Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 01:24, контрольная работа
В условиях становления рыночных отношений в современной России появилось много людей, основным видом профессиональной деятельности или формой вторичной занятости которых стал бизнес, где умение вести себя является коммерческим успехом. Общение с людьми — это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.
Введение.
1. Определение понятия «общение».
2. Вербальное и невербальное общение.
3. Деловое общение, его виды и формы.
3.1. Деловая беседа.
3.2. Переговоры.
3.3. Совещания и собрания.
3.4. Публичные выступления.
Заключение.
Инициатива проведения переговоров всегда принадлежит той стороне, которая психологически лучше готова к ним. Основная задача переговоров в психологическом плане — убедить собеседника, заставить его принять ваше предложение. При этом переговоры должны проходить в вежливо-предупредительном тоне, все нетактичные и грубые методы должны быть исключены. Следует отметить, что и слишком серьезная манера переговоров не сопутствует успеху.
Поскольку основным мотивом переговоров чаще всего является стремление минимизировать конфликт, наряду с указанными техниками психологи советуют руководствоваться следующими правилами:
1. Справедливо отнеситесь к инициатору конфликта. Инициатор конфликта выступает с требованиями, претензиями, обидами и ждет, что партнер прислушается к нему и изменит свое поведение. Обычно партнер реагирует на инициатора конфликта отрицательно, обвиняя последнего в том, что тот «снова чем-то недоволен, опять затеял ссору по пустякам», «вечно ему чего-то не хватает, всегда что-то не так». Роль обвиняемого неприятна, поэтому, естественно, каждый человек готовится дать отпор инициатору. Следует помнить, что инициатор конфликта (за редким исключением, когда это капризный, неуживчивый, склочный человек) всегда имеет основание «затевать ссору». За его недовольством скрыта существенная причина — какое-то положение вещей, которое его тяготит и мучает. Необходимо помнить, что всякий другой — тоже индивидуальность. Он просто отличается от нас, и это может вызвать несогласие
2. Создавайте атмосферу сотрудничества. В начале переговоров несколько минут следует провести в неофициальной беседе, растапливающей лед отчуждения. Неплохо организовать совместную трапезу или другое мероприятие, снимающее официальные оковы. Представителям обеих сторон следует предоставлять одинаковое время для выступлений, чтобы не возникло доминирования одной из них. Следует подчеркивать моменты, по которым удалось сблизить позиции. И главное условие — спокойный тон и постоянно подчеркиваемая уверенность в плодотворности сотрудничества.
3. Стремитесь к ясности в общении. Заранее следует приготовить заявления, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы с тем, чтобы вся ваша информация дошла до противоположной стороны быстро и без искажений. Важно уметь выслушать партнера. Полезно пояснять и обобщать сказанное оппонентом. Это помогает контролировать правильность понимания. Вопросы тоже полезны, но когда их слишком много, партнер может перейти к обороне.
4. Будьте сдержанны. Чтобы не пострадала логика, эмоции нужно держать под контролем. Вместо того чтобы горячась убеждать противника в его неправоте, разумнее объяснить ему, почему вы воспринимаете его так, а не иначе и что, по-вашему, он может сделать. Нередко конфликтующие партнеры в состоянии верно определить предмет конфликта, справедливо отнестись к праву инициатора, высказать свои требования, наметить выходы из конфликта, но весь тон разговора сводит на нет эти достижения. Партнеров захлестывают эмоции, и потому люди категоричны, безапелляционны и требовательны, говорят в повышенных тонах, не выбирая выражений.
5. Не переходите «на личности», не оскорбляйте чувство собственного достоинства оппонента. Поэтому всемерно старайтесь отвлечься от обсуждения как ваших собственных личных качеств, так и особенностей другого человека.
6. Будьте открыты для новой информации. Простейший способ получить информацию — задавать вопросы. Другой способ — давать информацию. Люди, как правило, склонны к двусторонней коммуникации. Поэтому в ответ на вашу информацию они, скорее всего, захотят поделиться своей.
7. Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях сторон. Конфликты отчасти возникают из-за того, что спорящие придерживаются несовместимых позиций по одному или нескольким вопросам. При обсуждении позиций ловушка заключается в том, что наиболее удачным решением часто рассматривается компромисс. Смысл же компромисса в том, что никто не получит того, чего он хочет. Каждое положение, выдвигаемое участником спора, основывается на его внутренних интересах, в которых он может и не отдавать себе отчет. Если, вместо того чтобы спорить по поводу позиций, обсудить и осмыслить лежащие в их основе интересы (свои и другие), то может появиться взаимовыгодный вариант решения.
3.3. Совещания и собрания
Деловое совещание - общепринятая форма общения коллектива для обсуждения производственных вопросов и проблем, требующих совместного осмысления и решения. В зависимости от управленческих функций и целей выделяет совещания по планированию (вопросы целеполагания, стратегии и тактики деятельности организации), мотивации труда (проблемы производительности и качества труда), внутрифирменной организации (вопросы структурирования организации, делегирования полномочий), контролю за деятельностью работников (проблемы срывов, низкой производительности).
Планирование совещания начинается с обдумывания повестки, которая представляет собой, как правило, письменный документ, рассылаемый заранее участникам совещания и содержащий следующую информацию:
тема и цель совещания;
перечень обсуждаемых вопросов;
время начала и окончания совещания;
место, где оно будет проходить;
фамилии и должности докладчиков, лиц, выступающих по основной информации и ответственных за подготовку вопросов,
время, отведенное на каждый вопрос;
место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу.
Тема совещания — это предмет обсуждения, а его цель — ожидаемый результат, нужное решение. Чем более точно и целенаправленно сформулирован предмет обсуждения, тем больше шансов получить нужный результат. Тема должна быть актуальной, конкретно сформулированной и представляющей интерес для участников совещания. Очень важно выносить на совещание лишь те темы, которые не удается решить отдельным специалистам в рабочем порядке, в связи с чем, требуется их коллективное осмысление.
Когда участники совещания информированы заранее о предмете обсуждения, тогда они могут не только предварительно ознакомиться с материалами, но и продумать конструктивные предложения по решению проблем. В тех случаях, когда люди превентивно не информированы, на совещаниях могут быть высказаны мнения, точки зрения, способные лишь спровоцировать дискуссию и отвлечь от принятия эффективного решения.
Деловые совещания целесообразно проводить в определенный день недели (за исключением экстренных заседаний), желательно в конце рабочего дня или во второй его половине. Часто проводимые внеплановые совещания выбивают людей из рабочего ритма, снижают культуру делового общения, вносят сумятицу в заранее спланированные сотрудниками мероприятия. Поэтому злоупотреблять такого рода оперативными встречами не следует. Длительность совещания не должна превышать 1,5-2 ч (после двух часов непрерывной работы большинству участников по чисто физиологическим причинам становится безразлично, как решится вопрос).
Во время совещания рекомендуется рассаживать его участников таким образом, чтобы люди видели глаза, лицо, мимику, жесты друг друга. Это способствует наилучшему восприятию информации. Однако когда речь идет о внутрифирменных совещаниях, рекомендуют позаботиться о совместимости персонала. Психологами установлено, что при прочих равных условиях чаще начинают конфликтовать люди, сидящие друг против друга, и реже — те, которые сидят рядом. Организатор совещания, зная характеры и другие психологические особенности приглашенных, может, не привлекая внимания к этому, посадить участников так, чтобы не оказались напротив друг друга те, кто может сорваться и помешать рассмотрению вопроса.
Совещания проходят более оперативно и конструктивно, когда его участники информированы о правилах поведения в процессе делового взаимодействия. Предлагаемые правила различаются у руководителя и участников делового совещания.
