Детский аутизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:34, реферат

Описание работы

Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение. Возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3


1. Аутизм – причины, специфика проявления, проблематика…………….…...4

1. 1. Портрет ребёнка, страдающего детским аутизмом……………………….4

1.2. Причины появления аутизма……………………………………………..…5

1.3. Трудности семей, воспитывающие детей с аутизмом……………………..6

2. Диагностика аутизма…………………………………………………………..7


3. Лечение аутизма……………………………………………………………….9

3. 1. Коррекционная работа………………………………………………………10

3.2. Лечебный режим жизни……………………………………………………..16

3.3. Холдинг-терапия…………………………………………………………….18

Вывод……………………………………………………………………………..19

Список использованной литературы……………………………………………20

Работа содержит 1 файл

клинпсих.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Развитие  внимания, восприятия и памяти.

На каждом занятии, игровом или учебном, спортивном или музыкальном, следует "работать на внимание" аутичного ребенка, т. е. развивать его способность к произвольному сосредоточению и все более длительному удержанию внимания на совместной со взрослым деятельности.

Эту работу на "объединение  внимания" со взрослым мы начинаем, используя любые моменты, когда  ребенок непроизвольно обращает на что-то внимание. Мы прибегаем к  приятной для него сенсорной стимуляции или же "подключаемся" к его аутостимуляции, эмоционально комментируем наши совместные действия (например, даем ему возможность брызгать водой или краской на лист бумаги и говорим, что это "дождь"; крутим волчок, приговаривая: "Полетел, полетел вертолет" и т. п.).

Наличие сюжета способствует развитию внимания ребенка; ориентация на его интересы, эмоциональное обыгрывание деталей сюжета дают нам возможность совместной деятельности. На последующих занятиях, когда ребенок сам требует начать уже знакомую совместную со взрослым деятельность или начинает ее сам, он делает это абсолютно осознанно. Так постепенно отрабатывается произвольное внимание ребенка, что позволяет формировать его произвольное поведение в целом.

Можно сказать, что аутичному ребенку не нужны  специальные занятия по развитию восприятия и памяти. Но, подобно тому, как на каждом занятии мы постепенно вырабатываем произвольное внимание ребенка, точно так же и фактически теми же способами мы формируем произвольность, осознанность восприятия, запоминания и воспроизведения информации. Этой цели, как мы уже сказали, служит следующее:

- материалы и  сами задания подбираются в  соответствии с интересами и  пристрастиями ребенка;

- используется  эмоционально-смысловой комментарий;

- этот комментарий,  по возможности, должен быть  сюжетным;

- последовательность  видов деятельности в ходе  каждого занятия должна быть строго определенной.

Подходы к развитию речи.

Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами  аутизма различны. Отечественные  специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. За рубежом поведение формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления. Часть западных специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами аутизма вообще нецелесообразно,  и предлагает развивать другие, неречевые формы общения.

Первый подход, если и позволяет сформировать речь, то достигается это очень редко и не скоро, становление речи происходит с большой задержкой в сравнении с возрастными этапами развития в норме, и эта задержка в дальнейшем не компенсируется. В случае западных подходов речь формируется, но она механическая, не гибкая, состоит из набора речевых штампов.

Наиболее оптимальным  представляется сочетание обоих  подходов(методика, которая разрабатывается  М.Ю.Ведениной):на основе подкрепления создаются стереотип готовности к взаимодействию и выполнению инструкций, что помогает ребенку сосредоточиться и вести себя относительно адекватно и организованно. Это создает не обходимые условия для обучения. Одновременно усилия направляются на развитие эмоционального взаимодействия, внесения аффективного смысла в происходящее вокруг, на стимуляцию речевой активности.

Коррекционные занятия строятся по принципу чередования  различных заданий и игры в  строгом соответствии с расписанием  на фоне четко дозированного эмоционального тонизирования. В ходе занятий отрабатывается целенаправленное поведение, понимание речи, развивается практическая предметная деятельность, целенаправленная двигательная активность. Проводится и собственно речевая работа: вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания, имитация речи других. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые хотя бы минимально привлекают ребенка.

