Диагностика произвольной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:20, доклад

Описание работы

Методика «Узор» (авторы – разработчики Л.И.Цеханская и Т.В.Лаврентьева)
Методика направлена на выявление умения подчинять свои действия правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.

Работа содержит 1 файл

Диагностика произвольной сферы.docx

— 259.62 Кб (Скачать)
  1. Диагностика  произвольной  сферы

3.1. Методика «Узор» (авторы – разработчики  Л.И.Цеханская  и Т.В.Лаврентьева)

Методика направлена на выявление  умения подчинять свои действия правилу, слушать и точно выполнять  указания взрослого.

 

Инструкция:

Ребёнку выдают листы  (см. приложение 11) и говорят: «Ты будешь учиться рисовать узор. На первом листе  сверху есть узор (проверяющий показывает узор на своём образце). Посмотри как  соединены квадраты и кружки. Они  соединены по правилам. Теперь посмотри: внизу на твоём листе нарисованы ряды квадратов и кружков, которые  не соединены друг с другом. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить.  У тебя будут такие три правила:

1) ты будешь соединять  друг с другом только те  фигуры, которые я буду называть: квадрат с кружком, два кружка, кружок с квадратом и два  квадрата;

2) линия узора должна  идти только вперёд (проверяющий  движением руки обозначает направление);

3) каждое новое соединение  надо начинать с той фигуры, на которой остановилась линия,  тогда линия будет непрерывной  (в ней не будет «дырок»).

Посмотри ещё раз на готовый узор (внимание ребёнка обращается на образец). Он выполнен по этим трём правилам. Теперь посмотри на нижнюю полоску. Ты будешь сам соединять фигуры. Соедини  квадрат с кружком, два кружка, кружок с квадратом, два квадрата».

Проверяющий следит за тем, как ребёнок выполняет каждое соединение, и в случае надобности исправляет ошибки и объясняет ребёнку, в чём он ошибся. В процессе обучения ребёнок производит 4 соединения.

Далее следует первая серия. Проверяющий говорит: «Теперь ты будешь рисовать на другом листочке. Ты должен внимательно слушать и  помнить правила: соединять те фигуры, которые я буду называть, линия  должна быть непрерывной (без «дырок»), а это значит, что каждое новое  соединение начинается с той фигуры, на которой закончилась линия, и  ещё линия узора должна идти всё  время вперёд. Если ошибся, то не исправляй  ошибку, а начинай со следующей  фигурки».

Диктант для  первой серии

«Соедини квадрат с  кругом, два круга, круг с квадратом, два квадрата, квадрат с кругом, круг с квадратом, два квадрата, квадрат  с кругом, два круга, круг с квадратом».

Диктовать следует медленно, так, чтобы ребёнок успевал прочертить очередное соединение. Повторять  одно и то же дважды нельзя, так как  ребенка это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений.

После того, как ребёнок  закончил работу, следует вторая серия, а затем третья. Серии отличаются друг от друга только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же.

Диктант для  второй серии

«Соедини круг с квадратом, квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом, два квадрата, ещё  раз два квадрата, квадрат с  кругом, два круга, круг с квадратом, квадрат с кругом».

Диктант для  третьей серии

«Соедини два квадрата, квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом, квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом, квадрат  с кругом, два круга, ещё раз  два круга».

Обработка результатов

Каждое правильное соединение засчитывается за 2 очка. Правильными  являются соединения, соответствующие  диктанту (ключу). Для их выявления  работа ребёнка сверяется с ключом. На рисунках (1а, б, в, г) изображены ключи  к задачам (рис. 1а – ключ к вводной  задаче, на рис. 1б, в, г – ключи  к задачам первой, второй и третьей  серий).

 

 

Штрафные очки (по одному) начисляются:

1) за лишние соединения, не предусмотренные диктантом;

2) за разрывы только  между правильными соединениями, соответствующими диктанту.

Все остальные возможные  виды ошибок не учитываются вовсе, так  как их наличие автоматически  снижает количество начисляемых  очков.

Выполнение вводной задачи не оценивается.

Максимально возможное количество очков в каждой серии – 20.

Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания  – 60

При переводе «сырых» очков  в нормализованную стандартную  шкалу выяснилось, что максимальный балл, набираемый детьми выражается в 17 стандартных очках. Этот факт свидетельствует  о недостаточной дифференцирующей силе методики: сравнительно большой  процент детей выполняет методику безошибочно, также как довольно много детей не справляются с  ней вовсе. Однако, для данной методики это не является существенным недостатком, поскольку она рассчитана на констатацию  конкретного умения действовать  по словесному правилу. При определённом воспитании и, особенно при обучении детей, подобное произвольное действие вполне доступно ребёнку старшего дошкольного  возраста, а недоступность этого  действия свидетельствует либо о  существенных недостатках воспитания и обучения, либо о затруднениях другого характера, связанных с  недостатками общего развития.

