Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:03, реферат
В настоящее время, когда идут интенсивные процессы изменения в различных сферах общества, особое внимание необходимо уделять подросткам, с их еще неустоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Проблемы подростков связаны с формированием социальной зрелости, с вхождением в мир взрослых, адаптацией к нему, с одной стороны, и с неизбежным процессом обновления — с другой
Различают две степени
Подростки с истероидной акцентуацией
используют различные формы поведенческих
нарушений для привлечения к себе внимания.
Главная черта истероидного характера-
демонстративность, ненасыщаемая потребность
во внимании окружающих, их восхищении
и сочувствии, эгоцентризм. С ней связаны
другие черты- внушаемость, лживость и
кажущаяся эмоциональность. Нередко это
выражается в вызывающе развязном поведении
в общественных местах, их самооценка
необъективна. Как правило, делинквентность
носит несерьезный характер. Это прогулы
и нежелание учиться, в худшем случае-мошенничество.
Алкоголизм встречается редко; как правило,
подростки пьют немного, но любят похвастаться
огромным количеством выпитого. Самым
сильным потрясением для них является
публичное осмеяние их необоснованных
претензий, способностей, их истинных
возможностей. Это создает непереносимые
для них ситуации с развитием острых, демонстративных
реакций, нередко с суицидальными демонстрациями.
Причем способы самоубийства оказываются
или безопасными ( порезы вен на предплечье,
лекарства из домашней аптечки), или расчитанные
на быструю помощь и предотвращение (приготовление
к повешению, изображение попытки выпрыгнуть
из окна или броситься под машину на глазах
у присутствующих).
Реакцией эмансипации может быть обусловлен
демонстративный поклоноформизм-напоказ
выставленное отрицание принятых норм
поведения, взглядов и вкусов.
Подростки с неустойчи
вым типом акцентуации с детства отличаются
своим непослушанием, непоседливостью,
не могут усвоить элементарных правил
поведения. Они трусливы, бояться наказаний
и легко подчиняются сверстникам с волевыми
качествами личности. Глубокой привязанности
у них не возникает, к чужим бедам они равнодушны.
Такие подростки легко оказываются послушным
орудием для лидеров асоциальных групп.
Главная черта – неустойчивость поведения,
слабоволие. Они тянутся к развлечениям,
удовольствию, безделью. Учеба для них
в тягость, при безнадзорности забрасывают
ее, быстро угасает интерес к школьным
занятиям. Вообще, никакой труд для них
не привлекателен. Любят гулять, включаются
в уличные компании. Если они остаются
без пристального внимания воспитателей,
то часто, попав в асоциальную группу,
вовлекаются в криминальную деятельность.
Основная проблема – делинквентность,
связанная с желанием развлечься. Характерны
кражи, угон мотоциклов, автомашин, хулиганство.
В компаниях рано начинают пить (с 12-14 лет).
Кроме алкоголизма неустойчивым подросткам
свойственно использование других дурманящих
средств: в поисках необычных впечатлений
они могут прийти к токсикомании или наркомании.
Пытаясь избежать неприятностей или просто
из стремления к "свободной жизни",
часто убегают из дома или интерната.
К родителям относятся с равнодушием,
безразличием, рассматривают их как источник
средств для развлечений. Неспособны на
преданную дружбу и романтическую влюбленность.
При комфорном типе акцентуации основная
отличительная особенность - думать и
поступать "как все", стараться, чтобы
все было, "как у всех". Главная черта
этого типа – постоянная, чрезмерная конформность
к своему непосредственному окружению.
С конформностью связаны некритичность,
консерватизм, нелюбовь к новому, отсутствие
инициативы.
Такие подростки – продукт своей микросреды.
В благополучном окружении ничем не выделяются,
им несвойственны нарушения поведения.
Попав в другую среду, они первоначально
тяжело к ней адаптируются, но затем усваивают
все ее обычаи, привычки, манеру поведения.
Они отказываются от любых проявлений
индивидуальных наклонностей и взглядов.
Они бояться хоть чем-то отличаться от
норм, принятых в их непосредственном
окружении. С трудом воспринимают новое,
т.к. не могут к нему безболезненно приспособиться.
Им очень нелегко привыкнуть к новой обстановке,
новым правилам поведения. Конформные
подростки дорожат своим местом в привычной
группе сверстников, стабильностью в этой
группе. Если такой подросток отвергнут
привычной для него компанией, это оказывается
для него самой сильной психической травмой.
Они консервативны во всем, во взрослом
состоянии эти качества сглаживаются
и даже становятся привлекательными, эти
люди не шарахаются из стороны в сторону,
а вполне устойчивы к требованиям среды.
Главной чертой подростков с эпилептоидной
акцентуацией является напряженность
потребностей и вязкость, инертность мышления,
эмоциональности, других личностных сфер,
постоянная, ничем не мотивированная склонность
к затяжным периодам злобно-тоскливого
настроения. Они сами создают конфликт,
чтобы сорвать зло. Никакие усилия, никакая
доброжелательность, никакая готовность
окружающих пойти навстречу не могут предупредить
появление у них периодических взрывов
злобного аффекта. Такие аффекты вспыхивают
по любому поводу и отличаются продолжительностью,
часто сопровождаясь вербальной и физической
агрессией. Их привлекает роль диктатора
в группе сверстников, в семье. В школе
они могут быть угодливы, заискивать перед
учителями, но нет гарантии, что внезапно
они не проявят грубость и агрессию. Общими
чертами этих подростков являются инертность,
вязкость, соблюдение собственных интересов
и пренебрежение чужими. Скрытая акцентуация
эпилептоидного типа проявляется при
малейшем конфликте, связанном с ущемлением
их интересов, ограничением их возможности
проявить деспотическую власть. Наступает
состояние злобного аффекта с дезадаптацией
личности.
