Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:22, реферат
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Введение
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
Страх является наиболее опасной из
всех эмоций. Обширные области исследований,
посвящённых страху, создают прекрасные
основания для дальнейшего
Большое внимание проблеме страха уделяется
в работах отечественных
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость.
А.И. Захаров впервые в
Актуальность исследования проблемы
определяется еще и тем, что с
возрастом у детей меняются мотивы
поведения, отношение к окружающему
миру, взрослым, сверстникам. И от того,
смогут ли родители и педагоги уловить
эти перемены, понять изменения, происходящие
с ребенком, и в соответствии с
этим изменить свои отношения, будет
зависеть тот положительный
К сожалению, в большинстве случаев
страхи возникают по вине самих родителей,
и наш долг - предупредить возможность
их проявления и оградить детей от
страхов, вызванных семейными
Таким образом, тема работы «Страхи детей дошкольного возраста» выбрана не случайно.
Цель исследования: изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста 5-6лет.
Предмет исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
1.Анализ литературы по
2.Подобрать методики для
3.Провести и проанализировать результаты исследования.
Методологической основой
Методы исследования:
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования.
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [30, с.342].
По З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [13, с.218].
И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [17, c.570].
Е.С. Рапацевич в психолого-педагогическом словаре трактует страх как « эмоцию, возникающую в результате угрозы существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на её источнике, побуждает искать пути её избегания. В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения.»[1, с.749]
В. М.Козубовский рассматривает эмоцию страха как «эмоциональную защитную реакцию на переживание человеком опасности для своего благополучия, здоровья и жизни. Страх имеет биологическую, безусловно - рефлекторную, и социальную, условно-рефлекторную природу. Так, младенец реагирует на раздражители большой интенсивности плачем, а взрослый часто уносит свои детские страхи в зрелые годы (боязнь темноты, одиночества) . Страх генетически заложен в психику человека как средство защиты и выживания, заставляющего быть осмотрительным и осторожным» [2,с.207]
Страх по А.И.Захарову « основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. » [3.с.311]
Девид Майерс писал: «Страх отравляет жизнь. От него мы страдаем, он лишает нас сна и овладевает всеми мыслями. Чаще всего страх возникает в качестве адаптационной реакции. Он подготавливает нас уклонению от опасности.» [4, с.347]
По Изарду К. Э. « страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.» [14. с.294]
Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [5; с.431].
Переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности
Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия.
По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний.[3.с.311]
«Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх оказывает сильное влияние на сознание и поведение субъекта. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищённости.»[8. с.276]
Совокупность изменений , которые в случае страха происходят в организме, можно определить вслед за выдающимся физиологом Кенноном как « реакцию мобилизации». Реакция мобилизации возникает тогда, когда индивид сталкивается с сигналом опасности.[11.с.302]
Страх – это эмоция, о которой
многие люди думают с ужасом. Возможно
потому, что эмоция страха сама по себе
вызывает ужас, она переживается нами
достаточно редко. И всё же страх
– реальная часть нашей жизни.
Человек может переживать страх
в разных ситуациях, но все эти
ситуации имеют одну общую черту.
Они ощущаются, воспринимаются человеком
как ситуации, в которых под
угрозу поставлено его спокойствие
и безопасность. Интенсивное переживание
страха запоминается надолго. Страх
складывается из определённых и вполне
специфичных физиологических
В соответствии со степенью выраженности страха выделяют:
-боязнь - переживание ожидаемой опасности;
-робость - слабое переживание
опасности, исходящей от
-жуть – виртуальное переживание мистических и фантастических сцен;
-ужас – аффективная степень
страха с возможным
- паника –начинается с инстинктивного, органического страха –испуга –сильнейшего переживания опасности и сопровождается дезорганизацией сознания, депривацией личностных качеств и самоконтроля, полным психическим растворением в толпе.
Страх генетически заложен в психику человека как средство защиты и выживания, заставляющее быть осмотрительным и осторожным. Ф. Бекон сказал, что нет ничего страшнее самого страха.
Для преодоления страха нет гарантированных приёмов. Этой эмоции можно лишь противопоставить волю, общую культуру, информированность об опасности.[2, с. 208]
В отличие от боли и других видов
страдания, вызываемых реальным действием
опасных для существования
В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения.[5. с.344]
В физиологической основе любой эмоции лежит генетически сложившийся механизм саморегуляции функций организма, который служит уравновешиванию внутренней среды организма и внешних условий, необходимых для его существования. Так, при эмоции страха в ответ на определённый раздражитель возникают целесообразные для этой ситуации вегетативные изменения в организме, которые проявляются в виде приспособительных реакций, автоматически изменяющих функциональное состояние организма в соответствии с потребностями и создавшимися условиями. .[10. с.193]
В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. В психологическом словаре под общей редакцией Ю. Л. Неймера выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный [22, с. 352]:
Реальный страх – рациональное
выражение инстинкта
Страх невротический – разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.
Страх свободный – общая
В литературе рассматривается следующая классификация страхов. Страх условно делится на ситуативный и личностный [6==, c. 230].
Ситуативный страх возникает в
необычной, крайне опасной или шокирующей
взрослого или ребенка
Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.
Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.
Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.
Несмотря на то, что страх –
это интенсивно выраженная эмоция,
следует различать его обычный,
естественный, или возрастной, и
патологический уровни. Обычно страх
кратковременен, обратим, исчезает с
возрастом, не затрагивает глубоко
ценностные ориентации человека, существенно
не влияет на его характер, поведение
и взаимоотношения с
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. [24, c. 8].
Страхов существует много. Существуют различные классификации страхов по какому-то признаку. Например, их можно разделить на группы по тому, чего боится человек, - это классификация по фабуле страха. Например, известный психиатр Карвасарский различал восемь основных фабул страха. К первой он относил боязнь пространства, проявляемую в различных формах (клаустрофобия, аквафобия и др.); вторая группа – социофобии, связанные с общественной жизнью (страх публичных выступлений, коитофобии и др.); третья группа – нозофобии – страхи заболеть каким-то заболеванием; четвёртая группа- танатофобия – страх смерти; к пятой группе относятся различные сексуальныестрахи; к шестой- страхи нанести вред себе или близким; к седьмой- «контрастные» фобии (страх громко произнести нецензурные слова); к восьмой- фобофобии, страхи бояться чего-либо.