Детские страхи и тайны как особенности проявления Детской субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 17:20, реферат

Описание работы

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций и другими особенностями детской субкультуры. В современной философии, социологии и психологии обобщенное понятие Детство рассматривается как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами.

Содержание

1. Понятие «Детство», особенности детской субкультуры

2. Общая характеристика понятия «Страх»

3. Основные формы страха

3. Происхождение Страха. Детские страхи

4. Развитие страхов: от рождения до подросткового возраста

5. Диагностика страха по Методике А.И. Захарова в соединении с тестом «Красный дом – черный дом»

6. Психолого-педагогическая помощь детям в преодолении страха: практические задания

Литература

Работа содержит 1 файл

Детские страхи реферат.docx

— 74.56 Кб (Скачать)

Захаров А. И. Происхождение страха //

Как помочь нашим детям избавиться страха.-

СПб., 1995.-С. 12-57.

Д. Бретт

Боязнь темноты

     Боязнь  темноты - один из наиболее распространенных страхов у детей. Часто она начинается лет с трех и длится до предподросткового и даже подросткового возраста.

     Большинство из нас в темноте теряет ориентацию. Все знакомые нам ориентиры исчезают. И даже если не исчезают, то изменяют свой облик и кажутся более зловещими и таинственными, чем их дневные двойники. Темнота - это мир теней и загадок. Это - время, когда мы чувствуем себя изолированными, остаемся наедине со своими мыслями, фантазиями и страхами.

     Для большинства детей боязнь темноты сопряжена со страхом неизвестности. Иногда этот страх вызывается самим состоянием темноты, становясь фобией темноты. Эту разновидность страха можно рас сматривать и лечить по типу других страхов и фобий.

     При рассмотрении темы данной главы автор исходит из предположения, что боязнь темноты у ребенка в основном связана со страхом перед чудовищами, которые якобы могут скрываться там.

     «Видение» чудовищ в темноте - явление настолько  обычное, может считаться почти  всеобщим. Обладая богатым воображением, дети зачастую не способны отличить фантазию от действительности. Для них чудовища, которых они якобы видят, так же реальны, как вы или я. Обычно вы стараетесь убедить напуганных детей, что нет никаких чудовищ, ведьм или каких-то других мерзких тварей, которые чудятся. Но дети вам не верят. Они могут согласиться, что сейчас, когда вы с ними, чудовищ в комнате нет, но они совершенно уверены, что стоит вам только уйти и выключить свет, они появятся вновь. Более того, когда вы утверждаете, что чудовищ не существует и это все – плод их глупых фантазий, дети чувствуют себя униженными и непонятыми. Под гнетом страха дети считают себя в какой-то степени неполноценными и без этого дополнительного стресса. Можно, конечно порекомендовать родителям, включать свет и показывать ребенку, что страшное чудовище, которое он «видел», в действительности всего-навсего оставленная на стуле одежда и т.д. Но важно также снабдить детей средством, которое, поможет им справиться с воображаемыми чудовищами в ваше отсутствие. Другими словами, необходимо помочь им почувствовать себя более сильными перед лицом представляющихся опасностей.

     Нередко чудовища являются проекцией злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они содержат в себе «дурные» чувства и эмоции, с которыми ребенку трудно справиться. Таким образом, предоставляя ребенку, возможность изучить этих чудовищ и противостоять им, вы в то же время указываете ему на путь владения собой.

     Иногда  ночные страхи детей сосредоточены  вокруг грабителей и похитителей детей, особенно если такие события, действительно имели место и обсуждались взрослыми. С детьми, которые боятся грабителей, похитителей детей и т.п., полезно прорепетировать действия, которые они могли бы предпринять, обнаружив в доме, скажем, вора-взломщика. Они могут, например, побежать в комнату своих родителей и позвать их. Покажите детям, что двери и окна их дома заперты и, стало быть, ночью им ничто не угрожает. Дети могут также сами сконструировать для себя сигнализацию или системы устрашения взломщиков. По своему воздействию они подобны «волшебному средству», позволяющему ребенку вернуть самообладание.

