Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:22, реферат
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
В своём развитии детские страхи проходят этапы развития страхов, свойственных людям, стоящим на ранних этапах общественного развития. Детский психолог Т. Симсон писал: «Ребёнок раннего возраста, не обладая жизненным опытом, часто не видит реальной опасности там, где она есть, и, наоборот, боится всего нового, незнакомого, даже не таящего в себе никакой опасности. С возрастом, когда ребёнок способен осмыслить правильно пугающую его ситуацию, страхи всегда непосредственно связаны с опасностью и ей адекватны». [7, c. 127]
Страх одиночества формируется к 6-7 месяцам, а уже затем возникает страх посторонних людей (8 мес.). Считается, что это уже проявление собственно страха в ответ на конкретную угрозу извне. Этот страх постепенно уменьшается на втором году жизни, трансформируясь в последующем в страхи сказочных образов типа Бабы Яги, Кощея и пр. В это время продолжает оставаться актуальным страх одиночества, страхи врачей, неожиданных резких звуков. [7, c. 128]
В развитии чувства страха большую роль имеет воспитание в детском возрасте. Гуманистическое воспитание сводит к минимуму переживание страха; родители воздерживаются от запугивания ребёнка и обучают его в бесстрашии к опасностям. При жестком, нормативном воспитании родители передают ребёнку свой страх перед нарушением нормы; вредность страха родителями обычно занижается, и они часто намеренно запугивают ребёнка. [8, c. 276]
Страх у детей может развиваться двумя путями: как в результате личного опыта, так и путём «социального заимствования».
Взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став мужем или женой, отцом или матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и скорее всего передаст свои волнения, тревоги, страхи ребенку. Если, например, мать боится пожара, уколов, ездить в лифте, она старается предостеречь и ребенка, а на самом деле — передает ему испытанные в своем детстве страхи.
В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте — страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет — страх смерти.
Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.
Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства.
У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны между собой, то есть в большей степени влияют друг на друга как в дошкольном, так и в школьном возрасте.
Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3-5 лет,страхи в данном возрасте наиболее "скреплены" и мотивированы эмоциями.
Максимум страхов наблюдается в 6-8 лет, при уменьшении интенсивности связей между страхами, но страх при этом более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший познавательный заряд.
На количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями.
Наиболее подвержены страху единственные дети в семье — эпицентр родительских забот и тревог.
Увеличение числа детей в семье, когда есть с кем пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время как увеличение числа взрослых может действовать противоположным образом, если они заменяют ребенку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в которой нет места сверстникам, детскому смеху, радости, проказам, непосредственному выражению чувств.
Обычно возникновению
страха способствуют такие типологические
свойства высшей нервной деятельности,
как эмоциональная
Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее — опасения, могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания или внушаться в навязываемой системе ценностных ориентации.
Возраст 7-9 месяцев — это период повышенной чувствительности к возникновению тревоги и страха.
Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.
Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут "войну" с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся "я" ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.
В 3-5 лет часто встречается отмеченная нами триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне.
Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем Школьном возрасте. Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.
Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Страх смерти — своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению. [24, c.53]
Страх смерти максимально выражен у мальчиков в 7 лет, у девочек –в 6 лет. В этом же возрасте достигают своего пика страхи животных и сказочных персонажей. Изменение характера страха у детей находится в тесной связи с общим развитием их мозга и, в частности, с формированием процесса мышления, которое помогает отделять обстоятельства, которых действительно нужно бояться, от тех, где отсутствует реальная опасность. Поэтому дети зачастую боятся в ситуациях, которые у взрослых вызывают только смех, и в то же время игнорируют признаки, действительно угрожающие их здоровью. [7, c.129]
Страхи, возникающие в процессе общения с родителями и сверстниками, отличаются от страхов, рожденных воображением ребенка или в результате испуга. Соответственно в первом случае речь идет о внушенных, во втором — о личностно обусловленных и в третьем — о ситуативно возникших страхах.
Существуют две
Природа не терпит
пустоты, и страхи как форма
познания и отражения