Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Факты грубого нарушения поведения учащимися в школе и вне ее,
разрыва между пониманием норм поведения и антисоциальными поведенческими проявлениями учащихся – при всей неоднозначности – свидетельствуют о необходимости новых подходов к названной проблеме. Гуманистический подход к личности ребенка требует интегрированного знания его возрастных, индивидуальных особенностей – физиологических, психологических –и осуществления воздействия с учетом психофизических особенностей школьника, социальной среды. Эффективность коррекционной деятельности зависит также от умения учителя, психолога, социального работника координировать свои действия, строить работу с родителями ребенка, оказывать психотерапевтическую помощь не только школьнику, но и семье.

Работа содержит 1 файл

девиантное поведение.doc

— 418.00 Кб (Скачать)

Шкала тревожности. (см. рис.4 на стр.60).

 
     

уровни, количество детей общая тревожн. школьная  тревожн. личностная тревожн. межличност. тревожн
нормальн. 22 19 22 19
повыш. 1 2 1 2
высокий 1 4 2 1
чрезмерное  спокойствие 1 0 0 3

 
     По результатам анализа была  выявлена группа детей(М.,Кш., К.,Кр.,Ш.), имеющих ярко выраженные отклонения  в акцентуациях характера, школьной дезадаптации и особо тяжелом семейном положении.  
     Исходя из полученных данных были составлены описания детей (см. приложение 1) и спланирована коррекционная работа.

 

 
Рис.1. Данные социометрии 
 
 
Рис.2. Диаграмма распределения выборочной совокупности по данным ПДО 
 
 
 
 
Рис.3. Распределение выборочной совокупности по данным теста Шмишека 
 
 
Рис.4. Показатель выборочной совокупности по общему уровню тревожности

 
 
    2.5. План коррекционных  занятий.  
 
