Детские страхи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Работа содержит 1 файл

Оригинал курсовой.docx

— 50.84 Кб (Скачать)

Сэдок и Каплан делят страхи на конструктивные – представляющие естественный защитный механизм, который помогает лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и паталогические страхи.

 Делят страхи на детские и взрослые, первичные и вторичные, на природные (вулканы, землетрясения, астрономические явления) , социальные(несуществующих явлений, страх темноты) и внутренние(страхи собственных мыслей и поступков).[7.с.11]

Страх и тревога имеют лишь количественные различия, по мнению одних авторов, другие считают, что они отличаются принципиально, как по своим механизмам, так и по способу реализации.

М. Литвак считает, что тревога - это  эмоция, возникающая при общей  оценке ситуации как неблагоприятной. Если источник  тревоги  ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх. Таким образом ,по его мнению, страх – результат тревоги и мышления.

К. Изард полагает, что первичной и самостоятельной эмоцией является страх, а тревога – комбинация нескольких эмоций, одной из которых является страх, а другие – его компонентами (печаль, вина, стыд)

Между тревогой и страхом имеются  различия в происхождении и психическом  проявлении. Тревога возникает задолго  до наступления опасности, страх  – при её наступлении или незадолго до неё. Источник страха осознаётся человеком и носит вполне конкретный характер (злая собака, экзамен и т. д.), тревога не поддаётся логическому объяснению. Страх тормозит деятельность, активизирует парасимпатическую систему и в больших дозах – парализует человека, тревога вызывает общее возбуждение. Тревога проецирована в будущее, а источником страха является прошлый психотравматирующий  опыт. Есть  предположение, что страх локализирован в правом полушарии, а тревога определяется левой рассудочной частью нашего мозга.Тревога носит социально обусловленный характер, а в основе страха лежат биологические инстинкты.[7. с.72]

Тревожность не является лишь негативной чертой личности, а иногда может  быть полезной для индивидуума и  выполнения его социальных функций. Тревога несёт явно адаптативные функции, предупреждая о внешней или внутренней опасности. Повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. .[7. с.74] 

Страхи делят ещё по степени  их осознанности. Бывают страхи понятные и неосознанные. Страх сам по себе имеет множество степеней, он может быть слабым, умеренным и очень сильным (чувство ужаса или кошмара).

А.Захаров считает, что тревога и страх – два разных состояния психики. Тревога отражает собой сигнал о грозящей опасности, в то время как страх – ответ на уже возникшую опасность. В основе страха лежат биологические инстинкты, которые запрограммированы генетически, а тревога по мнению А. Захарова, есть продукт социальной жизни и сильно зависит от общественного опыта и социальных установок. [7. с.79]

Согласно концепции польского  психиатра А. Кемпински чем выше рассогласование между ожидаемой и реально полученной информацией, тем выше уровень тревоги и страха. При максимальной рассогласованности поступаемой информации, которая к тому же интерпретируется как угрожающая для жизни человека, страх переходит в качественно новую категорию – ужас.  [7. с.82]

Страх – очень сильная эмоция, и она оказывает большое внимание на перцптивно - когнетивные процессы и поведение индивида. Когда мы испытываем страх, наше внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности. Интенсивный страх создаёт эффект « туннельного восприятия», т. е. существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Страх ограничивает свободу поведения человека. В страхе человек перестаёт принадлежать себе, он движим одним единственным стремлением – устранить угрозу, избежать опасности.

Слабый страх переживается как  тревожное предчувствие, беспокойство. По мере нарастания страха  человек испытывает всё большую неуверенность в собственном благополучии. Интенсивный страх переживается как чувство абсолютной незащищённости и неуверенности в собственной безопасности. У человека возникает ощущение, что ситуация выходит из-под контроля. Он ощущает угрозу своему физическому и \ или психическому «Я» , а в экстремальных случаях -  даже угрозу своей жизни. 

По мнению Томкинса, страх – самая токсичная, самая пагубная эмоция. Пагубность страха проявляется в том, что он в буквальном смысле может лишить  человека жизни. Крайнее проявление страха  (ужас) сопровождается чрезвычайно высоким уровнем активации вегетативной нервной системы, ответственной за работу сердца и других органов. Избыточная активация вегетативной нервной системы создаёт непомерную нагрузку на жизненно важные органы, которые в этих условиях работают на гране срыва. Именно поэтому, страх является потенциально опасным переживанием. .  [14. с.311]

Страх по Р. В. Овчаровой – эффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога –эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. .  [23. с.30]

Страх – хороший учитель и  надёжный защитник: не существует более  сильной мотивации для поиска безопасной среды существования, чем  страх. Эмоцию страха не следует рассматривать как нечто ужасное, пока она не выходит за пределы разумного и соответствует требованиям ситуации.  [14. с.316]

    Страх основан на инстинкте  самосохранения, имеет защитный  характер и сопровождается определенными  физиологическими изменениями высшей  нервной деятельности, что отражается  на частоте пульса и дыхания,  показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

    В самом общем виде  эмоция страха возникает в  ответ на действие угрожающего  стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно  фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных  ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. [24. с.7]

 

Существует взаимосвязь между эмоцией страха и состоянием внутренних органов. С одной стороны ,страх и тревожные мысли неблагоприятно сказываются  на работе наших органов, а с другой – нарушения в работе внутренних органов, в свою очередь, могут вызвать приступы страха.