Редко приводит к состояниям дезадаптпции
психастенический тип акцентуации.
Подростки с этим типом характера –прирожденные
пессимисты, которые постоянно опасаются
чего-то и ждут неприятностей. Принять
решение, сделать выбор - самая трудная
для них задача. Периодом наибольшего
проявления этих характерологических
особенностей являются первые классы
школы, когда к чувству ответственности
предъявляются серьезные требования.
Их отличает постоянный мелочный самоанализ,
они вновь и вновь проверяют правильность
принятых решений. Их тревожная мнительность
часто является предметом насмешек в классе.
Положительной чертой этих подростков
является выполнение ими после долгих
колебаний принятых решений.
Из других типов акцентуаций следует
отметить лабильный тип, который встречается
почти у 20% подростков и характеризуется
обостренным восприятием окружающего.
Главная черта этого типа – крайняя изменчивость
настроения. Любое замечание, шутка и похвала
способны изменить настроение подростка
в ту или иную сторону. Недооценка этого
воспитателями может спровоцировать развитие
бурных реакций дезадаптации и глубокие
депрессивные переживания.
От сиюмитнуного настроения зависят самочувствие,
сон и аппетит, работоспособность, поиски
общения или стремление к одиночеству.
При плохом настроении будущее представляется
серым и унылым, прошлое кажется цепью
неудач, ошибок и несправедливостей, а
окружающие люди наделяются массой недостатков.
Резкий подъем настроения расцвечивает
будущее самыми радужными красками, прошлое
складывается из приятных воспоминаний
и те же самые знакомые оказываются милыми
и интересными людьми. Лабильным подросткам
свойственны глубокие чувства и привязанности.
Они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение,
участие и заботу. С любящими родственниками
их связывает эмоциональная близость,
несмотря на мимолетные ссоры. Они становятся
преданными друзьями для тех, кто способен
им сопереживать.
При этом типе акцентуации глубоко переживаются
упреки, нотации, осуждения. Самыми тяжелыми
ситуациями оказываются утрата близких,
вынужденная разлука с ними, отвержение
со стороны значимых людей. Возможны острые
аффективные реакции, неврозы депрессии.
Для гипертимных подростков характерны
общительность, болтливость, склонность
к озорству. Всюду, где они появляются
много шума. При поступлении в школу оказываются
недисциплинированными, неусидчивыми,
легко отвлекаются от занятий. Поэтому,
несмотря на свои способности, учатся
неровно, их дневники пестрят замечаниями
и всеми возможными отметками.
В подростковом возрасте их главной чертой
становится приподнятое настроение. Оптимизм
в сочетании с кипучей энергией и часто
обаянием дает основание называть такой
характер солнечным. Гипертимные подростки
очень общительны, в компаниях оказываются
лидерами, "заводилами". Эти подростки
плохо переносят одиночество и жесткий
контроль со стороны взрослых. Оказавшись
в условиях строгого режима, дают вспышки
раздражения и гнева, могут оттуда сбежать.
В семье борются за самостоятельность;
побеги из дома встречаются нечасто, но
есть склонность к самовольным отлучкам,
более или менее продолжительным. У них
легко возникают конфликты не только с
родителями, но и с учителями в школе.
Из острых подростковых проблем им свойственны
делинквентность и алкоголизация. Оказавшись
в неблагоприятной среде, гипертимные
подростки становятся участниками или
даже вдохновителями групповых правонарушений.
Пьют тоже всегда в компаниях с приятелями;
могут попробовать и другие дурманящие
средства. Для них характерны ранние сексуальные
связи.
Подростки циклоидного типа в детстве
ничем не отличаются от сверстников или
производят впечатление гипертимов. В
начале или при завершении полового срзревания
наступает длительное снижение настроения
(субдепрессивная фаза). Появляются аппатия,
раздражительность, все валится из рук,
ощущается упадок сил. Учиться становится
труднее, шумные компании сверстников
больше не привлекают – бойкие подростки
превращаются в унылых домоседов.
Обычно состояние меняется через 1-2 недели.
Но по мере развития акцентуации периоды
подъема, полные общения и наверстывания
упущенного в учебе, случаются реже и становятся
не такими яркими, как прежде.
В периоды подъема циклоидные подростки
плохо переносят одиночество, однообразную
размеренную жизнь, кропотливую работу.
Им свойственны те же проблемы, что и гипертимным.
В субдепрессивной фазе тяжело переживаются
изменения привычного образа жизни, в
частности переход в другую школу. Остро
воспринимаются мелкие неприятности и
неудачи в учении, неизбежные из-за падения
работоспособности. Повышается чувствительность
к укорам, упрекам, обвинениям, а серьезные
неудачи и нарекания могут усилить субдепрессивное
состояние или вызвать острую аффективную
реакцию. В последнем случае возможны
суицидные попытки.
Главной чертой астено-невротического
типа является повышенная утомляемость,
раздражительность и склонность к ипохондричности.
