Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа
Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи, и в научных текстах, в публицистике ив художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана. Это - совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в «откровении» знание, которое должно принимать на веру, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой); религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии.
1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
2.ПОНЯТИЕ БИХЕВИОРИЗМА. БИХЕВИОРИЗМ ДО БИХЕВИОРИЗМА....6
3. БИХЕВИОРИЗМ УОТСОНА………………………………………………...10
4.Л. КЕСЛЕР, Д.ТРАУТ, У.УЭЛЛС……………………………………………18
5.БИХЕОВИРИЗМ Б. СКИННЕРА…………………………………………….24
6.ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ НА ПОВЕДЕНИЕ………………………....31
7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..36
8.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………38
Дж. Б. Уотсон родился в Гринвилле (Южная Каролина) 9 января 1878 г. Учился в университете Фермана и Чикагском университете. В 1908–1920 гг. являлся профессор экспериментальной и сравнительной психологии, директор психологической лаборатории университета Джонса Хопкинса. Умер Уотсон в Нью-Йорке 25 сентября 1958 г.
Большое влияние на формирование Уотсона как ученого оказало развитие в XVIII-XIX вв. концепции рефлекса, основы которой были изложены в работах Ч. Шеррингтона (1857–1952), И. М.Сеченова (1829–1905), И. П. Павлова (1849–1936) и В. М. Бехтерева (1857–1927). Исследования рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Шеррингтоном в 1906 г., и учение Павлова об условных рефлексах, согласно которому изначально нейтральные стимулы замещают собой другие стимулы, вызывающие соответствующие реакции, легли в основу концепции «объективной» психологии.
Большое влияние на возникновение бихевиоризма оказали труды американского ученого Э. Торндайка (1874-1949). Сам Торндайк не был бихевиористом, но некоторые основные принципы поведения, открытые им, стали впоследствии непреложными законами бихевиоризма5.
Во время обучения в Чикагском университете Дж. Уотсон очень тесно работал с психологом Энджеллом. Уотсон увлекся экспериментальной психологией, но его испытуемыми были не люди, а животные. Затем некоторое время он работал с Р. Иерксом (1878-1956). Совместно они изобретали средства определения способностей животных к различению зрительных раздражителей. По необходимости здесь использовался объективный метод.
Начало бихевиоризму положила статья Дж. Б. Уотсона «Психология, какой ее видит бихевиорист» («Psychology as the Behaviorist Views It»), опубликованная в 1913 г. в «Психологическом обозрении» («Psychological Review»). Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение, отрицая пользу и достоверность любых видов интроспективного анализа. Согласно его взглядам, задача психологии – предсказывать и контролировать поведение человека. Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовало изучать в их связи с изменениями стимулов, возникающих в самом организме или во внешней среде. Конечная цель усматривалась в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании.
В этой статье впервые
появились термины бихевиоризм,
бихевиорист, бихевиористический. В
своей первоначальной форме бихевиоризм
основывался на недостаточно строгой
теории образования привычек. Но вскоре
на нем сказалось влияние работ
Павлова и Бехтерева об условных
секреторных и двигательных рефлексах,
и эти работы, в сущности, и
дали научное основание
С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека не наблюдается ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, значит, эти термины не указывают на подлинные феномены психологии. Следовательно, все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека. Этими терминами старая психология продолжала пользоваться потому, что выросла из философии, а философия, в свою очередь, из религии. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить — в замаскированной, правда, форме — старое религиозное понятие «души».
Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (С) и реакций (Р). Простая схема С — Р вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция. Можно заменить стимул на прикосновение к роговой оболочке глаза, а реакцию – на моргание – и задача бихевиоризма решена, если эти данные являются результатом тщательно проверенных опытов. Задача физиологии при изучении того же явления сводится к определению соответственных нервных связей, их направления и числа, продолжительности и распространения нервных импульсов и т. д. Эту область бихевиоризм не затрагивает, как не затрагивает он и проблему физико-химическую — определение физической и химической природы нервных импульсов. Таким образом, в каждой человеческой реакции имеются бихевиористская, нейрофизиологическая и физико-химическая проблемы. Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получает возможность предсказывать эти явления и руководить (овладеть) ими — два существенных момента, которых требует всякая наука6.
