Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Факты грубого нарушения поведения учащимися в школе и вне ее,
разрыва между пониманием норм поведения и антисоциальными поведенческими проявлениями учащихся – при всей неоднозначности – свидетельствуют о необходимости новых подходов к названной проблеме. Гуманистический подход к личности ребенка требует интегрированного знания его возрастных, индивидуальных особенностей – физиологических, психологических –и осуществления воздействия с учетом психофизических особенностей школьника, социальной среды. Эффективность коррекционной деятельности зависит также от умения учителя, психолога, социального работника координировать свои действия, строить работу с родителями ребенка, оказывать психотерапевтическую помощь не только школьнику, но и семье.

Работа содержит 1 файл

девиантное поведение.doc

— 418.00 Кб (Скачать)
  • повышенная эмоциональность,
  • склонность легко расстраиваться,
  • аффективная возбудимость,
  • доминантность в семье,
  • эгоцентризм,
  • гиперсоциальность – утрированное чувство долга,
  • повышенная принципиальность,
  • трудность компромиссов.

 
    У отцов аффективная неустойчивость заменяется психомоторной нестабильностью  и импульсивностью. Преобладает трвожно-мнительное настроение. Гиперсоциальность выражается в мелочной пунктуальности и педантизме.  
    Типы патогенного родительского поведения  
     Нередко тип семьи связан с формами родительского поведения. Типами патогенного родительского поведения, по Боулби/18/, являются:

  • Тип А – оба (один) родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
  • Тип В – ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;
  • Тип С – угрозы покинуть семью или "разлюбить" ребенка как дисциплинарные меры;
  • Тип Д – внушение ребенку, что он своим поведением повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;
  • Тип Е – отсутствие в окружении ребенка человека, способного понять его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствующего или пренебрегающего своими обязанностями родителя.

 
    Представим также типы негармоничных  семей:  
    1 – распадающаяся семья;  
    2 – неполная семья;  
    3 – регидная, псевдосолидарная семья;  
    4 – распавшаяся семья.  
     Среди негармоничных семей распадающаяся семья несет в себе самый сильный патогенный заряд. Данный вывод можно сделать, исходя из представленной в таблице информации о зависимости родительского поведения от типа семейных отношений.  
    Зависимость родительского поведения  
    от типа семейных отношений  
    Таблица1

Негармоничная семья Типы  патогенного родительского поведения
1 тип 
2 тип 
3 тип  
4 тип
А, В, С, Д, Е  
А, Д, Е  
А, С, Е 
Д, Е

 
     Из таблицы видно, что распадающаяся  семья содержит в своем деструктивном  "арсенале" большее, чем другие, число факторов, способных дестабилизировать нормальное развитие подростка. Хотя,  
    вполне возможно, что на становление личности оказывает влияние не только и не столько тип или стиль отношений, сколько важен именно эмоционально-психологический климат в семье.  
    Истокиотклоняющегося поведения/3/.Существуют два теоретических подхода, позволяющих прояснить характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивностью.  
     Олуэйз /3/ работал над проблемой причинности, используя регрессионный анализ, чтобы выявить как влияние ребенка на поведение родителей, так и влияние родителей на поведение ребенка. Агрессивность ребенка определялась по ответам его сверстников. При опросе родителей измерялись четыре параметра, теоретически и эмпирически связанные с детской агрессивностью:  
    1) негативизм матери – враждебность, отчужденность, холодность и безразличие к ребенку;  
    2) терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи;  
    3) применение родителями силовых дисциплинарных методов – физических наказаний, угроз, скандалов;  
    4) темперамент ребенка – уровень активности и вспыльчивости.  
    Было выявлено, что негативное отношение матери к ребенку коррелировало с применением силовых дисциплинарных методов, которые в свою очередь вызывали агрессивное поведение ребенка. Сходным образом темперамент ребенка был связан со снисходительным отношением матери к проявлению агрессии.

 
    Рис. 1. Модель становления агрессии по Олуэйзу.