Утомляемость проявляется особенно сильно
при умственных нагрузках, что сказывается
на учебе. Раздражение по малейшему поводу
тут же изливается на окружающих – тех,
кто оказался рядом; но аффективные вспышки
несильны и продолжительны, они легко
сменяются раскаянием и слезами. Ипохондричность
проявляется в том, что подростки постоянно
прислушиваются к своим телесным ощущениям
(мальчики чаще всего – к работе сердца),
любят проходить обследования и лечиться,
охотно укладываются в постель. В их мыслях
о будущем центральное место тоже занимают
заботы о собственном здоровье.
На основе этой акцентуации может начаться
невротическое развитие. Ни делинквентность,
ни побеги из дома, ни алкоголизация здесь
не встречаются.
Подростки сензитивного
типа с детства пугливы, застенчивы
и послушны, это – "домашние" дети.
Школа сначала пугает их скопищем сверстников,
шумом и драками на переменах, но затем,
привыкнув к одному классу, они стремятся
остаться в нем, даже когда им досаждают
одноклассники. Учатся обычно старательно.
Бояться вызовов к доске, контрольных
и экзаменов.
Главные черты – высокая чувствительность
и чувство неполноценности. "Слабым
местом" при таком характере оказывается
отношение окружающих. Крайне тяжела,
иногда непереносима для сензитивных
подростков ситуация, в которой они становятся
объектом насмешек или подозрений, когда
на их репутацию падает хоть малейшая
тень. У них рано формируется чувство долга,
ответственности, они усваивают моральные
нормы поведения и принимают духовные
ценности старшего поколения. Высокие
этические требования предъявляются и
к окружающим и, прежде всего, к самим себе.
В себе видят много недостатков, пытаются
с ними бороться или их маскировать, их
жизнь полна укоров и самобичевания.
К родственникам такие подростки сохраняют
детскую привязанность, подчиняются их
опеке. В семье упреки и наказания вызывают
обычно не протест, а угрызения совести,
слезы и даже отчаяние. Сверстники их часто
пугают грубостью, цинизмом, жестокостью.
Они не отгораживаются от подростковой
среды, но предпочитают близкого друга
большой компании. Им свойственны романтические
влюбленности. Однако свои чувства подростки
и старшеклассники или скрывают , или выражают
так неудачно, что любовь остается безответной.
Это еще больше обостряет чувство собственной
неполноценности.
При этой акцентуации нехарактерны ни
алкоголизация, ни любое другое токсиманическое
поведение, ни делинквентность. Если сензитивный
подросток проявил по отношению к кому-то
грубую агрессию, эту отчаянную реакцию
нельзя расценивать как хулиганство: ее
наверняка вызвала целая серия глубоких
обид. Прогулы или отказ ходить в школу
тоже всегда бывают вызваны тяжелой для
подростка ситуацией в классе – насмешками
сверстников, "изводящих" его, или
несправедливыми оценками кого-то из учителей.
Когда сензитивный подросток попадает
в полосу неудач, разочарований или когда
ему предъявляются серьезные несправедливые
обвинения, появляются депрессивные реакции.
Бывают попытки самоубийства.
Черты шизоидного
типа проявляются раньше, чем особенности
всех других характеров. С детства ребенок
обращает на себя внимание холодностью,
избеганием сверстников, играми в одиночестве.
С наступлением полового созревания с
особенной яркостью выступают такие черты,
как замкнутость, отгороженность от окружающих,
неспособность или нежелание устанавливать
эмоциональные контакты.
Внутренний мир подростков богат только
при высоком интеллекте, но в любом случае
он полон фантазий и увлечений, тщательно
скрывается от посторонних. Как правило,
духовное одиночество не тяготит их, но
чаще они страдают от отсутствия друга,
неумения общаться со сверстниками. Их
неспособность к общению связана с недостатком
интуиции ("Я никогда не знаю, любят
меня или ненавидят, если об этом мне прямо
не скажут") и отсутствием сопереживания
другим. Недоступность внутреннего мира,
в который погружены подростки, и их сдержанность
в проявлении чувств делают многие их
поступки неожиданными и непонятными
для окружающих.
Алкоголизация среди шизоидных подростков
встречается редко, так как опьянение
не вызывает у них подъема настроения.
Иногда принимаются небольшие дозы спиртных
напитков, чтобы "побороть застенчивость",
"свободно чувствовать себя в школе".
Наиболее острая проблема – использование
других дурманящих веществ, усиливающих
фантазии, делающих их более красочными
и чувственными.
Делинквентность нечасто, но встречается,
причем правонарушения совершаются в
одиночку (хорошо продуманные кражи, сексуальная
агрессия и др.).
Как уже говорилось, ни один из типов акцентуации
характера не является симптомом болезненных
расстройств. Смысл выявления акцентуации
состоит в том, что позволяет заранее предсказать,
в каких ситуациях у подростка возможен
психологический срыв.
Трудновоспитуемость или микросоциальная
запущенность также характеризуется стойким
изменением поведения. К микросоциально-педагогической
запущенности могут привести различные
причины. Среди них большое место занимает
воспитание ребенка в семьях примитивных
родителей, в условиях эмоционального
отвержения ребенка, в конфликтных семьях,
воспитание в чужой семье, там, где создаются
условия безнадзорности. Поведение педагогически
запущенного ребенка изменчиво и находится
в тесной зависимости от среды и ситуации.
