Человек и выбор жизненного пути

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:00, реферат

Описание работы

Эта тема мне показалась интересной и очень актуальной на сегодняшний день. К тому же раскрытие этой темы в данном реферате помогло бы мне осознать и может даже найти наиболее интересную, привлекающую меня профессию, которой я бы могла посвятить свою жизнь.
В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых.

Содержание

I .ВВЕДЕНИЕ.
II. «ЧЕЛОВЕК И ВЫБОР ЖИЗНЕННГО ПУТИ».
1.Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
2.Подходы к проблеме выбора профессии.
3. Личностные характеристики как фактор выбора профессии.
4.Самооценка как ведущий фактор выбора профессии.
5.Ошибки, которые люди чаще всего совершают при выборе жизненного пути.
6.Рекомендации для выбирающих профессию.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Человек и выбор жизненного пути.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Ошибка  седьмая: кто бы решил мои проблемы.

Очень удобная позиция снимания полной ответственности за все, что с  собой происходит. 
- Я страдаю топографическим кретинизмом, что никогда не могу в своей квартире попасть в туалет с первого раза, сколько из-за этого было конфузов. 
- Искать работу? Да вы что, я же ничего не умею, и потом, а что я должна буду целый день работать? Это так странно. 
- Вы меня напрягаете, лучше бы вошли в мое положение, я натура тонкая и не люблю когда меня грузят всякими проблемами. Ну и что, что это мои проблемы, ну вы их решите как-нибудь. Людей с подобными проблемами нельзя назвать удачными людьми. Даже если они всегда просят решить их проблемы других людей, это не значит, что их кто- собирается решать. Иногда конечно попросить помощи можно, но ведь это не говорит о тои, что нужно пользоваться другими всегда. В основном нужно рассчитывать только на себя и на свои силы.  
Ошибка десятая: жизнь бессмысленна и беспощадна.

И, наконец, можно попасться на самую нелепую  ошибку. Сунувшись сразу в пекло  и опалив крылышки, человек решает, что жизнь – это ужасная  штука и ловить здесь нечего. Куда ни кинь, всюду клин.  
И для чего тогда жить?

 

                  6.  Рекомендации для выбирающих профессию.

 

Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она

формируется в процессе развития личности. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из важнейших задач людей, выбирающих профессию.

Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но

проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это свидетельствует о том, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно старшеклассникам. Выбирающие профессию слабо аппелируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе

профессии. Большинство из них выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а если и делают это, то весьма поверхностно. Это неправильно, т.к. выявление неадекватной самооценки (завышенной либо заниженной) на ранних этапах и последующая работа по ее формированию приводит к положительным результатам. Прежде всего, выбирающие профессию должны быть сами заинтересованы в правильном выборе профессии, т.к. сеть профконсультаций в нашем городе

развита слабо.

     Многие согласятся с тем, что главными жизненными вопросами являются вопросы «Кем быть?» и «Что делать?». Поиск своего места в мире профессий в юности по своему значению уступает лишь вопросу «С кем быть?» - поиску любимого человека.

У отдельных  школьников и их родителей к окончанию  школы уже есть ответы на них, а  для большинства старшеклассников это большая проблема. Часто профессия выбирается случайно, бывает, что родители, желая добра, сами заблуждаются, руководствуются устаревшими представлениями, не учитывают интересов подростка, неверно представляют нынешнюю ситуацию с трудоустройством и т.д. От того, насколько взвешенными и осознанными будут ответы школьника на эти вопросы, зависит впоследствии удовлетворенность от выполняемой работы, успешность в жизни.

По  имеющимся данным, в настоящее  время до 45% выпускников начального профессионального образования не работают по полученной специальности по причине неправильного выбора профессии. Кто-то разочаровывается уже на первом году обучения, другие – в начале самостоятельной профессиональной деятельности. Часть молодежи после окончания профессиональных учебных заведений не может найти работу и пополняет ряды безработных.

Молодые люди сегодня стремятся любой  ценой получить заветный диплом о  высшем образовании, рассматривая его  как пропуск в дальнейшую обеспеченную и благополучную жизнь. Однако официальные прогнозы рисуют совсем иную картину. Уже сегодня дипломом университета никого не удивишь. А к 2010 году – и подавно. Через 5 лет для первокурсников будет готово в ВУЗах около миллиона мест. Вот только школу окончат не больше 800 тысяч ребят. В результате, по расчетам социологов Высшей школы экономики, к концу десятилетия только 20–35% обладателей дипломов смогут найти работу по своей институтской специальности. Всем остальным придется довольствоваться занятием, для которого не стоило пять лет грызть гранит науки, а вполне подошло бы менее продолжительное обучение на продавца, официанта, столяра.

Служба  занятости заинтересована в том, чтобы предупредить возможные просчеты молодежи в выборе своего профессионального  пути.

Как сделать так, чтобы выбор профессии  был удачным, чтобы выбранная  профессия приносила удовольствие и обеспечивала максимальную реализацию возможностей?

Специалисты – профконсультанты советуют при  выборе профессии учитывать свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Процесс принятия решения можно разбить на семь этапов.

Семь шагов к взвешенному  решению

1. СОСТАВИТЬ  СПИСОК ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. СОСТАВИТЬ  ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБИРАЕМОЙ  ПРОФЕССИИ.

Составьте список своих требований:

выбираемая  профессия и будущий род занятий;

выбираемая  профессия и жизненные ценности;

выбираемая  профессия и жизненные цели;

выбираемая  профессия и мои сегодняшние  горячие проблемы;

выбираемая  профессия и реальное трудоустройство  по специальности;

желательный уровень профессиональной подготовки;

выбираемая  профессия и мои склонности и  способности;

желательные содержание, характер и условия работы.

3. ОПРЕДЕЛИТЬ  ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО ТРЕБОВАНИЯ.

Определите, насколько все перечисленные  требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. ОЦЕНИТЬ  СВОЕ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КАЖДОЙ ИЗ ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Кроме тех требований, которые есть у  Вас к профессии, существуют и  требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. ПОДСЧИТАТЬ  И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. ПРОВЕРИТЬ  РЕЗУЛЬТАТЫ.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. ОПРЕДЕЛИТЬ  ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К  УСПЕХУ.

Итак, Вы приняли решение, теперь важно  определить: в каком учебном заведении  Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Надо  помнить самое главное, окончательный  выбор только за тобой, ведь выбирая профессию, ты выбираешь судьбу!

                                      III. Заключение. 

       Итак, в заключение можно сказать, что данная работа может помочь при выборе профессии. Я не только ознакомила Вас с интересными и полезными фактами о жизненном пути и  о правильном выборе профессии, но и помогла себе глубже узнать о сложном пути к выбору профессии, которой хочется посвятить свою жизнь. С помощью этой работы я поняла на сколько важно выбрать профессию по душе и при этом не ошибиться, поняла что нужно знать, чтобы сделать выбор профессии. И теперь, думаю, в будущем я смогу выбрать профессию, которой захочется полностью отдать свою жизнь.

     И, конечно, хотелось сделать итог всей моей работы:

  Итак, выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

                             VI. Список используемой литературы.          

                           Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога».   

     Климов Е.А. «Как выбирать профессию», 2009г.

  Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения», 1998г.

    Методика «Самооценка личности», Домашенко, 2006г

    Столяренко Л.Д. «Основы психологии», 2009г..  

   Столяренко Л.Д. «Общая психология», 2008г.

  Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология», 2000г.

 

 


Информация о работе Человек и выбор жизненного пути