Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:20, доклад
Методика «Узор» (авторы – разработчики Л.И.Цеханская и Т.В.Лаврентьева)
Методика направлена на выявление умения подчинять свои действия правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.
Дополнительные детали.
На голове часто бывают расположены дополнительные детали: рога – защита; ногти, щетина, иглы – агрессия.
Крылья и перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию.
Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
3. Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, постамент).
Отсутствие лап
Разнообразие положения этих деталей – свидетельство самостоятельности творческого начала.
4. Части
возвышающиеся над уровнем
Части, возвышающиеся над уровнем фигуры, трактуются как уверенность в себе, любознательность, увлеченность своей деятельностью, смелость. Крылья, перья, бантики – показатель демонстративности, склонность обращать на себя внимание.
Хвосты – выражают отношение
к собственным действиям и
поступкам. Положительная или
5. Контур фигуры.
Контур фигуры, выполненный в острых углах, выступах, шипах, панцире – трактуется как агрессивная защита от окружающих.
«Запачкивание» контурной линии фигуры – тревога, страх. Линии удвоены, поставлены шипы, заслоны – опасение, подозрительность. Верхний контур – трактуется как защита против людей, реально имеющих возможность наложить запреты, ограничения, т.е. старших по возрасту людей: родителей, учителей, руководителей.
Нижний контур – протест против насмешек, боязнь осуждения.
Боковые – готовность к защите и самозащите.
Общая энергия.
Оценивается количество изображённых деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимым, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, «возит» карандашом по бумаге, не нажимая на него). Обратный же характер линий – линия с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание необходимо также на то, какая деталь, какой символ выполнены таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своём положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.) В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, бегекот). Другой вариант словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксным окончанием (раболепиус, наплеомалярия). Первое название трактуется как рациональность. Второе – демонстративность, направленная на демонстрацию собственного разума, эрудиции. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (гляктер, ламю), трактующиеся как легкомысленность отношения к окружающему. Наблюдаются иронически-юмористические названия (риноручка, пузырищ). Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (тру-тру). Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражена обычно непомерно длинными названиями.
Результаты выполнения задания заносятся в протокол (см. приложение 10, протокол №10).
4.3. Методика «Лестница»
Цель:
Применение данной методики
при обследовании взаимоотношений
детей позволяет
Методика «Лестница» относится
к проективным методам и
Инструкция:
Экспериментатор кладёт перед
ребёнком рисунок лестницы (обычно
из семи ступенек) и объясняет, что
на самой верхней ступеньке
Затем ребёнку предлагают показать, на какую ступеньку и почему поставят его друзья, братья, сестры, он сам, мама, папа, воспитательница и др. Не следует начинать с наиболее эмоционально значимых людей (мама, папа, сам ребёнок).
Обработка результатов
Иногда дети формально выполняют задание методики (на вопрос о том, почему он думает, что тот или иной человек поставит его на эту ступеньку, отвечает: «А здесь пусто» и т.п.). В этом случае можно предположить несформированность самооценки ребёнка.
Необходимо помнить, что дети могут заменять имеющуюся реальность на желаемую (эмоционально отвергаемый мамой или группой ребёнок говорит, что она или другие дети поставят его на самое высокое место). Выбор детьми дошкольного возраста верхней ступеньки может отражать и специфику возраста, а не быть показателем некритичности ребёнка, его завышенной самооценки.
Методика позволяет определить не только адекватность и уровень самооценки (высокий – низкий), но и выявить её устойчивость, противоречия (например, высокая дома, но низкая в детском саду). Отказ выполнить задание или длительные колебания характерны для детей с низкой или неустойчивой самооценкой.
Большую диагностическую
ценность представляет такой показатель,
как наличие или отсутствие разрыва
между собственной оценкой
Результаты выполнения задания заносятся в протокол (см. приложение 10, протокол №11).
Диагностика игры проводится
методом наблюдения за группой детей,
поскольку в 5-летнем возрасте игра
имеет характер совместной деятельности
и проявляется в обществе сверстников.
Наблюдение за игрой проводится во
время свободной
- Играющие объединения
– их количество, число детей
в каждом и примерная
- Сюжеты игр – наблюдатель отмечает, во что именно играют дети (в дочки – матери, магазин, парикмахерская и пр.). Если определить сюжет игры невозможно, (например, дети бегают друг за другом), по окончании наблюдения можно спросить у самих детей, во что они играли.
Ролевое поведение в игре (см. приложение 10, протокол №12) (фиксируется для каждого ребёнка):
- называние себя или партнёра игровым именем;
- наличие действий и
высказываний от имени
- использование предметных
атрибутов, характерных для
- соблюдение ролевых правил.
В протоколе «Ролевое поведение» для каждого ребёнка условным знаком (+) фиксируется наличие и количество соответствующих показателей ролевого поведения, по возможности раскрывается содержание ролевых имён, действий и высказываний.
Обработка результатов
По итогам наблюдения делается вывод об уровне развития игры в соответствии с критериями, предложенными Д.Б.Элькониным.
Первый уровень.
- Основное содержание
игры составляют бытовые
- Действия детей однообразны
и состоят из ряда
- Роль проявляется только
в действиях. Дети не называют
себя именами людей, роли
- Дети играют рядом или поодиночке.
- Самостоятельная игра, как
правило, кратковременна. Стимулом
её возникновения иногда
Второй уровень.
- Основное содержание
игры составляют действия с
предметами, причём на первый
план выдвигается соответствие
игрового действия реальному.
Эти действия разворачиваются
более полно и последовательно.
- Логика действий соответствует
их последовательности в
Роль обозначается словом. В процессе игры дети иногда называют себя или партнёра игровым именем («я - мама», «ты - шофёр»). Но речевое общение с ролевых позиций отсутствует.
- Правило ещё явно не
вычленяется, но оно уже может
победить в конфликте с
- Возникает первое
- Игрушки заранее не
подбираются, но дети чаще
Третий уровень.
- Основным содержанием
игры становится выполнение
- Роли чётко обозначены
и называются до начала игры.
Они определяют и направляют
поведение ребёнка. Появляется
ролевая речь, обращённая к партнёру
по игре, но иногда проявляются
и обычные внеигровые
- Логика, характер и направленность
действий определяются ролью.
Нарушение логики действий
- Вычленяется правило
поведения, которому дети
- Игрушки и предметы
подбираются в соответствии с
ролью. Игра чаще протекает
как совместная деятельность, хотя
взаимодействие чередуется с
партнёрскими действиями, не связанными
друг с другом, но соответствующими
роли. Продолжительность игры
Четвёртый уровень.
- Основное содержание
игры составляет выполнение