Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:52, контрольная работа
Цель исследования. Изучение свойств нервной системы с применением аппаратурных методов.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме аппаратурных методов.
2.Изучение проблемы различных аппаратурных методов.
3.Выявить и охарактеризовать особенности нервной системы с помощью Теппинг-тест .
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы аппаратурных методов диагностики.
1.1 Методологические вопросы определения основных свойств нервной системы………………………………………………………………6
1.2. Связь основных свойств нервной системы и характера………..14
1.3. Методы исследование и диагностика нервной системы……….18
Глава 2. Эмпирическое исследование.
2.1. Организация и проведение исследования………………………..26
2.2. Обработка и интерпретация результатов………………………..28
Заключение…………………………………………………………….35
Литература …………………………………………………………….36
Для того чтобы из общего результата по тесту можно было выявить такие особенности мыслительно-речевой
деятельности, которые обусловлены СНС, необходимо уравнять для испытуемых содержательную сторону методики. Этого можно добиться, если:
во-первых, использовать материал, который является достаточно простым, элементарным, доступным для понимания всеми, кто владеет знаниями хотя бы в объеме неполной средней школы;
во-вторых, если более строго подходить к составу выборки, к тому, чтобы она была относительно однородна по уровню образования испытуемых и по их профессиональной деятельности (гуманитарной, технической и т.п.).
Почему важно учитывать состав выборки при диагностике проявлений СНС в мыслительно-речевой деятельности? Хотя вербальные методики затрагивают самый минимальный уровень знаний, которым должны обладать все лица после 6-7 лет обучения, и в этом смысле они имеют равные возможности для успешного
выполнения заданий, не следует забывать, что навык выполнять даже самые простые мыслительные операции не может быть у всех одинаков. Так, различия могут проявляться между теми, кто по роду своей деятельности имеет большую тренировку в мыслительно-речевых операциях, и теми, чья трудовая деятельность не предполагает длительного и регулярного оперирования словесным материалом. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы выборка включала в себя испытуемых, близких по сфере деятельности и уровню образования.
Можно предположить, что люди, имеющие тренировку в выполнении мыслительно-речевых операций, будут более успешно
справляться с вербальными методиками по сравнению с теми, у которых подобная практика отсутствует. При правильно подобранных выборках в каждой из них можно выделить группы испытуемых, резко различающихся по СНС (например, сильные-слабые), хотя формальный количественный критерий, с помощью которого можно судить о степени выраженности диагностируемого свойства, возможно, будет в каждой выборке свой.
При соблюдении таких требований можно рассчитывать, что количественные показатели выполнения заданий отразят природные, нейрофизиологические особенности испытуемых. Построенные таким образом методики уже нельзя отождествлять с традиционными тестами. Они являются способами обнаружения индивидуальных различий по формально-динамическим характеристикам мыслительно-речевой
деятельности, обусловленных СНС.
Были разработаны бланковые методики, диагностирующие проявления в мыслительно-речевой деятельности таких основных СНС, как лабильность (В.Т. Козлова, 1981) и сила (В.А. Данилов, 1973).
Под лабильностью нервной системы принято понимать скорость возникновения и исчезновения нервных процессов в коре головного мозга в ответ на внешний раздражитель.
Проявления лабильности-
инертности нервной системы находят свое выражение в скоростных, темповых показателях выполнения разнообразных видов деятельности (например, в динамике речевого выражения мыслей, в скорости актуализации знаний, в скорости реагирования на внешние раздражители, в продуктивности деятельности в ситуации, связанной с лимитом времени, в легкости приспособления к новым видам деятельности и т.д.).
Разработаны две методики: «Исполнение инструкций» и «Код». Они требуют от испытуемого быстрого включения в деятельность после сообщения ему
инструкции, т.е. определенной быстроты возникновения мыслительно-речевого процесса: немедленный же переход к выполнению другого задания предполагает прекращение предыдущего процесса и возникновение сменяющего его нового процесса. Следовательно, методики адресуются к той динамической характеристике мыслительно-речевой деятельности, которая детерминируется скоростью возникновения и исчезновения нервного процесса и, таким образом, прямо связывается с лабильностью нервной системы, являясь при прочих равных условиях ее функцией.
По замыслу исследования, основными показателями проявления лабильности должны быть быстрота и четкость восприятия и выполнения элементарных мыслительно-речевых операций, причем темп работы испытуемых заранее предопределен и для всех лиц одинаков; испытуемые не могут изменить его по своему усмотрению.
Психодиагностические пробы являются кратковременными и не вызывают у испытуемых состояния утомления. Методики рассчитаны на любой возраст начиная с 14 лет.
1.2. Связь основных свойств нервной системы и характера.
Иногда полагают, что надобно искать пути изменения свойств нервной системы в желательную сторону. Такую точку зрения нельзя считать правильной. Во-первых, мы вдобавок ничего не знаем о путях и способах изменения свойств нервной системы, но твердо знаем, что это изменение может совершаться лишь очень небыстро и в результате изменения каких-то биологически существенных условий жизни. Во-вторых, неизвестно, что следует считать желательными свойствами нервной системы. Слабая нервная система - это нервная система малой
работоспособности (в физиологическом смысле), но высокой чувствительности. Кто возьмется решить в общей форме вопрос, какая нервная система лучше: более чувствительная, но менее работоспособная или менее чувствительная, но более работоспособная?
