Детские страхи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Работа содержит 1 файл

Оригинал курсовой.docx

— 50.84 Кб (Скачать)

В своём развитии  детские страхи проходят этапы развития страхов, свойственных людям, стоящим на ранних этапах общественного  развития. Детский психолог Т. Симсон писал: «Ребёнок раннего возраста, не обладая жизненным опытом, часто не видит реальной опасности там, где она есть, и, наоборот, боится всего нового, незнакомого, даже не таящего в себе никакой опасности. С возрастом, когда ребёнок способен осмыслить правильно пугающую его ситуацию, страхи всегда непосредственно связаны с опасностью и ей адекватны». [7, c. 127]

Страх одиночества формируется  к 6-7 месяцам, а уже затем возникает  страх посторонних людей (8 мес.). Считается, что это уже проявление собственно страха в ответ на конкретную угрозу извне. Этот страх постепенно уменьшается на втором году жизни, трансформируясь в последующем в страхи сказочных образов типа Бабы Яги, Кощея и пр. В это время продолжает оставаться актуальным страх одиночества, страхи врачей, неожиданных резких звуков. [7, c. 128]

В развитии чувства страха большую  роль имеет воспитание в детском  возрасте. Гуманистическое воспитание сводит к минимуму переживание страха; родители воздерживаются от запугивания ребёнка и обучают его в бесстрашии к опасностям. При жестком, нормативном воспитании родители передают ребёнку свой страх перед нарушением нормы; вредность страха родителями обычно занижается, и они часто намеренно запугивают ребёнка.  [8, c. 276]

Страх у детей может развиваться  двумя путями: как в результате личного опыта, так и путём «социального заимствования».

 Взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став мужем или женой, отцом или матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и скорее всего передаст свои волнения, тревоги, страхи ребенку. Если, например, мать боится пожара, уколов, ездить в лифте, она старается предостеречь и ребенка, а на самом деле — передает ему испытанные в своем детстве страхи.

В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте — страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет — страх смерти.

Насколько будет выражен  тот или иной страх и будет  ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства.

У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и  их страхи более тесно связаны  между собой, то есть в большей  степени влияют друг на друга как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Как у девочек, так и  у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3-5 лет,страхи в данном возрасте наиболее "скреплены" и мотивированы эмоциями.

Максимум страхов наблюдается  в 6-8 лет, при уменьшении интенсивности  связей между страхами, но страх  при этом более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший познавательный заряд.

На количество страхов  оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье — эпицентр родительских забот и тревог.

Увеличение числа детей  в семье, когда есть с кем пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время как увеличение числа взрослых может действовать противоположным образом, если они заменяют ребенку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в которой нет места сверстникам, детскому смеху, радости, проказам, непосредственному выражению чувств.

Обычно возникновению  страха способствуют такие типологические свойства высшей нервной деятельности, как эмоциональная чувствительность и впечатлительность, которые приводят к яркому, образному запечатлению тех или иных событий жизни.

Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее — опасения, могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания или внушаться в навязываемой системе ценностных ориентации.

Возраст 7-9 месяцев — это  период повышенной чувствительности к  возникновению тревоги и страха.

Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное  общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут "войну" с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся "я" ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

В 3-5 лет часто встречается отмеченная нами триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне.

Нередко во сне детям этого  возраста может привидеться разлука  с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем Школьном возрасте. Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх  смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Страх смерти — своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению. [24, c.53]

Страх смерти  максимально выражен  у мальчиков в 7 лет, у девочек  –в 6 лет. В этом же возрасте достигают своего пика страхи животных и сказочных персонажей. Изменение характера страха у детей находится в тесной связи с общим развитием их мозга и, в частности, с формированием процесса мышления, которое помогает отделять обстоятельства, которых действительно нужно бояться, от тех, где отсутствует реальная опасность. Поэтому дети зачастую боятся в ситуациях, которые у взрослых вызывают только смех, и в то же время игнорируют признаки, действительно угрожающие их здоровью. [7, c.129]

Страхи, возникающие в  процессе общения с родителями и сверстниками, отличаются от страхов, рожденных воображением ребенка или в результате испуга. Соответственно в первом случае речь идет о внушенных, во втором — о личностно обусловленных и в третьем — о ситуативно возникших страхах.

Существуют две взаимоисключающие  точки зрения в отношении возникших  страхов. По одной из них, страхи —  это сигнал к тому, чтобы еще  больше оберегать нервную систему  ребенка, предохранять его от всех опасностей и трудностей жизни. Противоположный взгляд состоит в игнорировании страхов как проявлений слабости, безволия или непослушания. Страхи не замечают, ребенку не сочувствуют, над ним иронизируют, смеются, а то и наказывают за проявления трусости и малодушия. При такой бездушной или репрессивной тактике родителей, дети боятся признаться не только в своих опасениях и страхах, но и в переживаниях вообще. Наиболее адекватный вариант — отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Если страх выражен слабо и проявляется временами, то лучше отвлечь ребенка, занять интересной деятельностью, поиграть с ним в подвижные, эмоционально насыщенные игры, выйти на прогулку, покататься с горки, на санках, лыжах, велосипеде. Тогда многие страхи рассеиваются, как дым, если к тому же ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение. Следовательно, чем больше интересов у детей, тем меньше страхов. [24, c. 90]

 Природа не терпит  пустоты, и страхи как форма  познания и отражения действительности  наполняют каждый раз жизненное  пространство ребенка, заставляя  его по-новому осмысливать жизненные  ценности и отношения окружающих  его людей. Таким образом, страхи детей требуют каждый раз пристального внимания и серьезного изучения со стороны взрослых.

 


Информация о работе Детские страхи