Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 03:28, реферат

Описание работы

В научной литературе, посвящённой проблеме исследования отклоняющегося поведения, выделяется две его формы: патологические и непатологические нарушения поведения.
Непатологические формы нарушений поведения имеют ситуационный характер, т.е. возникают в ответ на ту или иную ситуацию, и отличаются кратковременностью и неустойчивостью проявлений, отсутствием нарушений социальной адаптации и соматовегетативных расстройств (нет нарушения сердечной деятельности, учащения пульса, нарушений дыхания, усиленного потоотделения, изменений окраски кожных покровов и.т.д.)

Содержание

Введение.
1. Реактивные состояния. Определение. Виды. Проявления.
2. Проявления реактивных состояний у детей.
3. Конфликтные переживания.
4. Проявления конфликтных переживаний у детей.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ЭВП.docx

— 37.56 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Карельская государственная педагогическая академия» 
 
 
 

Факультет  дошкольной социальной

педагогики  и психологии

Кафедра физического и психического

здоровья  ребенка 
 
 

Реферат.

«Дети с реактивными  состояниями и  конфликтными переживаниями». 
 
 

Выполнила:

Макшукова Д.

студентка 741 группы.

Руководитель:

Минакова  Лидия Константиновна. 
 
 
 
 
 
 
 

Петрозаводск, 2011 

Содержание:

Введение.

1. Реактивные  состояния. Определение. Виды. Проявления.

2. Проявления  реактивных состояний у детей.

3. Конфликтные  переживания.

4. Проявления  конфликтных переживаний у детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В научной литературе, посвящённой  проблеме исследования отклоняющегося поведения, выделяется две его формы: патологические и непатологические нарушения поведения. 
Непатологические формы нарушений поведения имеют ситуационный характер, т.е. возникают в ответ на ту или иную ситуацию, и отличаются кратковременностью и неустойчивостью проявлений, отсутствием нарушений социальной адаптации и соматовегетативных расстройств (нет нарушения сердечной деятельности, учащения пульса, нарушений дыхания, усиленного потоотделения, изменений окраски кожных покровов и.т.д.) 

     Особенностью  этих форм поведения является их направленность на лицо, вызвавшее у ребенка конфликтное  переживание, которое проявляется  в виде грубости, стремления досадить определенному лицу. 

     Иногда  эти непатологические формы поведения  при отсутствии правильных воспитательных мероприятий могут принимать  затяжное течение, что приводит к  нарушениям социальной адаптации. В  этих случаях их структура усложняется, и к ним присоединяются различные  соматовегетативные нарушения в  виде сердцебиений, усиленной потливости, насильственного кашля, рвоты и  т. д.; тогда реакции протеста приобретают  уже патологический характер.

     К отклоняющимся формам поведения  можно отнести детей с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями, которые составляют особую группу,  нуждающуюся в индивидуально – личностном подходе и внимании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Реактивные состояния.  Определение. Виды. Проявления. 

Определение

     «Реактивные состояния» -это  (от лат. rе — против и асtio — действие) — особые психические  состояния (психогении), в клинической  картине которых отражается содержание психической травмы. 

Виды  реактивных состояний 

     1) реактивные депрессии, когда психическая травма приводит к угнетенному состоянию, малоподвижности, сосредоточенности на происшедшем;

     2) аффективно-шоковые состояния, возникающие  как реакция на сильный стрессор. 

     Проявления 

     Реактивные  состояния легче возникают у  психопатических личностей, а также  на почве перенесенных инфекционных заболеваний, травмы головы, сосудистых заболеваний, переутомления, длительной бессонницы. Такую же роль может  играть и возраст. Например, пубертатный.

     Для возникновения психогенной реакции  имеет значение характер психической  травмы. Острые потрясения вызывают иные реакции, чем длительные тяжелые  травмирующие переживания.

     Аффективные шоковые реакции чаще наблюдаются  при массовых катастрофах (землетрясение, пожар, кораблекрушение); они проявляются  в гиперкинетической и гипокинетической форме.

     Психические травмы разделяются на острые и хронические, острые в свою очередь — на шоковые, угнетающие и тревожащие. 

Клиническая картина. Реактивные состояния и психозы  подразделяются на:  
1)аффективно-шоковые психогенные реакции;  
2) депрессивные психогенные реакции (реактивная депрессия);  
3) реактивные (психогенные) бредовые психозы;  
4) истерические психотические реакции или истерические психозы. 

     В большинстве случаев все разнообразные  реактивные состояния оставляют  после себя преходящую постреактивную астению, подобную постинфекционной психической  слабости (повышенная утомляемость, слабость, истощаемость, снижение работоспособности, некоторая замедленность психических  процессов, неустойчивость настроения, повышенная раздражительность). Больные  малоподвижны, жалуются на бессилие, несобранность, головные боли, отмечают не свойственную им ранее не переносимость резких раздражителей (шум, яркий свет и  др.). Настроение обычно пониженное, со склонностью к колебаниям по незначительным поводам. Это состояние непродолжительно и полностью обратимо.

     Гиперкинетическая форма характеризуется тем, что  больной дезориентирован, не узнает окружающих, мечется, обращается в бегство, совершает бессмысленные поступки.

     При гипокинетической форме больной  под влиянием страха становится недвижимым, молчаливым. Иногда наблюдается так  называемый эмоциональный паралич: человек не испытывает никаких эмоциональных  реакций страха, хотя ясно понимает все, что вокруг происходит, и сознает  опасность.