Существуют некоторые виды деятельности, в которых выносливость нервной системы к сверхсильным нагрузкам имеет решающее значение. Для таких видов деятельности необходимы лица с сильной нервной системой. Но существуют и такие виды деятельности, где более важное значение имеет высокая
чувствительность, реактивность.
Изменение свойств нервной системы должно входить, в конце концов, к нивелированию индивидуальности, к стремлению сделать всех людей одинаковыми.
Каждый человек обязан быть принципиальным, честным, творчески относиться к труду, руководствоваться в своем поведении сознанием общественного долга, аристократия основы наук и т.д. Все эти качества могут быть развиты при любых особенностях нервной системы. Но у каждого человека формы проявления одних и тех же социально необходимых качеств различны.
Общество заинтересовано в богатстве и разнообразии индивидуальностей у социально ценных личностей, в расцвете индивидуальностей, а не нивелировании их.
Проблема проявления основных свойств нервной системы в психологических
характеристиках всегда рассматривалась Б.М. Тепловым и его последователями как имеющая принципиально важное значение. Сама идея изучения типологических особенностей, обусловливающих некоторые стороны индивидуальности, базировалась на представлении о том, что только этим путем можно подойти к подлинно научному пониманию и объяснению многих вопросов, возникающих в психологии личности, и, как следствие этого, к практическому применению психологических знаний.
Изучение свойств нервной системы не было для Теплова самоцелью. «Наша работа по цели и задачам - психологическая, так как мы стремимся найти
физиологические основы психологических различий между людьми», - писал он. Поэтому проблема психологических проявлений типологических свойств всегда находилась в центре внимания как лаборатории Теплова, так и его учеников и последователей.
Теплов разработал ряд фундаментальных проблем теории типологических свойств нервной системы человека, касающихся взаимоотношений динамической и содержательной стороны индивидуальности, типа нервной системы и темперамента, характера и способностей.
Индивидуальность человека наиболее выражена в его содержательных особенностях, формирующихся в его индивидуальной истории: потребностях, мотивах, интересах, способностях и др. Эти особенности социально обусловлены и обычно чаще всего изучаются психологами.
Однако нельзя не учитывать и динамическую сторону индивидуальности, ее процессуальные характеристики, проявляющиеся в деятельности и поведении. Так, одни люди спокойны и медлительны, для них наиболее удобен устойчивый, равномерный темп работы; другие импульсивны, порывисты, с быстрыми реакциями; они хорошо себя чувствуют в ситуациях, требующих быстрого переключения с одной формы деятельности на другую. Одни легко переносят сильные
раздражители, внезапно возникающие трудности стимулируют их деятельность; другие в таких случаях становятся неработоспособными, но зато они бывают незаменимы при выполнении монотонной работы, а также действий, предъявляющих повышенные требования к чувствительности анализаторов, участвующих в работе. Эти особенности человека не столь очевидны, как содержательные характеристики, тем не менее, их влияние на эффективность и динамику деятельности весьма существенно. Эти процессуальные особенности могут иметь физиологическую основу. Они связаны с индивидуальными особенностями протекания основных нервных процессов - возбуждения и торможения.
Поскольку основные свойства нервной системы - физиологические характеристики, их нельзя отождествлять с психологическими особенностями человека. Невозможно прямо перенести содержание физиологического свойства на психологическую
характеристику. Нельзя, например, считать, что если человек обладает подвижной нервной системой, то он обязательно быстрый, нетерпеливый и т.д. Как уже говорилось, ни одна особенность психики не может быть обусловлена только природой; психика формируется в онтогенезе и завит от воспитания, обучения и условий жизни в целом.
Поэтому выделить в психологических
характеристиках влияние чисто физиологических особенностей, каковыми являются основные свойства нервной системы, крайне сложно. Это особая проблема, имеющая важное практическое значение, так как от ее решения зависят стратегия и тактика обучения и воспитания детей, решение вопросов профессиональной пригодности и организации трудовой деятельности, профессионального обучения и много другое.
Мы уже говорили о том, что основные свойства нервной системы проявляются в
деятельности и поведении человека. Какими психологическими характеристиками опосредуется эта безусловная взаимосвязь между свойствами и поведением?
Самое близкое по содержанию к типу нервной системы его психологическое проявление - темперамент. В свойствах темперамента физиологическая
обусловленность психики проявляется с наибольшей очевидностью.
1.3. Методы исследование и диагностика нервной системы
Ультразвуковая допплерография экстракраниальных сосудов - исследование состояния сонных и позвоночных артерий. Дает важную для диагностики и лечения информацию при недостаточности мозгового кровообращения, при различных типах головных болей, головокружениях (особенно связанных с поворотами головы) или неустойчивостью при ходьбе, приступах падений и/или потери сознания.
Транскраниальная ультразвуковая допплерография - метод исследования кровотока в сосудах головного мозга. Применяется в диагностике состояния сосудов головного мозга, наличия сосудистых аномалий, нарушении оттока венозной крови из полости черепа, выявления косвенных признаков повышения внутричерепного давления
Ультразвуковая допплерография периферических сосудов - исследование кровотока в периферических сосудах рук и ног. Исследование информативно при жалобах на боли в конечностях при нагрузке и хромоту, зябкость в руках и ногах, изменение цвета кожи рук и ног. Помогает в диагностике облитерирующих заболеваний сосудов конечностей, венозной патологии (варикозная и посттромбофлебитическая болезни, несостоятельность клапанов вен).
Информация о работе Аппаратурные методы изучения свойств нервной системы