Положительная роль страха заключается  в следующем: во-первых, страх мобилизирует силы человека для активной деятельности, что часто бывает необходимо в критической ситуации; во-вторых, страх выступает регулятором агрессивности служит утверждением социального порядка; в-третьих, страх способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных событий; четвёртое значение – возможность действовать в условиях недостатка информации, когда её не хватает для принятия всесторонне продуманного решения; ещё одна положительная роль страха – обострение под её действием всех органов чувств человека, что позволяет видеть или даже предчувствовать малейшие признаки опасности; пятое – через преодоление страха может происходить совершенствование человека.

Отрицательное значение страха проявляется  более шире, чем положительное. Страх может держать человека в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и не позволять личности развиваться в полную силу. Он сковывает активность человека, а в выраженных случаях буквально парализует его; при длительном действии тревоги и страха  в организме могут возникать и развиваться психосоматические болезни. [7. с.173]

С одной стороны , страхи охраняют нас от разных бед, но с другой стороны они ограничивают нашу свободу, не дают нам достичь тех вершин, которых мы достойны. Зигмунд Фрейд писал: «Мы ищем определённого понимания, указывающего сущность страха, альтернативы: или – или, отличающей истину от заблуждения, но это трудно найти».

1.2. Особенности проявления страхов  у детей.

                                   Страх не является нашим врождённым  свойством. Посмотрите на новорождённого. Ведь он ничего не боится. Если  его требования не выполняются,  он отвечает на это агрессивным  плачем. Уже потом, когда мы  становимся взрослыми, страх глубоко  проникает в наши души.

М. Литвак

Страх основан на инстинкте  самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. [24. с.6]

Как и человек на ранних  ступенях своего социального развития, ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного ,одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, поэтому их страхи тоже носят реальный характер. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно-логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия. [3. с.311]

Страх – эмоция, которая может  возникнуть в период новорождённости. В возрасте после 5 месяцев у детей  часто возникает страх при  встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов, при  необычной ситуации. В 2 – 3 года дети обычно боятся животных. После 3 лет многие дети боятся темноты. Ц. П. Короленко и Г. Ф. Фролова отмечают, что появление страха темноты совпадает по времени с развитием сферы воображения ребёнка. С 6 – 7 лет дети могут бояться пожара, несчастий с близкими, катостроф. С 8 лет некоторые дети боятся сами умереть или боятся смерти близких. Эти детские страхи обычно являются возрастными. Адекватно имитировать выражение страха не удаётся ни одной возрастной группе: ни детям, ни взрослым. Бессознательно «заражаться» эмоцией страха от других ребёнок может очень рано. Осознавать, что другому страшно, он способен лишь с 5 лет. [26. с.17]

Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов:

Возрастные страхи отмечаются у  эмоционально чувствительных детей  как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают  они под действием следующих  факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения  со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и  другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности  для ролевой идентификации с  родителями того же пола, преимущественно  у мальчиков. Конфликтные отношения  между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение  страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Невротические страхи характеризуются  большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным  влиянием на формирование характера  и личности, взаимосвязью с другими  невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические  страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем.

Некоторые дети панически бояться  сделать ошибку, когда готовят  уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют  и при этом очень драматично относятся  к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание  всё равно присутствует [23, c. 31].

Причины возникновения возрастных страхов:

- наличие страхов у родителей,  главным образом у матери;

- тревожность в отношении с  ребенком, избыточное предохранение  его от опасности и изоляция  от общения его со сверстниками;

- излишне ранняя рационализация  чувств ребенка, обусловленная  чрезмерной принципиальностью родителей  или их эмоциональным неприятием  детей;

- большое количество запретов  со стороны родителя того же  пола или полное предоставление  свободы ребенку родителем другого  пола, а также многочисленные  нереализуемые угрозы всех взрослых  в семье;

- отсутствие возможности для  ролевой идентификации с родителем  того же пола, преимущественно  у мальчиков, создающее проблемы  в общении со сверстниками  и неуверенность в себе;

- конфликтные отношения между  родителями в семье;

- психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность  детей к тем или иным страхам;

- психическое заражение страхами  в процессе общения со сверстниками  и взрослыми. [14, c. 295].

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью  проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их [23, с.32].

Детские страхи, если к ним  правильно относиться, понимать причины  их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. [24, с.4].

Информация о работе Детские страхи