Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:03, курсовая работа
Цель – изучить специфику девиантного поведения детей и подростков.
Основные задачи:
1. Изучить проблемы развития личности в научной литературе;
2. Выявить влияние неблагополучной семьи на развитие девиантного поведения у ребёнка;
3. Систематизировать свои знания о девиантном поведении и аномальном развитии личности.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблемы развития личности в научной литературе.
1.1 Понятие, структура и развитие личности…………………………………….5
1.2 Девиантное поведение: понятие, факторы, причины………………………..7
1.3 Формы и профилактика девиантного поведения…………………………...10
Глава 2. Изучение проблем аномального развития личности. Исследование Е.В. Бахадовой «Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей».
2.1 Организация и методы исследования……………………………………….19
2.2 Результаты исследования…………………………………………………….22
2.3 Выводы…………………………………………………………………….......27
Заключение………………………………………………………………………….....28
Список используемой литературы…………………………………………………...29
Приложение (а - б)………………………………………………………………….....30
Преступность. Это очень сложное социальное явление, не имеющее «естественных» границ (в отличие от алкоголизма, наркотизма, самоубийств) и определяемое с помощью двух критериев: общественной опасности и наказуемости в законном порядке.
Под преступностью понимается массовое, статистически устойчивое социальное явление, одна из форм девиантного поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой законодателем в уголовно законе.
К причинам роста преступлений среди несовершеннолетних следует отнести: бесконтрольность продажи спиртных напитков подросткам и даже детям, алкоголизм и насилие в семьях, коммерциализация центров досуга, видеотек, игровых залов, что толкает молодёжь на совершение корыстных преступлений с целью заполучить деньги. Актуальной остаётся проблема занятости: каждое третье преступление совершается нигде не работающими и не учащимися подростками. [5, с. 265].
Профилактика девиантного поведения предполагает систематически осуществляемое, целенаправленное предупредительное воздействие на отдельных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, в целях предупреждения преступлений и других асоциальных проявлений. Профилактическая практика по предупреждению правонарушений и негативных явлений в нашей стране носит многоуровневый характер, включающий следующие задачи:
Ранняя профилактика отклоняющегося
поведения, прежде всего предполагает
своевременное выявление и
Глава 2. Изучение проблем аномального развития личности. Исследование Е.В. Бахадовой «Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей»
Исследователи отклоняющегося поведения детей и подростков выделяют как внешние факторы влияния – социальную экологию (отношения в семье, отношения со сверстниками, условия проживания), так и внутренние – возможное психиатрическое неблагополучие ребёнка, искажающее регуляцию его поведения. При этом роль семейного неблагополучия определяется более значимой в причинности отклоняющегося поведения.
Своевременное выявление психологического неблагополучия, которое приводит к социальной дезадаптации и отклонениям в поведении ребёнка, - важная и насущная задача сегодня.
2.1 Организация и методы исследования.
Е.В. Бахадова провела исследование детей и подростков с проявлениями социальной дезадаптации, из семей с различными факторами неблагополучия, с использованием нового диагностического инструмента – анкеты «Оценка качества жизни ребёнка», где главным критерием оценки является субъективное представление ребёнка о себе. Обоснование применения данного инструментария базируется на идеях и концепциях Л.С. Выготского и Л.И. Божович о социальной ситуации развития, где подчеркивается важность не только самой внешней среды, в которой живёт и социализируется ребёнок, но и его переживания и отношения к ней.
Существует значительное влияние неблагополучия семьи на дезадаптацию ребёнка, поэтому мы можем говорить о наличии определённой связи между ними, выявить которую и поможет данное исследование.
Гипотезой, таким образом, выступает предположение о том, что неблагополучная семья, особенно с проявлениями девиации у взрослых членов семьи или ближайшего окружения, является фактором формирования и проявлений девиантного поведения у ребёнка.