     Важно, чтобы постель, спальня стали местом, где ребенок успокаивается, а не местом, где он «отбывает наказание». В последнем случае постель и спальня могут вызывать у него отрицательные эмоции. А комната, вызывающая такие эмоции, становится вместилищем всевозможных страхов.

     Установите  ночное освещение, которое ребенок  мог бы включать и выключать по своему желанию. Очень поможет также специальное придуманное устройство. Таковым может служить все что угодно – от карманного фонарика до пустого аэрозольного баллончика, важно также порекомендовать вашему ребенку, рисовать чудовищ, а затем рвать эти рисунки в клочья или лепить их из глины, чтобы потом сплющить их в лепешки. Это позволяет вашему ребенку не бояться выразить свои «чудовищные» чувства и эмоции, но и меньше бояться чудовищ и в конечном итоге обрести власть над ними.

Бретт Д. Боязнь темноты //

Жила-была девочка. –

 М., 1996. - С. 38-39. 

4. Развитие страхов:  от рождения до  подросткового возраста

Ведущие Специалисты Филадельфийского Центра Развития Ребенка

Раннее  Детство. Время Появления  Страхов

Время появления страхов

Дети  обычно испытывают различные типы страхов  на разных этапах своего физического, ментального и эмоционального развития Доминирующие страхи, характерные для каждого периода, рассмотрим по возрастным периодам.

От  рождения до шести  месяцев:

  • любой громкий и неожиданный звук или шум;
  • любое быстрое движение со стороны другого человека;
  • падение, в том числе из рук взрослого;
  • общая потеря поддержки.

Семь  месяцев - один год:

  • определенные громкие звуки (например, шум мусороуборочной машины);
  • любые незнакомые люди;
  • раздевание, переодевание и смена обстановки;
  • отверстие стока в ванной или бассейне (где ребенка купают);
  • высота;
  • беспомощность перед неожиданной ситуацией.

От  одного до двух лет:

  • определенные громкие звуки;
  • разлука с родителем;
  • любые незнакомые люди;
  • отверстие стока ванны или бассейна (где ребенка купают);
  • засыпание и сон (выключение сознания и ночные кошмары);
  • травма;
  • потеря контроля над физическими и эмоциональными функциями.
 

Два - два с половиной  года:

  • определенные громкие звуки; разлука или отвержение со стороны родителя;
  • незнакомые ровесники; уборные (особенно издающие шум);
  • ночные кошмары;
  • изменения в окружающей обстановке (например, перестановка мебели, переезд);
  • плохая погода (особенно гром и молнии).

От  двух до трех лет:

  • большие, непонятные и угрожающие на вид объекты;
  • незнакомые сверстники;
  • неожиданные события, изменение установившегося порядка жизни;
  • исчезновение или передвижение внешних объектов;
  • кошмары.

Случай из практики

Пережидая грозу

Когда Кэрли исполнилось два с половиной  года, она стала бояться грозы. Как только небо темнело, она становилась  тихой и осторожной. Если начинался  ливень, она принималась плакать. Гром и молния вызывали у нее приливы  ужаса. Родители Кэрли решили отвлечь ее внимание от грозы, устраивая во время непогоды семейные праздники. Как только начиналась гроза, они объявляли: «А сейчас - праздник!» После этого они расстилали в гостиной одеяло, играли некоторыми игрушками Кэрли, слушали музыку и ели лакомства. В первых трех таких празднествах, устроенных родителями, Кэрли поначалу забыла о своем страхе, но сильные порывы ветра и раскаты грома вновь будили в ней тревогу. Во время четвертого праздника чувство страха ее уже не беспокоило, и она оставалась в хорошем н строении и после праздника, даже если гроза все еще бушевала. В конечном счете, отпала необходимость и в самих праздниках во время непогоды. Кэрли научилась отвлекаться и развлекать себя сама.

Раннее детство: Время появления страхов //

Эмоциональное здоровье вашего ребенка /

Ведущие специалисты Филадельфийского центра развития ребенка.-

М., 1996.-С. 65-67.