     Аффективно-шоковые  реакции сопровождаются выраженной вегетативной симптоматикой, нарушениями сердечнососудистой деятельности.

     Депрессивные  психогенные реакции (реактивная депрессия) — подавленное настроение с оттенком раздражительности, иногда злобности, легким двигательным торможением. Сон  и аппетит нарушены, мышление сосредоточено на травмирующих событиях, вызвавших депрессию. Идей самообвинения не наблюдается. Больные проявляют лабильность аффекта, бывают слезливы, капризны, внимательно следят за отношением к ним окружающих.

     Острый  реактивный параноид. Клиническая картина  состоит из бредовых идей отношения  и преследования, возникающих на фоне резко выраженного страха. Больные  «замечают» в карманах у окружающих ножи, которыми их убъют. Имеются галлюцинации (зрительные и слуховые).

     Реактивные  галлюцинозы наблюдаются крайне редко. На первый план в клинической  картине выступают истинные слуховые галлюцинации.

Оба этих вида реактивных состояний возникают  остро и имеют кратковременный  характер.

     Истерические реакции встречаются чаще. Они проявляются в небольшом количестве синдромов, которые могут переходить друг в друга.

     Ганзеровский  синдром — истерическое сумеречное расстройство сознания, во время которого человек дает нелепые ответы на самые простые вопросы, обнаруживает неспособность производить самые простые действия, не понимает назначения обыденных предметов. Состояние протекает остро и заканчивается в течение нескольких дней.

     Псевдодеменция  отличается от ганзеровского синдрома меньшей выраженностью нарушений сознания. Больные также дают неправильные ответы на простые вопросы, но, делая ошибки при простых действиях, неожиданно могут справиться со сложной задачей. Выражение лица глуповатое, иногда смеются, но при этом аффект депрессивный. Псевдодеменция может протекать остро и заканчиваться в несколько дней, но иногда продолжается месяцами.

     Пуэрилизм характеризуется выраженными чертами  детскости в поведении больного, в его мимике и речи, характере суждений и эмоциональных реакций. По сравнению с псевдодеменцией пуэрилизм имеет тенденцию к более продолжи тельному  течению.

     Психогенный ступор выражается в полной обездвиженности больных и мутизме (временное отсутствие речи). На лице обычно выражение страха, больные отказываются от пищи, бывают неопрятны. Наблюдаются тахикардия, повышенная потливость. Эта форма реактивного состояния развивается постепенно, имеет тенденцию к затяжному течению. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проявления реактивных  состояний у детей.

  Изменения в поведении и неуспеваемость некоторых школьников могут быть обусловлены тяжелыми психическими переживаниями. Понятно, что не всякое переживания являются неизбежными в процессе развития ребенка - влечет за собой изменение в 'поведении и деятельности детей. Однако тяжелые переживания могут быть причиной нарушения хода нормального психического развития.

  В отличие от отклонений в развитии, обусловленных органическими или  функциональными нарушениями центральной  нервной системы, реактивные состояния  у детей могут возникнуть при  отсутствии каких бы то ни было мозговых нарушений.

  Нервно-психические  нарушения при реактивных состояниях у детей носят чрезвычайно разнообразный характер. 

  Они проявляются  в различной степени, это зависит от:

  1. остроты травмирующей ситуации;
  2. тяжести травмирующей ситуации;
  3. длительности воздействия травмирующей ситуации;
  4. возраста ребенка;
  5. общего состояния здоровья ребенка;
  6. индивидуальных особенностей личности ребенка.
 

  Реактивные  состояния могут проявиться:

  • в заикании;
  • в тикозных подергиваниях в различных частях тела;
  • в страхах;
  • в недержании мочи, а при острых состояниях даже кала;
  • при остро действующих травмирующих моментах у детей нередко наблюдаются расстройства сознания типа сумеречных, т. е. таких, когда ребенок совершает ряд действий и поступков, о которых в дальнейшем не помнит;
  • в состояниях психомоторного возбуждения в виде повышенной суетливости;
  • в бесцельных движениях;
  • в немотивированных поступках;
  • в появлениях реакций торможения, когда дети как бы цепенеют, застывают;
  • во  временных выпадениях отдельных функций, например, временная глухота, мутизм (отказ от речи) и т. д.
 

  У подростков же картина реактивного  состояния может принять более  сложный характер. У них иногда отмечается нарушение всей эмоционально-волевой  сферы (страх, тревога, подавленность, отказ от еды, оцепенение и даже элементы бредового отношения к окружающим и т. д.).

    В обычных условиях могут быть обстоятельства, которые вызывают реактивные состояния у детей Так, особенно тяжелым по своему влиянию на поведение и характер школьника является энурез (недержание мочи). Это расстройство возникает чаще всего у тех нервных и физически ослабленных детей, у которых имело место какое-то длительное нервное напряжение или потрясение, испуг, какое-либо соматическое заболевание, истощающее организм. Дети, страдающие ночным недержанием мочи, часто подвергаются дома упрекам со стороны взрослых, которые не понимают подлинных причин этого явления. Сверстники смеются над такими детьми и награждают их обидными прозвищами. В школьных интернатах они неприятны соседям по комнате. Почти у всех детей, страдающих энурезом, возникает сознание своей неполноценности, которое проявляется по-разному.

Информация о работе Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями