Девиантное поведение подростков как следствие дисфункции семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:03, реферат

Описание работы

В настоящее время, когда идут интенсивные процессы изменения в различных сферах общества, особое внимание необходимо уделять подросткам, с их еще неустоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Проблемы подростков связаны с формированием социальной зрелости, с вхождением в мир взрослых, адаптацией к нему, с одной стороны, и с неизбежным процессом обновления — с другой

Работа содержит 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

Литература  
 
    1. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами.- М., 1983.  
    2. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О ситуационных реакциях у подростков в суицидологической практике// Журнал неврапоталогии и психиатрии им. С.С.Корсакова.-1985.-№10.  
    3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986.  
    4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С.-П.: Питер, 1998.  
    5. Демьянов Ю.Г. Основы пихопрофилактики С.-П.:Паритет, 1999.  
    6. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков.М., 1998.  
    7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М: Просвещение, 1986.  
    8. Игры: обучение, тренинг, досуг/Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.  
    9. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание// Вопросы психологии.- 1992, № 2.  
    10. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1979.  
    11. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М.: Медицина,1985.  
    12. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Педагогика, 1989.  
    13. Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.: Творческий центр, 1999.  
    14. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аддиктивной среде. - М., 1988.  
    15. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985.  
    16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. – Л.: Медицина,1983.  
    17. Мольц М. Я – это Я, или как стать счастливым, 1994.  
    18. Наш проблемный подросток, С.-Петербург, 1999.  
    19. Осицкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений у учащихся// Вопросы психологии. – 1994.-№3.  
    20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, М.: Владос, 1996.  
    21. Романова О.Л., Иванникова И.В. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции "трудного класса" // Вопросы психологии.-1994.-№6.  
    22. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.  
    23. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.  
    24. Руководство практического психолога /под ред. Дубровиной И.В. М.,1995.  
    25. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев,1981.  
    26. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. – М., 2000.  
    27. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998.  
    28. Чижакова Г.И., Новикова Л.А. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков. –Красноярск,1997.

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.

Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и  управления обществом.

В недалеком  прошлом термин “отклонение” был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями - преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация?

Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода “инструкции”, “обеспечивающие правильную работу человеческой машины” [9,с.208].

Именно поэтому  почти любое отклонение можно  рассматривать как отклонение от социальной нормы.

Девиантное поведение  значительной массы населения воплощает  сегодня наиболее опасные для  страны разрушительные тенденции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной роботе были рассмотрены наиболее важные теоретические проблемы, возникающие  при изучении психологии отклоняющегося поведения молодёжи.

Были проанализированы отклоняющееся поведение, его причины  возниикновения среди молодёжи. Рассмотренно, что понимается под отклоняющимся  поведением сегодня.

Как было сказано  выше, под девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Отклонения могут  происходить в сфере индивидуального  поведения, они представляют собой  поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

Значение изучения этих проблем очевидно: отклоняющееся поведение представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Сами отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения  можно только при глубоком изучении психологии отклоняющегося поведения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.        Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие /Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. –576 с.

2.        Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999. – 512 с.

3.        Девятков В. “Пожелай мне удачи в бою…” //Тюменские известия от 16 октября 2003 года.

4.        Добренько В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 520 с.

5.        Завьялова Н.Ф. Проблемы девиантного поведения //Социс. – 1999  
– № 7. – С.23-31.

6.        Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2000. № 3.

7.        Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 480 с.

8.        Луков В.В. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // СОЦИС. 1998. № 12.

9.        Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 1990. №5.

10.    Маликова Н.Н. Типология отношения студентов к наркомании //Социс. – 2000 - №7. – С. 50-57.

11.     Менеджмент в социальной сфере /Под ред. А.Н.Силина. – Тюмень: Издательство “Вектор Бук”, 2000. – 192 с.

12.    Преступность в 21 веке //Социс. – 1996. – № 7.

13.    Профилактика девиантного поведения молодежи. Уч. пособие. /Научный ред. В.Т.Лисовский. СПб.-М.-Березники, 1998.

14.    Проценко Е.Н. Наркотики и наркомания /Сер.: Путь к новой жизни. – 1999. – № 12. – 200 с.

15.    Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС. 1998. № 4

16.    Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодёжи //Социс. – 2002. - №1. – С. 105-110

17.    Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента // Свободная мысль. 1999. № 10.

18.    Ю.Р. Вишневский, Л.Н. Боронина, А.Я. Пучков. Исследование девиантных форм поведения студенческой молодёжи Свердловской области /Университетское управление. УрГУ. Свердловск. N3-4(10-11).

19.    Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // СОЦИС. 1998. №3

    Введение 

    Вопрос  о девиантном поведении молодежи является достаточно актуальным и интересным. Вследствие отклонений от нормального  поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в них. В этом возрасте, когда не сформированное стойкое мировоззрение, личности наиболее поддаются внешнему влиянию. Воспринимая интересы, взгляды окружающих, они выбирают, впитывают в себя и в дальнейшем руководствуются ими. С развитием девиантного поведения у молодежи все больше затупливаются положительные чувства и она может стать резервом для будущей преступности. Изучение проблемы склонности к девиантному поведению молодежи, актуальность которой несомненна, требует, прежде всего, определения его места в системе координат более широкого социального содержания. Девиантное поведение, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Поэтому важно рассмотреть основные понятия и теории девиантного поведения, основные подходы, понять его сущность и факторы, которые, как катализаторы, влияют на динамику данного поведения.

    Вывод

          Для раскрытия природы  и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

          Многие поступки не подпадают под нормы и в  месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они  лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного  или научного творчества).

          Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.

          Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы  в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

          Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие «может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).

    В период перехода к рыночной экономике  изменилось материальное положение  многих слоев населения. Большинство  живет за чертой бедности, увеличилось  количество безработных. Все это  создает конфликтные ситуации, а  они приводят  к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее, сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить  жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.

 

     Список использованной литературы

    1.Актуальные  проблемы девиантного поведения: Сб.ст./ РАН; Ин-т социологии. - М.,1995.

    2.Афанасьев  В.С., Гилинский Я.И. Девиантное  поведение в условиях тотального  кризиса: особенности, тенденции,  перспективы//Образ мыслей и образ  жизни. - М.,1996. - С.147 - 162.

Информация о работе Девиантное поведение подростков как следствие дисфункции семейных отношений