Аппаратурные методы изучения свойств нервной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:52, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования. Изучение свойств нервной системы с применением аппаратурных методов.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме аппаратурных методов.
2.Изучение проблемы различных аппаратурных методов.
3.Выявить и охарактеризовать особенности нервной системы с помощью Теппинг-тест .

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы аппаратурных методов диагностики.

1.1 Методологические вопросы определения основных свойств нервной системы………………………………………………………………6

1.2. Связь основных свойств нервной системы и характера………..14

1.3. Методы исследование и диагностика нервной системы……….18

Глава 2. Эмпирическое исследование.

2.1. Организация и проведение исследования………………………..26

2.2. Обработка и интерпретация результатов………………………..28

Заключение…………………………………………………………….35

Литература …………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 104.17 Кб (Скачать)

         Для того чтобы из общего результата по тесту можно  было выявить такие особенности  мыслительно-речевой деятельности, которые обусловлены СНС, необходимо уравнять для испытуемых содержательную сторону методики. Этого можно  добиться, если:

         во-первых, использовать материал, который является достаточно простым, элементарным, доступным для  понимания всеми, кто владеет  знаниями хотя бы в объеме неполной средней школы;

         во-вторых, если более  строго подходить к составу выборки, к тому, чтобы она была относительно однородна по уровню образования  испытуемых и по их профессиональной деятельности (гуманитарной, технической  и т.п.).

         Почему важно учитывать  состав выборки при диагностике  проявлений СНС в мыслительно-речевой  деятельности? Хотя вербальные методики затрагивают самый минимальный  уровень знаний, которым должны обладать все лица после 6-7 лет обучения, и  в этом смысле они имеют равные возможности для успешного выполнения заданий, не следует забывать, что  навык выполнять даже самые простые  мыслительные операции не может быть у всех одинаков. Так, различия могут  проявляться между теми, кто по роду своей деятельности имеет большую  тренировку в мыслительно-речевых  операциях, и теми, чья трудовая деятельность не предполагает длительного и регулярного  оперирования словесным материалом. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы выборка включала в себя испытуемых, близких по сфере деятельности и уровню образования.

         Можно предположить, что люди, имеющие тренировку в  выполнении мыслительно-речевых операций, будут более успешно справляться  с вербальными методиками по сравнению  с теми, у которых подобная практика отсутствует. При правильно подобранных  выборках в каждой из них можно  выделить группы испытуемых, резко  различающихся по СНС (например, сильные-слабые), хотя формальный количественный критерий, с помощью которого можно судить о степени выраженности диагностируемого свойства, возможно, будет в каждой выборке свой.

         При соблюдении таких  требований можно рассчитывать, что  количественные показатели выполнения заданий отразят природные, нейрофизиологические особенности испытуемых. Построенные  таким образом методики уже нельзя отождествлять с традиционными  тестами. Они являются способами  обнаружения индивидуальных различий по формально-динамическим характеристикам  мыслительно-речевой деятельности, обусловленных СНС.

         Были разработаны  бланковые методики, диагностирующие  проявления в мыслительно-речевой  деятельности таких основных СНС, как  лабильность (В.Т. Козлова, 1981) и сила (В.А. Данилов, 1973).

         Под лабильностью нервной  системы принято понимать скорость возникновения и исчезновения нервных  процессов в коре головного мозга  в ответ на внешний раздражитель.

         Проявления лабильности-инертности нервной системы находят свое выражение в скоростных, темповых показателях выполнения разнообразных  видов деятельности (например, в  динамике речевого выражения мыслей, в скорости актуализации знаний, в  скорости реагирования на внешние раздражители, в продуктивности деятельности в  ситуации, связанной с лимитом  времени, в легкости приспособления к новым видам деятельности и  т.д.).

         Разработаны две  методики: «Исполнение инструкций»  и «Код». Они требуют от испытуемого  быстрого включения в деятельность после сообщения ему инструкции, т.е. определенной быстроты возникновения  мыслительно-речевого процесса: немедленный  же переход к выполнению другого  задания предполагает прекращение  предыдущего процесса и возникновение  сменяющего его нового процесса. Следовательно, методики адресуются к той динамической характеристике мыслительно-речевой  деятельности, которая детерминируется  скоростью возникновения и исчезновения нервного процесса и, таким образом, прямо связывается с лабильностью нервной системы, являясь при прочих равных условиях ее функцией.

         По замыслу исследования, основными показателями проявления лабильности должны быть быстрота и  четкость восприятия и выполнения элементарных мыслительно-речевых операций, причем темп работы испытуемых заранее предопределен  и для всех лиц одинаков; испытуемые не могут изменить его по своему усмотрению.

         Психодиагностические  пробы являются кратковременными и  не вызывают у испытуемых состояния  утомления. Методики рассчитаны на любой  возраст начиная с 14 лет.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         1.2. Связь основных свойств нервной системы и характера.

         Иногда полагают, что надобно искать пути изменения  свойств нервной системы в  желательную сторону. Такую точку  зрения нельзя считать правильной. Во-первых, мы вдобавок ничего не знаем  о путях и способах изменения  свойств нервной системы, но твердо знаем, что это изменение может  совершаться лишь очень небыстро и в результате изменения каких-то биологически существенных условий  жизни. Во-вторых, неизвестно, что следует  считать желательными свойствами нервной  системы. Слабая нервная система - это  нервная система малой работоспособности (в физиологическом смысле), но высокой  чувствительности. Кто возьмется  решить в общей форме вопрос, какая  нервная система лучше: более  чувствительная, но менее работоспособная  или менее чувствительная, но более  работоспособная?

