Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 03:28, реферат

Описание работы

В научной литературе, посвящённой проблеме исследования отклоняющегося поведения, выделяется две его формы: патологические и непатологические нарушения поведения.
Непатологические формы нарушений поведения имеют ситуационный характер, т.е. возникают в ответ на ту или иную ситуацию, и отличаются кратковременностью и неустойчивостью проявлений, отсутствием нарушений социальной адаптации и соматовегетативных расстройств (нет нарушения сердечной деятельности, учащения пульса, нарушений дыхания, усиленного потоотделения, изменений окраски кожных покровов и.т.д.)

Содержание

Введение.
1. Реактивные состояния. Определение. Виды. Проявления.
2. Проявления реактивных состояний у детей.
3. Конфликтные переживания.
4. Проявления конфликтных переживаний у детей.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ЭВП.docx

— 37.56 Кб (Скачать)

  Одни  становятся очень робкими, застенчивыми, боязливыми, нерешительными, другие, наоборот, озлобленными, раздражительными и агрессивными. У тех и других нередко бывают страхи. Содержанием таких страхов  является сам факт недержания мочи. В дальнейшем страх принимает  более диффузный характер - боязнь темноты, страх перед новым делом, новой обстановкой, новыми людьми.

  Нередко дети очень болезненно переживают какой-нибудь свой физический недостаток (хромоту, косоглазие, близорукость, горбатость и т.п.), те или иные нервные проявления (заикание, нервные подергивания, страхи и пр.). Наличие какого-либо из этих дефектов у ребенка при неправильном отношении к нему со стороны окружающих ведет к возникновению чувства  своей неполноценности, которое  вызывает замкнутость, трудности в  поведении, а в некоторых случаях  приводит к снижению успеваемости.  

  Вывод: 

  Реактивные  состояния у детей  – это  состояния расстройства психики  ребенка, вызванные тяжелыми потрясениями и переживаниями. Существуют различные  проявления, у каждого ребенка  они индивидуальны, также, как и  причины появления реактивных состояний. Особую категорию детей составляют дети с трудностями в обучении, например дети с нарушениями анализаторных  систем, нарушениями опорно – двигательного  аппарата, по причине собственной неполноценности, а также дети перенесшие сильный стресс и т.д.

  Важно, вовремя заметить перемены в ребенке, так как усугубление данных состояний  чаще всего происходят из – за недостаточной  внимательности к ребенку в семье  и отсутствия правильного, индивидуального  подхода в детском саду и школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. Конфликтные переживания. 

  Переживание - это эмоционально окрашенное состояние  личности.

  Определение «переживание» в данной теме «Конфликтные переживания» целесообразней рассматривать  с точки зрения непосредственной внутренней субъективной данности психического явления в отличие от его содержания и «модальности». А именно: переживание, как способность человека преодолеть различные чувства страдания, тревоги и многое другое, как человек может выйти из кризиса и восстановить душевное равновесие, психологически справиться с ситуацией.

  Речь  идет о некотором активном, результативном внутреннем процессе, реально преобразующем  психологическую ситуацию. 

  Конфликт  по определениям многих авторов, как бы противоречиво не звучало, рассматривается, как столкновение чего - то с чем - то. 

  Так же, как трудности внешнего мира, противостоит деятельность, так сложности внутреннего мира, т. е. перекрещенности жизненных отношений субъекта, противостоит активность сознания. Внутренняя необходимость, или устремленность активности сознания, состоит в достижении согласованности и непротиворечивости внутреннего мира. Сознание призвано соизмерять мотивы, выбирать между ними, находить компромиссные решения и т. д., словом, преодолевать сложность. Критической ситуацией здесь является такая, когда субъективно невозможно ни выйти из ситуации конфликта, ни разрешить ее, найдя компромисс между противоречащими побуждениями или пожертвовав одним из них. 

  Исходя  из определений «переживание», как  внутренняя деятельность сознания личности,  и «конфликт» можно выделить различные  виды внутриличностных конфликтов:

1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и к безопасности, между двумя положительными тенденциями.

2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом. Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. . А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества.

3. Конфликт нереализованного  желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов) это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение.

4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований самой личности к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт).  

5. Адаптационный конфликт  понимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой. Так и в узком смысле - при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации.

 Это  конфликт между требованиями  действительности и возможностями  человека - профессиональными, физическими,  психологическими.

6. Конфликт неадекватной  самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от её критичности, требовательности к себе, отношениями к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведёт к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы избежать неудачи.

7. Невротический конфликт, как результат длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта.

     Внутриличностный  конфликт - трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между  примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п.  
Внутриличностный конфликт сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Проявления конфликтных  переживаний у  детей.

     Внутренняя  жизнь ребенка, по Выготскому, связана  с «болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами», это «психология в терминах драмы», внутренней, незримой. Для внешнего наблюдателя эта драма проявляется  в виде капризов, упрямства, негативизма. «В переживании дана, с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, с  другой — особенности моей личности, … среда приобретает направляющее значение благодаря переживанию  ребенка. Это обязывает к глубокому  внутреннему анализу переживаний  ребенка, то есть к изучению среды, которая  переносится в значительной степени внутрь самого ребенка».

