Детско-родительские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.

Объект: детско-родительские отношения.

Предмет: детско-родительские отношения в приемных семьях.

Гипотеза: мы предполагаем, что существуют особенности детско-родительского отношения в приемных семья : тип родительского отношения обусловлен мотивом усыновления и степенью гибкости-ригидности семейной системы.

В данной работе нами решались следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Дать понятие о детско-родительских отношениях.

3. Рассмотреть типы родительского отношения к детям.

4. Выявить специфику отношений в приемных семьях.

5. Выявить особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1.ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ 11
1.3. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ 21
2.1. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ И МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 29
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

     Отношения с детьми все более теряют иерархический  характер, становятся взаимодействием  между взрослыми равными людьми. Этот процесс может пройти с меньшими осложнениями, если родители настроены  на принятие изменений, своевременно поощряют претензии подростка на самостоятельность и реальное продвижение в этом направлении. Иногда переход к отношениям взаимного равенства совершается в длительной борьбе родителей и детей, перемежается периодами отдаления, даже разрыва, пока обе стороны не смогут принять реалистически свои позиции. 
 
 
 
 

    1.2. Классификация типов родительского отношения к детям

     Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных  типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

     Чаще  всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения  используются два критерия: степень  эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями).

     Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания (Г.Крайг).

    1. Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).
    2. Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).
    3. Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).
    4. Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

     Определить  тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них [8, 84]:

  • уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
  • полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);
  • степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
  • степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
  • строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
  • устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

     В психологии описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

     Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А. Я. Варга).

     Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга  при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В. Н.Дружинин).

     Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

     Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет  подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С.Макаренко).

     Позитивная  модель поведения – гибкая, или  уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир).

     Учитывая  взаимозависимость отношений в  семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

     Наиболее  типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный  вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

     Выделяются  и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для  двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н.Дружинин).

     Нарушения семейной среды, семейной атмосферы  можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению 3. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

     1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная  среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого  и психического развития.

     2. Изменчивая эмоционально безучастная  среда провоцирует гиперактивность:  беспокойство, несосредоточенность,  неравномерность, запаздывание психического  развития.

     3. Ультраустойчивая среда в сочетании  с эмоциональной зависимостью  влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

     4. Изменчивая среда, эмоциональная  зависимость развивают общую  социальную гиперактивность, поверхностность  контактов и чувств ребенка.

     Подобная  модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

     Выделяют  также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к  своему ребенку: симпатия–антипатия, уважение–пренебрежение, близость–дальность (А. С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

  1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».
  2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».
  3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».
  4. Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».
  5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».
  6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».
  7. Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»
  8. Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

     Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности [22, 90].

     Адекватность  позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

     Гибкость  родительской позиции рассматривается  как готовность и способность  изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его  взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

     Прогностичностъ позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка  и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

       «В реальной жизни, – замечает В.С.Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи».

     Таким образом, современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.

    1.3. Особенности отношений  в приемной семье

      Характер  детско-родительских отношений при  воспитании приемных детей определяется 3-мя ключевыми факторами:

      - мотивом усыновления;

      - наличием или отсутствием тайны  усыновления и отношением приемных  родителей к родным родителям ребенка;

      - степенью гибкости-ригидности семейной  системы [27].

      Рассмотрим  дисфункциональные мотивы усыновления  детей, могущие привести к определенным сложностям при воспитании приемных детей, а иногда и трагедиям.

      Отношения родителей с приемными детьми в зависимости от дисфункциональных мотивов усыновления выглядят следующим образом:

      Мотив первый. В истории семьи была смерть родного ребенка, и родители хотят  найти ему замену. В этом случае детско-родительские отношения характеризуются симбиотическим взаимодействием, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности. Для ребенка характерно негативное самоотношение, низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей, негибкость, то же касается и семейных правил. В семье присутствует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликты между супругами.

      Мотив второй. Семья не может иметь детей  по медицинским причинам, поэтому  решает усыновить ребёнка. Здесь  детско-родительские отношения характеризуются  гиперопекой, большим количеством  ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Как частный вариант можно рассматривать те случаи, когда нет детей определенного пола, и приемный ребенок выбирается по половому признаку. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий от ребенка и фантазий о нем на момент усыновления и в ходе воспитания приемных детей.

      Мотив третий. Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок. Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.

      Мотив четвертый. Семья берёт приёмного  ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью  успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом наблюдается два варианта поведения родителей, при воспитании приемных детей. В первом случае родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, нередко их дети находятся в больницах на лечении. Во втором случае родители ставят воспитание на центральное место, они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы, связанные с воспитанием приемных детей. Здесь имеет место недоверие к себе как к родителю, страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку.

Информация о работе Детско-родительские отношения