Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:22, реферат
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Сэдок и Каплан делят страхи на конструктивные – представляющие естественный защитный механизм, который помогает лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и паталогические страхи.
Делят страхи на детские и взрослые, первичные и вторичные, на природные (вулканы, землетрясения, астрономические явления) , социальные(несуществующих явлений, страх темноты) и внутренние(страхи собственных мыслей и поступков).[7.с.11]
Страх и тревога имеют лишь количественные различия, по мнению одних авторов, другие считают, что они отличаются принципиально, как по своим механизмам, так и по способу реализации.
М. Литвак считает, что тревога - это эмоция, возникающая при общей оценке ситуации как неблагоприятной. Если источник тревоги ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх. Таким образом ,по его мнению, страх – результат тревоги и мышления.
К. Изард полагает, что первичной и самостоятельной эмоцией является страх, а тревога – комбинация нескольких эмоций, одной из которых является страх, а другие – его компонентами (печаль, вина, стыд)
Между тревогой и страхом имеются различия в происхождении и психическом проявлении. Тревога возникает задолго до наступления опасности, страх – при её наступлении или незадолго до неё. Источник страха осознаётся человеком и носит вполне конкретный характер (злая собака, экзамен и т. д.), тревога не поддаётся логическому объяснению. Страх тормозит деятельность, активизирует парасимпатическую систему и в больших дозах – парализует человека, тревога вызывает общее возбуждение. Тревога проецирована в будущее, а источником страха является прошлый психотравматирующий опыт. Есть предположение, что страх локализирован в правом полушарии, а тревога определяется левой рассудочной частью нашего мозга.Тревога носит социально обусловленный характер, а в основе страха лежат биологические инстинкты.[7. с.72]
Тревожность не является лишь негативной чертой личности, а иногда может быть полезной для индивидуума и выполнения его социальных функций. Тревога несёт явно адаптативные функции, предупреждая о внешней или внутренней опасности. Повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. .[7. с.74]
Страхи делят ещё по степени их осознанности. Бывают страхи понятные и неосознанные. Страх сам по себе имеет множество степеней, он может быть слабым, умеренным и очень сильным (чувство ужаса или кошмара).
А.Захаров считает, что тревога и страх – два разных состояния психики. Тревога отражает собой сигнал о грозящей опасности, в то время как страх – ответ на уже возникшую опасность. В основе страха лежат биологические инстинкты, которые запрограммированы генетически, а тревога по мнению А. Захарова, есть продукт социальной жизни и сильно зависит от общественного опыта и социальных установок. [7. с.79]
Согласно концепции польского психиатра А. Кемпински чем выше рассогласование между ожидаемой и реально полученной информацией, тем выше уровень тревоги и страха. При максимальной рассогласованности поступаемой информации, которая к тому же интерпретируется как угрожающая для жизни человека, страх переходит в качественно новую категорию – ужас. [7. с.82]
Страх – очень сильная эмоция,
и она оказывает большое
Слабый страх переживается как тревожное предчувствие, беспокойство. По мере нарастания страха человек испытывает всё большую неуверенность в собственном благополучии. Интенсивный страх переживается как чувство абсолютной незащищённости и неуверенности в собственной безопасности. У человека возникает ощущение, что ситуация выходит из-под контроля. Он ощущает угрозу своему физическому и \ или психическому «Я» , а в экстремальных случаях - даже угрозу своей жизни.
По мнению Томкинса, страх – самая токсичная, самая пагубная эмоция. Пагубность страха проявляется в том, что он в буквальном смысле может лишить человека жизни. Крайнее проявление страха (ужас) сопровождается чрезвычайно высоким уровнем активации вегетативной нервной системы, ответственной за работу сердца и других органов. Избыточная активация вегетативной нервной системы создаёт непомерную нагрузку на жизненно важные органы, которые в этих условиях работают на гране срыва. Именно поэтому, страх является потенциально опасным переживанием. . [14. с.311]
Страх по Р. В. Овчаровой – эффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога –эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. . [23. с.30]
Страх – хороший учитель и надёжный защитник: не существует более сильной мотивации для поиска безопасной среды существования, чем страх. Эмоцию страха не следует рассматривать как нечто ужасное, пока она не выходит за пределы разумного и соответствует требованиям ситуации. [14. с.316]
Страх основан на инстинкте
самосохранения, имеет защитный
характер и сопровождается
В самом общем виде
эмоция страха возникает в
ответ на действие угрожающего
стимула. Существуют две
Существует взаимосвязь между эмоцией страха и состоянием внутренних органов. С одной стороны ,страх и тревожные мысли неблагоприятно сказываются на работе наших органов, а с другой – нарушения в работе внутренних органов, в свою очередь, могут вызвать приступы страха.
Положительная роль страха заключается в следующем: во-первых, страх мобилизирует силы человека для активной деятельности, что часто бывает необходимо в критической ситуации; во-вторых, страх выступает регулятором агрессивности служит утверждением социального порядка; в-третьих, страх способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных событий; четвёртое значение – возможность действовать в условиях недостатка информации, когда её не хватает для принятия всесторонне продуманного решения; ещё одна положительная роль страха – обострение под её действием всех органов чувств человека, что позволяет видеть или даже предчувствовать малейшие признаки опасности; пятое – через преодоление страха может происходить совершенствование человека.
Отрицательное значение страха проявляется более шире, чем положительное. Страх может держать человека в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и не позволять личности развиваться в полную силу. Он сковывает активность человека, а в выраженных случаях буквально парализует его; при длительном действии тревоги и страха в организме могут возникать и развиваться психосоматические болезни. [7. с.173]
С одной стороны , страхи охраняют нас от разных бед, но с другой стороны они ограничивают нашу свободу, не дают нам достичь тех вершин, которых мы достойны. Зигмунд Фрейд писал: «Мы ищем определённого понимания, указывающего сущность страха, альтернативы: или – или, отличающей истину от заблуждения, но это трудно найти».
1.2. Особенности проявления
М. Литвак
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. [24. с.6]
Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного ,одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, поэтому их страхи тоже носят реальный характер. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно-логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия. [3. с.311]
Страх – эмоция, которая может возникнуть в период новорождённости. В возрасте после 5 месяцев у детей часто возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов, при необычной ситуации. В 2 – 3 года дети обычно боятся животных. После 3 лет многие дети боятся темноты. Ц. П. Короленко и Г. Ф. Фролова отмечают, что появление страха темноты совпадает по времени с развитием сферы воображения ребёнка. С 6 – 7 лет дети могут бояться пожара, несчастий с близкими, катостроф. С 8 лет некоторые дети боятся сами умереть или боятся смерти близких. Эти детские страхи обычно являются возрастными. Адекватно имитировать выражение страха не удаётся ни одной возрастной группе: ни детям, ни взрослым. Бессознательно «заражаться» эмоцией страха от других ребёнок может очень рано. Осознавать, что другому страшно, он способен лишь с 5 лет. [26. с.17]
Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов:
Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Невротические страхи характеризуются
большой эмоциональной
Некоторые дети панически бояться сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует [23, c. 31].
Причины возникновения возрастных страхов:
- наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
- тревожность в отношении с
ребенком, избыточное предохранение
его от опасности и изоляция
от общения его со
- излишне ранняя рационализация
чувств ребенка, обусловленная
чрезмерной принципиальностью
- большое количество запретов
со стороны родителя того же
пола или полное
- отсутствие возможности для
ролевой идентификации с
- конфликтные отношения между родителями в семье;
- психические травмы типа
- психическое заражение
В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их [23, с.32].
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. [24, с.4].