Детские страхи и тайны как особенности проявления Детской субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 17:20, реферат

Описание работы

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций и другими особенностями детской субкультуры. В современной философии, социологии и психологии обобщенное понятие Детство рассматривается как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами.

Содержание

1. Понятие «Детство», особенности детской субкультуры

2. Общая характеристика понятия «Страх»

3. Основные формы страха

3. Происхождение Страха. Детские страхи

4. Развитие страхов: от рождения до подросткового возраста

5. Диагностика страха по Методике А.И. Захарова в соединении с тестом «Красный дом – черный дом»

6. Психолого-педагогическая помощь детям в преодолении страха: практические задания

Литература

Работа содержит 1 файл

Детские страхи реферат.docx

— 74.56 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство По Образованию

ФГОУ  ВПО «ЮФУ»

Педагогический  Институт

Факультет Педагогики и Практической Психологии

Отделение Дошкольного Образования

Кафедра Дошкольной Педагогики 
 

Реферат

«Детские страхи и тайны

 как  особенности проявления 

Детской субкультуры» 
 
 

Выполнила

Студентка 2 курса

Магистратуры

Луговская О. А.

Преподаватель:

к.п.н., доц. Платохина Н.А. 
 

Ростов  – на – Дону

2007 г.

Содержание 

1. Понятие «Детство», особенности детской субкультуры

2. Общая характеристика понятия «Страх»

3. Основные формы страха

3. Происхождение Страха. Детские страхи

4. Развитие страхов: от рождения до подросткового возраста

5. Диагностика страха по Методике А.И. Захарова в соединении с тестом «Красный дом – черный дом»

6. Психолого-педагогическая помощь детям в преодолении страха: практические задания

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие «Детство»,  особенности детской  субкультуры

     Признание ценности детства усиливается в  XXI веке, что характеризуется разноплановыми и многообразными подходами в международном исследовании феномена детства. Положение детей в обществе характеризует состояние детства в целом - совокупность условий, возникающих в обществе для выживания и развития детей, а именно: уровень материального обеспечения их жизни и здоровья, состояние здравоохранения, сложившаяся в стране система общественного образования, воспитательные возможности семьи, общественная и государственная забота о детях и законодательные нормы.

     Мир детства становиться предметом  пристального внимания и изучения ученых и практиков. Этот период изучается  с разных позиций:

  • Гуманистический подход (Корчак Я., Венцель Н.К., Сухомлинский В.А.)
  • Культурологический подход (Мид М., Демоз Л., Фельдштейн Д.И.)
  • Антропологический подход (Ушинский К.Д., Толстой Л.Н., Руссо Ж.Ж.)
  • Социально-психологический подход (Фрейд З., Зеньковский В.В.)

     Общество  не может познать себя, не поняв  закономерностей своего детства, и  оно не может понять мир детства, не зная особенностей и истории взрослой культуры.                                                                               И.С.Кон

     Мир детства – это…

  • Особая субкультура жизни каждого человека;
  • Свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного;
  • Свое пространство свободы, которое ребенок охраняет от взрослого;
  • Период жизни, в котором постигается многообразие связей и отношений в мире…

     Детство выступает особой субкультурой жизни  человека. Оно содержит в себе человеческую мудрость и детскую непосредственность. Детская субкультура имеет свои отличительные особенности. Мир детства отличает:

  • Язык,
  • Представления,
  • Способ выражения увиденного,
  • Деятельность,
  • Образ жизни,
  • Стиль жизни,
  • Психические процессы – память, мышление, воображение и фантазия и т.д.
  • Пространство,
  • Тайны, эмоции и чувства,
  • Ценности и многое другое.

     Таким образом, Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций и другими особенностями детской субкультуры. В современной философии, социологии и психологии обобщенное понятие Детство рассматривается как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами. 

2. Общая характеристика  понятия «Страх»

     Страх — неизбежный спутник нашей жизни. Постоянно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти. Вся история человечества состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх. Надежда на возможность прожить без страха остается иллюзией; он пронизывает человеческое существование и является отражением нашей зависимости и нашего знания о неизбежности смерти. Мы только пытаемся противопоставить ему мужество, доверие, знания, силу, надежду, покорность, веру и любовь. Это помогает нам ужиться со страхом и объяснить его, но он постоянно побеждает вновь. Мы скептически относимся к методам, направленным на освобождение от страха: они не оправдывают наших надежд.

     Хотя  страх неотступно пронизывает нашу жизнь, он не всегда осознается, возникая в сознании лишь на мгновение и концентрируясь на внутренних или внешних переживаниях. Мы пытаемся смягчать, преодолевать, успокаивать, обманывать и отрицать страх с помощью различных, от раза к разу все более совершенных психотехнических приемов. Однако как смерть не прекращает свое существование, несмотря на то, что мы стараемся о ней не думать, так и страх не исчезает.

     Страх существует независимо от культуры и  уровня развития народа или его отдельных представителей; единственное, что изменяется, — это объекты страха, ибо как только мы полагаем, что победили или преодолели страх, появляется другой его вид, а также другие средства и мероприятия, направленные на его преодоление. Мы уже не боимся, грома и молнии, затмений солнца и других небесных тел, относясь к ним просто как к интересным явлениям природы, но не можем избавиться от переживаний страха, так как исчезновение некоторых предрассудков не исключает возможности гибели мира. Сегодня мы испытываем страх перед угрозой новых болезней, возможным несчастным случаем на транспорте, страх старости или одиночества.