Психологи рекомендуют руководителю использовать следующие приемы для управления ходом дискуссии:
а) для сохранения единства участников совещания:
в случае возникновения инцидента разрядить обстановку, сделать паузу;
не принимать чью-то сторону до окончательного подведения итогов;
не высказывать первым (если ты руководишь совещанием) свою точку зрения;
не позволять нападать на новых работников, молодых специалистов, плохо ориентирующихся в ситуации, и всячески поддерживать их;
б) для активизации участников делового совещания:
иметь оптимальную стратегию принятия решения;
создать условия для творческой работы;
не использовать самому и не позволять другим оперировать деструктивной критикой;
не давать участникам совещания возможности выключаться из работы;
не оставлять без внимания даже самые незначительные предложения;
умело осуществлять руководство групповым взаимодействием в процессе принятия решений;
в) для фокусирования внимания на обсуждаемой проблеме:
основываться на конкретных фактах и веских доказательствах;
записывать все вносимые предложения;
прогнозировать возможность внедрения предлагаемых идей, решений, проектов исходя из наличия и расхода времени и ресурсов;
г) для активизации обсуждения предложений: задавать основные вопросы и дополнительные походу ответов на них;
высказывать одобрение тем участникам совещания, кто вносит конструктивные предложения;
побуждать возникновение альтернативных точек зрения;
не допускать резких выпадов в чей-либо адрес;
чем выше «температура» дискуссии, тем хладнокровнее должен себя вести ее организатор;
оказывайте всестороннюю поддержку новым прогрессивным идеям;
будьте готовы к отрицательному исходу коллективного обсуждения вопроса;
если невозможно выработать консенсусное решение, тогда идите на компромисс;
не подавляйте мнения меньшинства, так как оно часто бывает позитивным.
Для участников делового совещания важными следует считать следующие правила:
• представьтесь перед выступлением;
• говорите «я» вместо «мы» или безличной формы, когда выступающий говорит «мы», он, как правило, избегает возможности взять на себя ответственность за то, что говорит;
• ваши вопросы не должны оставлять сомнений в том, почему они задаются. Целесообразно после прослушанной информации ставить вопросы: на уточнение, на понимание, на развитие и на отношение; вопросы, начинающиеся со слов «как», «что», «почему», предпочтительнее вопросов закрытого типа; не рекомендуется на совещаниях задавать провокационные вопросы или вопросы-ловушки, они провоцируют конфликты и заряжают людей отрицательной энергией, становятся причиной ухода от проблемы;
• в высказываниях будьте конкретны, ясно излагайте свои мысли, отвечайте за свои ошибки, выдвигайте новые идеи, отстаивайте личную точку зрения, будьте терпеливы к инакомыслию;
• не играйте роль ожидаемую от вас другими, оставайтесь самим собой; если не считаете нужным высказываться - помолчите;
• воздерживайтесь, насколько возможно, от интерпретации чужих идей и мыслей; выражайте собственную позицию; старайтесь не делать неоправданных обобщений;
• говорите не о поступках и мыслях других, а о вашем восприятии этих поступков и мыслей, т. е. формулируйте суждения на языке «я-сообщений», а не «вы-утверждений» (например, вместо «вы ошиблись», скажите «я думаю, что здесь вкралась ошибка»).
В конце совещания следует кратко подвести его итоги, поблагодарить участников за высказанные конструктивные предложения, поставить задачи по реализации принятых решений.
3.4. Публичные выступления.
В деловой среде публичная речь всегда имеет прагматические цели. Своеобразие публичной речи состоит в том, что она воздействует на слушателей не только словами, использованными при построении фразы, но и тем, как эти слова сказаны (интонация, сила, высота звука и пр.). Эффективное воздействие на аудиторию происходит не столько из-за того, что и кому говорят, сколько из-за того, кто говорит и как это сказано Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. Подготовка речи является творческой работой и включает последовательные этапы.
Античный риторический канон выделял пять этапов подготовки и произнесения речи.
1. Инвенция, или нахождение, изобретение. На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.
2. Диспозиция, или расположение. Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.
3. Элокуция, или словесное оформление мысли. В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заключения, окончательная редакция текста.
4. Меморио, или запоминание. На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть, даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, т. е. выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля.
5 Произнесение.
Чтобы прийти к успеху, оратору необходимо каждый раз помнить о следующем:
1. Выступающий принимает на себя некое обязательство перед публикой. Он старается доказать нечто такое, что должно получить поддержку слушателей и вылиться в некое действие. Речь должна быть ориентирована на слушателей вне зависимости от того, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией.