Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:52, контрольная работа
Цель исследования. Изучение свойств нервной системы с применением аппаратурных методов.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме аппаратурных методов.
2.Изучение проблемы различных аппаратурных методов.
3.Выявить и охарактеризовать особенности нервной системы с помощью Теппинг-тест .
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы аппаратурных методов диагностики.
1.1 Методологические вопросы определения основных свойств нервной системы………………………………………………………………6
1.2. Связь основных свойств нервной системы и характера………..14
1.3. Методы исследование и диагностика нервной системы……….18
Глава 2. Эмпирическое исследование.
2.1. Организация и проведение исследования………………………..26
2.2. Обработка и интерпретация результатов………………………..28
Заключение…………………………………………………………….35
Литература …………………………………………………………….36
Содержание
Введение……………………………………………
………………….3
Глава 1. Теоретические основы аппаратурных методов диагностики.
1.1 Методологические вопросы определения основных свойств нервной системы…………………
……………………………………………6
1.2. Связь основных свойств нервной системы и характера………..14
1.3. Методы исследование и диагностика нервной системы……….18
Глава 2. Эмпирическое исследование.
2.1. Организация и проведение исследования…………………
……..26
2.2. Обработка и интерпретация результатов……………
…………..28
Заключение………………………………………
…………………….35
Литература ……………………………………
……………………….36
Приложение
Введение
В структуре свойств индивидуальности важное место отводится свойствам нервной системы, отражающим особенности протекания физиологических процессов возбуждения и
торможения. Отечественной психофизиологией выработан ряд принципиальных положений, определяющих подходы к изучению свойств нервной системы и оценке их места в общей структуре индивидуальности. К ним относятся:
- представление о независимости содержательной стороны психики от свойств нервной системы; связь последних с динамическими, формальными особенностями поведения;
- использование не одной, а нескольких методик для диагностики каждого свойства; предпочтительность непроизвольных индикаторов;
- оценка свойства как комплекса (синдрома) коррелирующих проявлений;
- отказ от оценочного подхода к свойствам, утверждение одинаковой биологической ценности полярных свойств нервной системы.
Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в прикладных исследованиях деятельности различных специалистов. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы трудоемки и требуют
специальных условий проведения и аппаратуры.
Объект исследования. Применение теппинг-теста для определения силы нервной системы.
Процесс применения аппаратурных методов для выявления свойств нервной системы.
Предмет исследования. Оценка индивидуально-типологической характеристики, как сила-слабость нервной системы.
Особенности аппаратурных методов.
Цель исследования. Изучение свойств нервной системы с применением аппаратурных методов.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме аппаратурных методов.
2.Изучение проблемы различных аппаратурных методов.
3.Выявить и охарактеризовать особенности нервной системы с помощью Теппинг-тест .
Глава 1. Теоретические основы аппаратурных методов диагностики.
Методические приемы оценки свойств нервной системы
обращаются к разным анализаторам и эффекторам. Показано, что диагноз свойства при его оценке по разным анализаторам часто не совпадает (так, например, сила слухового анализатора может сочетаться со слабостью зрительного). В этом состоит явление парциальности, существенно подрывающее статус свойств нервной системы как наиболее общих особенностей нейродинамики, лежащих в основе психодинамических свойств (темперамента). В последнее время предприняты попытки поиска общих свойств нервной системы, характеризующих мозг в целом.
Большинство применяемых для оценки свойств нервной системы методик требуют специальной аппаратуры и особого помещения. Значительное число диагностических методик представлено в электроэнцефалографическом варианте. С помощью прибора
электроэнцефалографа записываются биотоки мозга, и по рисунку электроэнцефалограммы определяется степень выраженности того или иного свойства нервной системы у человека. Кроме электроэнцефалографических для диагностики СНС используются двигательные методики. Это различные варианты измерения времени реакции человека на внешний раздражитель (свет, звук). Аппаратурные методики являются надежными и точными способами измерения. Они наиболее ясны по своему содержанию, однозначны, и большая часть таких методик считается основным референтным приемом определения СНС.
