Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:00, реферат
Эта тема мне показалась интересной и очень актуальной на сегодняшний день. К тому же раскрытие этой темы в данном реферате помогло бы мне осознать и может даже найти наиболее интересную, привлекающую меня профессию, которой я бы могла посвятить свою жизнь.
В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых.
I .ВВЕДЕНИЕ.
II. «ЧЕЛОВЕК И ВЫБОР ЖИЗНЕННГО ПУТИ».
1.Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
2.Подходы к проблеме выбора профессии.
3. Личностные характеристики как фактор выбора профессии.
4.Самооценка как ведущий фактор выбора профессии.
5.Ошибки, которые люди чаще всего совершают при выборе жизненного пути.
6.Рекомендации для выбирающих профессию.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человека к самому себе. Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов:
1) Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2-м годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливать границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), выделяя себя и другого ребенка как отдельных существ.
2) Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного детства: ребенок, например, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой», в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. Эти ранние отношения к
себе со временем становятся базисными элементами Я-концепции человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие черты, и открывают для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество
вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы ботинки и т.д. По мере того, как дети узнают, кто они и что собой представляют и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать свое поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка «Я-образ» обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей опрелениями правильных и неправильных действий, образцами
поведения и оценками поступков, и все это кладется в основу собственных представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого ребенок делает социальные правила и нормы поведения частью самого себя, т.е. принимает их как собственные ценности. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей. Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.
3) В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я-образа» в
зависимости от успехов (неудач) в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он
включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я-образ». А дети, не успевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же могут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке и т.д.), у них есть шанс сохранить трудовой настрой, положительный «Я-образ» и желание доводить дела до конца. Способность видеть себя отличными от других людей, обладающих определенными свойствами, составляет «Я-образ». Самоуважение означает видение себя человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях, которое соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.
4) В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспитывают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для подростков первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность – целостное, связанное представление о себе.
Самооценка в значительной степени определяют социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек
формирует самооценку себя, причем любопытно, что человек вначале учится
оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает умениями самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. Сложившаяся у
человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным.
В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания.
Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать
самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей,
личных качеств уровня их развития. В профессиональном самоопределении
личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим
возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии.
Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно
4.1 Выводы по данной части.
Проведя анализ психолго-педагогической литературе, мы сделали ряд выводов:
1) В психолого-педагогической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как одному из важнейших событий в целостном определении человека. Такой подход акцентирует внимание на активности субъекта в процессе выбора профессии,
который и определяет, какие факторы доминирую в этот ответственный период жизни.
2)Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения многих профессий от личности потребуется наличие (или отсутствие) тех или иных качеств, какие-то умственные, духовные или физические способности. Подростки при выборе профессии чаще всего ошибаются именно в этом. Подросток должен хорошо знать те особенности будущей профессии, которые тесно связаны с наличием или отсутствием у него каких-то определенных качеств, способностей.
3)Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым
психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а также мешать вхождению в мир профессий. Но подростки слабо осознают роль самооценки в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не анализируя самооценку, а если и делают это, то весьма поверхностно. Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к пере6оценке, либо к недооценке своих возможностей. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой
основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагоприятно сказывается на выбор профессии и на развитие личности.
В начале мы выполнили 1-ую задачу нашей работы: проанализировали
психолого-педагогическую литературу с целью изучения влияния личностных
характеристик на выбор профессии.
В своей работе я так же
хотела сказать об ошибках,
которые люди чаще всего
совершают при выборе
Ошибка первая: отсутствие выбора.
Как это ни странно,
но большинство людей прямо делают выбор
о том, каким путем они пойдут по жизни.
Все бросают на авось. Как пойдет.
В результате их бросает
по жизни как осенний лист на ветру. Идет
в институт, потому что посоветовал знакомый.
Пошел в секцию, потому что хвалили. Устроился
на работу, потому что рядом с домом. В
результате работа скучная, жизнь тоскливая,в
семье тоже начинаются проблемы. Поругался
с начальником, сменил работу. Поругался
с женой, сменил жену. Поругался с телом,
сменил этот свет на тот.
Зачем жил? Непонятно. В результате небольшой
проблемы отсутствия выбора в молодости
вся жизнь движется в отрицательном ритме.
Такую жизнь невозможно назвать счастливой.