Шкала перевода «сырых» баллов в стандартные

 

«Сырые» баллы

Стандартные баллы

-

20

-

19

-

18

60

17

-

16

59

15

-

14

58

13

57 – 55

12

54 – 51

11

50 – 45

10

44 – 37

9

36 – 33

8

32 – 24

7

23 – 17

6

16 – 15

5

14 – 12

4

11

3

-

2

10 – 0

1


 

Результаты выполнения заданий  заносятся в протокол (см. приложение 10, протокол №8).

  1. Диагностика  эмоционально - личностной  сферы

4.1. Методика  «Рисунок  человека»  (К.Маховер)

Цель:

Определение индивидуальных особенностей личности. На основе интерпретации  характера прорисовки фигуры человека и отдельных её частей можно выявить  некоторые общие тенденции в  развитии личности ребёнка, определить в общих чертах его трудности, конфликты, эмоциональный фон.

 

Инструкция:

Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и  просят создать рисунок.

 «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы  следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе  рисования фиксируются все вопросы,  реплики, особенности поведения,  а также такие манипуляции,  как стирание элементов рисунка  и дополнения. После того как  рисунок завершен, следует перейти  к беседе.

 

Беседа может  включать вопросы:

Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем  он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

Во время беседы с ребенком можно попросить его разъяснить неясные детали рисунка. Другой вариант  беседы – попросить ребенка сочинить историю об этом человеке.

 

Краткая версия обработки графической информации

Оцените рисунок  ребенка по следующим пунктам: 
У человека нарисована голова. 
У него две ноги. 
Две руки. 
Длина и ширина туловища пропорциональны. 
Плечи хорошо прорисованы. 
Руки и ноги соединены с туловищем правильно. 
Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены. 
Шея ясно просматривается. 
Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы. 
У человека нарисованы глаза. 
У него нарисован нос. 
Нарисован рот. 
Нос и рот имеют нормальные размеры. 
Видны ноздри. 
Нарисованы волосы. 
Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову. 
Человек нарисован в одежде. 
По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка). 
Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована. 
Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов. 
На руках изображены пальцы. 
На каждой руке пять пальцев. 
Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены. 
Большой палец достаточно хорошо выделен. 
Хорошо прорисованы запястья. 
Прорисован локтевой сустав. 
Прорисован коленный сустав. 
Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу. 
Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног. 
Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое. 
Длина и ширина конечностей пропорциональны. 
На ногах можно различить пятки. 
Форма головы правильная. 
Форма тела в целом правильная. 
Очертания конечностей переданы правильно. 
Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют. 
Уши хорошо различимы. 
Уши находятся на своем месте, и имеют нормальные размеры. 
На лице прорисованы ресницы и брови. 
Зрачки расположены правильно. 
Глаза пропорциональны размерам лица. 
Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону. 
Четко различимы лоб и подбородок. 
Подбородок отделен от нижней губы.

 

 

 Чем рисунок ребенка ближе к  этому образцу, тем выше уровень  его развития. Присвойте каждому  положительному ответу 1 балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно  развитый ребенок должен набрать  в соответствии со своим возрастом  указанные внизу очки.

 
5 лет – 10 очков 
6 лет – 14 очков 
7 лет – 18 очков 

В пользу ребенка говорят  такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые  коньки и т.д., но при условии, что  эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой  для данного изображения (меч  для воина).

 

 

 

Анализ рисунка

Отметьте, прежде всего, имеют  ли место грубые ошибки в изображении  фигуры. Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который  очень восприимчив к внешним  раздражителям, нарушающим эмоциональное  состояние ребенка, поэтому на рисунке  будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и  графическое представление.

Среди серьезных отклонений – изображение фигуры с разрозненными  частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые  фигуры. Еще один значимый негативный фактор – изображение ребенком фигуры противоположного пола. Это может  быть выражением спутанной сексуальной  роли, сильной привязанности или  зависимости от родителя (некоего  другого человека) противоположного пола.

 

Символическое значение фигуры человека

Голова. Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Отсутствие лба – ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Непропорционально большая голова – знак того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее.

Волосы. Выделение волос на голове – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшения – раннее сексуальное созревание.

Лицо – символ сферы общения, самая социальная часть рисунка. Черты лица изображены нечетко, слабо прорисованы, лицо схематично, упускает изображение черт лица, лицо рисует в последнюю очередь – сложности в общении, робость, очень насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим. Вытаращенные глаза, сжатые губы, открытый рот с оскаленными зубами – агрессия и враждебность. Хорошо прорисованные черты лица – внимание к себе, здоровое самоуважение. Закрашенное лицо, изображение звериного лица или напоминающего робота, обезличенного, ничего не выражающего лица - негативный знак, потеря идентичности, утрата чувства собственного «Я».

Информация о работе Диагностика произвольной сферы