Цели исследования:
Задачи исследования:
Для реализации поставленных целей было проведено исследование 299 детей разных возрастов с признаками социальной дезадаптации у младших и наличием девиаций у старших детей, находящихся на учёте и патронажном обслуживании одного из центров социальной помощи семье и детям Московской области. Было обследовано пять возрастных групп детей: 1 года - 17; 2-4 лет – 48; 5-7 лет – 35; 8-12 лет – 94 и 13-17 лет – 105 человек. Дети с психиатрическими отклонениями не изучались. В исследовании также принимали участие их родители или опекуны при выявлении анамнеза жизни ребёнка и семьи. На вопросы о качестве жизни за детей 1 года и 2-4 лет отвечали их родители, дети 5-7 лет отвечали сами при помощи взрослого – родителя, работника социальной службы, дети и подростки 8-12 лет и 13-17 лет отвечали самостоятельно. Популяционные данные были получены при анкетировании более 6000 детей разных возрастов в различных регионах России по опросникам качества жизни в предыдущих исследованиях.
В исследовании были применены следующие методы:
Блок оценки эмоционального функционирования содержит вопросы, касающиеся страхов, тревожности, возбудимости, депрессивности, агрессивности, блок оценки социального функционирования – вопросы, затрагивающие общение со сверстниками и взрослыми, самостоятельность и контроль за своим поведением, конфликтность и стремление к уединению, наличие вредных привычек и склонности к отклоняющемуся поведению.
Кроме того, в каждом варианте опросника присутствовали два дополнительных блока, содержащих сведения о здоровье ребёнка и условиях жизни его семьи: тип семьи (неполная, многодетная, приёмная), среднедушевые доходы (с градациями), состояние жилища, внутрисемейные отношения (конфликты, насилие), наличие у родителей вредных привычек и правонарушений. [1, с. 39].
2.2 Результаты исследования.
При оценке качества жизни детей была проанализирована связь различных особенностей семейной среды и бальных суммарных оценок (физического, эмоционального, социального и умственного функционирования) качества жизни детей по возрастным группам (рис. 1), [приложение, а].
Исходя из приведённых
данных, максимальное негативное воздействие
испытывают на себе дети 2-4 лет из неблагополучных
семей (чем выше бальная оценка, тем
больше негативное воздействие во всех
сферах функционирования ребёнка). В
этом возрасте проблемы качества жизни
в наибольшей степени выражены у
детей из семей наркоманов и правонарушителей
(32, 8 балла), пьющих (31 балл) и в конфликтных
семьях (28,1 балл). Если в период первичной
социализации ребёнок испытывает столь
большое психологическое
В последующих периодах жизни детей (от 4 до 17 лет) показатели качества жизни колеблются в пределах 21-28 баллов, что тоже значительно превышает аналогичные данные детей из популяционных групп.
Наибольшее число негативных проявлений у детей в 8-12 лет и 13-17 лет прослеживается в семьях, имеющих плохое жильё, и у детей из семей наркоманов и правонарушителей (рис.1), [приложение, а]. Интересно, что в этих возрастных периодах, также у детей из семей с проблемами жилья с наибольшим напряжением происходит эмоциональное развитие и функционирование (рис. 3), [приложение, а].
Социально-психологические факторы качества жизни, учитывающие эмоциональное и социальное функционирование детей, оказались в данной ситуации ведущими и определяющими: низкий уровень качества жизни у детей из проблемных семей значительно выше, чем в популяции (рис. 2 и 3), [приложение, а].
Наибольшие отклонения в социальной адаптации и социальном функционировании испытывают дети из семей наркоманов и пьющих родителей – максимальные баллы по всем возрастам (рис. 2), [приложение, а]. Высокое эмоциональное напряжение (8,6 баллов в 2-4 года и 7,6 баллов в 13-17 лет) наблюдается также у детей из семей наркоманов. У них в большей степени проявляются тревожность, неуверенность в себе и агрессивность.