Так зачем же нужны такие жертвы если можно
всё решить и в самом начале проблемы?
Ошибка вторая: ожидание чуда.
Вариация
первой ошибки. Все то же самое, но при
этом упование на чудо. Вот завтра
все будет совсем по-другому. Что-то такое
изменится в жизненном механизме и вокруг
возникнет прекрасный сад полный цветущих
роз. Только не сегодня. Но скоро, очень
скоро. Ну не очень скоро, но обязательнобудет.
Мысль о том, что если хочешь
сада, надо его выращивать, как-то в голову
не приходит. Такую проблему можно назвать
проблемой оптимиста, который верит до
последнего в какое то несбыточное чудо.
Такая проблема тоже вполне решается,
просто нужно задуматься над ней.
Ошибка
третья: поиски удачной лазейки.
Мечта
о том, что можно провернуть какую-нибудь
удачную аферу и получить сразу
все: деньги, славу и всё остальное. В
результате человек все время бегает в
поиске очередной сногсшибательной идеи,
участвует во всех «мегаперспективных»
проектах и ждет, что именно сейчас он
одним пальцем решит все свои проблемы,
которых с каждым днем становится все
больше и больше. А на самом деле ничего
не происходит. Такая проблема достаточно
актуальна на сегодняшний день, как и наверно,
все остальные. А решить её можно благодаря
здравому уму и помощи близких, которые
могут посоветовать и помочь.
Ошибка
четвёртая: упертая непоколебимость.
Человек
выбрал, что его путь – это
пробивание дырочек в перфокартах.
И достиг в этом большого мастерства.
Мало кто может пробивать дырочки
в перфокартах так умело и быстро. Но перфокарты
устарели, и его талант оказался никому
не нужен.Но нет, он еще всем докажет. Он
будет работать сутки через трое ночным
сторожем, а в оставшиеся три дня он будет
совершенствовать свое умение пробивать
дырочки. Все стены у него обвешаны перфокартами
с идеально пробитыми дырочками, а в сундуке
в строгом порядке отложены особо ценные
перфокарты для передачи по наследству.
Его никто не понимает и не хочет понимать,
но он обижен на весь белый свет и считает,
что когда-нибудь его умение еще пригодится.
Такая упёртость ни к чему хорошему чаще
всего не приводит. И переубедить человека
вряд ли получится. Но попробовать стоит.
Оставлять человека с такой проблемой
нельзя, так как она достаточно серьёзная
и требует высокого внимания и обдумывания.
Ошибка
пятая: я человек маленький.
В этом
случае человек уверяет себя, что
от него лично ничего не зависит, поэтому,
где он сидит и что делает, это
уже все определено и изменить
это никак нельзя. Поэтому все, что остается – это
сидеть тихо и смиренно нести свой крест
к могиле. Эта проблема достаточна известна
и даже зачастую используется в сюжетах
фильмов и книг. Такие люди живут не для
того чтобы радоваться каждому прожитому
дню и на работе и дома, а живут для того
чтобы вспоминать каждый день «ну вот
и ещё один день прожит спокойно». Такие
люди стоят на месте не только в карьере,
но и в свое личной жизни.
Ошибка
седьмая: поиск виноватых.
Найти виноватых
в неудачной траектории своей жизни не
просто, а очень просто.
Родители не передали по наследству генов
гениальности, а те, которые случайно были
переданы, безжалостно растоптал школьный
конвейер.
Детство было трудное, пирожные давали
не каждый день, а домашние задания – каждый.
К тому же скверное влияние улицы окончательно
сбило с толку неокрепшую душу и приучило
ко всему роскошному. В довершение ко всему
все это происходило в стране с неправильным
режимом и неадекватными правителями,
которые никакой помощи в воспитании не
оказали, а только ставили палки в колеса
молодому пытливому уму.
И, может быть, и был шанс выбиться в люди,
но он был украден вольными каменщиками
– франкмасонами, которые окончательно
поставили крест на все радости жизни
и остается только пить и материться, пить
и материться на тех, кто опять повысил
цены на водку. Эта проблема бональна,
но очень серьёзна и печальна. Многие из
сегодняшнего населения попали под влияние
именно этой проблемы. К сожалению, эту
проблему решить достаточно сложно, как
и многие другие. Но всё-таки задача общества
с этим справится. И может быть не сделав
ошибку в молодости, вся жизнь сложилась
совсем иначе.