 
    Паттерсон /3/ разработал базовую модель связи между характером семейного  руководства и агрессивностью. Одна из сторон модели – незрелые методы регулирования дисциплины означает, что в некоторых случаях родители могут игнорировать отклоняющее поведение ребенка или позволять ему вести себя подобным образом, тогда как в других случаях могут угрожать физическими наказаниями не осуществляя своих  
    угроз. В следующий раз они могут "взорваться" и повести себя агрессивно. Если родителям не хватает умения научить ребенка следовать определенным правилам поведения, его манерой становится неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становится доминирующим в отношениях с людьми.  
    Таким образом, родители непредсказуемы и не последовательны в выборе наказания за неприемлемое поведение. Такие незрелые методы регулирования дисциплины подготавливают почву для усваивания ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов.  
       
    

           
    Рис 2.

Модель  семейных взаимоотношений Паттерсона , основывающихся на принуждении, демонстрирует  отношение "родитель–ребенок", где ребенок учится принуждению и неуступчивости, так как родители не в состоянии следить за его поступками или контролировать его поведение. А стиль взаимодействия с другими, характеризующийся неуступчивостью со стороны ребенка и его желанием принудить других к выполнению чего-либо, вызовет трудности в разнообразных социальных ситуациях и в конечном счете может привести к отклоняющемуся или асоциальному поведению.  
    Кроме выше перечисленных случаев встречаются следующие ситуации: у обоих супругов часты недостаточная уверенность в себе, противоречивость личности. Во взаимоотношениях с людьми такие родители непроизвольно компенсируют свои неотреагированные отношения. В литературе описаны следующие типы таких отношений/28/:  
    1) Внешне "спокойная семья". В таких семьях за благоприятным фасадом скрываются длительно и сильно подавляемые отрицательные эмоции супругов друг к другу. Нередки приступы плохого настроения, тоски, депрессии. Супруги ощущают себя усталыми, они не разговаривают друг с другом. Ребенок беспомощен, чувствует опасность, но не понимает ее. Напряжение нарастает.  
    2) "Вулканическая семья". Здесь супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся, сходятся, ссорятся, обещают "любить друг друга до гроба". Чувства преобладают над ответственностью перед семьей и ребенком. Ссоры родителей в глазах детей приобретают катастрофические размеры, что для ребенка оборачивается трагедией. Стиль отношений родителей фиксируется на долгие годы.  
    3) Семья "санаторий". В такой семье один из супругов является тревожной личностью, что оказывает влияние на других членов семьи. Семья отгораживается от внешнего мира и становится симбиотически зависимой друг от друга. Позиция детей в таких семьях различна. Так как родители заняты собой и выяснением отношений (ты безжалостна, а я так страдаю), дети испытывают недостаток материнской любви, становятся тревожными. Второй вариант поведения, когда "санаторными" отношениями окружается кто-то из членов семьи. Происходит излишняя фиксация на здоровье, подчеркивание всевозможных опасностей и запугивание. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к обесцениванию ценностей вне семьи, к их дискредитации (его друзей, форм свободного поведения). Мелочная опека, жесткий контроль, чрезмерная защита от мнимых опасностей могут привести к невротическим срывам. В подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и эмансипации. Повышенная фиксация на здоровье приводит к формированию личности со сверхценной озабоченностью своим здоровьем.  
    4) Семья "крепость". В основе такой семьи лежат представления об угрозе, жестокости, агрессивности окружающего мира, о всеобщем зле. Враждебность из семьи переносится на внешний мир. В таких семьях любовь к ребенку носит условный характер. Его любят, когда он оправдывает надежды. Семья-крепость ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием требований между родителями и собственным опытом ребенка. Постоянный внутренний конфликт приводит к перенапряжению, повышению невротического уровня реагирования, неуверенности. Усиливаются реакции протеста, оппозиции, упрямство, негативизм.  
    5) Семья "театр" – еще один пример дисгармоничной семьи. Как правило, в таких семьях один из супругов испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, любовании, поощрении. Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль: все что-то говорят, что-то делают, что-то эмоционально выражают. Семейный театр призван сохранять видимость благополучия. В таких семьях родителям не до детей. Воспитание передоверяется детским садам, школам или общественным организациям. Следуя за модой, дети этих семей посещают кружки иностранных языков, музыки, танцев, живописи. Родительскую любовь стараются подменить материальным благополучием.  
    6) Семья – "третий лишний". Здесь супруги заняты собой, а родительство – помеха для них. В этих семьях возникает скрытая неприязнь к ребенку, который мешает. Такие родители внушают детям чувство неполноценности, фиксируя их недостатки. У ребенка формируется неуверенность, слабость, безынициативность. Ребенок плохо адаптируется в детских коллективах.  
    7) Семья с кумиром. Это довольно распрстраненный тип семьи с единственным ребенком. Ребенок становится игрушкой, кумиром семьи. Родители без критики относятся к нему, все прихоти ребенка исполняются, воспитываются истероидные черты характера.  
    8) Семья "маскарад" –характеризуется несогласованностью жизненных целей, планов, оценок, которым можно дать название маскарад. Такая несогласованность действий родителей вызывает у ребенка растерянность и порождает внутренний конфликт.  
    Задача психотерапевта сводится к тому, чтобы проанализировать  
    семейный конфликт, помочь правильному распределению семейных ролей, усилить защитные реакции членов семьи. Нереалистическое восприятие членами семьи ситуации приводит к постоянным ссорам и выяснениям отношений. Часто это сопровождается стремлением к самоутверждению с подчеркиванием вины другого и демонстрацией своей беспомощности. Поэтому одной из задач психотерапии ставится изменение восприятия самого себя и других, изменение реагирования на другого, изменение в способе проявления мыслей и чувств методами групповой психотерапии.  
     Группы формируются из супружеских пар с детьми (или без них). Суть конфликта быстрее воспринимается другими членами группы, что способствует пониманию конфликта. Это помогает восстановлению нарушенных взаимоотношений в семье.  
     Одной из важных методик в групповой психотерапии семей является техника проигрывания ситуаций. Проигрываются и обсуждаются темы: "Обида", "Решительный разговор", "Трудный выбор". Ситуации проигрываются в форме диалога или без слов.  
     Другим способом являются групповые беседы: обсужде6ние проблем общения, воспитания детей, кризисных периодов жизни семьи, финансового положения и т.д.  
     Семейная психотерапия имеет большое профилактическое значение, так как для ребенка семья является психологической защитой и мощным психотерапевтическим фактором.  
     Показательной является работа М. Земска "Семья и личность"./18/  
    На основе ее анализа составлена таблица 2 "Деструктивные эмоциональные связи в семье и их влияние на формирование личности детей" . В таблице выделены, с одной стороны, - стили поведения, характеристики черт поведения родителей, позиции родителей, а с другой стороны, формирующиеся черты личности ребенка и его реакции, связанные с родительским отношением.  
         