Сильный эмоциональный дискомфорт (7,7 балов при 5,5 в популяции) испытывают дети из конфликтных семей в возрасте 5-7 лет (в период подготовки к школе), а в 8-12 лет – дети из семей с жилищными проблемами (7,1 балл при 4,4 в популяции) (рис. 2 и 3), [приложение, а].
Таким образом, показатели качества
жизни, по свидетельству респондентов
(детей и их родителей), непосредственно
обусловлены особенностями
Оценка возрастных особенностей формирования и проявления дезадаптаций и девиантного поведения детей проводилась путём расчёта доли каждого признака в различных возрастных группах и сравнения полученных данных с возрастными популяционными показателями. Результаты представлены в таблицах распределения показателей по возрастам. [приложение, а, б].
Психологические проблемы (нарушенный сон, повышенная возбудимость) и признаки социальной дезадаптации (к году не ест из ложки, не пьёт из чашки, не умеет действовать с игрушками и выполнять простейшие просьбы) обнаруживаются у обследуемых детей уже на первом году жизни, и количество этих проблем составило соответственно 17,6 2,2% и 5,9 2,4%, частоты их проявлений среди детей данного возраста. [1, с. 41].
В возрасте 2-4 лет указанные изменения наблюдаются у большого числа детей, появляются также некоторые поведенческие реакции – агрессивность и конфликтные отношения со сверстниками, что подтверждается высокой степенью достоверности (табл. 1), [приложение, а]. Частота девиаций ниже средневозрастной; достоверность высокая.
У детей 5-7 лет круг проявлений девиантного поведения расширяется за счёт побегов из дома, бродяжничества, табакокурения, аморального поведения. Обращает на себя внимание тот факт, что у детей 5-7 лет все частоты девиации ниже средневозрастных показателей. Особенно это касается табакокурения, агрессивности и конфликтных отношений со сверстниками, все эти девиации чаще встречаются у детей постарше (табл. 2), [приложение, а]. Частота девиаций ниже средневозрастной; достоверность высокая.
Среди детей 8-12 лет возрастают частоты и выраженность девиантного поведения, которые проявляются в социальной дезадаптации, психологических проблемах, плохой успеваемости, в конфликтных отношениях со сверстниками, аморальном поведении, бродяжничестве. У этих детей целый ряд девиаций превышает аналогичные средневозрастные показатели. [1, с. 43].
По сравнению с предшествующим
возрастным периодом у детей 8-12 лет
в наибольшей степени возросло число
проявлений аморального поведения
(с 2,9 до 20,0%, т.е. в 6,9 раза), конфликтных
отношений со сверстниками (с 2,9 до 14,9%,
т.е. в 5 раз), увеличилась также
У подростков 13-17 лет частота и спектр девиаций возрастает до максимума. По сравнению с предшествующим возрастным периодом (8-12 лет) пьянство и наркомания увеличиваются в 16,5 раза; правонарушения – в 7,7 раза; токсикомания – в 5,2 раза; табакокурение – в 3,3 раза; физическое и психологическое насилие над другими – в 3,0 и 2,2 раза. Возросли также агрессивность (+79,7%), эмоциональное насилие над сверстниками (+41,9%), число психологических проблем (+40,4%) и суицидальных попыток (+38,1%), конфликтные отношения со сверстниками (+27,1%) и школьная неуспеваемость (+21,2%). Неизменным осталось число детей с аморальным поведением и уменьшилось число детей, совершающих побеги из дома, занимающихся попрошайничеством и бродяжничеством (табл. 4), [приложение, а].
Далее был проведён анализ
соотношения неблагоприятных
Формирование девиаций у детей 2-4 лет в наибольшей степени связано с любой девиацией отца и особенно матери, главным образом с их алкоголизацией, отстранённостью от воспитания ребёнка и половой распущенностью. Неблагоприятно действуют на ребёнка конфликтная ситуация в семье, отсутствие родителей по любой причине. [1, с. 46].