    В качестве цели предлагаемой психокоррекционной работы мы рассматривали  
    СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК В СОЗНАНИИ РОДИТЕЛЕЙ.  
    В связи с этим психокоррекционный процесс включает следующие задачи:  
    - реконструкцию родительско-детских взаимоотношений;  
    - оптимизацию супружеских и внутрисемейных взаимоотношений,  
    - гармонизацию межличностных отношений между диадой "мать и трудный ребенок" и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;  
    - коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в поведении;  
    - развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;  
    - формирование навыков адекватного общения с окружающим миром  
    Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей детей отклонениями в поведении. В рамках предлагаемого подхода выделяются невротичный, авторитарный и психосоматичный типы родительниц.  
    Содержание психокоррекционной работы представлено двумя направлениями: индивидуальной и групповой формами работы.  
    Индивидуальная форма работы осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью, а также последующих индивидуальных занятий психолога с матерью трудного ребенка. Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта между психологом и матерью ребенка, для ее ознакомления с проблемами, которые обсуждаются в группе, а также для определения собственной потребности в посещении групповых занятий. Одновременно на этом этапе психолог проводит диагностическое исследование психологических особенностей данного лица с помощью специальных методик.  
    Индивидуальные занятия позволяют психологу ознакомиться с историей жизни данной женщины, выявить с помощью наблюдения некоторые особенности ее характера, ознакомиться с историей жизни ребенка, излагаемой его мамой, определить проблемы, которые существуют в данной семье, предложить помощь (в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка).  
    На групповом этапе работы психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждую женщину, посещающую занятия, но и внутри группы при взаимодействии участниц. Групповые коррекционные занятия проводятся по трем направлениям.  
    Первое направление: гармонизация взаимоотношений между матерью и ее ребенком.  
    Второе направление: гармонизация внутрисемей-ных отношений.  
    Третье направление: оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в поведении и учебе.  
    Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет пять этапов работы:  
    1. Разминка  
    Это этап занятия, на котором участницы группы подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастические упражнения, настраивающие родительниц на определенный вид внутренней психологической работы. На этапе разминки используются упражнения на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения, а также на тренировку способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов. Начинается разминка с приветствия.  
    2. Основная часть  
    Этот этап занятия полностью нацелен на переосмысление жизненных позиций и мировоззренческих установок родительниц. Для реализации основной цели психологической коррекции — изменения жизненного стереотипа матери больного ребенка — нами была разработана специальная форма проведения занятий, позволившая обсуждать определенные жизненные ситуации, особо значимые для группы. Применяемые психокоррекционные приемы, используются для подведения участниц к инсайту и катарсису и соответствуют психокоррекционным техникам, оказывающим воздействие на высшие уровни базальной эмоциональной регуляции (3-й уровень экспансии и 4-й уровень контроля по В.В. Лебединскому). Обсуждению подвергаются также внутренние ощущения, чувства и собственные умозаключения родительниц по поводу той или иной ситуации.  
    Психокоррекционный эффект при проведении дискуссии достигается с помощью специально написанных рассказов. Эти рассказы, лишенные бытовых фраз и жаргонных выражений, являются литературной обработкой "житейских" историй матерей больных детей. В них представлен обобщенный жизненный опыт участниц группы, а также предлагаемые психологом новые (для матерей) философские и мировоззренческие установки, способствующие реконструкции жизненного стереотипа каждой из участниц.  
    В рассказе описывается типичная ситуация, в которой матерям детей с отклонениями в развитии приходится или приходилось часто бывать. Эта ситуация обычно включает типичные личностные и поведенческие реакции как родительниц, так и лиц их окружающих.  
    Одновременно рассказ используется как ведущий механизм коррекционного воздействия, при котором обсуждение или проигрывание конфликтной ситуации осуществляется не от первого, а от третьего лица.  
    Написанный крупным шрифтом текст рассказа помещается перед участницами группы таким образом, чтобы каждая из них могла бы его хорошо видеть. Этот текст затем прочитывается психологом вслух. Каждый рассказ завершается рядом вопросов, касающихся данной конкретной жизненной ситуации. С их помощью начинается обсуждение участницами группы ситуации, изложенной в рассказе. Цель обсуждения, которая ставится психологом перед каждой родительницей, изложить свою точку зрения по поводу происходящих событий и дать рекомендации персонажам рассказа по исправлению сложившегося положения.  
    Ознакомившись с текстом рассказа, каждая из участниц группы должна проявить собственную позицию по данной проблеме, отвечая на вопрос психолога: "А как бы Вы поступили на месте героев рассказа?" Высказываемые точки зрения в группе могут быть полярными, что в большей степени способствует организации дискуссии. В конце обсуждения психолог делает вывод, подводя общий итог сказанному.  
    По характеру построения, а также воспроизведения жизненных ситуации выделяется два типа рассказов:  
    - рассказ-образец (он отмечается звездочкой*), в котором повествуется о продуктивных формах взаимоотношений внутри семьи и между отдельными ее членами (например, рассказы "Воскресенье — день общения", "Стоит ли тратить всю свою жизнь на ребенка?" и др.);  
    - "проблемный" рассказ, в котором нет готовых советов и члены группы должны подсказать главным персонажам выход из сложной ситуации на основе личного опыта (например, "Непреодолимая преграда").  