Ведущие Специалисты Филадельфийского Центра Развития Ребенка

Школьный  Возраст. Страх

От  шести до семи лет:

  • странные, громкие и резкие шумы (например, издаваемые животными, похожие на звонок телефона или будильника, на звуки ветра и грома);
  • призраки, ведьмы и другие «потусторонние» существа;
  • повреждение тела;
  • потеря родителей или собственная пропажа;
  • одиночество ночью (и появление кошмаров или «дьявольских» созданий);
  • уход в школу (так называемый школьный страх);
  • физическое насилие или неприятие, исходящие от кого-либо в школе,

От  семи до восьми лет:

  • темнота и темные места (например, уборная, чердак, подвал);
  • реальные катастрофы, показанные в телевизионных программах, фильмах, описанные в книгах (например, похищение детей, наводнения, пожары, ядерный взрыв);
  • утрата любви окружающих;
  • опоздание в школу или внезапная оторванность от школьной или домашней жизни;
  • физическое насилие, нанесенное кем-либо в школе, или неприязнь, исходящая от кого-либо в школе.

От  восьми до девяти лет:

  • личное оскорбление;
  • неудача в школе или игре;
  • собственная ложь или нехороший поступок, замеченные другими;
  • физическое насилие (исходящее от известных ребенку или чужих людей, совершенное с умыслом или случайно);
  • травма родителей, их потеря или ссоры с ними.

От  девяти до одиннадцати  лет:

  • неудача в школе или спорте;
  • заболевание;
  • отдельные животные (особенно те, которые крупнее людей или которые нападают на людей);
  • высота и ощущение «верчения» (например, головокружение);
  • зловещие люди (например, убийцы и хулиганы).

От  одиннадцати до тринадцати лет:

  • неуспех в школе, спорте, среди ровесников;
  • собственные «странные» поступки или внешность;
  • смерть или угрожающие жизни заболевания;
  • секс (привлечение или отталкивание других, чья-либо агрессия);
  • попадание в ситуацию, демонстрирующую собственную глупость, или где «промывают мозги»;
  • потеря личных вещей, ограбление.

Школьный  возраст: Страх //

Эмоциональное здоровье вашего ребенка /

Ведущие специалисты Филадельфийского центра развития ребенка. –

 М., 1996. -С. 196-197. 

5. Диагностика страха  по Методике А.И.  Захарова в соединении  с тестом «Красный  дом – черный  дом»

     Цель  диагностики: выявить уровень боязни, выявить страхи, которые есть у  ребенка старшего дошкольного возраста.

     Материал: лист бумаги с нарисованными домами: на одной части листа красный, на другой – черный.

     Инструкция: ребенку предлагается выбрать домик  для страшных страхов и нестрашных страхов. Затем расселить 29 страхов  в красный и черный домики. Экспериментатор  зачитывает страхи, а испытуемый указывает, куда его поселить. Записывается номер страха.

     Перечень страхов: 1.один дома, 2.нападение бандитов, 3.заболеть, заразиться, 4.умереть самому, 5.смерть родителей, 6.какие-то люди, 7.маму или папу, 8.наказания, 9.Баба Яга, Змей Горыныч, 10.опоздать в детский сад, 11.перед сном, 12.страшные сны, 13.темноты, 14.волки, пауки, змеи, 15.машин, поездов, самолетов, 16.бури, наводнения, землетрясения, 17.высота, 18.глубина, 19.тесной комнаты, 20.воды, 21.огонь, 22.пожар, 23.война, 24.больших улиц, 25.врачей, 26.крови, 27.уколов, 28.боли, 29.резких звуков, неожиданных звуков.

     Затем экспериментатор подсчитывает количество страхов в каждом домике. Анализируются  страхи по нормативным критериям, возрастным особенностям. Над выявленными невротическими страхами должна осуществляться специальная работа психолога. А выявленные возрастные страхи, со временем проходят.

     Еще можно попросить ребенка нарисовать свой страх. Это будет дополнительной информацией для специалистов. 

Информация о работе Детские страхи и тайны как особенности проявления Детской субкультуры