическая
игра-игра познавательная, направленная
на расширение, углубление, систематизацию
представлений детей об окружающем,
воспитание познавательных интересов,
развитие познавательных способностей
.Она представляет собой многоплановое,
сложное педагогическое явление. Она является
и игровым методом обучения детей дошкольного
возраста, и формой обучения, и самостоятельной
игровой деятельностью, и средством всестороннего
воспитания личности ребёнка. Основу дидактической
игры составляет органическая взаимосвязь
деятельности и интересного усвоения
знаний
2.
Основные функции
дидактической игры.
2.1
Дидактическая игра
как игровой метод
обучения.
Дидактическая
игра как игровой метод обучения
рассматривается в двух видах:
игры-занятия и дидактические,
или автодидактические игры. В первом
случае ведущая роль принадлежит воспитателю,
который для повышения у детей интереса
к занятию использует разнообразные игровые
приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит
элементы соревнования. Использование
разнообразных компонентов игровой деятельности
сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями,
показом. С помощью игр-занятий воспитатель
не только передаёт определённые знания,
формирует представления, но и учит детей
играть.
Основой для
игр детей служат сформулированные
представления о построении игрового
сюжета, о разнообразных игровых
действиях с предметами. Важно,
чтобы затем были созданы условия
для переноса этих знаний и
представлений в самостоятельные,
творческие игры, удельный вес
которых должен быть в жизни
ребёнка неизмеримо больше, чем
обучение игре. Игры-занятия поэтому
относятся к прямому обучению
детей с использованием разнообразных
игровых приёмов. Дидактическая
игра используется при обучении
детей математике, родному языку,
ознакомлению с природой и
окружающим миром, в развитии
сенсорной культуры.
2.2
Дидактическа игра как
форма обучения детей.
Содержит
два начала: учебное ( познавательное
) и игровое ( занимательное ). Воспитатель
одновременно является и учителем, и участником
игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся.
Дидактическая
игра, к сожалению, реже используется
при обучении детей старшего
дошкольного возраста. Если на
занятиях расширяются и углубляются
знания об окружающем мире, то
в дидактической игре ( в играх-занятиях,
собственно дидактических играх
)детям предлагаются задания в виде загадок,
предложений, вопросов. Обучение и игровая
деятельность как форма обучения в детском
саду направлена на развитие у детей произвольного
внимания, наблюдательности, запоминания,
сравнения, первичных форм аналитико -
синтетической деятельности, деятельности
воображения, развитие любознательности
и познавательных интересов. Воспитательная
и развивающая ценность обучения в игровой
форме заключается в содержании и направленности
его на решении задач нравственного воспитания
- воспитания положительного отношения
детей к явлениям окружающей жизни, к труду,
взаимоотношениям людей , воспитание уважения
в семье, к старшим. Содержание познавательной
деятельности в сочетании с игровой содействует
и эстетическому воспитанию, формированию
эстетического восприятия и отношение
к явлениям социальной жизни и природы,
к предметам быта и произведениям искусств.
2.3
Дидактическая игра
как самостоятельная
игровая деятельность.
Дидактическая
игра как самостоятельная игровая
деятельность основана на осознанности
процесса. Самостоятельная игровая
деятельность осуществляется лишь
в том случае, если дети проявляют
интерес к игре, её правилам
и действиям, если эти правила
ими усвоены.Как долго может интересовать
ребёнка игра, если её правила и содержание
хорошо ему известны? Дети любят игры,
хорошо знакомые, с удовольствием играют
в них. Подтверждение этому могут служить
народные игры, правила которых им известны:
«Краски», «Где мы были, мы не скажем, а
что делали – покажем», «Наоборот».В каждой
игре заложен интерес к игровым действиям.
Например, в игре «Краски» нужно выбрать
какой-либо цвет. Дети обычно выбирают
любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный.
Выбрав цвет, ребёнок подходит к водящему
и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи
по дорожке на одной ножке», -говорит водящий
тому, кто назвал краску, которой нет среди
играющих.Сколько здесь интересных для
детей игровых действий! Поэтому-то дети
всегда играют в такие игры. Задача воспитателя
заключается в том, чтобы ребята самостоятельно
играли, чтобы у них такие игры были всегда
в запасе, чтобы они сами могли организовывать
их, быть не только участниками и болельщиками,
но и справедливыми судьями.
Воспитатель
заботиться об усложнении игр,
расширении их вариативности.
Если у ребят угасает интерес
к игре (а это относится в
большей мере к настольно-печатным
играм ), необходимо вместе с ними придумать
более сложные правила. Например, в игре
« Лото малышам» согласно правилам игры
победитель тот, кто правильно подберёт
карточки и закроет ими клетки на большой
карте. Дети играют в эту игру с интересом,
пока все карточки не станут им хорошо
известны и они не научатся соотносить
изображение с сюжетом картинки.
Для поддержания
интереса к этой игре воспитатель
организует действия ребят, говорит
им: «Давайте теперь поиграем так: у
меня значки(кружки)- красный, зелёный
и синий(по количеству играющих детей).Мы
поиграем и узнаем, кто быстро и правильно
выполнит задание- закроет клетки на большой
карте, -тот будет победителем, получит
этот значок- красный кружок, второй- зелёный,
а кто последний- получит синий кружок.
Вася подаст сигнал, когда начинать игру:
стукнет кубиком по столу два раза».Игра
начинается всеми детьми одновременно.