    Вспомогательные формы психокоррекции, использующиеся в большинстве случаев в основной части тренинга, решают те же психокоррекционнные задачи, что и дискуссия, но с применением уже иных психокоррекционных техник. Некоторые из них, а именно, тематические опросники являются подготовительным этапом к проведению дискуссий по предъявленным рассказам.  
    Тематические опросники  
    Эта форма работы позволяет в большей степени вербализовать и структурировать позиции участниц, способствует их собственному осознанию своих проблем, ведет к переоценке жизненных установок, а также подготавливает к запланированным дискуссиям.  
    Проективный рисунок  
    Изображение собственных ощущений и переживаний с помощью краски и карандаша помогает родительницам избежать порою трудновербализируемых личных проблем и их описания. Для воспроизведения своих ощущений и восприятий на листе бумаги участницы группы могут пользоваться как конкретными, так и отвлеченными образами. После завершения процесса рисования изображенные чувства и отношение к ним затем обсуждаются в группе. Сначала психолог предлагает всей группе, исключая автора, понять смысл выраженных в рисунке чувств и просит рассказать об этом. Затем своими мыслями и ощущениями о нарисованном делится и автор рисунка.  
    Такая форма работы позволяет переключать участниц группы с невербального уровня осмысления своих проблем на вербальный, а также выявлять некоторую скрытую от самих участниц глубину собственных чувств. Применение арттерапии материализует переживания родительниц, способствует их пониманию, переосмыслению и высвобождению от них.  
    Разыгрывание ролевых ситуаций  
    Эта форма работы предъявляется членам группы на более продвинутых этапах, в связи со сложностью, как показала практика, ее реализации (отсутствием умения у участниц вербализовывать свои и чужие чувства, представлять их на открытое обсуждение, играть определенные роли, вновь переживать стрессовые ощущения). Разыгранные ролевые ситуации затем также подвергаются обсуждению и анализу участницами группы.  
    3. Аутотренинг  
    На этом этапе применяется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения. В целом, занятия аутотренингом формируют у членов группы способность к переключаемое с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.  
    4. Музыкальная релаксация  
    Эта часть занятия представлена четырьмя формами.  
    Музыкотерапия и Сиблиотерапия, Под отрывки из классических произведений отечественных и зарубежных авторов психологом читается текст с целью создания в сознании родительниц представлений, связанных с созерцанием природы (1 уровень эмоциональной регуляции) или направленных на восстановление приятных воспоминаний прошлого. Обязательное наполнение текста оптимистичным содержанием позволяет сформировать у членов группы позитивную установку и образы, вызывающие положительные, оптимистичные ощущения и настроения.  
    Известно коррекционное воздействие библиотерапии, которое проявляется в восполнении недостатка собственных образов и представлений у испытуемых, способствует замене травмирующих психику мыслей и чувств и одновременно направляет их по новому руслу, к новым целям. Кроме текста музыкальной разминки или 10 поэтических произведений родительницам также предлагаются для чтения на занятии или дома специально подобранные отрывки из классических литературных произведений философского содержания, имеющие афористическую направленность. Именно такая форма осуществления библиотерапии помогает родительницам вносить порядок в собственные ощущения, помогает переосмыслять собственное бытие, находить радость в мелочах повседневной жизни.  
    Характер музыкального текста подбирается с учетом той же структуры, которая присутствует и в литературном тексте (наличия тревоги, сильного протеста, счастливого разрешения и умиротворения). Для прослушивания лучше избирать классические произведения отечественных и зарубежных композиторов.  
    На этапе музыкальной релаксации члены группы сидят или лежат в свободной позе с закрытыми глазами. После окончания звучания музыки осуществляется опрос членов группы для выяснения тех образов, которые возникли в их сознании при проведении этого этапа занятия. Не всегда предлагаемый психологом для воображения образ будет совпадать с возникающими представлениями у членов группы. Это также становится предметом дискуссионного обсуждения.  
    Хореотерапия. Известно, что музыкально-ритмическая активация способствует оживлению психомотори-ки, улучшению поведенческих характеристик, снятию скованности движений у пассивных и инертных матерей, а также развивает их ритмическое и слуховое восприятие. У лиц возбудимых хореотерапия высвобождает скопившуюся агрессивность и раздражение и трансформирует их в двигательные упражнения. Таким образом, танец, свободное движение под музыку позволяют освежить ощущения и позитивный настрой родительниц, сделать их более яркими и более стойкими. Этот вид психокоррекции может более позитивно использоваться в конце занятий, для закрепления максимальной самоактуализации в движении, ощущения полной свободы и собственного совершенства. Для этих целей лучше избирать небольшие отрывки из современных танцевальных мелодий, имеющих четкий ритм.  
    Важным этапом музыкальной терапии является и совместное пение — воколотерапия. Пение (a capella) осуществляется также под руководством психолога, который на начальных этапах может быть и зачинателем этого процесса. Обязательным условием пения является расположенный перед глазами участниц текст песен. Применение этого метода способствует также снятию внутреннего психологического дискомфорта у родительниц, развитию чувства свободы и чувства самоактуализации. Одновременно совместный процесс пения способствует развитию чувства сплоченности, поддержки и эмпатии.  
    5. Подведение итогов занятия  
    Осуществляется психологом с помощью участниц группы. Получение домашнего задания:  
    - продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу;  
    - проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной в рассказе, и записать ее;  
    вести дневник своих ощущений. Записи в дневнике просматриваются психологом и в необходимых случаях выносятся на обсуждение.(см. приложение 3)