Однако
не так легко поддается разрешению
соотношение С – Р в «
«Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана»7. Между тем человеческое общество основывается на общей уверенности, что действия человека могут быть предсказаны заранее и что могут быть созданы такие ситуации, которые приведут к определенным типам поведения (типам реакций, которые общество предписывает индивидам, входящим в его состав). Церкви, школы, брак — все вообще исторически возникшие институты не могли бы существовать, если бы нельзя было предсказывать (в самом общем смысле этого слова) поведение человека. Общество не могло бы существовать, если бы оно не в состоянии было создавать такие ситуации, которые воздействовали бы на отдельных индивидов и направляли бы их поступки по строго определенным путям.
Бихевиористы очень активно работали с материалами экспериментов на животных. Допустимость использования данных, полученных в ходе экспериментов на животных, Дж. Б. Уотсон обосновал в своей работе «Психология с точки зрения бихевиориста».
Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая не нуждается в интроспекции. Психология может использовать в своих исследованиях результаты экспериментов с животными, т. к. поведение человека и поведение животных следует рассматривать как в равной степени существенные для общего понимания поведения. Можно обходиться без сознания в психологическом смысле. В этом смысле о сознании можно сказать, что оно является инструментом или средством, с помощью которого работают все науки.
Психология у Дж. Уотсона есть наука о поведении. Она должна пренебречь несколькими из действительно существующих проблем, с которыми имела дело психология как интроспективная наука. Уотсон считал, что эти оставшиеся проблемы могут быть сформулированы таким образом, что усовершенствованные методы поведения (вместе с теми, которые еще только будут открыты) приведут к их решению.
Из
своих экспериментов Уотсон сделал
вывод о том, что страх, отвращение
и прочие эмоции взрослых людей возникают
в детском возрасте на основе условно
рефлекторных связей между внешними
раздражителями и несколькими базальными
аффектами. Эти взгляды ученый так
же изложил в своей книге «
В молодости Уотсона воодушевляла мысль о возможности превратить психологию в науку, способную контролировать и предсказывать поведение. Теперь, развивая эту мысль, он выдвинул план переустройства общества на основе бихевиористской программы. Согласно Уотсону, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада, с любыми константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденных свойств, но и собственных убеждений личности, ее установок и отношений – всей многогранности ее внутренней жизни.
Свои взгляды Уотсон изложил в двух основополагающих трудах: «Поведение: Введение в сравнительную психологию» («Behavior: An Introduction to Comparative Psychology», 1914) и «Психология с точки зрения бихевиориста» («Psychology from the Standpoint of a Behaviorist», 1919).
Основным понятием бихевиоризма является известная формула – «стимул-реакция». В рамках этого понятия укладываются все виды поведения – от животных до социальных. Поведение животного и человека бихевиористы рассматривают как сумму реакций организма на внешние раздражители – стимулы. По мнению Д. Уотсона, знание характера связи раздражителей и реакций дает возможность предугадывать поведение людей. Более того, на этой основе можно моделировать такие ситуации, которые приводят к определенным типам поведения.