Играть можно несколько раз, обменявшись
картами. Каждому хочется получить значок
победителя, поэтому дети просят своих
партнёров: «Давай ещё сыграем!» Самостоятельная
игровая деятельность не исключает управление
со стороны взрослого. Участие взрослого
носит косвенный характер: например, воспитатель
как и все участники игры «Лото», получает
карточку и старается выполнить задание
в срок, участвует в поиске необходимых
предметов, радуется если выиграет, т.е.
является равноправным участником игры.
При определении
победителя воспитатель даёт
возможность самим детям оценить
действия играющих, назвать лучшего.
Но в присутствии педагога этот этап в
игре тоже проходит более организованно,
чётко, хотя сам он и не влияет на оценку,
а лишь может, как и каждый участник игры,
высказать своё «за» или «против».Так
в играх, помимо формирования самостоятельности,
активности детей, устанавливается атмосфера
доверия между детьми и воспитателем,
между самими детьми, взаимопонимание,
атмосфера, основанная на уважении личности
ребёнка, на внимании к его внутреннему
миру, к переживаниям, которые он испытывает
в процессе игры. Это и составляет сущность
педагогики сотрудничества. Более широкий
простор для воспитания самостоятельности
в дидактической игре предоставляется
детям в отведённые часы игр.
Здесь дети самостоятельны
не только в выполнении правил и
действий, но и в выборе игры, партнёра,
в создании новых игровых вариантов,
в выборе водящего. Дидактические
игры, особенно в младших возрастных
группах, рассматриваются в дошкольной
педагогике как метод обучения детей
сюжетно-ролевым играм: умению взять
на себя определённую роль, выполнить
правила игры, развернуть её сюжет.
Например, в дидактической игре «Уложим
куклу спать» воспитатель учит детей
младшей группы последовательности
действий в процессе раздевания куклы-
аккуратно складывать одежду на стоящий
рядом стул, заботливо относиться к кукле,
укладывать её спать, петь колыбельную.
Согласно правилам игры, дети должны отобрать
из лежащих предметов только те, которые
нужны для сна.По просьбе воспитателя
малыши поочерёдно берут нужные для сна
предметы и кладут их в спальню, заранее
приготовленную для куклы в игровом уголке.
Так появляются кровать, стульчик, постельные
принадлежности, ночная рубашка или пижама.
Затем под руководством воспитателя дети
выполняют последовательно действия раздевания
куклы ко сну: надевают ей пижаму и укладывают
спать в подготовленную для этой цели
кроватку. Все поют колыбельную «Баю-баю-баю,
куколку качаю. Куколка устала, целый день
играла».
Дидактические
игры имеют большое значение
для обогащения творческих игр
и более старших детей. Такие
игры, как «Умные машины», «Кто
быстрее наденет на артиста
его национальный костюм», «Молочная
ферма», «Кому что нужно для работы», «Кто
построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки»,
не могут оставить ребят равнодушными,
у них появляется желание играть в строителей,
хлеборобов, доярок.
2.4
Дидактическая игра
как средство всестороннего
воспитания личности
ребёнка.
Умственное
воспитание. Содержание дидактических
игр формирует у детей правильное
отношение к явлениям общественной
жизни, природе, предметам окружающего
мира, систематизирует и углубляет знания
о Родине, Армии, людях разных профессий
и национальностей, представление о трудовой
деятельности. Тесная связь воспитания
с жизнью российского народа- источник
направленности воспитания.
Знания об
окружающей жизни даются детям
по определённой системе. Так,
ознакомление детей с трудом
проходит в такой последовательности:
детей сначала знакомят с содержанием
определённого вида труда:(строителей,
хлеборобов, овощеводов),затем - с машинами,
помогающими людям в их труде, облегчающими
труд, с этапами производства при создании
необходимых предметов, продуктов(строительство
дома, выращивание хлеба), после чего раскрывают
перед детьми значение любого вида труда.
Многие дидактические игры направлены
на усвоение, уточнение, закрепление этих
знаний. Такие игры, как «Кто построил
этот дом?», «От зёрнышка до булочки», «
Откуда стол пришёл?», « Кем рубашка сшита?»,
содержат дидактические задачи, при решении
которых дети должны проявить конкретные
знания о труде строителей, хлеборобов,
плотников, ткачей. С помощью дидактических
игр педагог приучает детей самостоятельно
мыслить, использовать полученные знания
в различных условиях в соответствии с
поставленной задачей Многие дидактические
игры ставят перед детьми задачу рационально
использовать имеющиеся знания в мыслительных
операциях: находить характерные признаки
в предметах и явлениях окружающего мира;
сравнивать, группировать, классифицировать,
предметы по определённым признакам, делать
правильные выводы, обобщения. Дидактические
игры развивают сенсорные способности
детей. Процессы ощущения и восприятия
лежат в основе познания ребёнком окружающей
среды. Ознакомление дошкольников с цветом,
формой, величиной предмета позволило
создать систему дидактических игр и упражнений
по сенсорному воспитанию, направленных
на совершенствование восприятия ребёнком
характерных признаков предметов. Дидактические
игры развивают речь детей: пополняется
и активизируется словарь, развивается
связная речь, умение правильно выражать
свои мысли. Дидактические задачи многих
игр составлены так, чтобы научить детей
составлять самостоятельные рассказы
о предметах, явлениях в природе и общественной
жизни.
Нравственное воспитание :
У дошкольников
формируются нравственные представления
о бережном отношении к окружающим
их предметам, игрушкам как продуктам
труда взрослых, о нормах поведения,
о взаимоотношениях со сверстниками
и взрослыми, о положительных
и отрицательных качествах личности.
В воспитании нравственных качеств
ребёнка особая роль принадлежит
содержанию и правилам игры.