Поведение формируется в силу неправильного
педагогического подхода взрослых, несправедливого
порицания и приводит к образованию различных
реакций протеста, имитации. В основе микросоциальной
запущенности лежит социальная незрелость
личности. Отсутствие или недостаточная
сформированность интеллектуальных интересов,
потребность в труде, недостаточность
чувства долга, ответственности, искаженное
понимание нравственности ведут к отклонениям
в поведении, отказу от посещения школы,
нежеланию учиться, пренебрежению обязанностями.
Микросоциальная педагогическая запущенность
и нарушения школьной адаптации могут
возникнуть у детей с потенциально сохранными
интеллектуальными способностями, но
с проявлениями патологии поведения как
следствия конституциональных или приобретенных
нарушений формирующейся личности и характера.
Интеллектуальная недостаточность у этих
детей и подростков проявляется в выраженном
недостатке объема знаний, представлений,
навыков, которые должны быть у ребенка
данного возраста. При этом сохраняется
способность к обобщению, умению использовать
помощь, ориентироваться в повседневной
жизни. Педагогическая запущенность сопровождается
недоразвитием интеллектуальных интересов,
бедным словарным запасом, бедностью эмоциональных
реакций, недостаточностью высших потребностей
и установок личности. У детей и младших
подростков с их недостаточной зрелостью
усвоение асоциальных форм поведения
при неправильном воспитании может возникнуть
и быстро закрепиться как привычка к определенному
стереотипу поведения. В отличие от отклоняющегося
поведения детей с болезненно измененной
психикой, при трудновоспитуемости имеется
более выраженная избирательность форм
поведения. Педагогически запущенный
ребенок проявляет симпатии к избранным,
чаще всего сверстникам, и в тоже время
может быть груб, циничен, агрессивен со
взрослыми. Не характерны для трудновоспитуемых
подростков соматовегетативные расстройства,
астенические истерические, аффективные
колебания настроения.
Особо следует сказать о суицидальном
поведении. Если в детском возрасте покушения
на самоубийство встречаются редко, то
в 14-15 лет они стоят в ряду типичных нарушений
поведения подросткового периода. Необходимо
иметь в виду, что конфликтная ситуация
ребенка или подростка может складываться
из незначительных, мимолетных, по мнению
взрослых, ситуаций, которые порождают
чувство безысходности, неразрешимости
конфликта, отчаяния и одиночества. Это
объясняется неумением предвидеть последствия
своих поступков и отсутствием жизненного
опыта. У детей и подростков формальные
знания о смерти, так как большинство из
них не осознают необратимости смерти.
Ребенок считает, что можно умереть и наблюдать
собственные похороны и раскаяния своих
обидчиков. Дети нередко прибегают к наиболее
калечащим способам покушения на жизнь
и не отдают себе отчета в крайней опасности
для жизни даже демонстративно-шантажных
попыток или угроз. Поэтому все суицидальные
действия в этом возрасте следует расценивать
как истинные.
Глава 2.
Экспериментальная
работа по диагностике
и коррекции отклоняющегося
поведения. 1
2.1. Коррекция отклоняющегося
поведения у детей и
подростков
Очевидно, что раннее выявление как физиологических
особенностей ребенка, так и неблагоприятных
ситуаций воспитания могло бы способствовать
коррекции его поведения прежде всего
созданием социальных условий, необходимых
для формирования полноценной личности.
И здесь возрастает роль медико-психолого-
Если отклоняющееся поведение связано
с аномалиями нервной и психической деятельности,
то ребенок должен быть осмотрен психиатром
и пролечен всеми необходимыми средствами.
При этом обязательно должна быть оказана
психологическая и психотерапевтическая
помощь семье. При проведении реабилитационных
и лечебно- коррекционных мероприятий
усилия врачей, психологов и педагогов
объединяются. Поэтому выделяют педагогическую,
психофармакологическую, психотерапевтическую
и психологическую коррекцию, направленную
на развитие отдельных психических процессов.
Педагогическая коррекция включает в
себя комплекс мер, направленных на выявление
системы ценностей школьника (ценность
знания, учебной деятельности, отношений,
самоценность); формирование положительной
мотивации деятельности; действия учителя,
направленные на помощь ученикам в осознании
ими жизненной цели, своих возможностей,
интересов, соотношении "идеального
и реального"; помощь в выборе профессии.
Эта деятельность будет более эффективной,
если учитель работает в тесном контакте
с родителями. Педагогическое просвещение
родителей по наиболее актуальным проблемам
воспитания ребенка способствует повышению
их заинтересованности в ребенке; осознанию
стиля отношений в семье; предъявлению
целесообразных требований к ребенку.
Акцентирование внимания позволит им
осуществить превентивные меры, направленные
на предупреждение отклоняющегося поведения
детей, особенно в подростковом возрасте.
Детям с психатоподобным поведением необходимы
все те формы воздействия, которые существуют
- ласка, шутка, поощрение, строгий тон.
Следует обучить ребенка правильной реакции
на эти воздействия. При отклоняющемся
поведении дети страдают от неотвратимости
наказания. Ожидание неприятности вызывает
у них протест, в том числе и побеги.
Ребенок должен знать, что реакция на
его неправильное поведение обязательно
будет: сегодня его простят, завтра осудят,
потом будут сопереживать, в другом случае
обратят в шутку. Таким образом, не создается
для ребенка состояния безысходности
его положения и постоянного чувства вины.