Уотсон не оставил работ, специально посвященных религии. В одной из работ есть достаточно ясные и четкие высказывания Уотсона о религии: «Религиозные философские догмы... долго удерживали нас оттого, чтобы дать хотя бы самые скромные логические формулировки тех Путей, которые проходит наше мышление. На протяжении веков церковники — фактически те же шаманы — держали публику под контролем, заставляя ее верить, будто все, что ни есть на свете из ненаблюдаемых вещей, должно быть таинственным и непостижимым, должно быть колдовским, должно быть гораздо более могущественным, чем вещи, которые можно наблюдать. Мотивы этого очевидны. Только таким единственным путем шаманы могут сохранить свой контроль. Науке приходится, чуть ли не подрывными методами прокладывать свой путь через эту стену религиозной защиты». У религии есть кардинальные отличия от научного (т. е. самого передового и истинного) знания. Религия строится на догмах, принимаемых на веру, которые ни как нельзя доказать. Все эти догмы навязываются человеку посредством институтов подавления и авторитетов, и человек становится не способен мыслить критически. Следовательно, в религии нет и не может быть ничего положительного, а значит, в условиях современного общества от нее нужно отказаться. Косвенным показателем отношения Уотсона к религии может служить его теория воспитания нового человека, которая изложена им во многих работах. «Дайте мне дюжину здоровых, хорошо сформировавшихся детей, - писал Уотсон, - и дайте мне отдельный мир, отвечающий моей специфике, чтобы вырастить их там, и я гарантирую, что могу любого из них на выбор сделать специалистом в той области, в которой пожелаю - врачом, адвокатом, художником, бизнесменом, и, да, даже бродягой и вором, — не зависимо от его таланта, склонностей, тенденций, способностей, стремлений и расовой принадлежности родителей». Это не что иное, как пафос человека, который сам ставит себя на место, которое в культуре всегда отводилось Богу. И чуть далее там же:«Я хотел бы нарисовать картину того, каких богатых и замечательных индивидуумов мы могли бы вырастить из наших здоровых детей, если бы только дали им возможность правильно сформироваться и обеспечили им вселенную, в которой такое мироустройство было бы возможно, вселенную…свободную от событий тысячелетней давности, которая не была бы ограничена унизительной политической историей и свободна от дурацких обычаев, которые сами по себе не имеют никакого смысла, но при этом опутывают индивидуальность стадными тросами». Очевидно, что под «дурацкими обычаями» и «стадными тросами» понимается ни что иное, как религия и ее обряды, хотя, разумеется, и не только она. Уотсон и разработанное им научное направление стали чрезвычайно популярными. Свидетельством тому являются хотя бы те рецензии, которые встретили одну из главных работ Уотсона «Бихевиоризм» (1925). «Эта книга отмечает начало новой эпохи в интеллектуальной истории человечества», — так отреагировала на эту работу «Нью-Йорк Таймс». «Возможно, это одна из наиболее важных книг, написанных когда-либо. Она заставляет застыть в состоянии ослепления, перед великой надеждой», — это уже «Нью-Йорк Геральд Трибьюн». Такие восторженные слова вполне оправданы, ибо теперь в лице Уотсона психология своей целью объявляет изучение поведения человека, а главное возможность его программирования. В широких кругах вторым названием бихевиоризма стало — «психология без психики».8
4.Л. КЕСЛЕР,
Д.ТРАУТ, У.УЭЛЛС
Заложенная
Уотсоном традиция негативного отношения
к религии оставалась преобладающей
в бихевиористских концепциях практически
на протяжении всего XX в. Научно-методологические
принципы, на базе которых разрабатывалось
понимание психологической
Так, типичным можно считать подход Л. Кеслера: «В религиозных убеждениях любого человека можно при желании увидеть не что иное, как сложный набор заученных реакций на сложный набор стимулов. Возражение, что знание о Боге и почитание Бога является врожденным, находит свое полное опровержение в практике большинства религий, уделяющих огромное внимание религиозному обучению и не слишком рассчитывающих на Откровение или врожденное знание. Комбинация формального религиозного научения, неформального родительского внушения и вездесущего социального давления делает понятным, почему так много детей оказываются, вовлечены в религиозное поведение. Независимо от того, являются ли опосредующими в таких случаях заученные мотивы приспособления или имитации, они позитивно поддерживают религиозные высказывания и другие формы религиозной активности. Интенсивная эмоциональность, которая столь часто сопровождает или определяет “религиозное переживание”, может быть результатом того, что религия способна удовлетворять потребность в зависимости, общении, принадлежности к сообществу... Представляется, следовательно, что принцип причинности достаточен для объяснения того, в какой мере религиозность подразумевается поведением».9
Однако не все бихевиористы занимали последовательные антирелигиозные, позиции — существовали теории, в рамках которых религия получала позитивную оценку как вид поведения, способствующий выживанию и приспособлению к среде, или как фактор оптимизации биологических процессов в организме. Характерными представителями такого подхода к религии были У. Уэллс и Д. Траут. Их произведения, написанные в период относительно раннего бихевиоризма, еще отдают дань биологизму в психологии; авторы оперируют такими терминами, как “наследственность, приспособление к среде, видовой отбор, принцип экономии, инстинкт”. Религия выступает здесь как врожденная инстинктивная предрасположенность, сформировавшаяся в результате естественного отбора, что, по сути, восходит к взглядам, И. П. Павлова.