Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:03, курсовая работа
Цель – изучить специфику девиантного поведения детей и подростков.
Основные задачи:
1. Изучить проблемы развития личности в научной литературе;
2. Выявить влияние неблагополучной семьи на развитие девиантного поведения у ребёнка;
3. Систематизировать свои знания о девиантном поведении и аномальном развитии личности.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблемы развития личности в научной литературе.
1.1 Понятие, структура и развитие личности…………………………………….5
1.2 Девиантное поведение: понятие, факторы, причины………………………..7
1.3 Формы и профилактика девиантного поведения…………………………...10
Глава 2. Изучение проблем аномального развития личности. Исследование Е.В. Бахадовой «Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей».
2.1 Организация и методы исследования……………………………………….19
2.2 Результаты исследования…………………………………………………….22
2.3 Выводы…………………………………………………………………….......27
Заключение………………………………………………………………………….....28
Список используемой литературы…………………………………………………...29
Приложение (а - б)………………………………………………………………….....30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им И.И. ПОЛЗУНОВА»
кафедра Теоретической и прикладной социологии
УДК
Аномальное развитие личности
(тема курсовой работы)
Пояснительная записка к курсовой работе
По дисциплине «Психология»
Работу выполнил
Студент СР-71
Нормоконтроль
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Проблемы развития личности в научной литературе.
Глава 2. Изучение проблем аномального развития личности. Исследование Е.В. Бахадовой «Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей».
2.1 Организация и методы исследования……………………………………….19
2.2 Результаты исследования…………………
2.3 Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………….
Приложение (а - б)…………………………………………………………………...
В настоящее время такие проблемы, как беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, рост детской преступности, требуют пристального внимания общества. Разрушение государственной системы общественного воспитания и организации досуга детей в условиях рыночных отношений, а также кризисное состояние института семьи – усложнение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей, ослабление воспитательной и духовной функции семьи, приводят к аномальному развитию личности, к формированию девиантного поведения у детей. Соответственно, одними из первоочередных задач становятся выявление и предупреждение социальной дезадаптации детей и подростков, социально-психологическая поддержка семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Психологические причины
развития поведенческих
Проблема аномального развития (девиантного поведения) личности рассматривается целым рядом научных дисциплин: социологией, психологией, педагогикой и др. Уже написано бесчисленное количество статей, учебных изданий, авторы которых рассматривают проблемы личности с разных аспектов. Например, в учебниках, статьях по психологии (Р.С. Немов, А.Э. Штейнмец и др.) личность рассматривается как совокупность психологических, психических качеств человека; в статьях по социальной педагогике, социологии (В.И. Золотов, Е.И. Холостова, Ю.В. Василькова и др.) личность, её развитие, рассматривается как социальное явление.
На сегодняшний день, учёные, исследователи, хотя и имеют схожие взгляды на понятие личность, но прийти к одному определению не могут. В каждой научной дисциплине, у каждого учёного, исследователя оно своё.
Объект моей курсовой работы – аномальное развитие личности.
Предмет – особенности аномального развития личности (девиантного поведения) у детей и подростков.
Цель – изучить специфику девиантного поведения детей и подростков.
Основные задачи:
Глава 1. Проблемы развития личности в научной литературе.
Существует закономерность: человеком рождаются, личностью становятся.
Личность – это человек, владеющий своим поведением, способный осуществить выбор поступка, деятельности и жизненного пути, переживающий ответственность за свой выбор перед обществом и собой (учебник по общей психологии А.Э. Штейнмеца). [10, с. 69].
Личность – явление социальное. Она обладает набором обязательных социальных качеств. Качества личности – явление не врожденное, не предаются по наследству, но возникают в результате социального и культурного развития. Это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремлённость, самоконтроль и самоанализ, направленность и воля и др. Например, индивидуальность – это своеобразное сочетание в человеке качеств, характеризующих его мировоззрение, устремления, способности, темперамент.
Темперамент – это совокупность природно обусловленных особенностей человека (или животного), определяющих тонус и динамику психических процессов.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обуславливающих типичные для него способы поведения и деятельности.
А целеустремлённость – это способность достижения назначенной цели.
Эти и некоторые другие качества (способности, эмоции и др.) составляют структуру личности.
Формирование личности –
это процесс становления
Развитие человека – результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности под воздействием её воспитания и образования.
Развитие личности осуществляется, прежде всего, в деятельности усвоения (присвоения) индивидом социального опыта – знаний, накопленных человечеством, общественных отношений, культуры человеческих взаимоотношений, т.е. в процессе социализации. [10, с. 70].
Развитие личности зависит от 3 факторов: наследственности, среды и воспитания.
Наследственность – это
физические, биологические свойства
человека, родовые особенности его
организма. Цвет кожи, глаз, телосложение,
особенности нервной системы
и мышления. По наследству передаются
задатки и способности
Среда – это глобальные события на планете, экономические события, стихии, события в стране, в обществе, где живет человек. Это религиозное влияние, влияние улицы, сверстников, школы, семьи и др. Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно.
Воспитание - процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.
Перевоспитание – это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении личности.
Существует два понятия:
«перевоспитание» - перестройка всей
структуры личности и «исправление»
- преодоление отдельных
Перевоспитание ставит цель сформировать личность, которая отвечала бы требованиям общественной морали. [3, с. 56].
Развитие личности (аномальное)
— хронические изменения
Как я уже говорила, любая девиация человека – это его аномальное развитие, т.е. аномально развитая личность имеет девиантное поведение.
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.
В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обуславливающих девиантное поведение, выделяют такие, как:
- индивидный фактор, действующий
на уровне психобиологических
предпосылок асоциального
- психолого-педагогический
фактор, проявляющийся в дефектах
школьного, семейного
- социально-психологический
фактор, раскрывающий неблагоприятные
особенности взаимодействия
- личностный фактор, который
прежде всего проявляется в
активно-избирательном
- социальный фактор, определяющийся
социальными и социально-
Во многих случаях предпосылки девиантного поведения создают именно социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы).
В самом общем виде основные причины девиантного поведения подростков в современных условиях можно сформулировать следующим образом.