 Деструктивные  эмоциональные связи в семье  
     и их влияние на формирование личности детей

 
 
    Таблица2

Стили поведения родителей Проявления  характерных черт поведения родителей  по отношению к ребенку  Позиции родителей Реакции ребенка Формирующиеся черты личности
А. Чрезмерная эмоциональная дистанция Родители  обращены не к ребенку, а про- тив  него или вне его. Часто проявляется агрессивность по отношению к ребенку или равнодушие А+С-отвергающая (ребенок - "тяжкий груз") Чувство ненужности родителям, ощущение себя лишним Агрессивность непослушание лживость, наклонность  к воровству и т.д.
В. Большая концентрация внимания на ребенке Стремление  постоянно быть около ре- бенка, навязы-вание  ему мно- гочисленных предложений, родители бди- тельно следят за поведением ребенка В+Д- чрезмерное оберегание (ребенок крайне зависим) Показная  позиция, потребности ребенка доминируют над потребнос- тями других Запаздывание  социальной зрелости: чрезмерное преувеличение  собственной значимости и тревожность, беспомощ-ность
С. Доминиро-вание Непреклон-ность  родите-лей, тенденция к ограниче- ниям и сурово-сти В+С- чрезмерное требование Постоянное  состояние тре- вожности (нет права на самостоятель-ность Неуверенность робость, чрезмерная впечатли-тельность
Д. Уступчивость Для поведения  родителей ха- рактерны не- умение и  не- собность руко-водить детьми, мягкость А+Д- (крайняя  степень- бегство от ребенка) Невыполнение  приказаний родителей Неспособность устанавливать прочные эмо- циональные связи, эмоци-ональная неус- тойчивость, непостянство в планах, хвастливость

 
     Стили поведения родителей  Проявления характерных черт  поведения родителей по отношению к ребенку Позиции родителей Реакции ребенка Формирующиеся черты личности  
     А. Чрезмерная эмоциональная дистанция Родители обращены не к ребенку, а про- тив него или вне его. Часто проявляется агрессивность по отношению к ребенку или равнодушие А+С-отвергающая (ребенок – "тяжкий груз") Чувство ненужности родителям, ощущение себя лишним Агрессивность непослушание лживость, наклонность к воровству и т.д.  
     В. Большая концентрация внимания на ребенке Стремление постоянно быть около ре- бенка, навязы-вание ему мно- гочисленных предложений, родители бди- тельно следят за поведением ребенка В+Д- чрезмерное оберегание (ребенок крайне зависим) Показная позиция, потребности ребенка доминируют над потребнос- тями других Запаздывание социальной зрелости: чрезмерное преувеличение собственной значимости и тревожность, беспомощ-ность  
     С. Доминиро-вание Непреклон-ность родите-лей, тенденция к ограниче- ниям и сурово-сти В+С- чрезмерное требование Постоянное состояние тре- вожности (нет права на самостоятель-ность Неуверенность робость, чрезмерная впечатли-тельность  
     Д. Уступчивость Для поведения родителей ха- рактерны не- умение и не- собность руко-водить детьми, мягкость А+Д- (крайняя степень- бегство от ребенка) Невыполнение приказаний родителей Неспособность устанавливать прочные эмо- циональные связи, эмоци-ональная неус- тойчивость, непостянство в планах, хвастливость  
      
     Опираясь на представленный материал, можно сделать общий вывод: агрессивность, непослушание, девиантное поведение, запаздывание социальной зрелости, неуверенность, робость, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты – все это как черты личности ребенка формируется вследствие воздействия деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей.  
     Важно также отметить, что стиль взаимоотношений подростка с родителями лишь отчасти обусловлен социальным положением семьи.  
     Сопоставление данных о самоуважении подростков с условиями их семейной жизни показывает, что у тех подростков, которым родители не уделяли внимания и которыми пренебрегали, уровень самоуважения ниже, чем у других.  
      
       
    2.4. Анализ диагностической работы.  
 
     В данном классе 24 человека. С целью выявления детей с нарушениями в поведении были использованы следующие методы и методики: социометрия, патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО) (компьютерный вариант), тест-опросник выявления акцентуаций у подростков Шмишека (компьютерный вариант), цветовой тест Люшера (компьютерный вариант), шкала тревожности, разработанная по принципу “Шкалы социально- ситуационной тревоги” Кондаша(см. приложение 2), беседа с классным руководителем.  
     В результате анализа были получены следующие данные:  
    Социометрия: лидеры – 2 чел., интерпретатор – 1 чел., исполнители –  
    6 чел., болото – 10 чел.(в том числе М., Кш., К.), изгои – 5 чел.(в том числе Кр., Ш.) (см. гистограмму 1 на стр. 57).  
     ПДО: гипертимный тип – 2 человека;  
     лабильный тип – 4 человека;  
     психастенический тип – 2 человека (в т.ч., М.);  
     шизоидный тип – 7 человек (в т.ч., К.);  
     эпилептоидный – 8 человек ( в т.ч., Ш., Кш.);  
    истероидный тип – 1 человек (Кр.);(см. диаграмму на стр.58).  
     Тест-опросник Шмишека:  
    демонстративная акцентуация-3 чел.(в т.ч.,Кр.), эмотивная-2 чел., гипертимная- 5 чел.(в т.ч.,К.), дистимическая-1 чел., практическая-1 чел., педантическая-1чел., возбудимая-1 чел., циклотимическая- 1 чел., экзальтированная-3 чел.(в т.ч.,Кш., Ш., М.);  
    смешанный тип акцентуаций-7 чел.: эмотивная+экзальтированная-2 чел., эмотивная+тревожная-2 чел., эмотивная+гипертимическая-1 чел., экзальтированная+тревожная-1 чел.(см. рис.3 на стр.59).  
 
    

Информация о работе Девиантное поведение