Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа
Данная курсовая работа состоит из 34 страниц печатного текста. Использовано 8 литературных источников, язык русский, содержит 3 приложения, 3 таблицы, 1 рисунок.
Ключевые слова: мотивация, потребности, успеваемость, уровень школьной мотивации.
Цель исследования – выявить уровень мотивации учащихся школы и проследить за ее влиянием на успешность интеллектуальной и учебной деятельности.
Практическая и теоретическая значимость: данная работа и полученные значения могут использоваться в практической работе учителей и школьных психологов, служить основой для разработки учебно-методических рекомендаций.
1. Теоретическая часть.
2. Эмпирическое исследование.
3. Заключение.
4. Список литературы.
5. Приложения.
Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация. Мотивация связана с возрастными особенностями ребенка, но не возраст как стадия созревания определяет содержание мотивации, а характер деятельности ребенка и система его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте. Успешность учения зависит от дидактического мастерства учителя и находится в большой зависимости от того, насколько учащийся стал субъектом учебной деятельности, т.е. каково его отношение к предмету изучения, средствам и способам достижения поставленных целей, к себе, учителю и соученикам. Однако максимальный эффект может быть достигнут лишь при наличии у учащегося внутренних побуждений к усвоению соответствующих знаний, а также мотивов.
Глава 2. Экспериментальное исследование мотивации у школьников среднего возраста с различной успеваемостью.
2.1 Описание методики и выборка.
Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся среднего возраста мною была использована краткая анкета. Анкета включает в себя десять вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система бальных оценок:
Н.Г. Лусканова выделила
пять основных уровней
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
Данное анкетирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы согласно инструкции и напоминает, что они работают самостоятельно. На каждый вопрос возможны три варианта ответа по степени интенсивности. Предложенная анкета может применяться для детей как младшего школьного возраста так и старшего.
В исследовании принимали участие 30 школьников 8-го класса в возрасте 13-14 лет средней школы №2 г.Жодино.
2.2 Анализ результатов исследования
Благодаря анкетированию мы можем пронаблюдать соотношение уровня школьной мотивации и успеваемости. Суммы и средние значения по шкалам представлены в виде таблицы в Приложении Б.
Результаты оцениваются в градациях:
25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации;
20-24 баллов – хорошая мотивация;
15-19 баллов – положительное отношение к школе;
10-14 баллов – низкий уровень школьной мотивации;
менее 10 баллов – негатив к школе.
По данным таблицы мы получили следующие результаты:
Полученные данные для лучшей наглядности можно отобразить в диаграмме.
2.3 Соотношение
уровня мотивации с
Для математической обработки результатов анкетирования я решила использовать коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Основанием для выбора этого коэффициента послужило:
Универсальность коэффициента ранговой корреляции проявляется в том, что он применим к любым количественно измеренным или ранжированным данным. Простота метода позволяет подсчитывать корреляцию «вручную». Уникальность метода ранговой корреляции состоит в том, что он позволяет сопоставлять не индивидуальные показатели, а индивидуальные иерархии, или профили, что недоступно ни одному из других статистических методов, включая метод линейной корреляции.
Коэффициент ранговой корреляции рекомендуется применять в тех случаях, когда необходимо проверить, согласованно ли изменяются разные признаки у одного и того же испытуемого и насколько совпадают индивидуальные ранговые показатели у двух отдельных испытуемых или у испытуемого и группы.
Коэффициент корреляции рангов,
предложенный К. Спирменом, относится
к непараметрическим
Сначала ранжируются индивидуальные значения по первому признаку, полученные разными испытуемыми, а затем индивидуальные значения по второму признаку. Далее необходимо проранжировать оба показателя, приписывая меньшему значению меньший ранг, затем подсчитать разности между рангами, которые получил каждый испытуемый по двум переменным, и возвести эти разности в квадрат. Все необходимые расчеты представлены в виде таблицы в Приложении В.
Сформулирую гипотезы:
H0: Корреляция между показателем уровня школьной мотивации и успеваемостью не отличается от 0.
H1: Корреляция между показателем уровня школьной мотивации и успеваемостью отличается от 0.
Поскольку в обоих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги Ta и Tb:
Ta= ∑ (a3 - a) /12
Tb=∑ (b3 - b) /12
а – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду переменной А.
b - объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду переменной Б.
Ta = ((23-2)+(43-4)+(43-4)+(23-2)+(
Tb =((23-2)+(23-2)+(23-2)+(23-2)+
Для подсчета эмпирического значения rs используем формулу
∑ d2 + Ta + Tb
rs = 1-6 ∙ ──────────────── ,
N ∙ (N 2 - 1)
В данном случае при N = 30:
3801,5 + 24 + 8
rs = 1-6 ∙ ────────── = 0,15.
30 * (302 - 1)
По таблице 16 Приложения 1 [] для критических значений коэффициентов ранговой корреляции, для N = 30 находим rкр = 0,36 для Р ≤ 0,05 и 0,47 для Р ≤ 0,01. представим это в стандартной форме записи :
0.36 (P ≤0.05)
rкр =
0.47 (P ≤0.01)
Получаем rs rкр.
Ответ: принимаем H0. Корреляция между уровнем школьной мотивации и успеваемостью учеников случайна, rs не отличается от 0.
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение А
Мотивация учебной деятельности
1. Тебе нравится в школе |
3 - да |
2 – не очень |
1 - нет |
2. Утром всегда с радостью идёшь в школу |
Да |
По-разному |
Хочу остаться дома |
3. Если бы тебе сказали, что
завтра в школу идти не |
Всё равно пошёл |
Не знаю |
Остался бы дома |
4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки |
Нет |
По-разному |
Да, нравится |
5. Ты хотел бы, чтобы домашние задания не задавали |
Нет |
Не знаю |
Хотел бы |
6. Ты хотел бы, чтобы в школе оставались одни перемены |
Нет |
Не знаю |
Хотел бы |
7. Ты часто рассказываешь о
школе своим родителям и |
Да |
Редко |
Не рассказываю |
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель |
Нет |
Не знаю |
Хотел бы |
9. У тебя в классе много друзей |
Да |
Мало |
Нет друзей |
10. Тебе нравятся твои |
да |
Не очень |
нет |
25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации;
20-24 баллов – хорошая мотивация;
15-19 баллов – положительное
10-14 баллов – низкий уровень школьной мотивации;
менее 10 баллов – негатив к школе.
Приложение Б
Таблица первичных эмпирических данных
№ |
Испытуемый |
Пол |
Возраст |
Уровень мотивации |
Оценка мотивации |
Средний балл |
1 |
Б.Р.А. |
1 |
13 |
положительное отношение к школе |
16 |
5,3 |
2 |
К.Р.В. |
1 |
14 |
положительное отношение к школе |
17 |
6 |
3 |
Б.А.Н. |
1 |
14 |
положительное отношение к школе |
17 |
4,4 |
4 |
К.А. |
1 |
14 |
положительное отношение к школе |
18 |
4,2 |
5 |
Ч.Е.В. |
0 |
13 |
положительное отношение к школе |
19 |
7,8 |
6 |
С.К.О. |
0 |
13 |
положительное отношение к школе |
19 |
7,8 |
7 |
Б.Т.С. |
0 |
14 |
положительное отношение к школе |
19 |
8 |
8 |
С.Д.А. |
1 |
13 |
положительное отношение к школе |
19 |
6,3 |
9 |
С.А.В. |
1 |
13 |
хорошая мотивация |
20 |
7,1 |
10 |
А.О.И. |
1 |
14 |
хорошая мотивация |
20 |
5,6 |
11 |
С.А.К. |
1 |
14 |
хорошая мотивация |
20 |
5,5 |
12 |
Н.И.И. |
1 |
13 |
хорошая мотивация |
20 |
5 |
13 |
С.Д.М. |
1 |
14 |
хорошая мотивация |
21 |
5,5 |
14 |
Д.И.В. |
1 |
13 |
хорошая мотивация |
21 |
5,4 |
15 |
П.Л.С. |
1 |
13 |
хорошая мотивация |
21 |
6,2 |
16 |
М.А.А. |
0 |
13 |
хорошая мотивация |
22 |
4,5 |
17 |
Д.М.В. |
1 |
13 |
хорошая мотивация |
22 |
5,5 |
18 |
М.О.А. |
1 |
13 |
хорошая мотивация |
24 |
7,3 |
19 |
Г.В.А. |
0 |
13 |
хорошая мотивация |
24 |
6,2 |
20 |
К.В.С. |
0 |
13 |
хорошая мотивация |
24 |
7,1 |
21 |
И.В. |
1 |
13 |
хорошая мотивация |
24 |
5,5 |
22 |
Д.А.В. |
1 |
14 |
хорошая мотивация |
24 |
4,5 |
23 |
Б.Е. |
1 |
14 |
хорошая мотивация |
24 |
4,2 |
24 |
М.Е.П. |
0 |
13 |
хорошая мотивация |
24 |
5,6 |
25 |
Г.Е.А. |
1 |
14 |
хорошая мотивация |
24 |
6,7 |
26 |
А.С. |
0 |
13 |
высокий уровень |
25 |
8 |
27 |
Х.М.О. |
1 |
13 |
высокий уровень |
25 |
7,4 |
28 |
Н.В.А. |
1 |
13 |
высокий уровень |
27 |
6,5 |
29 |
М.Т.М. |
1 |
13 |
высокий уровень |
27 |
6,5 |
30 |
Д.Е.А. |
1 |
13 |
высокий уровень |
29 |
4,9 |
Сумма |
656 |
180,51 | ||||
Среднее значение |
21,87 |
6,02 |
Информация о работе Диагностика потребностно – мотивационной сферы учащихся среднего возраста