1.1 Методологические вопросы определения основных свойств нервной системы
К настоящему времени дифференциальная психофизиология располагает большим арсеналом методических средств диагностики свойств нервной системы (СНС), прошедших все необходимые стадии проверки. Это методики лабораторного характера, требующие специальной
аппаратуры и особого помещения, а также бланковые методики. Остановимся на истории создания методик в школе Теплова-Небылицына.
На начальном этапе изучения свойств нервной системы у человека исходным в поисках и создании методик было раскрытие с максимальной достоверностью физиологического содержания каждого из основных свойств нервной системы, принятых в школе И.П. Павлова. Б.М. Тепловым были сформулированы четкие и ясные требования к методическим приемам. Наиболее точное знание о содержании СНС можно получить, используя методики «непроизвольных» реакций, и особенно такие, в которых непроизвольным является не только регистрируемый индикатор, но и реакция, с помощью которой он получается. Эти показатели чаще всего наиболее ясны по своему физиологическому содержанию и наиболее однозначно определяют изучаемые свойства, и, следовательно, в контексте поставленной задачи эти методические средства действительно могут рассматриваться как
основные.
Первоначально ведущая роль в изучении СНС у человека принадлежала условно-рефлекторным методикам. Было установлено, что понятия, выработанные в школе И.П. Павлова на базе условно-рефлекторных методик, применимы и для описания индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека. На основе некоторой физиологической функции (вегетативной, сенсорной, двигательной, биоэлектрической) у человека вырабатывались новые условные рефлексы, и индивидуальные особенности динамики условно-рефлекторной деятельности рассматривались как показатели определенных СНС.
Подробное описание методик того периода дано в работах Б.М. Теплова (1985), В.Д. Небылицына (1966) и их сотрудников (см.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, 1956, 1959, 1961, 1963 и др.). Такие методики почти всегда требуют длительной работы с испытуемым и достаточно сложного оборудования, но самый главный их недостаток заключается в том, что иногда не удается выработать условные рефлексы у некоторых испытуемых. Кроме того, по мере развития исследований СНС человека в школе Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына были открыты новые свойства (лабильность, активированность), которые вообще не имели условно-рефлекторных показателей. Поэтому в последние годы в дифференциальной психофизиологии наметились тенденции к более широкому использованию безусловно-
рефлекторных методик. (Э.А. Голубева, 1980). Как показали исследования, проводимые под руководством И.В. Равич-Щербо, чаще генотипическую обусловленность обнаруживают именно безусловно-рефлекторные характеристики нервной системы.
Лабораторные методики. Большинство диагностических
методик представлено в электроэнцефалографическом варианте. Для этого используется такой прибор, как электроэнцефалограф, и требуется специально оборудованное помещение. С помощью электроэнцефалографа записываются биотоки мозга, и по рисунку электроэнцефалограммы определяется степень выраженности того или иного свойства нервной системы у человека.
Рассмотрим
электроэнцефалографическую методику диагностики лабильности нервной системы. В качестве показателя берется длительность депрессии альфа-ритма после прекращения действия светового раздражителя. Испытуемый находится в затемненной экранированной камере. Он сидит в кресле с открытыми глазами. Для записи электроэнцефалограммы используется 16-канальный электроэнцефалограф. Электроды накладываются на теменно-затылочную область головы. Сначала записывается фоновая электроэнцефалограмма. Затем включается световой раздражитель яркостью 20 люкс (у глаз испытуемого). Длительность раздражителя - 10 с. Источником световых раздражителей является фотофоностимулятор. В ответ на раздражитель возникает депрессия альфа-ритма. Показателем лабильности служит средняя величина длительности депрессии альфа-ритма (в см) при последовательном применении 10 световых раздражителей. Восстановлением альфа-ритма считается появление подряд четырех альфа-колебаний. Большему уровню лабильности нервной системы соответствуют наименьшие числовые значения, полученные по этой методике. То есть, чем лабильнее нервная система, тем быстрее происходит восстановление альфа-ритма после прекращения действия раздражителя.
