Детские страхи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Работа содержит 1 файл

Оригинал курсовой.docx

— 50.84 Кб (Скачать)

 Введение

Психологическое здоровье детей зависит  от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания  этой важной эмоции. Проблема страхов  у детей старшего дошкольного  возраста актуальна в настоящее  время. Будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности  и преодолеть барьер страха в своём  сознании.

Большое внимание проблеме страха уделяется  в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью  и тревожностью.

Психика ребенка отличается обостренной  восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным  воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или  острых психических потрясений, часто  на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические  страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких  страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется  пассивностью, развивается аффективная  замкнутость.

А.И. Захаров впервые в отечественной  и мировой практике рассмотрел причины  возникновения и развития дневных  и ночных страхов. Привел статические  данные, показывающие влияние различных факторов.

  

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с  возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему  миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить  эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с  этим изменить свои отношения, будет  зависеть тот положительный эмоциональный  контакт, который является основой  нервно-психического здоровья ребенка.

 

К сожалению, в большинстве случаев  страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность  их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Таким образом, тема работы «Страхи детей дошкольного возраста» выбрана не случайно.    

 

Цель  исследования: изучение страхов  у детей старшего дошкольного  возраста.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста 5-6лет.

Предмет исследования: страхи детей  старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом и предметом  исследования нами были поставлены следующие  задачи:

1.Анализ литературы по проблеме  исследования страхов. 

2.Подобрать методики для изучения  детских страхов.

3.Провести и проанализировать  результаты исследования.

 

Методологической основой являются теоретические концепции ведущих  отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С.Лебединской, А.В.Суворовцевой, И.В.Дубровиной, А.И.Захарова, Рейнгольд, Робинсон, Г.Эберлейн.

Методы исследования:

  1. Анализ  литературы.
  2. Проективные методики.

Глава 1. Анализ  литературы по проблеме исследования.

    1. Общее понятие страхов. Страх как психическое явление.

Понятие страха разрабатывалось многими  исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре  по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [30, с.342].

 

По З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [13, с.218].

И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [17, c.570].

Е.С. Рапацевич в психолого-педагогическом словаре трактует страх как « эмоцию, возникающую в результате угрозы существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на её источнике, побуждает искать пути её избегания. В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения.»[1, с.749]

В. М.Козубовский рассматривает эмоцию страха как «эмоциональную защитную реакцию на переживание человеком опасности для своего благополучия, здоровья и жизни. Страх имеет биологическую, безусловно - рефлекторную, и социальную, условно-рефлекторную природу. Так, младенец реагирует на  раздражители большой интенсивности плачем, а взрослый часто уносит свои детские страхи в зрелые годы (боязнь темноты, одиночества) . Страх генетически заложен в психику человека как средство защиты и выживания, заставляющего быть осмотрительным и осторожным» [2,с.207]

Страх по А.И.Захарову « основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две  угрозы, имеющие универсальный и  одновременно фатальный в своем  исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. » [3.с.311]

Девид Майерс писал: «Страх отравляет жизнь. От него мы страдаем, он лишает нас сна и овладевает всеми мыслями. Чаще всего страх возникает в качестве адаптационной реакции. Он подготавливает нас уклонению от опасности.» [4, с.347]

По Изарду К. Э. « страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.» [14. с.294]

Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [5; с.431].

Переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических  изменений, экспрессивного поведения  и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности

Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для  жизни, безрассудные и импульсивные действия.

По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх  приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний.[3.с.311]

«Страх является наиболее сильной  и опасной из всех эмоций. Причинами  страха могут быть события, условия  или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх оказывает сильное  влияние на сознание и поведение  субъекта. Страх переживается как  предчувствие беды, неуверенности, полной незащищённости.»[8. с.276]

Совокупность изменений , которые в случае страха происходят в организме, можно определить вслед за выдающимся физиологом  Кенноном  как « реакцию мобилизации». Реакция мобилизации возникает тогда, когда индивид сталкивается с сигналом опасности.[11.с.302]

Страх – это эмоция, о которой  многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх  – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх  в разных ситуациях, но все эти  ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком  как ситуации, в которых под  угрозу поставлено его спокойствие  и безопасность. Интенсивное переживание  страха запоминается надолго. Страх  складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких  детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено  с физическим дискомфортом, с неблагополучием  физического «Я». Страх, которым  они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. Субъективное переживание страха ужасно, и что  странно – оно может заставить  человека оцепенеть на месте, тем  самым, приводя его в абсолютно  беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его бросится наутёк, прочь от опасности [21, c. 245].