3.2. Лечебный режим жизни.

Как известно, аутичному  ребенку трудно дается не только приобретение нового опыта, но и его активное освоение - свободное использование полученных знаний и умений в повседневной жизни. То, чему ребенка обучает педагог в школе, не обязательно переносится им домой и, наоборот, его домашние достижения могут не проявиться в других условиях. Особое значение поэтому приобретает развитие взаимосвязи специальных занятий и общего домашнего уклада. Если они поддерживают друг друга, становятся взаимодополняемыми, ребенку гораздо легче преодолеть трудности развития. Важно понять, что эта поддержка должна выражаться не только в выполнении отдельных "домашних заданий" (т. е. в направленной отработке в естественных условиях конкретных, усвоенных на занятии навыков) - необходимо создание особого режима всей жизни ребенка.

Одной из основных причин того, что аутичный ребенок  не переносит своих умений из одной  ситуации в другую, являются его трудности в понимании связи происходящих событий, в построении целостной картины мира. Для такого ребенка характерна фрагментарность в понимании происходящего, и, как уже говорилось, мы не можем связать ее просто с отсутствием какой-то специальной интеллектуальной способности обобщать, связывать происходящее вокруг в единое целое.

Как и специальные  занятия, вся домашняя жизнь должна способствовать ребенку в развитии его отношений с миром. Близкие  могут помогать ему поднять активность, расширить опыт взаимодействия со средой, создать более подробную и в то же время более полную и связную картину мира. Все это и создаст почву для перенесения в повседневную жизнь нового, более сложного опыта организации взаимодействия, который ребенок впервые получает на специальных занятиях.

Аутичному ребенку  особенно важны, во-первых, тесная эмоциональная  связь с близкими и, во-вторых, осмысленная  организация всей домашней жизни. Порядок  и предсказуемость при этом должны быть связаны с эмоциональным  настроем близких - в этом случае они дают ребенку ощущение уюта и полноты жизни. Кажется, что в этом нет ничего особенного. Каждая нормальная семья дает маленькому ребенку переживание эмоциональной близости, надежности, осмысленной и упорядоченной жизни. Именно исходная надежность и защищенность любовью близких позволяют ребенку активно экспериментировать, обследовать, осваивать новое, отстаивать себя в меняющемся мире. Отличие заключается в том, что аутичному ребенку эмоциональный комфорт нужен дольше и в большей степени, чем другим детям.

Вернемся теперь к помощи аутичному ребенку в  построении картины мира, организации  осмысленного порядка в домашней жизни. Самые первые попытки организации  внимания, обычного маленького ребенка, развития его картины мира, как  известно, начинаются с нашего эмоционального комментария - обычного "воркования" над младенцем его мамы (или бабушки). Смущенно улыбаясь "реалистам", спрашивающим, не думает ли она, что младенец понимает все то, что она ему говорит, мать продолжает делать свое жизненно важное дело. Все эти эмоционально окрашенные "проговоры" поддерживаются физическим контактом с ребенком, лаской, играми, теплом, комфортом - всеми приятными ощущениями, которые дает близкий человек. Таким образом, мы получаем возможность формировать активность ребенка - помогать ему в создании собственной индивидуальной манеры отношений с миром, направлять его исследовательские порывы, стимулировать стремление самостоятельно двигаться, говорить, подражать действиям других людей.

Накопление ребенком собственного опыта отношений с миром может стать для него основой понимания логики поведения других людей, их внутренних переживаний, мыслей и чувств. Он должен получить личный опыт сопереживания другому человеку, но в этом ему тоже надо помочь. Как мы часто помогаем ребенку освоить необходимую форму движения, действуя его руками, точно так же мы стараемся включить его в заботу о другом человеке. 

