Дефицит психической активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:28, реферат

Описание работы

В психиатрии издавна понятие «дефицит психической активности» или «снижение психической активности» широко используется для обозначения определенной клинической реальности, хотя до сих пор полного определения этого понятия не дано.

Содержание

Введение
1. Дефицит психической активности
2. Дефицит психической активности – признак шизофрении, депрессии и наркологических заболеваний
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Реферат_по_психологии_1[1].doc

— 99.50 Кб (Скачать)

План 

Введение

1. Дефицит  психической активности

    2. Дефицит  психической активности – признак  шизофрении, депрессии и наркологических  заболеваний

    Заключение

    Литература 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

      В психиатрии издавна понятие «дефицит психической активности» или «снижение психической активности» широко используется для обозначения определенной клинической реальности, хотя до сих пор полного определения этого понятия не дано.

      В современной психологии проблема активности является одной из центральных: в  связи с задачами активизации и повышения результативности всех видов деятельности человека возросший в последние годы интерес к этой проблеме привел к разработке как более дифференцированных подходов к ее изучению, так и методических приемов исследования. И хотя до сих пор, как отмечает В. А. Петровский, «представление об активности входившее явно или неявно во все без исключения психические концепции, не зафиксировано в форме достаточно дифференцированной научной категории»,1 был проведен широкий круг исследований «интеллектуальной» (В. Н. Пушкин, Д. Б. Богоявленская), волевой (Н. Д. Левитов, В. И. Селиванов), спонтанной, или «надситуативной» (В. А. Петровский), активности, разрабатывались проблемы нейрофизиологических ее основ (Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын и др.). В пато- и нейропсихологии были получены данные об изменении психической активности у больных разных нозологии (А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник). Изучались, таким образом, ее различные виды и аспекты.

      В самом общем виде под психической  активностью «следует понимать меру взаимодействия субъекта с окружающей действительностью»: активность, в том числе и психическая, рассматривается как внутреннее условие взаимодействия субъекта со средой и вместе с тем как качественная и количественная мера этого взаимодействия.

      В. Д. Небылицын  выделил три плана, в которых реализуется

________________

1. Общая  психология: Учеб. Для студ. Вузов/Под  ред А.В. Петровского. – М., 1976. – С.5.

обусловливаемая внутренними потребностями активность, - умственной деятельности, двигательной (в том числе и речедвигательной) и социальной (общение) деятельности.1

      Содержательная, качественная сторона активности как  личностной характеристики определяется комплексом мотивов, установок, побуждений, интересов, определяющих совершение тех  или иных действий. Процессуальная сторона активности отражает формальные параметры совершаемой деятельности, определяя «картину динамических особенностей поведения индивида, образующих непрерывный континуум от вялости, инертности и пассивного созерцательства до высших степеней энергии».

      В структуре активности были выделены три основных аспекта: скоростной, отражающий индивидуальный темп совершения действий и определяющий скорость протекания поведенческих актов; эргический, связанный  с потребностью индивида в напряженной деятельности, и вариационный, проявляющийся в стремлении к разнообразию деятельности и новизне. Эти относительно независимые характеристики активности взаимодействуют друг с другом, определяя успешность деятельности.

      Таким образом, возросший в последние годы в общей психологии интерес к проблемам психической активности привел к разработке как более дифференцированного подхода к ее изучению, так и методических приемов исследования психической активности, рассматриваемой как совокупность обусловленных потребностями субъекта факторов, обеспечивающих становление, реализацию и регуляцию деятельности.

      Рассматривая  активность как меру деятельности, действий, можно выделить те их виды, в которых активность должна проявляться  максимально: это волевые и спонтанные действия.

      В последние годы огромный интерес  стал проявляться и к дефициту психической активности.

_______________

1. Пихология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во   МГУ, 1982.. С. 153-159.

      Дефицит психической активности или дефицитарные нарушения психики - недостаточность, снижение, обеднение психических процессов: адинамия, аспонтанность, гипобулия, апатия, ангедония, алекситимия, аутизм и др.

      Цель  работы. Определить значимость «дефицита психической активности» для современной психологии.

      Задачи:

      - определить сущность понятия  «дефицит психической активности»;

      - исследовать «дефицит психической  активности», как признак некоторых  заболеваний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Дефицит психической активности 

      В современной психологии под дефицитарным психическим нарушением понимают отклонение от статистических, идеальных, функциональных и субъективных норм.

      Итак, под дефицитом психической активности как отклонением от статистической нормы понимаются психические процессы, значения показателей которых находятся ниже среднего значения.

      Дефицитарное психическое нарушение – это отклонение от идеальной нормы или отсутствие психического совершенства. Что мы подразумеваем под  термином «идеальные нормы»? Каковы современные идеальные нормы?

      К идеальным нормам можно отнести состояние полного совершенства, основанное на абсолютных стандартах, к которым следует стремиться. И таким примером идеальной нормы по мнению психологов должна быть личность, которая идеально выполняет все обязанности во всех социальных ролях, т.е. родитель-ребёнок, учитель-ученик, производитель-потребитель.