В соответствии со степенью выраженности страха выделяют:

-боязнь - переживание ожидаемой  опасности;

-робость - слабое переживание  опасности, исходящей от неопределённого,  неизвестного;

-жуть – виртуальное переживание мистических и фантастических сцен;

-ужас – аффективная степень  страха с возможным оцепенением  или «двигательной бурей»;

- паника –начинается с инстинктивного, органического страха –испуга –сильнейшего переживания опасности и сопровождается дезорганизацией сознания, депривацией личностных качеств и самоконтроля, полным психическим растворением в толпе.

Страх генетически заложен в  психику человека как средство защиты и выживания, заставляющее быть осмотрительным и осторожным. Ф. Бекон сказал, что  нет ничего страшнее самого страха.

Для преодоления страха нет гарантированных  приёмов. Этой эмоции можно лишь противопоставить волю, общую культуру, информированность  об опасности.[2, с. 208]

В отличие от боли и других видов  страдания, вызываемых реальным действием  опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. Если источник опасности является неопределённым или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой.

В социальном развитии человека страх  выступает как одно из средств  воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как  фактор регуляции поведения.[5. с.344]

В физиологической  основе любой  эмоции лежит генетически сложившийся механизм саморегуляции  функций организма, который служит уравновешиванию внутренней среды организма и внешних условий, необходимых для его существования. Так, при эмоции страха в ответ на определённый раздражитель возникают целесообразные для этой ситуации вегетативные изменения в организме, которые проявляются в виде приспособительных реакций, автоматически изменяющих функциональное состояние организма в соответствии с потребностями и создавшимися условиями.  .[10. с.193]

В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов.  В  психологическом словаре под  общей редакцией Ю. Л. Неймера выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный [22, с. 352]:

Реальный страх – рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

Страх невротический – разнообразные  формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.

Страх свободный – общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться  к любой появившейся возможности  и выражающаяся в состоянии «боязливого  ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх.

В литературе рассматривается следующая  классификация страхов. Страх условно  делится на ситуативный и личностный [6==, c. 230].

Ситуативный страх возникает в  необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой  в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх  предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой  обстановке или при контактах  с незнакомыми людьми.

Ситуативный и личностно обусловленный  страхи часто смешиваются и дополняют  друг друга.

Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.

Несмотря на то, что страх –  это интенсивно выраженная эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и  патологический уровни. Обычно страх  кратковременен, обратим, исчезает с  возрастом, не затрагивает глубоко  ценностные ориентации человека, существенно  не влияет на его характер, поведение  и взаимоотношения с окружающими  людьми. Некоторые формы страха имеют  защитное значение, поскольку позволяют  избежать соприкосновения с объектом страха.

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. [24, c. 8].

Страхов существует много. Существуют различные классификации  страхов  по какому-то признаку. Например, их можно разделить на группы по тому, чего боится человек, - это классификация по фабуле страха. Например, известный психиатр Карвасарский различал восемь основных фабул страха. К первой он относил боязнь пространства, проявляемую в различных формах (клаустрофобия, аквафобия и др.); вторая группа – социофобии, связанные с общественной жизнью (страх публичных выступлений, коитофобии и др.);  третья группа – нозофобии – страхи заболеть каким-то заболеванием;  четвёртая группа- танатофобия – страх смерти; к пятой группе относятся различные сексуальныестрахи; к шестой- страхи нанести вред себе или близким; к седьмой- «контрастные» фобии (страх громко произнести нецензурные слова); к восьмой- фобофобии, страхи бояться чего-либо.

Информация о работе Детские страхи