Диагностика потребностно – мотивационной сферы учащихся среднего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа состоит из 34 страниц печатного текста. Использовано 8 литературных источников, язык русский, содержит 3 приложения, 3 таблицы, 1 рисунок.
Ключевые слова: мотивация, потребности, успеваемость, уровень школьной мотивации.
Цель исследования – выявить уровень мотивации учащихся школы и проследить за ее влиянием на успешность интеллектуальной и учебной деятельности.
Практическая и теоретическая значимость: данная работа и полученные значения могут использоваться в практической работе учителей и школьных психологов, служить основой для разработки учебно-методических рекомендаций.

Содержание

1. Теоретическая часть.
2. Эмпирическое исследование.
3. Заключение.
4. Список литературы.
5. Приложения.

Работа содержит 1 файл

Потребности и мотивация.docx

— 69.79 Кб (Скачать)

Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация. Мотивация связана с возрастными особенностями ребенка, но не возраст как стадия созревания определяет содержание мотивации, а характер деятельности ребенка и система его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте. Успешность учения зависит от дидактического мастерства учителя и находится в большой зависимости от того, насколько учащийся стал субъектом учебной деятельности, т.е. каково его отношение к предмету изучения, средствам и способам достижения поставленных целей, к себе, учителю и соученикам. Однако максимальный эффект может быть достигнут лишь при наличии у учащегося внутренних побуждений к усвоению соответствующих знаний, а также мотивов.

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование мотивации у школьников среднего возраста с различной успеваемостью.

2.1 Описание методики  и выборка.

Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся среднего возраста мною была использована краткая анкета. Анкета включает в себя десять вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.

Для дифференциации детей  по уровню школьной мотивации была разработана система бальных  оценок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в три балла;
  • нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.

 Н.Г. Лусканова выделила  пять основных уровней школьной  мотивации.              Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Данное анкетирование  может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы согласно инструкции и напоминает, что они работают самостоятельно. На каждый вопрос возможны три варианта ответа по степени интенсивности. Предложенная анкета может применяться для детей как младшего школьного возраста так и старшего.

В исследовании принимали  участие 30 школьников 8-го класса в возрасте 13-14 лет средней школы №2 г.Жодино.

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов  исследования

Благодаря анкетированию  мы можем пронаблюдать соотношение уровня школьной мотивации и успеваемости. Суммы и средние значения по шкалам представлены в виде таблицы в Приложении Б.

Результаты оцениваются  в градациях:

    25-30 баллов  - высокий уровень школьной мотивации;

    20-24 баллов – хорошая мотивация;

     15-19 баллов – положительное отношение к школе;

     10-14 баллов – низкий уровень школьной мотивации;

     менее 10 баллов – негатив к школе.

По данным таблицы мы получили следующие результаты:

  • высокий уровень школьной мотивации – 5 чел (17%).
  • хорошая мотивация – 17 чел (57%).
  • положительное отношение к школе – 8 чел (26%).
  • низкий уровень школьной мотивации – 0 чел.
  • негатив к школе – 0 чел.

Полученные данные для  лучшей наглядности можно отобразить в диаграмме.

 

 

2.3 Соотношение  уровня мотивации с успеваемостью  в школе

Для математической обработки  результатов анкетирования я решила использовать коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Основанием для выбора этого коэффициента послужило:

  • Его универсальность;
  • Простота;
  • Широкие возможности в решении задач сравнения индивидуальных или групповых иерархий признаков.

Универсальность коэффициента ранговой корреляции проявляется в  том, что он применим к любым количественно  измеренным или ранжированным данным. Простота метода позволяет подсчитывать корреляцию «вручную». Уникальность метода ранговой корреляции состоит в том, что он позволяет сопоставлять не индивидуальные показатели, а индивидуальные иерархии, или профили, что недоступно ни одному из других статистических методов, включая метод линейной корреляции.

Коэффициент ранговой корреляции рекомендуется применять в тех случаях, когда необходимо проверить, согласованно ли изменяются разные признаки у одного и того же испытуемого и насколько совпадают индивидуальные ранговые показатели у двух отдельных испытуемых или у испытуемого и группы.

Коэффициент корреляции рангов, предложенный К. Спирменом, относится  к непараметрическим показателям  связи между переменными, измеренными  в ранговой шкале. При расчете  этого коэффициента не требуется  никаких предположений о характере  распределений признаков в генеральной  совокупности. Этот коэффициент определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин.

Сначала ранжируются индивидуальные значения по первому  признаку, полученные разными испытуемыми, а затем  индивидуальные значения по второму  признаку. Далее необходимо проранжировать оба показателя, приписывая меньшему значению меньший ранг, затем подсчитать разности между рангами, которые получил каждый испытуемый по двум переменным, и возвести эти разности в квадрат. Все необходимые расчеты представлены в виде таблицы в Приложении В.

Сформулирую гипотезы:

H0: Корреляция между показателем уровня школьной мотивации и успеваемостью не отличается от 0.

H1: Корреляция между показателем уровня школьной мотивации и успеваемостью отличается от 0.

