Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 17:20, реферат
Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций и другими особенностями детской субкультуры. В современной философии, социологии и психологии обобщенное понятие Детство рассматривается как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами.
1. Понятие «Детство», особенности детской субкультуры
2. Общая характеристика понятия «Страх»
3. Основные формы страха
3. Происхождение Страха. Детские страхи
4. Развитие страхов: от рождения до подросткового возраста
5. Диагностика страха по Методике А.И. Захарова в соединении с тестом «Красный дом – черный дом»
6. Психолого-педагогическая помощь детям в преодолении страха: практические задания
Литература
Захаров А. И. Происхождение страха //
Как помочь нашим детям избавиться страха.-
СПб., 1995.-С. 12-57.
Д. Бретт
Боязнь темноты
Боязнь темноты - один из наиболее распространенных страхов у детей. Часто она начинается лет с трех и длится до предподросткового и даже подросткового возраста.
Большинство из нас в темноте теряет ориентацию. Все знакомые нам ориентиры исчезают. И даже если не исчезают, то изменяют свой облик и кажутся более зловещими и таинственными, чем их дневные двойники. Темнота - это мир теней и загадок. Это - время, когда мы чувствуем себя изолированными, остаемся наедине со своими мыслями, фантазиями и страхами.
Для большинства детей боязнь темноты сопряжена со страхом неизвестности. Иногда этот страх вызывается самим состоянием темноты, становясь фобией темноты. Эту разновидность страха можно рас сматривать и лечить по типу других страхов и фобий.
При рассмотрении темы данной главы автор исходит из предположения, что боязнь темноты у ребенка в основном связана со страхом перед чудовищами, которые якобы могут скрываться там.
«Видение» чудовищ в темноте - явление настолько обычное, может считаться почти всеобщим. Обладая богатым воображением, дети зачастую не способны отличить фантазию от действительности. Для них чудовища, которых они якобы видят, так же реальны, как вы или я. Обычно вы стараетесь убедить напуганных детей, что нет никаких чудовищ, ведьм или каких-то других мерзких тварей, которые чудятся. Но дети вам не верят. Они могут согласиться, что сейчас, когда вы с ними, чудовищ в комнате нет, но они совершенно уверены, что стоит вам только уйти и выключить свет, они появятся вновь. Более того, когда вы утверждаете, что чудовищ не существует и это все – плод их глупых фантазий, дети чувствуют себя униженными и непонятыми. Под гнетом страха дети считают себя в какой-то степени неполноценными и без этого дополнительного стресса. Можно, конечно порекомендовать родителям, включать свет и показывать ребенку, что страшное чудовище, которое он «видел», в действительности всего-навсего оставленная на стуле одежда и т.д. Но важно также снабдить детей средством, которое, поможет им справиться с воображаемыми чудовищами в ваше отсутствие. Другими словами, необходимо помочь им почувствовать себя более сильными перед лицом представляющихся опасностей.
Нередко чудовища являются проекцией злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они содержат в себе «дурные» чувства и эмоции, с которыми ребенку трудно справиться. Таким образом, предоставляя ребенку, возможность изучить этих чудовищ и противостоять им, вы в то же время указываете ему на путь владения собой.
Иногда ночные страхи детей сосредоточены вокруг грабителей и похитителей детей, особенно если такие события, действительно имели место и обсуждались взрослыми. С детьми, которые боятся грабителей, похитителей детей и т.п., полезно прорепетировать действия, которые они могли бы предпринять, обнаружив в доме, скажем, вора-взломщика. Они могут, например, побежать в комнату своих родителей и позвать их. Покажите детям, что двери и окна их дома заперты и, стало быть, ночью им ничто не угрожает. Дети могут также сами сконструировать для себя сигнализацию или системы устрашения взломщиков. По своему воздействию они подобны «волшебному средству», позволяющему ребенку вернуть самообладание.