Выводы  по главе 2.  
 
    Пятеро подростков класса и их родители находились под пристальным вниманием психологической службы школы, остальные учащиеся класса – в меньшей степени.  
     По истечении шести месяцев работы несколько изменились социальные позиции подростков в ученическом коллективе, хотя о прочных, положительных изменениях говорить пока, конечно же, рано.  
     По данным анкетирования: среди учащихся класса никто, в том числе и "наши пятеро" подростков ни разу не рискнули попробовать, несмотря на предложения, наркотические вещества. В то время когда на параллели 7-х классов школы такие случаи были и неоднократно.  
     Кроме того, проведенная индивидуальная и групповая работа дали определенные положительные изменения как у ребят, так и у родителей (см. описания в приложении).  
     Узнав о глубокой работе, которая ведется психологической службой в классе, родители всех учащихся этого ученического коллектива стали чаще посещать школу, ходить на родительские собрания, принимать участие в родительских школьных конференциях.
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  
 
     Приложение1.  
    Примеры учащихся с отклонениями в поведении и (или) успеваемости  
 
    1. Ученица Ш., - семья полная, двое детей. Брат старше Ш. на 9 лет.  
     Брат живет уже 3 года отдельно от родителей, - до ухода в основном он занимался воспитание девочки, т. к. родители работают посменно, пьют. Семья крайне конфликтная – частые драки на фоне пьянства, часто старший брат бьет родителей за то, что они пьяны.  
     Девочка слабоуспевающая; периодически наблюдаются вспышки гнева, драчлива, сквернословит; демонстративное поведение. По темпераменту – холерик.  
     Выдержки из психологического обследования на момент начала работы с ребенком:  
    1) по данным социометрии – "эмоциональный изгой" в классе. В свою референтную группу по учебным мотивам выбирает хорошоуспевающих учащихся, а вот для общения – детей со схожим поведением: агрессивных, вспыльчивых, слабоуспевающих, пользующихся "дурной славой" в школе и за ее пределами.  
    2) ПДО – эпилептоид – склонность к дисфории, аффективной взрывчатости. Аффекты отличаются смлой и продолжительностью. В аффекте выступает безудержная ярость и циничная брань.  
    Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда связан с ущемлением ее интересов. Повод может быть случайным, но он всегда играет роль "последней капли". Выражена реакция эмансипации, возможна сильная склонность к демонстративности. Преобладание черт демонстративной женственности.  
    3) определение акцентуации характера (тест Шмишека):  
    Экзальтированная акцентуация с присутствием черт эмотивности.  
    4) Люшер (компьютерный вариант) – чувствительна, нуждается в эстетическом окружении (партнере), с которым будет в теплых и близких отношениях.  
    Испытывает потребность в "корнях", безопасности и спокойном дружеском общении.  
    Не выносит, когда близкие высказывают недостаточное уважение к ней. Если не может и в будущем рассчитывать на желаемые отношения, - склонна прекратить общение с такими людьми.  
    Считает, что получает меньше, чем ей следует, но понимает, что с этим придется примириться.  
     Продолжение приложения1  
    Жаждет найти убежище от конфликтов, где она была бы в безопасности. Боится пустоты и одиночества.  
    Крайне нуждается в отдыхе и расслаблении.  
    5) Общаяя тревожность повышенная: 65 баллов;  
    Школьная тревожность высокая – 31;  
    Личностная и межличнлостная – в норме.  
     Скорее всего эти высокие показатели являются следствием определенных личностных конфликтов, нарушением в развитии самооценки, а также реальным неблагополучием ученицы в наиболее значимых областях деятельности.  
     Коррекционная работа с девушкой ведется в нескольких направлениях:  
    1) Формирование понимающей, одобряющей группы сверстников путем привлечения подростка к занятиям в тренинговой группе.  
    2) Индивидуальная работа с психологом:  
    а) прорисовка жизненного пути, перспективы будущего;  
    б) управление своими психоэмоциональными состояниями.  
    3) Привлечение родителей к психотерапевтической работе:  
    а) Индивидуальные беседы с психологом, педагогами.  
    б) (в перспективе) посещение занятий школьного родительского клуба.  
     Первые результаты работы:  
    1. Снижение колличества аффективных вспышек.  
    2. Поиск девушкой контакта с одноклассниками.  
    3. Инициатива (со стороны подростка) в поиске встреч с психологом.  
 
 
    Продолжение приложения1  
    2. Ученица М., - воспитанием девочки занимается старшая сестра, которая старше М. на 9 лет. Средний брат находится в заключении. Родители пьют. У отца частые появления галлюцинаций на фоне алкогольного опьянения, - в результате которых мать и дети вынуждены жить у чужих людей. Семья распадающаяся.  
    У девочки крайне подавленное настроение; частые пропуски уроков ( иногда по нескольку дней не приходит в школу, - гуляет по улицам).  
     Некоторые данные по результатам психологического обследования на момент начала работы с подростком:  
    1) Тест Люшера – относительно пассивна и находится в  
    статичном состоянии, хотя тот или иной конфликт мешает душевному покою. Не способна добиться отношений, которые могли бы удовлетворить ее с точки зрения взаимной привязанности и взаимопонимания.  
     Действует спокойно, с минимумом волнений, чтоб не терять контроля над своими взаимоотношениями и с окружающими. В обществе своих знакомых и близких любит чувствовать себя легко и раскованно.  
     Чувствительна и отзывчива, однако, в ней ощущается некоторая напряженность. Нуждается в покое, который она может обрести в обществе какого-нибудь близкого человека.  
     Считает, что с ней обращаются несправедливо, она не заслуживает такого обращения. Надежды также обманули ее.  
     Упадок жизненных сил сделал непереносимым какое-либо дальнейшее напряжение, возбуждение или какое-либо требование к ней. Она хочет спастись от этого бегством в искусственный мир, в котором вещи больше приближаются к тому, какими бы она хотела их видеть.  
    2) Общая тревожность, школьная и др., - в норме.  
    3) ПДО – повышенная склонность делинквентному поведению, преобладание черт демонстративной женственности.  
    Психастенический тип + тревожная акцентуация характера (по Шмишеку): нерешительна, склонна к рассуждательству, боится не оправдать слишком высокие ожидания со стороны других людей. Наблюдаются тревожная мнительность и любовь к самоанализу.  
    Труден любой, даже самый малозначимый выбор. Тревожная мнительнасть по поводу вопросов собственного здоровья. Педантизм в некоторых вопросах, как психологическая защита.  
    4) Референтная группа М. состоит из "сильных" учащихся, сама же она занимает в социометрии класса одно из последних мест ("болото").  
    Коррекционная работа с подростком:  
     Продолжение приложения1