Поскольку в обоих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом  коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги  Ta и Tb:

 Ta= ∑ (a3 - a) /12

 Tb=∑ (b3 - b) /12

 а – объем каждой  группы одинаковых рангов в  ранговом ряду переменной  А.

 b - объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду переменной Б.

Ta = ((23-2)+(43-4)+(43-4)+(23-2)+(33-3)+(23-2)+(23-2)+(53-5))/12=24,

Tb =((23-2)+(23-2)+(23-2)+(23-2)+(23-2)+(23-2)+(43-4))/12=8.

         Для подсчета эмпирического значения  rs  используем формулу

                              ∑ d2 + Ta + Tb

rs =  1-6  ∙  ──────────────── ,

                               N ∙ (N 2 - 1)

В данном случае при N = 30:

                        3801,5 + 24 + 8

rs = 1-6  ∙  ────────── = 0,15.

                       30 * (302 - 1) 

По таблице 16 Приложения 1 [] для критических значений коэффициентов ранговой корреляции, для N = 30 находим rкр = 0,36 для Р ≤ 0,05 и 0,47 для Р ≤ 0,01. представим это в стандартной форме записи :

 

                               

                         0.36 (P ≤0.05)

rкр =              

                          0.47 (P ≤0.01)

Получаем rs rкр.

Ответ: принимаем H0. Корреляция между уровнем школьной мотивации и успеваемостью учеников случайна, rs не отличается от 0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение А

                    Мотивация учебной деятельности

1. Тебе нравится в школе

3 - да

2 – не очень

1 - нет

2. Утром всегда с радостью  идёшь в школу

Да

По-разному

Хочу остаться дома

3. Если бы тебе сказали, что  завтра в школу идти не обязательно,  то ты

Всё равно пошёл

Не знаю

Остался бы дома

4. Тебе нравится, когда отменяют  какие-нибудь уроки

Нет

По-разному

Да, нравится

5. Ты хотел бы, чтобы домашние  задания не задавали

Нет

Не знаю

Хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе  оставались  одни перемены

Нет

Не знаю

Хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о  школе своим родителям и друзьям

Да

Редко

Не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя  был менее строгий учитель

Нет

Не знаю

Хотел бы

9. У тебя в классе много  друзей

Да

Мало

Нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники

да

Не очень

нет


  

         25-30 баллов  - высокий уровень школьной  мотивации;

         20-24 баллов – хорошая мотивация;

         15-19 баллов – положительное отношение  к школе;

         10-14 баллов – низкий уровень  школьной мотивации;

          менее 10 баллов – негатив к  школе.

 

Приложение Б

Таблица первичных эмпирических данных

Испытуемый

Пол

Возраст

Уровень мотивации

Оценка мотивации

Средний балл

1

Б.Р.А.

1

13

положительное отношение к школе

16

5,3

2

К.Р.В.

1

14

положительное отношение к школе

17

6

3

Б.А.Н.

1

14

положительное отношение к школе

17

4,4

4

К.А.

1

14

положительное отношение к школе

18

4,2

5

Ч.Е.В.

0

13

положительное отношение к школе

19

7,8

6

С.К.О.

0

13

положительное отношение к школе

19

7,8

7

Б.Т.С.

0

14

положительное отношение к школе

19

8

8

С.Д.А.

1

13

положительное отношение к школе

19

6,3

9

С.А.В.

1

13

хорошая мотивация

20

7,1

10

А.О.И.

1

14

хорошая мотивация

20

5,6

11

С.А.К.

1

14

хорошая мотивация

20

5,5

12

Н.И.И.

1

13

хорошая мотивация

20

5

13

С.Д.М.

1

14

хорошая мотивация

21

5,5

14

Д.И.В.

1

13

хорошая мотивация

21

5,4

15

П.Л.С.

1

13

хорошая мотивация

21

6,2

16

М.А.А.

0

13

хорошая мотивация

22

4,5

17

Д.М.В.

1

13

хорошая мотивация

22

5,5

18

М.О.А.

1

13

хорошая мотивация

24

7,3

19

Г.В.А.

0

13

хорошая мотивация

24

6,2

20

К.В.С.

0

13

хорошая мотивация

24

7,1

21

И.В.

1

13

хорошая мотивация

24

5,5

22

Д.А.В.

1

14

хорошая мотивация

24

4,5

23

Б.Е.

1

14

хорошая мотивация

24

4,2

24

М.Е.П.

0

13

хорошая мотивация

24

5,6

25

Г.Е.А.

1

14

хорошая мотивация

24

6,7

26

А.С.

0

13

высокий уровень

25

8

27

Х.М.О.

1

13

высокий уровень

25

7,4

28

Н.В.А.

1

13

высокий уровень

27

6,5

29

М.Т.М.

1

13

высокий уровень

27

6,5

30

Д.Е.А.

1

13

высокий уровень

29

4,9

Сумма

 

656

180,51

Среднее значение

 

21,87

6,02

Информация о работе Диагностика потребностно – мотивационной сферы учащихся среднего возраста