Деятельность как процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения.

Содержание

1.Понятие и строение человеческой деятельности……………………………….3 – 8
2.Основные виды деятельности……………………………………………………8 – 12
3.Структура деятельности……………………………………………...…………13 – 16
4.Человек как субъект деятельности …………………………………….………17 – 20

Работа содержит 1 файл

теория управления.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

     Всякая  человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные практическим выполнением деятельности. 

     Соотношение внутренних и внешних компонентов  деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход - экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  виды деятельности
 

     Видов деятельности человека — огромное количество. Но во всем их многообразии есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся общение, игра, учение и труд.

     Общение заключается в обмене информацией между людьми. Процесс обмена информациями называется коммуникацией. Поэтому общение — это одна из форм коммуникаций. Потребность в такой информации — врожденная, запрограммирована природой.

     В младенческом периоде ребенок уже  ищет контакта с матерью, затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения. Общение — это взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Поэтому взаимодействие на основе только физических и физиологических форм отражения не может рассматриваться как общение, как и взаимодействие человека с машиной.

     Общение животных как предыстория общения  людей, объективизирует их потребности, в основе которых лежат инстинкты  продолжения рода и самосохранения. Особая его форма — общение  с человеком животных в процессе их одомашнивания.

     Труд, речь и развивающиеся на их основе производственные отношения, социализировав у людей перешедшие к ним от животных форм общения, включили их в  трудовую деятельность и во все производные  от труда другие виды деятельности: нравственную деятельность, игру, учение, искусство, спорт и бой.

Но общение  не сводится только к труду и выходит  далеко за его рамки.

     Начиная с «агушечек», обращенных к грудному младенцу, и кончая обращением на «ты» к покойнику на гражданской панихиде, жизнь человека пронизана общением с другими людьми. Поэтому проблема общения стоит в центре внимания социальной психологии, будучи особо заостренной в результате все возрастающего значения средств массовых коммуникаций: прессы, радио, телевидения. Конечно, тамтам — африканский барабан, передававший вести от племени к племени, и «подзатыльник» невнимательному ученику — это тоже средства общения, как и живопись — от наскальных рисунков до улыбки Джоконды. Но высшая, наиболее человеческая форма общения — это речь с помощью слов как выражение понятий.

     Сущность  речевого общения заключается в  обмене информацией, передаваемой посредством  слышимых, видимых и осязаемых  слов между передающим ее агентом, и  воспринимающим ее перципиентом, которые  последовательно могут меняться местами.

     Речевое общение практически почти всегда включает в себя пять его видов: интеллектуальное, эмоциональное, образное, ассоциативное  и волюнтаристическое.

     Интеллектуальное  словесное общение осуществляется с целью обмена понятиями, наиболее точно отражающими определенные явления и обязательно наиболее однозначно понимаемыми передающим и принимающим информацию с помещью либо сказанного, либо написанного и услышанного или прочтенного слова. Но эта, казалось бы, наиболее непосредственная задача словесного общения фактически даже в науке, где она стоит наиболее остро и в наиболее рафинированном своем виде, решается далеко не просто.

     Этому есть две основные причины:

     Во-первых, понятие не зеркально мертво и  точно отражает вещи и явления, а слово еще более неточно выражает понятия, о чем свидетельствует наличие синонимов и омонимов.

     Вторая  причина, затрудняющая чисто научное  интеллектуальное словесное общение, заключается в том, что «круг  охватываемых наукой вопросов чрезвычайно  расширился... Поэтому деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки. Создается ситуация, подобная той, которая символически изложена в библейской истории о Вавилонской башне».

     Эмоциональное словесное общение свойственно  не только лирической поэзии, но и публицистике, и ораторскому искусству.

     Образное  словесное общение присуще художественной литературе, да и в обыденной речи, в лекции и объяснении образы употребляются  довольно часто.

     Ассоциативное словесное общение обычно практикуется во вне-речевом общении, оно свойственно форме сувениров, например: «Иль пришлю тебе страшный подарок — мой душистый заветный платок» (Анна Ахматова). Для научной литературы этот вид общения вовсе неприемлем, зато в педагогике и поэзии он играет огромную роль, включаясь в три предыдущих.

