Диагностика потребностно – мотивационной сферы учащихся среднего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа состоит из 34 страниц печатного текста. Использовано 8 литературных источников, язык русский, содержит 3 приложения, 3 таблицы, 1 рисунок.
Ключевые слова: мотивация, потребности, успеваемость, уровень школьной мотивации.
Цель исследования – выявить уровень мотивации учащихся школы и проследить за ее влиянием на успешность интеллектуальной и учебной деятельности.
Практическая и теоретическая значимость: данная работа и полученные значения могут использоваться в практической работе учителей и школьных психологов, служить основой для разработки учебно-методических рекомендаций.

Содержание

1. Теоретическая часть.
2. Эмпирическое исследование.
3. Заключение.
4. Список литературы.
5. Приложения.

Работа содержит 1 файл

Потребности и мотивация.docx

— 69.79 Кб (Скачать)

2) Мотивы, связанные с  самим процессом учения: ученика  побуждает учиться стремление  проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия  в процессе решения задач, т.е.  ребенка увлекает сам процесс  решения, а не только получаемые  результаты.

II. Мотивы, связанные с  тем, что лежит вне самой  учебной деятельности:

Широкие социальные мотивы:

  • мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;
  • мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

Узколичные мотивы:

  • стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);
  • желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).

Отрицательные мотивы:

  • стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).

По мнению Марковой А.К., к  видам мотивов можно отнести  познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.

 К познавательным мотивам  относятся такие, как собственное  развитие в процессе учения; действие  вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.

 К социальным  - такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.

    Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы, как:

  • учеба как вынужденное поведение;
  • процесс учебы как привычное функционирование;
  • учеба ради лидерства и престижа;
  • стремление оказаться в центре внимания.

    Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и на результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.

     Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.

     И познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни.

Уровни познавательных мотивов:

  • широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями);
  • учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
  • мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Уровни социальных мотивов:

  • широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);
  • узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию) в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
  • мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например, широкие познавательные мотивы проявляются  в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными  сведениями;      Широкие  социальные мотивы проявляются в  поступках, свидетельствующих о  понимании учеником своего долга  и ответственности;

 

 

 

 

1.3 Характеристики и функции учебной мотивации

Учебная мотивация характеризуется  силой и устойчивостью учебных  мотивов 

      Сила учебного  мотива выступает показателем  непреодолимого стремления учащегося  и оценивается по степени и  глубине осознания потребности  и самого мотива, по его интенсивности.  Сила мотива обусловлена как  физиологическими, так и психологическими  факторами. К первым следует  отнести силу мотивационного  возбуждения, а ко вторым - знание  результатов учебно-познавательной  деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества. Кроме того, сила мотива определяется  и эмоциями, что особенно ярко  проявляется в детском возрасте.

      В свое  время Дж. Аткинсон предложил формулу для подсчета силы мотива (стремления):

М = П х В х З, где: М - сила мотива, П - мотив достижения успеха как личностное свойство, В - субъективно оцениваемая вероятность  достижения поставленной цели, З - личностное значение достижения этой цели.

      Устойчивость  учебного мотива оценивается  по его наличию во всех основных  видах учебно-познавательной деятельности  учащегося, по сохранению его  влияния на поведение в сложных  условиях деятельности, по его  сохранению во времени. По сути, речь идет об устойчивости (ригидности) установок, ценностных ориентации, намерений учащегося.

      Можно выделить  следующие функции учебных мотивов: 

а) побуждающую функцию, которая  характеризует энергетику мотива, иными  словами, мотив вызывает и обусловливает  активность учащегося, его поведение  и деятельность;

б) направляющую функцию, которая  отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и  осуществление определенной линии  поведения, поскольку личность учащегося  всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей. Направляющая функция  тесно связана с устойчивостью  мотива;

в) регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что  мотив предопределяет характер поведения  и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении  и деятельности учащегося либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с  иерархией мотивов. Регуляция состоит  в том, какие мотивы оказываются  наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают  поведение личности.

Наряду с указанными, выделяют стимулирующую, управляющую, организующую, структурирующую, смыслообразующую, контролирующую и защитную функции мотива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Возрастные особенности развития потребностно – мотивационной сферы у подростков

   В подростковом  возрасте укрепляются широкие  познавательные мотивы, интерес  к новым знаниям. У большинства  подростков интерес к фактам  дополняется интересом к закономерностям.  Характерен интерес к способам  приобретения знаний. Это основывается  на стремлении ребенка быть  взрослым. Развиваются мотивы самообразования.  Но самые существенные сдвиги  происходят в социальных мотивах  подростков. Как отмечал В.А.Сухомлинский, главное в подростковом возрасте  состоит в том, что школьник  становится гражданином. Он стремится  занять позицию «взрослого человека»  в отношениях с окружающими,  желает понять другого человека  и быть понятым, ищет контакты  с другими людьми. В этом возрасте  ребенок вплотную подходит к  осознанию своих мотивов учения  и поведения.