У детей психапатоподобным поведением
Эффективным методом психотерапии является
создание группы общения. Такая группа
из 6-8 человек участвует в обсуждении своих
проблем. В зависимости от задач можно
целенаправленно воздействовать на эмоциональное
объединение группы, применять приемы
коррекции самооценки, саморегуляции,
преодоления индивидуализма, агрессивности.
При формирующейся психопатии неустойчивого,
возбудимого круга реабилитационные мероприятия
связаны в основном с коррекционно-воспитательной
работой. В отношении конфликтов, которые
неизбежно возникают у детей с повышенной
эмоциональной возбудимостью, необходимо
проводить мероприятия на снятие психоэмоционального
напряжения.В работе с такими детьми нужно
добиваться положительной реакции на
требование, правильного понимания, критичности
к допущенным поступкам, вырабатывать
умение вовремя остановиться. Большое
значение имеет тон, манера разговора
с таким ребенком. Некорректное замечание
может изменить настроение ребенка, спровоцировать
нарушение поведения, значительно повлиять
на процесс обучения и поведение.
У гиперкинетических детей обычно отмечается
выраженное нарушение активного внимания.
Гиперкинетический ребенок импульсивен
и никто не может предсказать, что он сделает
в следующий момент. Действует он, не задумываясь
о последствиях, и поэтому чаще других
попадает в неприятные ситуации. Он чрезмерно
впыльчив, он не говорит, а кричит, спорит,
доказывает, оправдывается. Привлечь его
внимание удается с трудом, оно постоянно
ускользает с одного на другое. Такой ребенок
способен вывести из терпения самого спокойного
взрослого. На уроке ему трудно сосредоточиться.
При письме он пропускает буквы, не дописывает
слова и предложения и больше других нуждается
в коррекции внимания и воспитании усидчивости.
Коррекция поведения подростков с истероидными
проявлениями и особенно истеронеустойчивых
особенно трудны. Ни замечаниями, ни внушением,
ни рациональным разъяснением устранить
нарушения практически невозможно. Их
недисциплинированность окрашена демонстративным
поведением, слепым эгоцентризмом и непомерным
уровнем притязаний. Они часто считают
себя "героями" или "жертвами".
Истеричные подростки тонко чувствуют
отношение к ним окружающих. Они трусоваты.
В беседе с ними следует пользоваться
образным языком. в таких беседах необходимо
выяснить увлечения и интересы подростка
и умело использовать для коррекции. Следует
возбудить любопытство подростка и дать
ему понять, что его уважают, хотят помочь,
но не заискивать перед ним. Лучше, чтобы
беседа происходила с глазу на глаз, без
присутствия других лиц. Истероидные подростки
требуют внимания. Их необходимо выслушать,
а затем постараться объяснить, на что
они имеют право, а на что нет, постараться
заменить асоциальные увлечения другими.
Чтобы этого достичь, нужно организовать
досуг ребенка. Хорошее влияние на эту
категорию детей оказывают литературно-исторические
примеры, ориентирующие ребенка на выбор
иного стиля поведения. Постоянное сравнение
себя с эталонным образцом порждает желание
самосовершенствоваться. Это дети с высоким
уровнем эмоциональности, но с недостаточно
развитой волевой сферой. Часто они художественно
или музыкально одарены, с хорошей ручной
умелостью. Эти их качества и следует использовать,
вовлекая в занятия искусством, живописью,
рукоделием, резьбой по дереву, металлу,
дизайном. Таких детей следует активно
побуждать к деятельности, постоянно поддерживая
интерес к ней. В эту работу должны быть
вовлечены родители.
Подростки с психастеническими чертами
характера обычно не вовлекаются в кружки,
секции, но если работают индивидуально,
то достигают высокой продуктивности.
Им нужна постоянная опора, похвала, успех
и одобрение их деятельности, которые
и поддерживают интерес. Иначе они запутываются
в бесконечных сомнениях и опасениях,
боясь осуждения, собственного "безответственного"
отношения.
Гипертимные подростки не выносят однообразия
и жестко регламентируемого режима. Интерес
ко всему у них неиссякаемый. В плане компенсации
необходимо найти выход их кипучей энергии,
разнообразить жизнь. У таких детей много
увлечений, и они поочередно могут заниматься
ими. Необходимо только направлять в социальное
русло развитие личности такого подростка,
т.к. оставленные сами по себе, они совершают
антидисциплинарные поступки.
Конформные подростки адаптируются к
своей микросреде настолько, что даже
небольшие перемены в их окружении вызывают
у них негативизм. Они предпочитают стабильность
существования. В этом жизненном правиле
отражается отсутствие у них самостоятельности
и гибкости мышления. Подростки спокойно
существуют в монотонной, стабильной обстановке.
Настоящих друзей в школе у них ент. В учебе
и в работе они старательны, но избегают
нововведений. Дезадаптация наступает,
когда подросток попадает в группу с антиобщественным
поведением. В силу своего характера они
постепенно усваивают такое поведение
в качестве эталонного. Следует учесть,
что такой тип характера имеет и свои положительные
стороны. Подростки исполнительны, аккуратны,
выполняют все рекомендации, инструкции
и правила. Именно на эти качества и следует
опираться в коррекционной работе.
При педагогической запущенности часто
выражены болезненные переживания своей
несостоятельности и стремление уйти
от учебных занятий. При коррекции могут
быть использованы психолого-педагогические
приемы. Педагог вычленяет от одной до
трех тем из всего учебного материала
и за короткий срок (2-4 надели) доводит
знания ученика с уровня, например, 2-го
класса до 4-го. Положительные результаты,
успехи стимулируют ребенка на преодоление
пробелов в знаниях по всему учебному
материалу. Имея нормальный интеллект,
ребенок быстро ликвидирует пробелы в
знаниях.
Коррекционная работа при патохарактерологических
реакциях личности и патологических формированиях
характера должна быть направлена на оздоровление
среды и семейно-бытовой обстановки:
систематический контроль и коррекцию
поведения со стороны родителей, воспитателей
и педагогов; формирование интересов и
трудовых установок; семейную психотерапию.
Коррекция неблагоприятных личностных
особенностей – это коррекция судьбы,
развития жизненной ситуации в будущем.
Не будет преувеличением сказать, что
в психотерапевтической коррекции нуждаются
практически все дети и подростки. Но особенно
она необходима для предупреждения оклоняющегося
поведения с низкой адаптивностью, с патохарактерологическими
реакциями, а также при других нарушениях
поведения.
2.2.Методы работы
Психотерапевт при работе с детьми и подростками
может использовать, например следующие
методы/28/:
Например, подростка оставляют за
старшего в группе. Но дети его не
слушают, разговаривают, встают, ходят,
т.е. ведут себя так, как ведет
обычно себя он. Прочувствовав на себе
неприятное отношение сверстников,
ребенок начинает критически оценивать
свои поступки и поведение в целом.
Подростки неравнодушны к своему будущему.
При использовании "метода Гуру"
ему говорят по аналогии со сказкой: "Пойдешь
налево – найдешь бесчестье, пойдешь направо
- найдешь удовлетворение и счастье".
Сильный впечатление на подростков производит
пример преуспевающего в жизни молодого
человека. Он не поучает, не призывает,
а просто рассказывает о себе, о своей
жизни и успехах. Можно организовать встречи
с выпускниками школы, преуспевающими
в жизни.
В групповой работе
Игры вызывают неожиданные ситуации,
а это и есть оздоровительный
эффект. Ребенок раскрывается в играх
и стремится реализовать свои
комплексы, стремится быть самим
собой. То, что увлекает, заставляет
размышлять, - запоминается, доставляет
чувство удовольствия. Следует подчеркнуть,
что систематическое наблюдение за игрой
позволяет определить степень общительности
или замкнутости каждого ребенка. Робость
часто не позволяет ребенку самому предложить
себя на главную роль, а его товарищи этого
не замечают. Психотерапевт предоставляет
такую возможность каждому ребенку и поощряет
любую инициативу и творчество. Включившись
в игру, даже самые застенчивые и робкие
дети в конце концов чувствуют себя свободно,
раскованно, раскрепощенно, получая радость
от общения с людьми. игра помогает ребенку
преодолеть робость, стеснительность,
скованность. Ценность игры еще в том,
что в ней проявляется способность к самовоспитанию.
Ребенок намеренно ведет себя так, как
того требует роль. Следует помнить, что
игра не предназначена для исправления
недостатков ребенка. Главная опора должна
быть на положительные качества, снятие
чувства вины и отрицательных эмоций,
вызвавших отклонения. В психотерапевтических
играх не должно быть проигравших. При
отклоняющемся поведении положительное
влияние игры состоит еще в том, что она
заставляет соблюдать нормы и правила
нравственного поведения. Нарушение этих
правил отмечают сами дети, участвующие
в игре, и выражают осуждение нарушителю.
Игра тренирует эмоциональные реакции,
способствует выработке сдерживающих
механизмов при бурных эмоциональных
реакциях.
Отражение проблемных ситуаций в игре
дает возможность коснуться и семейных
отношений. Игры "в семью" дают возможность
создать новые варианты взаимоотношений.
Продолжительность игровой работы с группой
составляет около полугода при двухразовых
занятиях в неделю.
2.2.1.Программа развития
временной перспективы
и
способности к целеполаганию
для учащихся
Цель предлагаемой ниже развивающей программы/24/
для работы со старшеклассниками – помочь
учащимся определить свои жизненные планы,
прояснить временную перспективу будущего
и в итоге на этом пути продвинуться в
плане своего личностного развития, самоопределения,
в обретении собственной идентичности
Общепринятое положение о том, что обращенность
в будущее является главной чертой старшеклассника,
что жизненные планы, перспективы составляют
"аффективный центр" жизни подростка,
не означает, что возрастное новообразование
вызревает само собой, повинуясь неким
возрастным законам развития. Напротив,
подростки и юноши испытывают огромные
субъективные трудности при определении
своих жизненных целей и перспектив. Типичной
для ранней юности психопатологией является
именно расстройство временной перспективы
(Э. Эриксон) –тесно связанной с кризисом
идентичности. Не всем дается легко формирование
новой временной перспективы, нередко
обостренное чувство необратимости времени
сочетается в юношеском сознании с нежеланием
замечать его течение с представлением
о том, будто время остановилось. Чувство
остановки времени психологически означает
как бы возврат к детскому состоянию, когда
время еще не существовало в переживании
и не воспринималось осознанно. Установка
(как правило неосознанная) на продление
"эпохи моратория" с ее весельем и
беззаботностью не только социально вредна,
но и опасна для самой личности. Огромные
проблемы возникают у старшеклассников
и при попытке совместить ближнюю и дальнюю
перспективы.