С другой стороны, чем инертнее нервная система, тем больше надо времени, чтобы восстановился альфа-ритм после отключения светового раздражителя.
Кроме электроэнцефалографических методик для диагностики СНС используются двигательные методики. Это различные варианты измерения времени реакции человека на внешний раздражитель (свет, звук).
Так, для диагностики силы нервной системы используется предложенная В.Д. Небылицыным методика измерения времени реакции на раздражитель разной громкости. Время реакции измеряется с помощью специального прибора - нейрохронометра. Через наушники испытуемому предъявляются звуковые раздражители четырех интенсивностей - 40, 60, 80, 100 децибелов. Как только испытуемый услышит звук, он должен как можно быстрее нажать на специальную кнопку. Интервалы между подачей
раздражителей составляют 10-15 с. Раздражители каждой интенсивности предъявляются по 25 раз в случайном, но одинаковым для всех испытуемых порядке. Звуковому раздражителю предшествует с отставанием в 2 с предупредительный сигнал - вспышка лампочки. Показателем силы нервной системы по этой методике служит коэффициент Ь, вычисляемый из уравнения регрессии у = а + Ьх, где у - средняя величина времени реакции на раздражитель каждой интенсивности, х - порядковые номера интенсивностей. Большим величинам коэффициента Ь соответствует большая сила нервной системы. Аппаратурные методики являются надежными и точными способами измерения.
Они наиболее ясны по своему содержанию, однозначны, и большая часть таких методик считается основным референтным приемом
определения СНС. В дифференциальной психофизиологии выработано такое правило, чтобы все новые методики диагностики какого-либо из свойств нервной системы сопоставлялись с основными референтными пробами определения этого свойства. Если, используя такой математический прием, как факторный анализ, удается установить, что новые индикаторы образуют одну группу (один фактор) с референтными методиками, то это позволяет трактовать результаты новых методик в терминах теории основных свойств нервной системы, т.е. считать, что новые методики измеряют то же свойство нервной системы, что и референтные пробы.
Подобная статистическая обработка дает возможность определить теоретическую валидность вновь разработанных методик.
Бланковые методики. Применение аппаратурных методик на производстве или в школе вызывает большие сложности, а иногда их использование вообще не представляется возможным. Поэтому возникла необходимость создать такие диагностические
средства, которые, удовлетворяя строгим научным критериям, могли бы быть использованы в нелабораторных условиях и были пригодны для массового обследования. Под руководством К.М. Гуревича, соратника и последователя Б.М.Теплова, были разработаны бланковые методики, диагностирующие проявления основных свойств нервной системы в мыслительно-речевой деятельности (В.А. Данилов, 1973; В.Т. Козлова, 1981). Но такая работа могла быть начата лишь после того, как в результате деятельности Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и их сотрудников были выяснены вопросы, касающиеся физиологического содержания каждого свойства, и разработаны методики, однозначные по своей сути, обладающие высокой надежностью, стабильностью и валидностью. Сопоставив новые методики с теми, которые в школе Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына названы основными, референтными методиками определения основных свойств нервной системы, удалось отобрать наиболее удачные диагностические пробы проявления СНС на уровне мыслительно-речевой деятельности. Переход к диагностике проявлений СНС в мыслительно-речевой деятельности требует таких методических приемов, которые были бы адекватны поставленной задаче, а именно: стимулировали, актуализировали мыслительно-речевые процессы. Этой цели соответствуют методики, в которых испытуемый оперирует вербальным материалом.
Некоторые диагностические приемы, разработанные тестологами, после соответствующих
модификаций оказалось возможным применить как пробы диагностики проявлений свойств нервной системы в мыслительно-речевой деятельности.
Информация о работе Аппаратурные методы изучения свойств нервной системы