Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:52, контрольная работа
Психологический эксперимент -- это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.
Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение.
Ведение
1. Беседа как неэкспериментальный метод
2. Связь беседы с психологическим эмпирическим исследованием
Заключение
Список литературы
Содержание
Ведение
1. Беседа как
2. Связь беседы с
Заключение
Список литературы
Введение
Психологический эксперимент -- это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.
Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение.
Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные планы, мотивы, цели участия в эксперименте. И, естественно, на результат исследования влияют особенности его личности, проявляющиеся в общении с экспериментатором. Этими проблемами занимается социальная психология психологического эксперимента.
Психологический эксперимент
рассматривается как целостная
ситуация. Влияние ситуации тестирования
на проявление интеллекта детей было
обнаружено еще в 10--20-е годы нашего
века. В частности, было обнаружено,
что оценка интеллектуального развития
детей по тесту Бине-Симона зависит
от социального статуса его семьи.
Он проявляется при любом
Однако если в ситуации тестирования использовать различные подходы при общении с детьми из разных общественных слоев, а также речевые обороты, привычные для ребенка, то разница в интеллекте детей разных социальных слоев отсутствует. Более того, советские психологи обнаруживали более высокие показатели интеллекта у детей из рабочих семей.
Специалисты по тестированию не примут эти результаты, поскольку при их получении нарушалось основное условие научного измерения -- стандартизация и унификация процедуры.
Основоположником изучения
социально-психологических
1. Ошибки "отношения к
наблюдаемому". Они связаны с
пониманием испытуемым
2. Ошибки, связанные с мотивацией
испытуемого. Испытуемый может
быть мотивирован любопытством,
гордостью, тщеславием и
3. Ошибки личностного влияния,
связанные с восприятием
Таким образом, и мотивация
саморепрезентации, и мотивация
социального одобрения (вопреки
первоначальной гипотезе Кристиансена)
равно актуализируются у
1. Беседа как
Беседа - метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей ученика, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.
Беседу можно проводить
не только с учениками, но и с учителями
или родителями. Например, в беседе
с учителями различных
Беседу также можно проводить с группой, когда преподаватель задаёт вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех её членов, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с членами группы или для получения информации о социальных процессах в группе.
Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной.
В первом случае беседа ведётся по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления чётко сформулированных вопросов. Это даёт возможность точно фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.
Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется, общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.
Существуют также
При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.
1. Ведущий беседу должен
тщательно продумать все
2. Он должен определить,
в какой последовательности
3. Важно правильно выбрать
место и время разговора.
При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Начинать общение следует
с тематики, приятной собеседнику,
чтобы он охотно начал
2. Вопросы, которые могут
оказаться неприятными для
3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развёртывание мысли.
4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.
5. Искренний интерес и
уважение мнения собеседника,
доброжелательное отношение в
разговоре, желание убедить, а
не принудить к соглашению, внимание,
сочувствие и участие не менее
важны, чем умение убедительно
и аргументировано говорить. Скромное
и корректное поведение
6. Учитель должен быть
внимательным и гибким в
7. С точки зрения
8. В беседе с учениками
следует широко использовать
косвенные вопросы. Именно с
их помощью учитель может
9. Ни в коем случае
нельзя выражаться серо, банально
или некорректно, стараясь
10. Для большей достоверности
результатов беседы наиболее
важные вопросы должны в
11. Не следует злоупотреблять
терпением и временем
К несомненным достоинствам беседы следует отнести
Наличие контакта с собеседником,
возможность учитывать его
На устный ответ затрачивается
меньше времени, чем на письменный.
Заметно сокращается количество
вопросов, на которые не получены ответы
(по сравнению с письменными
В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, ученик, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.
Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно так же, как стенографирование. Непосредственная фиксация ответов во время беседы становится ещё более серьёзной помехой, если интервьюера интересуют не столько факты и события, сколько точка зрения, позиция по тому или иному вопросу. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций.
2. Связь беседы с
Беседа -- специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей «глубинной» психологии и т.д.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе -- в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» -- интервью.
Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию об его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контексте психологической консультации или психологического тренинга.
Различные школы и направления психологии применяют свои стратегии проведения клинической беседы. В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа превращается в клинический эксперимент.
Данные, полученные в ходе
клинической беседы, фиксирует сам
экспериментатор, а лучше -- ассистент
или исследователь, который записывает
информацию после беседы по памяти.
И тому и другому способу фиксации
информации присущи свои недостатки.
Если запись ведется в ходе беседы,
может нарушиться доверительный
контакт с собеседником. В этих
случаях помогает скрытая аудио-
и видеозапись, что порождает
этические проблемы. Запись по памяти
приводит к потере части информации
из-за неполноты и ошибок запоминания,
вызванных колебаниями
Целенаправленным опросом
называют интервью. Метод интервью
получил широкое
В.Гуд и П.Хетт определяют интервью как «псевдобеседу»: исследователь все время должен помнить, что он -- исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.
Решающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым. Но ни в коем случае нельзя допускать панибратства и утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию ответов и вопросов, ни к собеседнику. Есть масса конкретных методических рекомендаций по поводу построения и проведения интервью. Все они очень подробно излагаются в соответствующей социологической и социально-психологической литературе.
В социальной психологии интервью
относят к одному из видов метода
опроса. Второй вид -- заочный опрос,
анкеты («открытые» или «закрытые»).
Они предназначены для
Но анкетирование трудно отнести к собственно психологическим исследовательским методам. Информация, получаемая с помощью анкеты, является декларативной и не может считаться надежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого. Каждый психолог знает, как на содержание высказываний испытуемого влияют неосознаваемая мотивация и установки. Поэтому есть смысл считать анкетирование непсихологическим методом, который, однако, может использоваться в психологическом исследовании как дополнительный, в частности, при проведении социально-психологических исследований.
Заключение
Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента предлагается ряд специальных методических приемов.
К сожалению, данные, получаемые
при постэкспериментальном