         Существуют некоторые  виды деятельности, в которых выносливость нервной системы к сверхсильным нагрузкам имеет решающее значение. Для таких видов деятельности необходимы лица с сильной нервной  системой. Но существуют и такие  виды деятельности, где более важное значение имеет высокая чувствительность, реактивность.

         Изменение свойств  нервной системы должно входить, в конце концов, к нивелированию индивидуальности, к стремлению сделать всех людей одинаковыми.

         Каждый человек  обязан быть принципиальным, честным, творчески относиться к труду, руководствоваться  в своем поведении сознанием  общественного долга, аристократия основы наук и т.д. Все эти качества могут быть развиты при любых  особенностях нервной системы. Но у  каждого человека формы проявления одних и тех же социально необходимых качеств различны.

         Общество заинтересовано в богатстве и разнообразии индивидуальностей  у социально ценных личностей, в  расцвете индивидуальностей, а не нивелировании  их.

         Проблема проявления основных свойств нервной системы  в психологических характеристиках  всегда рассматривалась Б.М. Тепловым и его последователями как  имеющая принципиально важное значение. Сама идея изучения типологических особенностей, обусловливающих некоторые стороны  индивидуальности, базировалась на представлении  о том, что только этим путем можно  подойти к подлинно научному пониманию  и объяснению многих вопросов, возникающих  в психологии личности, и, как следствие  этого, к практическому применению психологических знаний.

         Изучение свойств  нервной системы не было для Теплова  самоцелью. «Наша работа по цели и  задачам - психологическая, так как  мы стремимся найти физиологические  основы психологических различий между  людьми», - писал он. Поэтому проблема психологических проявлений типологических свойств всегда находилась в центре внимания как лаборатории Теплова, так и его учеников и последователей.

         Теплов разработал ряд фундаментальных проблем  теории типологических свойств нервной  системы человека, касающихся взаимоотношений  динамической и содержательной стороны  индивидуальности, типа нервной системы  и темперамента, характера и способностей.

         Индивидуальность  человека наиболее выражена в его  содержательных особенностях, формирующихся  в его индивидуальной истории: потребностях, мотивах, интересах, способностях и  др. Эти особенности социально  обусловлены и обычно чаще всего  изучаются психологами.

         Однако нельзя не учитывать и динамическую сторону  индивидуальности, ее процессуальные характеристики, проявляющиеся в  деятельности и поведении. Так, одни люди спокойны и медлительны, для  них наиболее удобен устойчивый, равномерный  темп работы; другие импульсивны, порывисты, с быстрыми реакциями; они хорошо себя чувствуют в ситуациях, требующих  быстрого переключения с одной формы  деятельности на другую. Одни легко  переносят сильные раздражители, внезапно возникающие трудности  стимулируют их деятельность; другие в таких случаях становятся неработоспособными, но зато они бывают незаменимы при  выполнении монотонной работы, а также  действий, предъявляющих повышенные требования к чувствительности анализаторов, участвующих в работе. Эти особенности  человека не столь очевидны, как  содержательные характеристики, тем  не менее, их влияние на эффективность  и динамику деятельности весьма существенно. Эти процессуальные особенности  могут иметь физиологическую  основу. Они связаны с индивидуальными  особенностями протекания основных нервных процессов - возбуждения  и торможения.

         Поскольку основные свойства нервной системы - физиологические  характеристики, их нельзя отождествлять  с психологическими особенностями  человека. Невозможно прямо перенести  содержание физиологического свойства на психологическую характеристику. Нельзя, например, считать, что если человек обладает подвижной нервной  системой, то он обязательно быстрый, нетерпеливый и т.д. Как уже говорилось, ни одна особенность психики не может  быть обусловлена только природой; психика формируется в онтогенезе и завит от воспитания, обучения и условий жизни в целом.

         Поэтому выделить в  психологических характеристиках  влияние чисто физиологических  особенностей, каковыми являются основные свойства нервной системы, крайне сложно. Это особая проблема, имеющая важное практическое значение, так как от ее решения зависят стратегия и тактика обучения и воспитания детей, решение вопросов профессиональной пригодности и организации трудовой деятельности, профессионального обучения и много другое.

         Мы уже говорили о том, что основные свойства нервной  системы проявляются в деятельности и поведении человека. Какими психологическими характеристиками опосредуется эта  безусловная взаимосвязь между  свойствами и поведением?

         Самое близкое по содержанию к типу нервной системы  его психологическое проявление - темперамент. В свойствах темперамента физиологическая обусловленность  психики проявляется с наибольшей очевидностью. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         1.3. Методы исследование и диагностика нервной системы

         Ультразвуковая  допплерография экстракраниальных  сосудов - исследование состояния сонных и позвоночных артерий. Дает важную для диагностики и лечения информацию при недостаточности мозгового кровообращения, при различных типах головных болей, головокружениях (особенно связанных с поворотами головы) или неустойчивостью при ходьбе, приступах падений и/или потери сознания.

         Транскраниальная  ультразвуковая допплерография - метод исследования кровотока в сосудах головного мозга. Применяется в диагностике состояния сосудов головного мозга, наличия сосудистых аномалий, нарушении оттока венозной крови из полости черепа, выявления косвенных признаков повышения внутричерепного давления

         Ультразвуковая  допплерография периферических сосудов - исследование кровотока в периферических сосудах рук и ног. Исследование информативно при жалобах на боли в конечностях при нагрузке и хромоту, зябкость в руках и ногах, изменение цвета кожи рук и ног. Помогает в диагностике облитерирующих заболеваний сосудов конечностей, венозной патологии (варикозная и посттромбофлебитическая болезни, несостоятельность клапанов вен).

Информация о работе Аппаратурные методы изучения свойств нервной системы