  • Работа с семьей учащейся результатов не дала, - родители не идут на контакт с работниками школы.
  • После сессий гешталь-терапии девочка начала "более богато" описывать свое настроение, чувства; начинает видеть перспективу и пути выхода из сложившейся психотравмирующей ситуации. Летом М. будет посещать занятия тренинговой группы для подростков со сходными проблемами, где как основная цель – целеполагание и жизненная перспектива; мотивация деятельности.

 
 
    Продолжение приложения1  
    3. Ученик Кш. Родители пьют. Мальчик курит, употребляет спиртные напитки. Вызывающе ведет себя на уроках, часто прогуливает занятия, слабоуспевающий. Интеллект в пределах возрастной нормы.  
    Выдержки из психологического обследования подростка на момент начала коррекционной работы  
    1) Уровень тревожности – в норме.  
    2) Данные социометрии – позиция, близкая к изгойству.  
    3) ПДО + Шмишек: Эпилептоид, гипертимная и экзальтированная  
    акцентуации характера – склонность к дисфории, аффективной взрывчатости. Аффекты отличаются силой и продолжительностью. В аффекте выступает безудержная ярость – циничная брань. Поводдля гнева может быть ничтожным, но он всегда связан с ущемлением его интересов. Выражена реакция эмансипации. Преобладание черт мужественности. Сильная склонность к делинквентности.  
     Часто не доводит начатое дело до конца, не в состоянии выполнять работу, требующую тщательности, аккуратности. Плохо переносит контроль со стороны взрослых. Демонстративное поведение.  
     Коррекционная работа с подростком:

  • Работа в тренинговой группе по формированию навыков продуктивного, доброжелательного общения. Применение в работе таких методик как "Зеркало", "метод Гуру".
  • Участи подростка в подготовке классного часа в форме диспута "Зачем я живу?"

 
    Первые результаты работы:  
     Учителя и социальные работники школы отмечают, что стали реже видеть Кш. в компаниях, где распиваются спиртные напитки.  
     Сократилось (хотя и на значительно) число прогулов.  
       
 
    Продолжение приложения1  
    4. Ученик Кр. – родители пьют, мальчик курит, употребляет спиртное. Налицо социальная запущенность. Интеллект снижен. "Клоун".  
    Выдержки из диагностики на момент начала коррекционной работы с подростком  
    1) По данным социометрического исследования – изгой ("клоун"), бунтарь.  
    2) ПДО + Шмишек – истероидный тип с чертами экзальтированной акцентуации – не выносит, когда при нем хвалят других; демонстративен. Ненасыщаемая потребность во внимании окружающих, их восхищении и сочувствии. Внушаем, лжив, кажущаяся эмоциональность (театральность, яркость проявления эмоций при отсутствии глубоких чувств). Алклголизм носит демонстративный характер : пьет немного, но любит похвастаться огромным количеством выпитого. Ложь по принципу фантазий.  
    3) Уровень тревожности в пределах нормы.  
    4) Тест Люшера – неадекватность реакций; инфальтильность  
    поведения. Ситуативная тревожность. Неясность целей, поиск сильной личности в качестве опоры. Крайняя неуверенность в себе.  
     Коррекционная работа с подростком:

  • Привлечение Кр. к проведению классных мероприятий в праздничные дни.
  • Привлечение его в школьную студию пантомимного искусства.

 
    Мама подростка на первом этапе работы шла неохотно на контакт с  
    работниками школы. Теперь мать учащегося хотя и эпизодически, но все же посещает заняти школьного родительского клуба.  
       