     Волюнтаристическое  словесное общение не только передает информацию, но и «навязывает» ее тому, кто ее воспринимает, делает ее обязательной для него. Сюда относятся не только слова—команды, устав и инструкции, но и любая пропаганда. Оно входит в психологическую структуру руководства, которое отличается от командования не столько целями, сколько формой.

     Общение может быть как самостоятельным  видом деятельности (например, в  преподавании, литературе, журналистике, радиовещании, телевидении и искусстве), так и непременным компонентом прочих видов деятельности: труда, игры, учения.

     Труд  занимает особо важное место в  жизни человека. Игра и учение —  подготовка к труду и произошли  из труда. В процессе физического  и умственного труда люди воздействуют на природу и создают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности. Но вместе с тем труд — решающее условие формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность. Однако для этого труд должен быть посильным с постепенно возрастающей физической нагрузкой по мере развития сил. В труде существенна не только его техника, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение к труду обусловливается насущной потребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде находят отражение все стороны проявления личности. Каждый вид труда имеет свою более или менее сложную технику, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда определенную роль играют знания и навыки. Без знаний и навыков невозможен никакой труд.

     Игра  – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.

     Выделяют  несколько типов игр:

1.Индивидуальные. Игрой занят один человек.

2.Групповые.  В игру включены несколько  индивидов.

3.Предметные. Связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

4.Сюжетные. Разворачиваются по определенному  сценарию, воспроизводя его в  основных деталях и т.д.

       Игра вызывает у детей повышенное внимание к отдельным предметам. В дальнейшем игра становится сюжетной и по правилам. Ребенок, начинающий сознательно действовать в игре, познает окружающий мир. На этой основе у него создаются определенные представления, различные чувства, волевые качества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, их взаимоотношениях, достоинствах и недостатках.

     В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому  каждый участник игры психологически формируется как личность. Это  наиболее характерно для детского возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания, а учебные игры имеют большое познавательное значение.

     Учение  — исторически обусловленный  вид деятельности, отвечающий потребностям общества в образованных людях и в развитии их сознания. Это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. Процесс учения — это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом обеспечивают формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В учении все подчинено развитию личности. В этом его основное отличие от игры и труда, преследующих ряд других целей.

     Учение  складывается из следующих компонентов:

  1. Усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания);
  2. Овладения приемами и операциями, из которых складываются основные виды деятельности (навыки);
  3. Овладения способами использования информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умения).

     Учение  может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных  учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

     Возникновение и развитие различных видов деятельности человека представляет собой сложный  и длительный процесс. Выделяют три  генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура деятельности
 

     Каждая  конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой  деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия и в том числе навыки, (как способы достижения общей цели), и психические акты, в них включенные, и результаты деятельности.

     Любая деятельность, будь то опиливание плоской  поверхности слесарем или монтаж сложной технологической установки  бригадой монтажников, начиная с  подготовки к ней и кончая достижением цели, осуществляется множеством взаимосвязанных действий.

     Действие  — это элемент деятельности, в  процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.

Каждое  действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат. По доминирующему в их структуре психическому акту различают эмоциональные, мыслительные, психомоторные, мнестические и волевые действия. Об импульсивных действиях уже было, а о поступках будет сказано. Рабочие действия по своим целям делятся на ориентировочные, исполнительские, корректировочные и завершающие.

     Ориентировочные действия — это определение цели деятельности, условий, средств и  путей ее достижения. Ориентировочные действия бывают двух видов: теоретические и практические.

     Теоретические ориентировочные действия имеют  целью получение необходимых  для деятельности сведений, отвечающих на вопросы: что делать? Как делать? Какие условия необходимы и как  их создать? Какие средства потребуются и где их взять? В какой последовательности целесообразно действовать в процессе деятельности. На основе ответов вырабатывается рабочая гипотеза, определяющая цель, процесс и результат деятельности.

Информация о работе Деятельность как процесс