      Психолог  Рождерс К. в своей работе «Измерение изменений в «Я» так обозначил идеальную норму как недостижимый идеал психически здорового индивида.

      Если  взять разные культуры, и представить  идеальную норму для западной культуры, то в идеале нормой является активный, целеустремлённый рациональный человек, а пассивность личности будет считаться признаком отклонения. Если взять за основу это понятие идеальной нормы, то дефицит психической активности можно найти практически у всего населения планеты. И наоборот, для восточной культуры гиперактивность, чрезмерное ускорениеь, фиксированность на достижении внешних целей можно рассматривать скорее как признак патологии, а вот пассивное состояние замедленности, заторможенности, погруженности в себя, в свои мысли и размышления - как признак идеальной нормы.

      Под дефицитом психической активности как отклонением от функциональной нормы следует понимать как снижение способности выполнять функции.

      Термин  «функционалъные нормы» в психологии понимается как ситуативно обусловленные ожидания к исполнению обязанностей, проявлению способностей, достижениям. Итак, при таком понимании нормы на передний план выступает телеологический аспект, то есть целесообразность и целенаправленность.

      В. Штерн в «Персоналистической психологии» писал: «У каждого человека имеется (совершенно независимо от его частных целей как индивидуальности) определённая целевая направленность самого общего вида: самосохранение и саморазвитие, организация жизни в социальных сообществах. Человек, чье душевно-телесное функционирование, взятое в целом, приспособлено к этой целенаправленности, является нормальным...».1

      Дефицит психической активности выступает как дисфункциональность, т.е. нарушение, невыполнение функций, которое отражает неприспособленность к общим целям. Дисфункциональность может быть не только ситуативной, но и постоянной. Примером ситуативной дисфункциональности может быть хорошо подготовленный и способный студент, который из-за волнения не сдал экзамен. Примером постоянной дисфункциональности является невыполнение родительских функций больными шизофренией и алкоголизмом.

      Рассмотрим  дефицит психической активности как отклонение от субъективной нормы, т.е. снижение самооценки, самочувствия. Все субъективные нормы базируются на оценке личностью своего самочувствия.

 В  свою очередь субъективное самочувствие является основой определения отклонения, нарушения. Здесь плохое самочувствие - интегральный показатель отрицательных эмоций, снижения познавательных __________________

1. Горностай  П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. – Киев, «Рута.  – 2001.

способностей (памяти, внимания, мышления), отношений  с другими людьми, физического состояния. Эти изменения в своём самочувствии личность определяет так «я раньше лучше себя чувствовал сейчас не выдерживаю нагрузки, потерял контроль над собой».

      Во  многих случаях дефицит психической активности связан прямо или косвенно с личностными особенностями больного. В этом случае можно говорить о разных формах пассивности личности. Главное правильно  дифференцировать эти отклонения, обусловленные личностно и ситуативно.

      Что касается личностной детерминации, то о ней можно говорить при следующих условиях:

      1) чем своеобразнее, индивидуальнее  активность, чем меньше поведение и переживание в той или иной ситуации у данной личности делают её подобной другим людям в аналогичных условиях;

      2) чем больше поведение личности  в разных ситуациях является  одинаковым.

      Под личностью здесь понимается своеобразие, индивидуально-типологические особенности «Я». Если дефицитарные нарушения психики носят устойчивый характер и связаны с «Я». Например, утратой его инициативы, то можно говорить о пассивности личности.

      Если  наоборот, дефицит психической активности имеет временный характер, то его следует рассматривать как признак пассивного состояния, ситуативной пассивности.

      Кроме того, личностная и ситуативная пассивность  бывает двух видов: спонтанной - обусловленной внутренними причинами, и - реактивной, вызванной внешними для «Я» факторами.

      Основной  проблемой для психиатров является вопрос о соотношении болезни  с дефицитом психической активности и пассивностью личности.

      В широком смысле любая психическая болезнь есть дефицитарное нарушение, или иначе «безумие».

      М. Фуко писал: «Итак, безумие есть негативность. Но негативность особого рода, наделённая всей полнотой зримых феноменов, чьё богатство выстраивается в мудрую систему, подобно растениям в ботаническом саду».1

      Дефицит психической активности в нозологической психиатрии считается проявлением болезни, которое выделяется и анализируется без сравнения с нормой. Согласно этой точке зрения, именно заболевание определяет симптомы и их характерную смену.

      Болезнь - состояние или процесс, который характеризуется специфическими причинами (этиологией), манифестацией, отличительными признаками (симптомами и синдромами) и типом течения (смены симптомов и синдромов), исходом (ремиссией, дефектом), предвидимостью течения и лечения (прогнозом). Взаимосвязь между этими различными аспектами представляет нозологию - учение о болезни.

      В двадцатом веке широкое распространение  получила эта  биологическая модель психических нарушений, причиной тому было открытие биологических причин прогрессивного паралича. Если слабоумие и эмоциональная лабильность вызывались сифилитической инфекцией, то органические причины многих психозов и неврозов обнаружены не были, если не считать некоторые неспецифические сопутствующие отклонения в функционировании разных систем организма.

Информация о работе Дефицит психической активности