 
    Продолжение приложения1  
    5. Учащийся К. – воспитывается отчимом. Мать, хотя и проживает вместе с ребенком, - от воспитания сына уклоняется. Мальчик курит, часто прогуливает уроки. Провоцирует "разборки" среди ребят; Интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы. Замечен в краже чужих вещей.  
    Выдержки из диагностики на момент начала работы с подростком:  
    1) ПДО + Шмишек – шизоидный тип с ситуативными  
    проявлениями черт гипертимного типа – замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность (нежелание ) устанавливать контакты с окружающими. Подчас, страдая от одиночества еще больше уходит в себя. Бурно реагирует на попытки вторгнуться в его мир. Выражена реакция эмансипации. Преобладание черт мужественности. Правонарушения совершаются в одиночку (хорошо продуманные кражи и др.)  
    2) Уровень тревожности: общая – в норме, Школьная – высокий уровень, Личностная и межличностная – в норме.  
    3) Тест Люшера – депрессивное состояние. Нуждается в  
     сочувствующем окружении, но не знает, как найти контакт с группой.  
    ответам учащегося на вопросы теста по тревожности; Стресс, вызванный нежелательными ограничениями, запретами, а порой и вмешательствами в его внутренний мир.  
     Стремится использовать каждую возможность, когда можно не подчиняться никаким ограничениям или запретам ( желание самому распоряжаться своей судьбой).  
     Нуждается в признании, честолюбив, хочет производить впечатление. Оказывает сильное сопротивление внешним воздействиям.  
    4) по данным социометрии – позиция учащегося в классе -"болото".  
    Коррекционная работа с подростком:

  • Консультирование и лечение у школьного психиатра;
  • Привлечение к организации досуга ребят класса ( мальчик неплохо рисует);
  • Участие в тренинговой группе для подростков со сходными проблемами в общении;
  • Тренинг в психологическом клубе другой школы города с целью отработки новых форм реагирования и регулирования своего психоэмоционального состояния.

      
 
    Приложение2  
    Выявление уровня тревожности у подростков  
 
     Инструкция: на этих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.  
     Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.  
     Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру-0. Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру-1.  
    Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру-2.  
    Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру-3.  
     Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру-4.  
     Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу, страх.  
      
     Пример: Перейти в новую школу 0 1 2 3 4  
     1. Отвечать у доски. 0 1 2 3 4  
    2. Пойти в дом к незнакомым людям. 0 1 2 3 4  
    3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах. 0 1 2 3 4  
    4. Разговаривать с директором школы. 0 1 2 3 4  
    5. Думать о своем будущем. 0 1 2 3 4  
    6. Учитель смотрит по журналу, кого-бы спросить. 0 1 2 3 4  
    7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают. 0 1 2 3 4  
    8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь 0 1 2 3 4  
     (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).  
    9. Пишешь контрольную работу. 0 1 2 3 4  
    10. После контрольной учитель называет отметки. 0 1 2 3 4  
    11. На тебя не обращают внимания. 0 1 2 3 4  
    12. У тебя что-то не получается. 0 1 2 3 4  
    13. Ждешь родителей с родительского собрания. 0 1 2 3 4  
    14. Тебе грозит неудача провал. 0 1 2 3 4  
    15. Слышишь за своей спиной смех. 0 1 2 3 4  
    16. Сдаешь экзамены в школе. 0 1 2 3 4  
    17. На тебя сердятся (непонятно почему). 0 1 2 3 4  
    18. Выступать перед большой аудиторией. 0 1 2 3 4  
    19. Предстоит важное, решающее дело. 0 1 2 3 4  
    20. Не понимаешь объяснений учителя. 0 1 2 3 4  
    21. С тобой не согласны, противоречат тебе. 0 1 2 3 4  
    22. Сравниваешь себя с другими. 0 1 2 3 4  
    23. Проверяются твои способности. 0 1 2 3 4  
    24. На тебя смотрят как на маленького. 0 1 2 3 4  
    25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос. 0 1 2 3 4  
    26. Замолчали, когда ты подошел (подошла). 0 1 2 3 4  
    27. Оценивается твоя работа. 0 1 2 3 4  
    28. Думаешь о своих делах. 0 1 2 3 4  
    29. Тебе надо принять для себя решение. 0 1 2 3 4  
    30. Не можешь справиться с домашним заданием. 0 1 2 3 4  
       
       
       
    КЛЮЧ  
     Методика включает ситуации:  
    а) связанные со школой, общением с учителями (задания 1,4,6,9,13,16,20,25,30);  
    б) актуализирующее представление о себе (ситуации 3,5,12,14,19,22,23,27,28,29);  
    в) ситуации общения: 2,7,8,11,15,17,18,21,24,26.  
     Нужно подсчитать колличество баллов по каждомиу разделу шкалы и по шкале в целом, определить уровень соответствующих видов тревожности и общий уровень тревожности.  
    1. Нормальный уровень тревожности (в баллах):  
    а) школьная –1-19  
    б) самооценочная –1-23  
    в) межличностная –3-20  
    г) общая тревожность – 10-62  
    2. Повышенный уровень тревожности:  
    а) школьная – 20-25  
    б) самооценочная – 24-27  
    в) межличностная – 21-26  
    г) общая тревожность –63-73  
    3. Высокий уровень:  
    а) школьная – 26-31  
    б) самооценочная –28-34  
    в) межличностная – 27-36  
    г) общая тревожность –70-90  
    4. Очень высокий уровень:  
    а) школьная – более 31  
    б) самооценочная – более 34  
    в) межличностная – более 36  
    г) общая тревожность – более 90  
    5. Чрезмерное спокойствие:  
    а) школьная – 0  
    б) самооценочная – 0  
    в) межличностная – менее 3  
    г) общая тревожность – менее 10. 
 