В основе предлагаемой ниже программы
лежат психотехники, заимствованные из
различных американских источников, в
частности М.Мольца/17/: "Я – это Я, или
как стать счастливым". Сейчас появилось
множество книг, статей в журналах и газетах
содержащих рецепты, которые помогут вам
стать знаменитым, добиться успеха в жизни,
быть счастливым, наконец. И везде в тройке
самых важных – "определи свою жизненную
цель":
Самую, пожалй радикальную позицию
в этом вопросе предлагает М. Мольц:
"Человеческий мозг и вся нервная
система действуют
Существенным элементом всех излагаемых
ниже психотехник является фиксация на
бумаге того, что так или иначе проигрывается
в ментальном плане, - обычно это какие-то
записи, иногда рисунки, которые должны
делать учащиеся.
Так как же ответить на самый главный
и самый, как ни странно, трудный вопрос
– чего ты хочешь? Как научиться формулировать
свои цели? Как фиксировать это в своем
сознании? Кратко можно ответить так: надо
мечтать, но делать это очень сосредоточенно.
Чтобы ответить подробнее, полезно обратиться
к нижеследующим психологическим упражнениям
и техникам. Итак:
1. Возмите карандаш и бумагу. Устройтесь
поудобнее, там, где вы чувствуете себя
максимально коифортно. А теперь постарайтесь,
не ставя себе никаких (!) ограничений,
нарисовать свою будущую жизнь – так,
как вы хотели бы, чтобы она сложилась,
с теми дорогами, по которым вы хотели
бы пройти, с теми вершинами, на которые
вы хотели бы взойти.
Начните со списка того, о чем вы мечтаете,
кем хотите стать, каким хотите стать,
где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь
и в течении 10-15 минут заставьте свой карандаш
беспрерывно работать. Где только можно,
сокращайте слова и переходите к следующему
желанию. Чувствуйте себя королем, дайте
волю своему воображению, отбрасывайте
ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения
все же будут приходить вам в голову, представьте
себе мысленно, что вы их выводите с поля,
удаляете с ринга.
Записывая то, чего вы хотели бы в результате
достичь, следуйте правилам:
1) формулируйте свои мечты в позитивных
терминах;
2) будьте предельно конкретны: постарайтесь
ясно представить себе, как это выглядит,
как пахнет, как звучит, каково на ощупь;
чем сенсорно богаче ваше описание, тем
более оно задействует ваш мозг для достижения
цели;
3) постарайтесь составить ясное представление
о результате, что именно будет, когда
вы достигните своей цели.
4) важно формулировать такие цели, достижение
которых в принципе зависит отвас: не надо
расчитывать на то, что кто-то что-то должен
сделать и тогда все будет хорошо.
5) спрецировав в будущее последствия выших
сегодняшних целей, подумайте, не нанесут
ли они ущерба другим людям, ваши результаты
должны приносить пользу и вам и другим,
они должны быть "экологически чисты".
2. На следующем этапе следует просмотреть
составленный ранее список и определить,
в какой временной сетке вы работаете.
Хотите ли вы все то, что написали, иметь
уже завтра или, напротив, ваши цели относятся
к весьма отдаленному будущему. Важно
иметь ясное представление и о первом
шаге, и о последнем.
3. Теперь из всего тог, о чем вы написали,
выберете четыре самых важных на этот
год цели. Выберете то, что в случае реализации,
достижения цели доставит вам самое большое
удовольствие, то, что вас больше всего
волнует. Выпишите эти 4 цели.
А затем напишите, почему вы точно уверены,
что это для вас так важно. Дело в том, что
вы можете добиться всего, чего угодно,
если у вас есть для этого серьезные внутренние
основания, уверенность в необходимости
достижения определенной цели, результата.
Эти основания отличает просто интерес
от субъективной необходимости, обязательности
этого достичь.
4. Теперь, когда составлен список из четырех
главных, ключевых целей, необходимо вновь
просмотреть их через призму сформулированных
выше правил. Если появится необходимость
что-то исправить, надо эти изменения внести.
5. Теперь составьте список тех необходимых
для достижения целей ресурсов, которыми
вы уже обладаете.
6. Когда вы это сделали, попробуйте припомнить
те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали,
что достигли успеха, это обязательно
должно быть какое-то очень важное событие.
Какие из вышеперечисленных ресурсов
вы тогда использовали наиболее максимально
эффективно?
7. После этого опишите, каким человеком
вы должны были бы быть, чтобы достигнуть
своих целей.
8. Теперь в нескольких тезисах сформулируйте,
что препятствует иметь все то, о чем вы
мечтаете, к чему стремитесь прямо сейчас.
9. На этом этапе надо для каждой из четырех
выбранных целей составить черновик пошагового
плана для ее достижения.
Начните с конечного результата, а потом
шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть
до того, что вы можете сделать по этому
плану прямо сегодня.
Задача следующего шага – разработка
собственно стратегии достижения успеха.
Э Роббинс предлагает на этом этапе воспользоваться
некоторыми идеями НЛП Дж. Гриндера и Р.
Бендлера/24/, а именно: попытаться смоделировать
кого-то, кто уже достиг того, к чему вы
стремитесь.
