Диагностика произвольной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:20, доклад

Описание работы

Методика «Узор» (авторы – разработчики Л.И.Цеханская и Т.В.Лаврентьева)
Методика направлена на выявление умения подчинять свои действия правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.

Работа содержит 1 файл

Диагностика произвольной сферы.docx

— 259.62 Кб (Скачать)

Дополнительные  детали.

На голове часто бывают расположены дополнительные детали: рога – защита; ногти, щетина, иглы – агрессия.

Крылья и перья –  тенденция к самоукрашению и  самооправданию.

Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание  своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

 

3. Несущая,  опорная часть фигуры (ноги, лапы, постамент).

Отсутствие лап рассматривается  как поверхностность, неосновательность  суждений, легкомыслие в выводах, иногда импульсивность в принятии решений.

Разнообразие положения  этих деталей – свидетельство  самостоятельности творческого  начала.

 

4. Части  возвышающиеся над уровнем фигуры (крылья, дополнительные ноги, щупальца, перья, бантики).

Части, возвышающиеся над  уровнем фигуры, трактуются как уверенность  в себе, любознательность, увлеченность своей деятельностью, смелость. Крылья, перья, бантики – показатель демонстративности, склонность обращать на себя внимание.

Хвосты – выражают отношение  к собственным действиям и  поступкам. Положительная или отрицательная  оценка своих действий выражается направленностью  нарисованного хвоста. Хвост направлен  влево – трактуется как размышление  об упущенном моменте из-за собственной  нерешительности. Хвост, направленный вправо, трактуется как размышление  о своих действиях, поступках  в настоящее время. Хвост, направленный вверх, трактуется как уверенность, положительная оценка своих действий, поступков. Падающий вниз – сожаление  о содеянном, раскаяние.

 

5. Контур  фигуры.

Контур фигуры, выполненный  в острых углах, выступах, шипах, панцире  – трактуется как агрессивная  защита от окружающих.

«Запачкивание» контурной  линии фигуры – тревога, страх. Линии  удвоены, поставлены шипы, заслоны –  опасение, подозрительность. Верхний  контур – трактуется как защита против людей, реально имеющих возможность  наложить запреты, ограничения, т.е. старших  по возрасту людей: родителей, учителей, руководителей.

Нижний контур – протест  против насмешек, боязнь осуждения.

Боковые – готовность к  защите и самозащите.

Общая энергия.

Оценивается количество изображённых деталей – только ли необходимое  количество, чтобы дать представление  о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным  контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный  контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимым, но и усложняющих конструкцию  дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и  элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная  линия, «возит» карандашом по бумаге, не нажимая на него). Обратный же характер линий – линия с нажимом  – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне  листа (судорожный, высокий тонус  мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание необходимо также  на то, какая деталь, какой символ выполнены таким образом (т.е. к  чему привязана тревога).

 

Тематически животные делятся  на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или  птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной  персоне и к своему «Я», представление  о своём положении в мире, как  бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой  и т.д.) В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.

 

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, бегекот). Другой вариант словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксным окончанием (раболепиус, наплеомалярия). Первое название трактуется как рациональность. Второе – демонстративность, направленная на демонстрацию собственного разума, эрудиции. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (гляктер, ламю), трактующиеся как легкомысленность отношения к окружающему. Наблюдаются иронически-юмористические названия (риноручка, пузырищ). Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (тру-тру). Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражена обычно непомерно длинными названиями.

 

Результаты выполнения задания  заносятся в протокол (см. приложение 10, протокол №10).

 

 

 

4.3. Методика  «Лестница» 

Цель:

Применение данной методики при обследовании взаимоотношений  детей позволяет проконтролировать  такой немаловажный, влияющий на них  фактор, как самооценка и самовосприятие ребёнка.

Методика «Лестница» относится  к проективным методам и включает задачи на осуществление ребёнком выбора по оценочным шкалам.