 
     Приложение3  
    Рекомендации к формированию и организации работы  
     психокоррекционных групп.  
 
    Наш опыт психокоррекционной работы с родителями детей, имеющих отклонения в поведении и учебе, свидетельствует о том, что наиболее эффективной формой являются частично "открытые" группы, состоящие из 5-7 человек или малокомплектные группы, состоящие из 2-3 человек. Частично "открытая" группа может работать, не исключая из своего состава тех членов, которые по состоянию здоровья своих детей вынуждены какое-то число занятий отсутствовать. Занятия могут проводится 1 раз (или чаще) в неделю. Длительность работы группы, позволяющая решить психокоррекционные задачи, учитывая глубину и константность фрустрирующего фактора, должна быть не менее одного учебного года, а в лучшем случае двух или даже трех лет. После окончания работы группы следует учесть необходимость создания цикла поддерживающих психокоррекционных занятий для отдельных членов бывшей группы (1,2 раза в месяц).  
    На первом занятии родительницы знакомятся с правилами работы группы. Ими являются:  
    1. Доверительный стиль общения. Рассказывая другим о себе мы надеемся на взаимность.  
    2. Искренность в общении. Если не будет искренности, мы не сможем общаться.  
    3. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе.  
    4. Группа оказывает поддержку каждому (советом, возможностью выслушать, добрым словом).  
    5. Предметом обсуждений на наших занятиях являются проблемы семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в поведении и успеваемости.  
    В процессе работы группа проходит различные стадии своего развития, а именно:  
    1. Стадию независимости и ориентировки, которая характеризуется проявлением напряженности, тревожности, страхов у членов группы.  
    2. Стадию нарастающего напряжения. На этой стадии может возникать и нарастать негативное отношение к психологу и к самому процессу психокоррекции (Зачем это нужно? Нам теперь это не нужно. Нас никто не трогает, и мы никого не трогаем. Все это нужно было тогда, в самом начале, когда это случилось). Нарастающее недоверие к психологу может проявиться в жалобах в адрес администрации школы о том, что подобные эксперименты никому не нужны и т.п.  
    3. Стадию формирования групповой сплоченности. Уровень напряженности в группе снижается. Растет заинтересованность занятиями, появляются элементы эмпатии к членам группы и к психотерапевту.  
    4. Стадию зрелой, конструктивно работающей группы. Устанавливается динамическое равновесие между самораскрытием и "обратной связью". В итоге психокоррекционной работы у родительниц формируются определенные модели поведения в семье и в обществе, позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать стрессовые ситуации. 
 
 
    Конспекты групповых психокоррекционных занятий  
    
    [Занятие l]  
    1. Разминка  
 
    Приветствие.  
    Психолог с большим воодушевлением приветствует всех участниц в связи с началом занятий в группе: "Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть и также рада тому, что теперь мы встретились здесь все вместе. А вы? Какие ощущения испытываете вы? Поделитесь ими". Психолог выясняет впечатления каждой из участниц, стремясь снять первые признаки психологического дискомфорта у родительниц. "Влияет ли на вас необычность обстановки? Что вы чувствуете?".  
    Психолог предлагает всем образовать круг. Находясь в круге, психолог предлагает участницам познакомиться друг с другом: "Прошу каждую из вас приветствовать друг друга как можно искреннее, так, чтобы вы сами испытали от этого удовольствие". Участницы группы приветствуют своих соседей по кругу и взамен получают слова благодарности. Игра "Мои ощущения". Психолог:  
    "Стоя в круге, возьмите за руки своих соседей. Закройте глаза. Сосредоточьтесь только на своих ощущениях. Постарайтесь передать с помощью ваших рук (телесного контакта) свое тепло и поддержку соседу, находящемуся от вас справа (слева). И одновременно постарайтесь ощутить то, что вам передает сосед слева (справа)".  
    После проведения упражнения психолог просит каждую участницу оценить и рассказать о своих ощущениях.  
    В процессе занятия психолог постоянно предлагает каждой из участниц свободно высказываться по поводу своих ощущений и таким образом обучает родительниц "вслушиваться" в свои чувства и "освобождать" их от различных механизмов психологической самозащиты. Игра "Оцените партнера. Какой он?" Психолог:  
    "Вновь образуйте круг. Закройте глаза. И теперь еще более целенаправленно прочувствуйте вашего партнера слева. Оцените ваши ощущения. Расскажите о них. Поменяйтесь местами в круге. Проделайте то же самое еще раз. Вновь определите ваши ощущения, вербализуйте их. Старайтесь ощущать в ваших партнерах как можно более положительные качества, поддержите их".  
    После окончания игры вновь проводится опрос каждой из участниц с целью определения оценки полученных ощущений от разных партнеров. В обязательную задачу психолога на данном этапе входит выявление в партнерах как можно большего числа положительных свойств и качеств.  
 