10. Воспользуйтесь такими моделями.
Этими людьми могут быть те, кого вы хорошо
знаете, а могут
быть и просто известные люди, добившиеся
необыкновенных успехов.
Запишите имена 3-5 человек, которые уже
добились того, к
чему вы стремитесь. В нескольких словах
опишите их личностные качества и поведение,
которые привели их к успеху.
После этого закройте глаза и представьте,
что каждый из этих людей собирается дать
вам совет, как лучше всего достичь цели.
Запишите основную идею того, что они скажут.
11. Нарисуйте мысленно свой идеальный
день. Это может быть мысленный рисунок,
но может быть и реальный. Кто с вами? Чем
вы заняты? Когда, как вы проснулись?, что
происходит дальше вплоть до самого вечера,
когда вы вновь ляжете спать? Что вы будите
чувствовать, ложась в постель? Возьмите
карандаш и бумагу и опишите все это.
12. А теперь опишите ваше идеальное окружение.
Помните при этом, что мозгу необходим
четкий, ясный сфокусированный сигнал,
чтобы заработал описанный Мольцем механизм
автоматического наведения на цель. Вот
почему вышеприведенные упражнения очень
полезны.
Необходимо отдавать себе отчет в том,
что если вы не задаете собственные программы
достижения результатов, к которым стремитесь,
то кто-то другой сделает это за вас, включит
вас в свои планы.
Как показала практика, сначала выполнять
эти упражнения подросткам достаточно
трудно, даже при наличии в тренинговой
работе подготовительного этапа, включающего
в себя приобретение навыком коммуникативного
общения, самопонимания, развития сенсорики
и др.
Но потом это становится легче, и даже
занимательнее.
2.3.Проблемы
Высокая проблемная нагруженность у подростков
обнаружена в отношениях с родительским
домом. Что в других культурах, например,
отношения с родителями – это не острая
проблема для подростков.
Источники возникновения проблем во взаимоотношениях
родителей и подростков в нашей культуре
исследовал В.Е. Каган/9/
Один из выводов, к которым он пришел, состоит
в том, что в тоталитарном обществе отношение
родителей к ребенку определяет не любовь
сама по себе, а то, в какой мере ребенок
выполняет социальные нормы. Родителей,
как правило, не интересуют проблемы, переживаемые
подростком, они не выступают как помощники
в решении этих проблем. Наоборот, стремясь
добиться от ребенка нормативного поведения,
родители сами становятся источником
проблем. При таких установках родители
и подростки оказываются в состоянии противостояния.
Поскольку родители современных подростков
в большинстве своем сформировались как
личности в предшествующую эпоху, можно
предположить, что полученный в нашем
исследовании результат объясняют изложенные
В.Е. Каганом наблюдения. Также установлена
высокая частота конфликтов подростков
с родителями, причинами которых являются
нарушение подростками нормативного поведения,
которое , с точки зрения родителей, является
главным условием нормальных, бесконфликтных
взаимоотношений со своими детьми.
Таким образом, переживание подростками
проблем, возникающих как пртиворечие
между ними и их родителями, это – скорее
следствие социокультурных, чем психологических
особенностей. К настоящему времени стало
очевидно, что коррекция этой проблемы
предполагает оказание психологом помощи
как подростку, так и родителям. Последние
нуждаются, прежде всего, в смене родительских
установок, изменении своей позиции в
отношении своих детей, в пересмотре системы
оценивания их как личностей. Работа с
родителями должна стать основой для профилактики
проблем подростков. Эта работа должна
предусматривать такие направления, как:
просвещение по вопросам планирования
семьи, развития гуманистического воспитания
в семье взамен нормативного, управленческого,
развитие системы ценностей, в которой
достойное место занимал бы человек, в
том числе ребенок и пожилой человек.
Семья представляет собой систему взаимосвязанных
социальных ролей, отношения между которыми
определяются культурно-нравственными
нормами и индивидуальными свойствами
личности. Семейные конфликты носят субъективный
характер и возникают чаще всего из-за
непонимания друг друга. Если ребенок
воспитывается в конфликтной семье, то
неизбежны ошибки воспитания, неправильная
позиция родителей и ребенка. Следствием
этого могут стать нервно-психические
срывы, отклоняющееся поведение, неправильное
формирование характера. Часто отклоняющееся
поведение подростка родители склонны
считать болезнью и, наоборот, явные проявления
болезни пытаются устранить воспитательными
мерами. Это вызвано не только отсутствием
медико-педагогических знаний, но и нежеланием
видеть свою вину или реальную угрозу
в будущем.
Чтобы лучше понять происхождение семейных
конфликтов, нужно выделить неблагоприятные
черты родителей, прежде всего матери.
В теоретических исследованиях, посвященных
вопросам развития личности, особенно
заостряется внимание роли матери в эмоциональных
отношениях с ребенком (Л.И. Божович, Р.
Бернс, И.В. Дубровина, И.с. Кон, М.И. Лисина,
В.С. Мухина и др.)/18/. Ибо неразвитость отношений
междй матерью и ребенком в дальнейшем
преобразуется в стабильное отвержение
ребенком своего собственного "я",
что в свою очередь приводит к глобальному
отвержению мира социальных отношений
/22/.
К таким чертам относятся:
Информация о работе Девиантное поведение подростков как следствие дисфункции семейных отношений