Важно, чтобы постель, спальня стали местом, где ребенок успокаивается, а не местом, где он «отбывает наказание». В последнем случае постель и спальня могут вызывать у него отрицательные эмоции. А комната, вызывающая такие эмоции, становится вместилищем всевозможных страхов.
Установите ночное освещение, которое ребенок мог бы включать и выключать по своему желанию. Очень поможет также специальное придуманное устройство. Таковым может служить все что угодно – от карманного фонарика до пустого аэрозольного баллончика, важно также порекомендовать вашему ребенку, рисовать чудовищ, а затем рвать эти рисунки в клочья или лепить их из глины, чтобы потом сплющить их в лепешки. Это позволяет вашему ребенку не бояться выразить свои «чудовищные» чувства и эмоции, но и меньше бояться чудовищ и в конечном итоге обрести власть над ними.
Бретт Д. Боязнь темноты //
Жила-была девочка. –
М., 1996.
- С. 38-39.
4. Развитие страхов: от рождения до подросткового возраста
Ведущие Специалисты Филадельфийского Центра Развития Ребенка
Раннее Детство. Время Появления Страхов
Время появления страхов
Дети обычно испытывают различные типы страхов на разных этапах своего физического, ментального и эмоционального развития Доминирующие страхи, характерные для каждого периода, рассмотрим по возрастным периодам.
От рождения до шести месяцев:
Семь месяцев - один год:
От одного до двух лет:
Два - два с половиной года:
От двух до трех лет:
Случай из практики
Пережидая грозу
Когда
Кэрли исполнилось два с
Раннее детство: Время появления страхов //
Эмоциональное здоровье вашего ребенка /
Ведущие специалисты Филадельфийского центра развития ребенка.-
М., 1996.-С. 65-67.
Ведущие Специалисты Филадельфийского Центра Развития Ребенка
Школьный Возраст. Страх
От шести до семи лет:
От семи до восьми лет:
От восьми до девяти лет:
От девяти до одиннадцати лет:
От одиннадцати до тринадцати лет:
Школьный возраст: Страх //
Эмоциональное здоровье вашего ребенка /
Ведущие специалисты Филадельфийского центра развития ребенка. –
М., 1996.
-С. 196-197.
5. Диагностика страха по Методике А.И. Захарова в соединении с тестом «Красный дом – черный дом»
Цель диагностики: выявить уровень боязни, выявить страхи, которые есть у ребенка старшего дошкольного возраста.
Материал: лист бумаги с нарисованными домами: на одной части листа красный, на другой – черный.
Инструкция: ребенку предлагается выбрать домик для страшных страхов и нестрашных страхов. Затем расселить 29 страхов в красный и черный домики. Экспериментатор зачитывает страхи, а испытуемый указывает, куда его поселить. Записывается номер страха.
Перечень страхов: 1.один дома, 2.нападение бандитов, 3.заболеть, заразиться, 4.умереть самому, 5.смерть родителей, 6.какие-то люди, 7.маму или папу, 8.наказания, 9.Баба Яга, Змей Горыныч, 10.опоздать в детский сад, 11.перед сном, 12.страшные сны, 13.темноты, 14.волки, пауки, змеи, 15.машин, поездов, самолетов, 16.бури, наводнения, землетрясения, 17.высота, 18.глубина, 19.тесной комнаты, 20.воды, 21.огонь, 22.пожар, 23.война, 24.больших улиц, 25.врачей, 26.крови, 27.уколов, 28.боли, 29.резких звуков, неожиданных звуков.
Затем экспериментатор подсчитывает количество страхов в каждом домике. Анализируются страхи по нормативным критериям, возрастным особенностям. Над выявленными невротическими страхами должна осуществляться специальная работа психолога. А выявленные возрастные страхи, со временем проходят.
Еще
можно попросить ребенка
Информация о работе Детские страхи и тайны как особенности проявления Детской субкультуры