 
    2. Основная часть  
 
    а) Сообщение психолога о Правилах работы группы (см. Введение). Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждой участницей группы. Помещение Правил на видное место для всех в группе.  
    б) Тематический опросник "Мой жизненный путь. Мои успехи и мои неудачи". Участницам группы раздаются бланки опросника для заполнения. Психолог раскрывает родительницам смысл проводимого задания и предлагает им приступить к выполнению этой работы. После окончания проводится очень подробное обсуждение ответов каждой из участниц. Работа над этим опросником является весьма важной, так как она не только представляет собой продолжение этапа знакомства друг с другом участниц группы, но и одновременно служит осознанию целей проводимого тренинга. В том случае, если родительницы назовут в качестве своей неудачи рождение больного ребенка, психолог должен найти аргументы, чтобы опровергнуть или подвергнуть сомнению эти высказывания (только для специалиста).  
 
 
    3. Аутотренинг  
 
    Психолог называет новый этап урока и знакомит участниц с его целью и содержанием. Затем предлагает всем сесть поудобнее и закрыть глаза. Читая текст, психолог изменяет звучание своего голоса. Он приобретает оттенки внушения и суггестии:  
    "Займите удобное положение. Полностью расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на моем голосе. Старайтесь выполнять то, что я говорю. Слушайте только меня. Отвлекитесь от всех ваших проблем. Не бойтесь, это всего на несколько минут. Через несколько минут вы сможете к ним вернуться. Но сейчас этих проблем нет. Есть только вы и ваши ощущения. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая часть вашего тела. Голова легкая, она свободна от тяжести и проблем. Расслабьте вашу грудь — ей легко. Почувствуйте, как легко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Расслабьте ваши руки. Почувствуйте легкость в руках. Ваши руки легкие, проворные, сильные. Ощутите расслабленными ваши ноги. Вся тяжесть и усталость ваших ног ушли вниз, в пол, в землю. У вас легкие, быстрые, проворные ноги. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Вы легки, проворны и сильны (3 раза). Все ваше тело легкое, проворное, сильное (3 раза)... И вы отдохнули... Открывайте глаза. Как вы себя чувствуете?"  
    Затем психолог проводит опрос каждой из участниц, определяя степень ее включенности в данную форму работы.  
 
 
    4. Музыкальная релаксация  
 
    Психолог:  
    "Сегодня мы с вами будем танцевать. Не смущайтесь. Не бойтесь того, что вы давно не танцевали. Вы просто будете свободно двигаться под музыку, слушая ее ритм. Ваши движения могут быть самыми различными, такими, какие вы захотите выполнить. Импровизируйте. Главное — это ощущение свободы. Вспомните молодость и то, как Вы когда-то танцевали. Ощутите радость движения и двигайтесь в такт музыке. Начали". Звучит вальс "Голубой Дунай" И. Штрауса. Участницы группы танцуют под музыку.  
 
 
    5. Подведение итогов занятия  
 
    Психолог:  
    "Наше первое занятие закончилось. Я надеюсь, что вы смогли отдохнуть на нем, отключиться от своих про-блем,а главное, от проблем, связанных со своим ребенком. Надеюсь, что занятие также заинтересовало и вас, так как на нем мы говорили с вами о самом главном для вас, о том, чем вы живете и о чем думаете. Для того чтобы сохранить ваши впечатления от каждой нашей встречи, а затем их сравнить, прошу вас начать вести дневник. Пусть это будет самая обыкновенная тетрать, но ей вы сможете доверить свои сокровенные мысли и надежды".  
    Прощание. Психолог:  
    "А теперь на прощание хочу сказать, что мне было очень приятно работать с вами. А вам? (Участницы группы выражают свое мнение). Благодарю всех за содействие". Психолог предлагает всем встать в круг, сказать друг другу добрые слова на прощание и выразить при этом необходимость в повторной встрече(и т.д. 12 занятий).
 

Информация о работе Девиантное поведение