Выделим особенности подростка, способствующие становлению мотивации  учения и препятствующие ему. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

- "потребность во взрослости" - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную  позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе; особая  восприимчивость подростка к  усвоению способов, норм поведения  взрослого человека;

- общая активность подростка,  его готовность включиться в  разные виды деятельности со  взрослыми и сверстниками;

- потребность в самовыражении  и самоутверждении, стремление  осознать себя как личность, оценить  себя;

- стремление подростка  к самостоятельности; 

- расширение кругозора,  широкие интересы и их разнообразие;

- возрастание определенности  и устойчивости интересов; 

- развитие стремления  к совершенствованию в различных  областях творчества (музыка, литература, техника).

    Негативные особенности  мотивации подростка: 

- незрелость оценок подростком  самого себя и другого человека;

- проявление внешнего  безразличия к мнению других;

- отрицательное отношение  к готовым знаниям, простым  и легким вопросам, к репродуктивным  видам деятельности;

- неустойчивость интересов,  их смена, чередование; 

-осознанность положительных  мотивов учения и неосознанность  отрицательных. 

Чем же характеризуются процессы целеобразования в среднем школьном возрасте? Упрочиваются умения произвольной организации своей учебной работы. Целеполагание подростка характеризуется  следующими особенностями:

- может самостоятельно  ставить цели и планировать  свою работу;

- умеет наметить для  себя самостоятельную иерархию  целей, определить последовательность  их достижения;

- умеет ставить гибкие  цели, изменять их в соответствии  с условиями; 

- формируется привычка  длительное время удерживать  цели своих действий и подчинять  им свое поведение. 

Способность подростка к  реализации целей проявляется неравномерно в разных учебных предметах и  в различных видах деятельности. Активность подростка в постановке целей опережает развитие умения их реализации и достижения, что  создает нередко трудные ситуации в жизни подростка, стремящегося ставить "взрослые" цели, но не умеющего контролировать себя при их реализации.

 

 

 

1.5 Факторы, влияющие на мотивацию учения

 Факторы, благоприятствующие мотивации учения.

(«Что способствует мотивации?»

-  положительное в целом  отношение ребенка к школе;

-  широта его интересов;

-  любознательность. 

- потребность во взрослости;

- общая активность подростка,  его готовность включаться в  разные виды деятельности со  взрослыми и детьми;

- стремление подростка  осознать себя как личность, потребность  в самоутверждении и самовыражении;

- стремление к самостоятельности;

-увеличение широты и  разнообразия интересов, их дифференцированность;

- возрастная устойчивость  интересов;

- развитие специальных  способностей; 

- потребность в жизненном  самоопределении и обращенность;

 планов в будущее,  осмысление с этих позиций  настоящего;

-становление социальных  мотивов гражданского долга;

-тенденция к осознанию  школьником своего мировоззрения;

- потребность в осознании  себя как целостной личности, оценке своих возможностей в  выборе профессии, в осознании  своей жизненной позиции;

- необходимость самоограничения;

- становление целеполагания;

- интерес ко всем формам  самообразования;

-избирательность познавательных  мотивов, диктуемая выбором профессии;

- устойчивость интересов,  их относительная независимость  от мнения окружающих.

 Факторы, препятствующие мотивации учения.

(«Что мешает мотивации  учения?») 

- ситуативность и неустойчивость  интересов. Без поддержки учителя  они немедленно угасают;

- малоосознанность интересов.  Школьник не знает, что ему  нравится в предмете и не  может этого объяснить;

- слабая обобщенность  интересов;

-  все интересы ориентированы  чаще всего только на результат  учения, но не на способы учебной  деятельности. 

- подросток не принимает  на веру мнение и оценки  учителя;  - негативизм в оценках;

- внешнее безразличие  к оценке и мнению учителя

- отрицательное отношение  к готовым знаниям, простым  и легким вопросам, воспроизводящим  видам работы;

- непонимание связи учебных  предметов с возможностью их  использования в будущем;

- избирательный интерес  к учебным предметам;

- поверхностность и разбросанность  интересов;

- неустойчивость интересов. 

- устойчивый интерес к  одним предметам в ущерб другим;

- неудовлетворенность однообразием  форм учебных занятий, отсутствием  творческих и проблемно-поисковых  форм учебной деятельности;

- отрицательное отношение  к формам жесткого контроля  со стороны учителя;

- сохранение ситуативных  мотивов выбора жизненного пути;

- недостаточная устойчивость  социальных мотивов долга при  столкновении с препятствиями  на пути их реализации.

 

 

 

 

Выводы по главе 1

Как правило, учебная деятельность школьника побуждается не одним  мотивом, а целой системой разнообразных  мотивов, которые переплетаются, дополняют  друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера-ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые являются источником других поощрений, гарант его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда школьник успешно учится, его хвалят учителя и родители, его ставят в пример другим. И хотя в какой-то мере абстрактное для школьников понятие «хорошо работать» или перспектива получить высшее образование не могут быть главным мотивом, побуждающим к учебе, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих, они достаточно полно представлены в мотивационных сферах.

Информация о работе Диагностика потребностно – мотивационной сферы учащихся среднего возраста