 

Инструкция:

Экспериментатор кладёт перед  ребёнком рисунок лестницы (обычно из семи ступенек) и объясняет, что  на самой верхней ступеньке находятся  люди, которые больше всего нравятся ребёнку (показывает верхнюю ступеньку), на ступеньке пониже – те, что  меньше нравятся, на самой нижней –  люди, которые ему совсем не нравятся. Слова «ниже», «ещё ниже» произносить  не обязательно, так как объяснение сопровождается показом соответствующих  ступенек. Можно показать ступеньку  и сказать: «Вот здесь». Информация о том, что на самой нижней ступеньке  находятся люди, которые ребёнку  совсем не нравятся, экспериментатор  сообщает ребёнку спокойно, поскольку  не следует вызывать у него подчёркнуто  эмоциональное отношение к ним.

Затем ребёнку предлагают показать, на какую ступеньку и  почему поставят его друзья, братья, сестры, он сам, мама, папа, воспитательница  и др. Не следует начинать с наиболее эмоционально значимых людей (мама, папа, сам ребёнок).

 

Обработка результатов

Иногда дети формально  выполняют задание методики (на вопрос о том, почему он думает, что тот  или иной человек поставит его  на эту ступеньку, отвечает: «А здесь  пусто» и т.п.). В этом случае можно  предположить несформированность самооценки ребёнка.

Необходимо помнить, что  дети могут заменять имеющуюся реальность на желаемую (эмоционально отвергаемый  мамой или группой ребёнок  говорит, что она или другие дети поставят его на самое высокое  место). Выбор детьми дошкольного  возраста верхней ступеньки может  отражать и специфику возраста, а  не быть показателем некритичности  ребёнка, его завышенной самооценки.

Методика позволяет определить не только адекватность и уровень  самооценки (высокий – низкий), но и выявить её устойчивость, противоречия (например, высокая дома, но низкая в  детском саду). Отказ выполнить  задание или длительные колебания  характерны для детей с низкой или неустойчивой самооценкой.

Большую диагностическую  ценность представляет такой показатель, как наличие или отсутствие разрыва  между собственной оценкой ребёнка  и его оценкой глазами других (мамы, воспитательницы и сверстников). Отсутствие такого разрыва (совпадение оценки себя своими глазами и глазами  других) свидетельствует о том, что  ребёнок уверен в любви окружающих, чувствует себя защищённым. Такой ребёнок не будет проявлять демонстративный или агрессивный тип поведения, пытаясь самоутвердиться, также он не будет застенчивым, обидчивым или замкнутым, пытаясь отгородиться и защититься от окружающих. В случае значительного разрыва (более трёх ступенек) можно говорить о субъективном переживании собственной незначительности и недооценённости в глазах других. Такое переживание может быть источником очень многих межличностных и внутриличностных конфликтов.

 

Результаты выполнения задания  заносятся в протокол (см. приложение 10, протокол №11).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Диагностика  уровня  развития  игровой  деятельности

 

Диагностика игры проводится методом наблюдения за группой детей, поскольку в 5-летнем возрасте игра имеет характер совместной деятельности и проявляется в обществе сверстников. Наблюдение за игрой проводится во время свободной самостоятельной  деятельности детей в группе (10 – 12 чел), примерно в течение 30 минут. Взрослый предлагает детям поиграть во что  они сами хотят, пока он займётся своими делами. Пользуясь методом скрытого наблюдения, т.е. не вступая в контакт  с детьми, психолог отмечает в протоколе  следующие особенности игры детей:

- Играющие объединения  – их количество, число детей  в каждом и примерная продолжительность.  Например, если 2 ребёнка в течение  10 минут играют в одну игру, это отмечается в соответствующей  графе протокола (см. приложение 10, протокол №12) следующим образом  – 2 чел (10 мин).

- Сюжеты игр – наблюдатель  отмечает, во что именно играют  дети (в дочки – матери, магазин,  парикмахерская и пр.). Если определить  сюжет игры невозможно, (например, дети бегают друг за другом), по окончании наблюдения можно  спросить у самих детей, во  что они играли.