3.3. ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ

Давайте вспомним, что инстинктивно делает мать, когда  ребенку грозит опасность, когда  ему страшно или плохо. В таких случаях она крепко прижимает его к себе, успокаивает, помогает "прийти в чувство", укрепляет его уверенность в себе, в том, что все будет хорошо. Состояние аутичного ребенка иногда близко к экстремальному, и, может быть, поэтому американский психиатр Марта Уэлч разработала способ терапии, названный ею "холдингом" (от английского hold - "держать", "удерживать"). Способ этот, на первый взгляд, предельно прост и состоит в том, что в специально отведенное время мать берет ребенка на руки, сажает на колени лицом к себе и обнимает его. При этом она не должна все время плотно прижимать его к себе, так как у мамы и ребенка должна быть возможность посмотреть друг другу в глаза. Если ребенок маленький, мама может взять его на руки и удерживать в горизонтальном положении, как держат младенца во время кормления; может также оказаться, что ей удобней удерживать ребенка, лежа с ним рядом. Не ослабляя объятий, несмотря на возможное сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах, о своей любви к нему и о том, как она хочет помочь ему преодолеть ту или иную проблему. Таким образом, суть метода состоит не в механическом удерживании ребенка, а в том, что происходит между ребенком, матерью и отцом в процессе холдинга.

Обычно на "ситуацию удержания" аутичный ребенок реагирует отчаянным сопротивлением, воспринимая такое "лишение свободы" как витальную опасность. Поэтому многое зависит от того, что именно родители говорят ребенку, какие эмоциональные аргументы они подбирают, чтобы объяснить ему ситуацию. Страх и вызванное им сопротивление уходят, когда родители настойчиво объясняют ребенку, как он им нужен, говорят, что не желают его обидеть, а, наоборот, хотят с ним пообщаться и поиграть. Задача родителей во время холдинга - в том, чтобы удержать ребенка не столько физически, сколько эмоционально, уговаривая его не уходить, не покидать маму" и папу, повторяя, как важно быть всем вместе.

Ребенку очень  важно, что его держат и мама, и  папа, что вся семья вместе. Мы заметили, что эффективность холдинг-терапии  существенно снижается, когда кто-то из родителей некоторое время не участвует в занятиях (в случае, например, командировки отца или болезни мамы).

После сеанса холдинга ребенок становится спокойным, расслабленным, а может остаться и достаточно активным. В любом случае он начинает контактировать с родителями: появляется прямой взгляд в глаза, а порой ребенок рассматривает лицо матери так, словно видит его впервые, ощупывает его, гладит мать по волосам. Для нее такое поведение ребенка часто оказывается неожиданным; она признается в том, что эти минуты эмоционального взаимодействия, открытого контакта с ребенком - самые первые и в ее жизни.

Очевидно, что  холдингтерапия, стимулируя развитие ребенка, дает семье возможность  по-новому наладить взаимодействие с  ним, преодолевая при этом как сам аутизм, так и связанную с ним задержку психического развития. 

Вывод. 

Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической  формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

В последнее  время о детском аутизме пишут  довольно много. Но научная литература не всегда понятна обычным мамам  и папам, поскольку и среди  специалистов нет единого мнения о способах решения этой проблемы. А в популярных или околонаучных изданиях аутизм чаще всего называют "загадочной болезнью". Конечно, безучастия профессионалов - психологов, педагогов, врачей - не обойтись. Но будущее таких детей в первую очередь зависит от родителей, их активности, настойчивости и терпения.

Считается, что  об аутизме можно думать, если ребенок:

- не удерживает сколько-нибудь длительно контакта "глаза в глаза";

- не откликается на имя при сохранном слухе;

- обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);

- не обращается за помощью;

- не пытается чем-то поделиться;

- использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.

Аутизм чаще всего выявляют в 3-5 лет, и в этом возрасте гарантировать что-либо самонадеянно, преждевременно и непрофессионально. Течение аутизма может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет говорить о долговременном прогнозе ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Аутизм не проходит и не излечивается.

 Такого ребенка нужно наблюдать, работать с ним, им нужна коррекционная работа и семейная любовь. 
 

Список  использованной литературы.

1. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. - СПб.: Дидактика плюс, 2001. - 368 с.

2. http://www.autism.ru/

3. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М., 2003.

4. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Альманах ИКП РАО. - 2001. - № 3.

Информация о работе Детский аутизм