     Методы  борьбы со страхом до сих пор почти  не изменились. Только сегодня мы пытаемся преодолеть страх с помощью фармакологических средств, а не путем принесения жертв и магических заклинаний; однако страх по-прежнему остается с нами.

     Современная психотерапия в ее различных формах является новой серьезной возможностью переработки страха: она вскрывает индивидуальную историю развития страха, исследует его взаимосвязь с индивидуально-семейными и социально-культурными условиями и организует «очную ставку» индивидуума с источниками страха в целях плодотворной переработки и преодоления его.

     Закономерность  существования страха в истории  человеческого рода очевидна — преодолевая определенные страхи благодаря успехам науки и техники, мы приобретаем новые. В сущности, страх — неизбежный спутник жизни, иного не дано. Один из новых видов страха присутствует в современной жизни: мы знаем, что страх увеличивается, если наш образ жизни и деятельности изменяется вопреки нашему желанию. Мы боимся потерять свои силы, мы думаем об угрозе применения атомного оружия или о нарушении природного равновесия. Существование человека носит двойственный характер: оно подобно бумерангу, направленному на нас самих. Если раньше человек испытывал страх перед силами природы, будучи беззащитным, перед ними, а также перед демонами и могущественным Богом, то теперь он боится самого себя. Представление о том, что прогресс и в равной степени регресс имеют влияние на наши страхи, — иллюзия. Иногда это может соответствовать истине, но следствием (прогресса или регресса) становятся новые страхи. Переживание страха содержится в самом нашем существовании.

     Очевидно, что каждый человек имеет свои личностные видоизменения страха: страх тем менее выражен, чем более абстрактными для данной личности являются смерть, любовь или другие представления. Каждый человек имеет собственную индивидуальную форму страха, которая так же присуща только ему, как и его индивидуальная форма любви и его собственная, индивидуальная неизбежность смерти. Страх индивидуален, в нем отражаются личностные особенности каждого человека, и он имеет место при всех общественных устройствах. Личный страх индивидуума связан с его индивидуальными условиями жизни, с наследственностью и окружением; он имеет свою историю и появляется практически с момента его рождения (т.е. рождается вместе с ним).

     Страх всегда возникает, если мы оказываемся  в неразрешимой или еще не разрешенной ситуации. Каждый этап развития, каждый шаг к зрелости связаны со страхом, если они приводят к чему-то новому, до этого неизвестному и неизведанному во внутренней или внешней ситуации, к еще не переживавшемуся нами. Все новое, неизвестное, впервые случившееся или еще переживаемое наряду с привлекательностью нового и захватывающим чувством наслаждения, риском и приключениями также сопровождается страхом. Так как в нашей жизни всегда встречается что-то новое, недостижимое и неизведанное, ее всегда сопровождает страх. Сначала он появляется в сознании как особенно важный момент развития и по мере взросления теряет свою актуальность с появлением новых задач или перемен. Развитие, взросление и созревание со всей очевидностью сопровождаются деятельностью по преодолению страха, который возникает вновь и усиливается после преодоления каждой ступени зрелости. 

3. Основные формы  страха

Риман Ф. выделяет четыре основных формы страха:

  1. Страх перед самоотвержением, переживаемый как утрата Я и зависимость.
  2. Страх перед самостановлением (стагнацией Я), переживаемый как беззащитность и изоляция.
  3. Страх перед изменением, переживаемый как ощущение изменчивости и неуверенности.
  4. Страх перед необходимостью, переживаемый как ощущение окончательности и несвободы.

     Он  считает, что все возможные варианты страха относятся, в конечном счете, к описанным основным формам. Необходимо учитывать, что характер каждого переживаемого нами страха и его выраженность в значительной степени зависят как от присущей нам предрасположенности, наследственности, так и от окружающих условий, в которых мы находимся после рождения, а также от соматической и душевно-духовной конституции, биографии, истории становления нашей личности. Наши страхи имеют свою историю: очень часто они исходят из нашего детства.

     Итак, с одной стороны, страхи некоторых  людей частично объясняются их положением и условиями жизни; с другой стороны, истоки некоторых страхов скрыты от нас. С положением и окружением человека (семья, «среда» и общество) связаны определенные страхи; если они имеют место, то другие страхи как бы отходят на второй план. Нормально развивающийся здоровый человек, если его развитие не нарушается, обычно способен избегать страха или даже преодолевать его. Нарушения или препятствия, возникающие в процессе развития, сопровождаются появлением страха с преобладанием тех или иных основных его форм.

     Тяжело  переносятся и делают людей больными страхи, интенсивность которых превышает критический уровень при длительном их сдерживании. Наиболее тяжело угнетают взрослых страхи, которые переживались в детстве, если против них не была разработана какая-либо защита. Если страх достигает большой интенсивности и стойкости или возникает у ребенка либо подростка, то обычно он с трудом поддается переработке. В таких случаях исчезает активизирующий позитивный аспект страха, тормозится или приостанавливается развитие и даже наблюдается возврат к ранним детским образцам поведения, следствием чего является образование симптомов. Мы стремимся сделать осознанными не соответствующие данному возрасту переживания страха, достигающие такой интенсивности, что становятся непереносимыми, особенно в детстве. В детстве, когда Я еще недостаточно развито, возникает множество непереработанных страхов, которые могут причинить серьезный ущерб уже взрослому человеку, если он остается наедине с самим собой, не получая помощи извне.

Информация о работе Детские страхи и тайны как особенности проявления Детской субкультуры