Ролевое поведение в игре (см. приложение 10, протокол №12) (фиксируется  для каждого ребёнка):

- называние себя или  партнёра игровым именем;

- наличие действий и  высказываний от имени ролевого  персонажа и обращённых партнёрам  по игре;

- использование предметных  атрибутов, характерных для данной  роли (например, шприц или таблетки  для врача, утюг или посуда  для мамы и пр.);

- соблюдение ролевых правил.

В протоколе «Ролевое поведение» для каждого ребёнка условным знаком (+) фиксируется наличие и  количество соответствующих показателей  ролевого поведения, по возможности  раскрывается содержание ролевых имён, действий и высказываний.

 

Обработка результатов

По итогам наблюдения делается вывод об уровне развития игры в  соответствии с критериями, предложенными  Д.Б.Элькониным.

 

Первый  уровень.

- Основное содержание  игры составляют бытовые действия  с предметами или игрушками  (например, «кормление» или одевание  кукол, перемещение машинок и  пр.) Используются только реалистические  игрушки. Элементы воображения  или игрового творчества отсутствуют.

- Действия детей однообразны  и состоят из ряда повторяющихся  операций. Они могут осуществляться  в определённой последовательности, хотя её чёткое соблюдение  значения не имеет.

- Роль проявляется только  в действиях. Дети не называют  себя именами людей, роли которых  исполняют.

- Дети играют рядом  или поодиночке.

- Самостоятельная игра, как  правило, кратковременна. Стимулом  её возникновения иногда становится  игрушка или предмет – заместитель,  ранее использованный ребёнком  в игре.

 

Второй  уровень.

- Основное содержание  игры составляют действия с  предметами, причём на первый  план выдвигается соответствие  игрового действия реальному.  Эти действия разворачиваются  более полно и последовательно.  Основные сюжеты бытовые. Одна  и та же игра многократно  повторяется.

- Логика действий соответствует  их последовательности в реальной  действительности. Разнообразие действий  увеличивается и выходит за  пределы какого – либо одного  вида (например, не только кормление,  но и приготовление обеда, укладывание  спать, одевание и пр.). Нарушение  последовательности действий фактически  не принимается, но и не опротестовывается.

Роль обозначается словом. В процессе игры дети иногда называют себя или партнёра игровым именем («я - мама», «ты - шофёр»). Но речевое  общение с ролевых позиций  отсутствует.

- Правило ещё явно не  вычленяется, но оно уже может  победить в конфликте с непосредственным  желанием.

- Возникает первое взаимодействие  между участниками по поводу  использования общей игрушки  или характера действия. Объединения  детей кратковременны, малочисленны (2 – 3 ребёнка).

- Игрушки заранее не  подбираются, но дети чаще используют  одни и те же – любимые.

 

Третий  уровень.

- Основным содержанием  игры становится выполнение роли  и вытекающих из неё действий. Начинают выделяться действия, передающие  характер отношений к другим  участникам игры.

- Роли чётко обозначены  и называются до начала игры. Они определяют и направляют  поведение ребёнка. Появляется  ролевая речь, обращённая к партнёру  по игре, но иногда проявляются  и обычные внеигровые отношения.

- Логика, характер и направленность  действий определяются ролью.  Нарушение логики действий вызывает  протесты играющих со ссылкой  на то, что «так не бывает»  (мамы не бегают, милиционеры не  кричат и пр.).

- Вычленяется правило  поведения, которому дети подчиняют  свои действия. Хотя оно ещё  не полностью определяет поведение,  но может победить возникшее  непосредственное желание. Нарушение  правил лучше замечается со  стороны.

- Игрушки и предметы  подбираются в соответствии с  ролью. Игра чаще протекает  как совместная деятельность, хотя  взаимодействие чередуется с  партнёрскими действиями, не связанными  друг с другом, но соответствующими  роли. Продолжительность игры увеличивается.  Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд и отношения взрослых.

 

Четвёртый уровень.

- Основное содержание  игры составляет выполнение действий, связанных с отношением к другим  людям, роли которых выполняют  партнёры по игре.

Информация о работе Диагностика произвольной сферы