     Возрастное  развитие, по Выготскому, может быть представлено как история переживаний  формирующейся личности. С.Л.Рубинтштейн  акцентировал внимание на необходимости  включения в контекст идеи единства аффекта и интеллекта, причем особо  подчеркивал сопряженность переживания  с конфликтными ситуациями, через  которые проходит история индивида. Психический факт — «это и кусок  реальной действительности и отражение  недействительности», это единство реального и идеального. Переживание  это первично, «прежде всего —  психический факт как кусок собственной  жизни индивида в плоти и крови  его».

       «В переживании на передний  план выступает не само по  себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается,  а его значение в ходе моей  жизни — то, что я это знал, что мне уяснилось, что этим  разрешились задачи, которые передо  мной встали, и преодолены трудности, с которыми я столкнулся».

  Переживание определяется личностным контекстом жизни  индивида, и всегда является переживанием чего-то. Переживание в контексте  внутренней жизни личности соотносимо, сопоставимо с событием в контексте  исторического ряда событий, бытия  в его объективном понимании. Знание, в определенном смысле, производно от переживания, в зародыше содержится в каждом переживании. Приобретая самостоятельное  значение в процессе общественно-исторического  развития, знание является продуктом  научной деятельности конкретной личности. Поэтому «знание, представленное в  сознании индивида, является единством  субъективного и объективного».

  В ряде случаев тяжелые переживания  приводят к образованию у ребенка  внутреннего конфликта, который  также может нарушить его психическое  развитие. Конфликтные переживания  всегда носят социальный характер. Они возникают вследствие психогенных  факторов, травмирующих ребенка в  семье или в школе. Для внутреннего  конфликта характерно столкновение в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений  к тому или иному близкому ему  лицу или к создавшейся ситуации.

  Внутренний  конфликт может возникнуть лишь в  том случае, если переживания ребенка  невыносимо тяжелы, длительно занимают центральное место в его жизни  и сознании; на каком-то этапе этот конфликт оказывается для ребенка  неразрешимым.

  Такой неразрешенный конфликт, затягиваясь  и становясь хроническим, оказывает  специфическое влияние на формирование черт характера и может тормозить  умственное развитие. У детей с  внутренним конфликтом создается известная  двойственность, противоречивость в  решении тех или иных вопросов, и выборе того или иного действия. Вся личность ребенка вовлекается  в переживания, связанные с конфликтом, все аффективные, т. е. эмоциональные, переживания направлены как бы в  одно русло. Поэтому круг интересов, привязанностей резко суживается. В  возникновении конфликтных переживаний  большую роль играют особенности  структуры личности.

  У таких детей нередко создается  отрицательное и даже враждебное отношение к окружающим, что мешает им наладить контакт среди сверстников. Несмотря на то, что интеллект у этих детей первично сохранен, они часто плохо учатся,"так как не приучены к систематической работе,

  не  имеют выраженных школьных интересов  и привязанности к учителям. Аналогичные  трудности в поведении детей  могут возникнуть и в хорошей, слаженной, трудолюбивой семье, если в  силу тех или иных обстоятельств  не были своевременно обеспечены правильное воспитание и соответствующий надзор за ребенком, а также единство подхода  к нему со стороны членов семьи. В  этих случаях трудности в поведении  чаще всего возникают у детей  в переходном возрасте, когда усиливается  влияние товарищей, улицы и возрастает роль развлечений.

  Преодоление трудностей поведения у данной категории  детей, несомненно, дело очень сложное, и успех здесь зависит от многого. Прежде всего важно, чтобы педагог  глубоко понял состояние такого ребенка, знал причины, вызвавшие трудности  в поведении, и в соответствии с этим осуществлял правильный индивидуальный подход. В этих случаях огромное значение имеет установление подлинно глубоко эмоционального контакта с таким ребенком, включение его в мир увлекательных дел и интересов детского коллектива. Педагогу необходимо проявлять больше доверия к возможностям ученика, строить работу с ним, опираясь на положительные качества его личности.

  В перевоспитании этих детей имеет  очень большое значение работа учителя  с семьей. Необходимо разъяснить семье  особенности ребенка и причины, вызвавшие трудности в его  поведении. В своей работе с семьей педагог должен опираться на родительский актив школы, домоуправления, на общественные организации предприятий или  учреждений, где работают родители ребенка. При этом надо помнить, что в работе с такими детьми вредны голые нравоучения, назидательные беседы, жалобы родителям на ребенка. Изучение, распознавание и нахождение правильных педагогических методов индивидуального подхода к такому ребенку гораздо эффективнее, чем прямолинейная и зачастую бесплодная борьба с дезорганизаторами.

  Трудности в поведении могут быть обусловлены  плохим физическим состоянием, при  котором дети бывают раздражительны, возбудимы, двигательно беспокойны, плаксивы, обидчивы, иногда драчливы.

  В этих случаях педагогу необходимо своевременно вникнуть в существо трудностей, проанализировать их, направить ребенка на медицинское  обследование, так как физическая слабость может быть вызвана туберкулезной интоксикацией, паразитами, заболеванием внутренних органов (печени, сердца и др.). В отдельных случаях изменения в поведении могут возникнуть как отдаленные последствия ранее перенесенного сотрясения мозга, ревматической инфекции или как остаточные явления после перенесенных заболеваний центральной нервной системы. Поэтому целесообразно использовать также консультацию детского психоневролога, которые есть во всех областных и многих районных центрах. Руководителю школы и педагогу надо знать, что диспансерные отделения при психоневрологических больницах не только обеспечивают консультации в диспансере, по и вызов в район.

Информация о работе Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями